Gears of War
Разговоры о смерти РС-гейминга и постепенном смещении центра тяжести в сторону консолей идут уже так давно, что большинство игроков перестали воспринимать их всерьез. Да и чего, казалось бы, опасаться? Такие прогнозы делали еще в середине 90-х (во времена PS One), потом в начале 2000-х (когда запускались PS2, Xbox и GameCube) и сейчас вот делают опять. Меж тем компьютерные игры как выходили, так и продолжают выходить. Но это лишь на первый взгляд. Если же присмотреться внимательнее, то становится очевидно, что приставки и вправду перетягивают одеяло на себя, просто идет этот процесс довольно медленно.
Обратите внимание хотя бы на то, что творится с шутерами. Что там у нас вышло в этом году? Rainbow Six: Lockdown — порт с консолей предыдущего поколения; Condemned: Criminal Origins — порт с Xbox 360; Ghost Recon: Advanced Warfighter — не чистый порт, но глубокая переработка версии для Xbox 360; Call of Duty 3 так и вовсе благополучно проплыл мимо.
В сухом остатке — эпизодические SiN Episodes: Emergence и Half-Life 2: Episode One, аддон F.E.A.R.: Extraction Point плюс мультиплатформенные Hitman: Blood Money, Prey и Splinter Cell: Double Agent. Таким образом, получается, что сколько-нибудь сносных РС-эксклюзивных шутеров в этом году было всего два — Battlefield 2142 и Armed Assault. Негусто для платформы, которая, вообще говоря, считается самой комфортной для игр этого жанра.
Самый же лучший шутер 2006 года вышел на Xbox 360, и называется он Gears of War. Тот самый Gears of War, о котором последние года полтора было столько разговоров, и от той самой Epic Games , которая известна нам по сериалам Unreal и Unreal Tournament.
Закулисные тайны
У Gears of War весьма примечательная судьба. Изначально игра планировалась как launch-тайтл для PlayStation 3, но Microsoft , испытывавшая острую нехватку Xbox 360-эксклюзивов, попросту перекупила ее. Осенью 2006 года запускалась PS3, поэтому Microsoft кровь из носу нужен был блокбастер, способный отвлечь людей от приставки Sony. Поначалу таким блокбастером должен был стать Halo 3 ; Билл Гейтс даже пообещал в мае прошлого года выпустить его в один день с PS3. Но потом стало очевидно, что раньше 2007 года Halo 3 доделать не удастся, и ее роль решили передать Gears of War.
Приоритетное внимание игре, однако, начали уделять еще раньше. Сразу после перехода Gears of War в разряд Xbox 360-эксклюзивов ключевые люди из Epic Games стали частыми гостями в Microsoft Game Studios. Имея за плечами серию самых успешных и технологичных движков и столь мощный проект, как Gears of War, Тим Суини (президент Epic Games) и Марк Рейн (вице-президент) приобрели большое влияние в MGS и не преминули этим воспользоваться.
В то время Xbox 360 планировалось оснастить всего 256 Мб памяти, «эпики» же понимали, что с таким объемом каши не сваришь, и всеми силами старались донести это до руководства MGS. В конце концов редмондцы все-таки пошли им навстречу и согласились увеличить объем памяти до 512 Мб. По словам Марка Рейна, в тот день финансовый директор MGS позвонил ему и сказал: « Я всего лишь хочу сообщить, что только что оказал вам услугу ценою в миллиард долларов ». На что Рейн ответил: « Вообще-то вы оказали услугу не мне, а миллиарду игроков ». Как покажет время, Марк оказался прав: не увеличь MGS объем памяти, Xbox 360 сильно бы уступал по производительности PS3. А так они оказались в одинаковых весовых категориях (в PS3 тоже 512 Мб).
Во всем виноват Ходорковский
Что же такого особенного в этой игре, если Microsoft готова ради нее идти на такие траты? Если коротко, то это просто очень и очень качественный экшен, который в перспективе (Gears of War заявлена как трилогия, то есть три пишем и еще как минимум два в уме) может занять второе место после сериала Halo в пантеоне самых лучших игр для Xbox 360. Почему не первое? В отличие от Halo, здесь нет надлежащего размаха, соответствующей постановки и настолько аддиктивного геймплея. Но даже в своем нынешнем виде Gears of War на пару голов превосходит все остальные шутеры, вышедшие в 2006 году. Будь мы мультиплатформенным изданием, нам не пришлось бы ломать голову над тем, кому отдать звание игры года.
