«Снайпер»: история идеального убийцы
Спустя почти десять лет после выхода дилогии « Флаги наших отцов » и « Письма с Иводзимы » Клинт Иствуд вернулся к военной теме. На этот раз он экранизировал автобиографию Криса Кайла, ветерана войны в Ираке и самого эффективного снайпера в американской истории.
Но если раньше Иствуд показывал войну с точек зрения обеих сторон, то сейчас от былой объективности не осталось и следа. « Снайпер » не поднимает вопрос о необходимости войны в Ираке, ловко избегает любых намеков на неоднозначность героя и, что еще удивительнее, так и не объясняет, чем Кайл заслужил свой легендарный статус.
Жанр : военная драма Режиссер : Клинт Иствуд Сценарист : Джейсон Холл В ролях : Брэдли Купер, Сиена Миллер, Люк Граймс Премьера в России : 5 марта 2015 года Возрастной рейтинг : 18+ Похожие фильмы : «Повелитель бури» (2008), «Цель номер один» (2012), «Падение “Черного ястреба”» (2001), «Уцелевший» (2013)
Жизнь в черно-белом свете
► Какие-какие у нас сборы?
« Снайпер » неожиданно для многих стал главным хитом начала 2015 года. Картина собрала в мировом прокате умопомрачительные 470 миллионов долларов (и это еще не предел!) и отняла звание самого кассового военного фильма у « Спасти рядового Райана » Стивена Спилберга. В чем же секрет такой популярности?
Многие приписывают львиную долю заслуг великолепной игре исполнителя главной роли Брэдли Купера, всерьез претендовавшего на «Оскар». Но настоящая причина популярности фильма, скорее всего, в другом.
Во-первых, главный герой, самый эффективный снайпер в американской истории — Крис Кайл, после выхода автобиографии стал настоящей звездой, а его преждевременная смерть только подлила масла в огонь. Во-вторых, Иствуду удалось снять историю с весьма популярным в народе сюжетом: о том, как простой техасский ковбой так сильно любил свою страну и стремился оберегать покой ее граждан, что сбежал от беременной жены в Ирак. В дальнейшем Кайл сожалел лишь о том, что убил недостаточно солдат противника и спас не всех сослуживцев.
В техническом отношении « Снайпер » превосходен. Повествование держит зрителей в напряжении с первых же кадров, в которых только что попавшему в Ирак Кайлу предстоит сделать тяжелый выбор — застрелить иракского мальчика или позволить ему совершить теракт.
► У фильма может быть множество недостатков, но игра Брэдли Купера к ним точно не относится.
И уже здесь проявляется главный недостаток фильма. В отличие от фильмов о второй мировой, в которых Иствуд показал события с двух сторон — американской и японской, в « Снайпере » объективность и не ночевала. Здесь все настолько поделено на черное и белое, что все положительные персонажи носят светлое, а все отрицательные — темное.
Герои фильма не задумываются о том, что вторглись в чужую страну и воюют с местным населением. Они заставляют жителей покидать свои дома — и потом искренне удивляются, что одни отказываются уходить, а другие берутся за оружие и противостоят захватчикам. Более того, из уст персонажей в адрес иракцев то и дело звучит презрительное «дикари». Прямо как в колониальный период, когда не менее убежденные в своей правоте и чистоте помыслов белые джентльмены из благородных побуждений заграбастали себе полмира.
В свою защиту Иствуд говорит, что не ставил цели найти причины и суть разгоревшегося конфликта, а хотел показать драму одного конкретного человека. Наверное, именно поэтому, против всякой логики, война в Ираке начинается после теракта 11 сентября, а развернувшаяся в реальности следом за ним военная операция в Афганистане вообще не берется в расчет. О трагедиях мирного населения Ирака снимут, наверное, какой-то другой фильм.
► Настоящий Крис Кайл был таким страстным поклонником «Металлики», что даже взял с собой на войну флаг группы.
Однако проблема в том, что Иствуду не удалось даже должным образом осветить жизненный путь человека, автобиографию которого он экранизировал. Из « Снайпера » нельзя узнать, за что Крис Кайл получил прозвище «Легенда» (оно связано с конкретным эпизодом из его послужного списка). Вместо этого режиссер акцентирует внимание на безуспешных попытках Кайла вернуться к мирной жизни в перерывах между поездками в Ирак, и его противостоянии с иракским снайпером Мустафой, ответственным за гибель нескольких боевых товарищей Кайла.
И даже это противостояние можно было бы показать гораздо лучше, если б сценаристы догадались добавить хоть какую-то глубину образу Мустафы. Иракский снайпер мог стать патриотом своей страны, любящим отцом и прославленным спортсменом, который, как и Кайл, искренне верит в свою правоту. Однако Иствуд выставил главного антагониста фильма обычным маньяком, прыгающим по крышам и палящим в американских морпехов.
► Плохие иракские парни носят черное.
Отдадим Иствуду должное, он не гнушается показать трагедию возвращающихся к мирной жизни ветеранов. Уже после первой поездки на войну Крис Кайл приезжает домой изменившимся человеком, эмоционально отстраненным от всего мира и от своей семьи. С годами этот разрыв увеличивается, и хотя в конце концов Кайлу удается приспособиться, многим бывшим морпехам повезло куда меньше.
Впрочем, все эти истины известны уже давно (взять хотя бы финальную серию блестящего « Тихого океана »), ничего нового Иствуд не открыл. Куда интереснее было бы увидеть фильм о том, как к обычной жизни пытаются вернуться жители разрушенных войной городов.
Настоящий американский герой
► Реальному Кайлу довелось убить женщину, вымышленному — еще и ребенка.
« Снайпер » сильно идеализировал главного героя. Реальный Крис Кайл был куда менее приятным персонажем. Если верить автобиографии, на его решение вступить в армию никак не повлияли ни проникновенные монологи отца, ни сообщения о терактах у американских посольств, ни стремление защитить своих собратьев. Настоящий Крис Кайл был прирожденным убийцей, который искренне ненавидел своих врагов и жалел, что не смог положить еще больше народу. Он, в принципе, занимался любимым делом.
Кроме того, фильм драматизировал детали биографии Кайла. В реальности ему не приходилось убивать иракских детей. Но однажды снайперу и вправду пришлось застрелить женщину с гранатой.
Хотя у Кайла действительно были проблемы с адаптацией к мирной жизни, он вовсе не тяготился своим гражданским статусом. Вернувшись из Ирака в последний раз, снайпер успел написать автобиографию и засветиться в нескольких скандалах. Как-то раз он заявил, что застрелил двух грабителей, пытавшихся угнать его автомобиль, в другой раз хвастался, что во время урагана в Новом Орлеане отстреливал вооруженных мародеров. Оба случая не нашли подтверждения, а у Кайла стала складываться репутация человека, любящего приврать ради славы.
► Крис Кайл отправился на войну, чтобы защитить Родину и семью от людей, которые им вовсе не угрожали.
Однако внезапная смерть сделала его настоящим героем нации. А его убийца, другой страдающий посттравматическим синдромом ветеран, недавно был приговорен к пожизненному заключению без права на обжалование приговора.
Такие дела.
Рейтинг
И
Идеализированная история жизни человека, который больше всего на свете любил и умел убивать.