События Gears of War имеют место в неопределенно далеком будущем на планете Сера, где долгие годы бушевала глобальная война. Когда участники конфликта наконец утихомирились, последовало открытие имульсии — нового сверхдешевого источника сырья и энергии, способного заменить собой углеводороды и ядерное топливо. Это повлекло за собой новую войну — у одних стран этой имульсии оказалось столько, что хоть залейся, а у других не было вовсе. Конфликт продолжался на протяжении 79 лет, и в конечном счете инициативу перехватила организация, именующая себя Coalition of Ordered Governments (или просто COG). Довести войну до конца им, однако, не удалось: появившиеся из ниоткуда пришельцы, нареченные впоследствии локустами, всего за сутки превратили все основные города планеты в руины и уничтожили большую часть населения (позже это событие будет названо Emergence Day). В надежде спасти хоть кого-то COG заняла оборону на каменистом плато, куда пришельцы не смогли проникнуть (они нагрянули из-под земли), и распространила среди выживших следующее заявление: « Те, кто не смог добраться до плато, — считайте, что мы принесли вас в жертву. Простите нас, но другого выхода просто нет ».
Чтобы локусты не смогли закрепиться на захваченной территории, COG обработали всю поверхность планеты химическим оружием и орбитальными лазерами. Получилось ни вашим, ни нашим: локусты не могут воспользоваться этой территорией, потому что по ним сразу начинают лупить лазерами, а люди — потому что им из-под земли сразу начинают досаждать локусты.
Сама игра начинается через четырнадцать лет после этих событий. Главный герой по имени Маркус Феникс, ветеран, за плечами которого многие годы войны, отбывает заключение в тюрьме Jacinto Penitentiary. Тюрьма вот-вот падет под ударами локустов, персонал и все заключенные, кроме самого Феникса, уже мертвы. В этот самый момент на помощь ему приходит старый друг Доминик Сантьяго и сообщает, что командование было вынуждено реабилитировать его (ввиду нехватки людей). С боями они прорываются к выходу и покидают тюрьму. Задание у Маркуса и его отряда простое — найти пропавшую группу «Альфа», помочь ей доставить в катакомбы локустов взрывное устройство и привести его там в действие.
Персонажи
Маркус Феникс (главный герой)
35-летний ветеран, воевавший еще до нашествия локустов. Через десять лет после Emergence Day пришельцы пробили очередную брешь в обороне людей и Маркус ослушался приказа начальства, чтобы спасти своего отца. Сделать это ему не удалось, зато сам Маркус попал под трибунал. Блестящий послужной список спас его от смертной казни, взамен суд приговорил Феникса к сорока годам заключения. Отсидеть ему пришлось всего четыре года.
Изо всех персонажей Gears of War он выписан, пожалуй, лучше всего. Маркус — концентрированное воплощение маскулинности. Атлетически сложен, изуродован шрамами, очень немногословен — каждое слово буквально выцеживает из себя. Озвучивал его, кстати, не кто иной, как Джон ДиМаджио, голос робота Бендера из «Футурамы».
Доминик Сантьяго
Лучший друг Маркуса и единственный, кто считает, что осудили его ни за что. На войне он потерял жену, поэтому, как и в случае с главным героем, война для него личное дело.
На протяжении всей игры Дом будет находиться рядом с Маркусом, за него можно даже поиграть в кооперативе (сохранится ли кооператив в РС-версии — неизвестно).
Огастес Коул
Если Маркус — воплощение мачо, то Коул представляет собой собирательный образ харизматичного негра: веселый, нахрапистый, накачанный по самое не хочу. Голос у него настолько характерный, что ошибиться невозможно: так могут говорить только негры.
Дэймон Бэйрд
Бэйрд — такой же многоопытный военный, как и три вышеперечисленных персонажа, но на любую инициативу, таящую в себе опасность, реагирует с таким скепсисом и подозрением, что это стало предметом постоянных шуток со стороны его товарищей. Дело не в трусости — просто погибнуть на войне в его планы не входит.
Во время первой же встречи Бэйрд чуть было не затеял ссору с Маркусом, но потом вся его петушиность как-то сходят на нет. А жаль — конфликт между самими гирзами был бы тут весьма кстати.
Лейтенант Мин Юн Ким
Командир отряда «Дельта», в состав которого был зачислен сначала Маркус, а потом еще и Огастес с Дэймоном (двое последних входили в отряд «Альфа», но его почти полностью уничтожили).
Рядовой Кармайн
Эпизодический персонаж, которого не наделили даже собственной внешностью (он все время в шлеме). Кармайн явно еще очень молод и неопытен — энтузиазм из него так и прет.
Аня Штрауд
На экране Аня мелькнет всего один раз, но ее голос вы будете слышать постоянно. Аня все время держит связь с группой «Дельта», передает им приказы начальства и снабжает информацией.
Полковник Виктор Хоффман
Главный недоброжелатель Маркуса, согласившийся выпустить его из тюрьмы лишь ввиду нехватки опытных солдат. Личная неприязнь, однако, не мешает ему относиться к Маркусу адекватно.
Я в домике!
Gears of War принадлежит к новому, еще только нарождающемуся поколению игр — позиционным шутерам. В этом смысле он похож сразу на три игры — Ghost Recon: Advanced Warfighter в версии для Xbox 360, Resident Evil 4 и, не удивляйтесь, трехлетней давности kill.switch.
Выглядит все следующим образом: при перемещении используется вид от третьего лица, стрелять при этом тоже можно, но целиться придется навскидку — прицела-то на экране нет. Прицельная же стрельба возможна, только если зажать специальную клавишу. Камера сразу прыгает Маркусу на плечо, на экране появляется прицел, но двигаться герой может лишь шагом. Это и в обычном шутере опасно, а уж в Gears of War, где валят буквально с нескольких попаданий, так и вовсе смертельно. То есть прежде чем лезть в пекло, нужно сначала найти укрытие.
На концепции укрытий в Gears of War построено абсолютно все. По сути, игра представляет собой длинную, изредка разветвляющуюся трубу, где мы перемещаемся от одного укрытия к другому. Под это дело даже выделена специальная кнопка. При нажатии клавиши А (на геймпаде Xbox 360) герой намертво прирастает к стене или пригибается за каким-нибудь камнем, ранить его при этом может разве что случайным попаданием (что редкость) или взрывом гранаты.
Перемещения от укрытия к укрытию (например, перекат на другую сторону дверного проема) и прыжок с последующим кувырком через голову тоже осуществляются этой же клавишей. Если нажать кнопку А во время движения, включается так называемый Roadie Run. Гирз пригибается к земле и начинает бежать быстрее, а если прямо по курсу оказывается какое-то укрытие — немедленно бросается к нему. Камера показывает героя сзади и чуть справа и при этом легонько трясется — так, как будто сзади бежит оператор.
Сидеть «в домике» можно лишь до тех пор, пока вы не перейдете в режим прицельной стрельбы и не откроете огонь, после этого сразу начнутся ранения. Высовываться из укрытия удается лишь на короткое время — убивают очень уж быстро. Постреляли, спрятались, перевели дух, снова постреляли — и так до победного. Бегать за аптечками, к счастью, не надо — как и во всех передовых шутерах, здоровье здесь восстанавливается автоматически. В случае ранения на экране появляется изображение шестеренки — чем сильнее она «закрашена» кровью, тем ближе вы к гибели.
Если противники наступают слишком уж активно, от пассивного обмена очередями приходится переходить к более активным действиям. Можно сменить позицию, открыть огонь вслепую, двинуть по морде локусту прикладом или (самый смак!) распилить его бензопилой, которой оснащен основной автомат. Раскручивать пилу рекомендуется заранее: когда противник находится вплотную, включить ее почему-то нельзя.
* * *
От достоинств перейдем к недостаткам. Epic Games никогда не была сильна в одиночных играх, прежде всего в том, что касается сторителлинга, и Gears of War — лишнее тому подтверждение.
Больше всего расстраивает то, как тут обошлись с сюжетом. Сценарий для игры писали Эрик Найланд (автор книг по Halo ) и Сьюзан О’Коннор (сценаристка Act of War: Direct Action и Dungeon Siege 2 ), но куда делись их труды, решительно непонятно. Вся та предыстория, о которой мы рассказывали в первой половине статьи, благополучно опущена — мол, если интересно, читайте мануал или ищите информацию в интернете. Между тем без этой информации непонятна не только подоплека всего конфликта в целом, но и даже эпизодические моменты. Почему, например, гражданское население, встречающееся игре всего один раз, называет гирзов фашистами? Почему Бэйрд из группы «Альфа», во время первой встречи откровенно наезжавший на Маркуса, потом благополучно «забыл» о своих претензиях и покорно подчинялся приказам? Почему ни разу не была показана база людей (интересно ведь, сколько их выжило и каков их военный потенциал)? Что делают локусты на территории тюрьмы, если она находится на том самом плато, проковырять которое из-под земли им было не по силам? Ну и финальный босс, конечно, никуда не годится: убить его несложно, но очень уж муторно.
Дизайн уровней тоже оставляет желать: декорации вроде бы меняются, но ощущение такое, что ты всю игру бегаешь по одним и тем же местам. Виной тому одинаковые серые текстуры, которыми в Gears of War покрыто абсолютно все.
Из оружия положительные эмоции оставляет только титульный автомат с бензопилой и устройство для наведения орбитального лазера. Пистолет и револьвер откровенно бесполезны, гранатомет бестолковый, шотган наносит приличные повреждения только при выстреле в упор, но уже на средних дистанциях становится бесполезен; автомат пришельцев может стрелять только короткими очередями; гранаты отличаются небольшим радиусом поражения и неудобны в обращении. Финита всему — арбалет, который наводится на цель сразу двумя клавишами.
Ну а самое главное: Gears of War — это все-таки не «живой» экшен, как тот же Half-Life , а синтетический блокбастер вроде F.E.A.R. В душу не западет, но о потраченном времени жалеть не будете.
Версия для РС все еще не анонсирована, но в том, что игра появится на персоналках, сомневаться не приходится. Вопрос только в том, когда это произойдет.