ДЖАЗ: Работа по найму
В последнее время наша страна все чаще выступает в образе такого священного деда Мазая, спасающего зайцев. В роли зайцев периодически выступают легендарные, но со временем покрывшиеся пылью и основательно забытые на Западе ( но не у нас! — Прим. ред . ) игровые сериалы.
Началось все, как вы знаете, с « Нивала », который чудесным образом реанимировал культовый сериал Heroes of Might and Magic и доказал, что в нашей стране могут делать проекты мирового уровня. И нет ничего удивительного в том, что сегодня именно в России куются продолжения еще двух гениальных сериалов — Disciples 3 , над которой трудятся граждане из .dat, и Jagged Alliance 3 , создаваемый силами небезызвестной « Аккелы ».
Кстати, с Jagged Alliance 3, если вы помните, вообще приключилась весьма смешная история. Сначала Strategy First (собственно, западный издатель и обладатель всех прав на серию) поручили делать Jagged Alliance 3 студии « МиСТ ленд — ЮГ ». Шаг вполне разумный, учитывая, что последние в свое время отметились тремя неплохими тактическими стратегиями — «Код доступа: РАЙ» , «Власть закона» и « АЛЬФА: антитеррор».
Все, казалось бы, шло хорошо, мир готовился встречать полнокровное продолжение прославленного сериала, однако спустя некоторое время проект внезапно начало лихорадить. Для начала Strategу First отобрали у GFI Russia (так стал называться «МиСТ ленд» после слияния с издателем GFI ) права на Jagged Alliance 3 и поручили ваять Jagged Alliance 3D (по замыслу должен был получиться классический Jagged Alliance , только в полном 3D и с модными спецэффектами). А затем и вовсе разорвали отношения с русской компанией и отозвали лицензию на производство под соответствующей маркой. В GFI сделали единственно верный шаг — стремительно переименовали проект в « ДЖАЗ: Работа по найму » и поклялись выпустить ту самую игру в самое ближайшее время.
Так вот, в минувшем феврале редакция « Игромании » посетила гостеприимный офис GFI Russia, где самолично убедилась в том, что незаконнорожденный Jagged Alliance совсем скоро появится на свет и выглядит он именно так, как обещалось.
Проторенной дорожкой
Несмотря на смену вывески, уши родительской игры — Jagged Alliance 2 — торчат в «ДЖАЗе» буквально изо всех щелей. И это неудивительно, учитывая, что проект Jagged Alliance 3D был закрыт, когда он был почти завершен, — куда, спрашивается, девать весь уже сделанный материал?
Как театр начинается с вешалки, так и «ДЖАЗ: Работа по найму» начинается со знакомого любому ветерану экрана-браузера. Здесь создается свой персонаж (отвечаем на ряд вопросов в виртуальной анкете и — вуаля, наше альтер-эго готово), через специальный сайт набираются наемники и закупается амуниция. Тут же — доступ к почтовому ящику, куда приходят письма с оперативной информацией. И, наконец, отсюда же вы отправляетесь на тактическую карту.
Для тех, кто долгие годы проводил за Jagged Alliance 2, все вокруг будет настолько знакомо, что запутаться не получится при всем желании. Единственно, что сильно удивит ветеранов, — это тот факт, что в «ДЖАЗе» можно создать целых шесть отрядов по шесть наемников в каждом и таким образом сколотить уже не оперативный отряд, а небольшую армию. Правда, на такую ватагу придется тратить бешеные деньги — солдаты удачи просят за свои услуги немаленькие суммы, а закупка оружия и обмундирования быстро опустошает самые толстые кошельки.
Раз уж речь зашла о финансах, уместно объяснить, каким образом нам предстоит добывать средства на пропитание. В отличие от Jagged Alliance 2 (от сравнений с ним все равно не уйти), где единственным методом заработка был захват шахт, в «ДЖАЗе» деньги можно получать десятками способов. Захватив, например, аэродром, вы тотчас можете начать извлекать прибыль, организовав авиаперевозки. Мало того: авиалинии можно всячески улучшать и развивать, ощутимо повышая доходность предприятия.
И такой подход — здесь практически во всем. При желании вы можете организовать транспортную компанию, заняться морскими перевозками и даже отгрохать самый настоящий курорт, где туристы будут расставаться с деньгами. Насколько уместной в тактической стратегии окажется подобная экономическая модель — пока непонятно, однако звучит любопытно.
Оружие уничтожения
Следуя доброй традиции Jagged Alliance 2 , «ДЖАЗ» готовит какое-то нереальное количество стрелкового оружия. Своими глазами мы видели пока что от силы десятка два стволов, но разработчики клянутся, что в финальном релизе нас ждут сотни наименований оружия, начиная банальными пистолетами и заканчивая автоматическими гранатометами. Стационарное оружие будет представлено только крупнокалиберным пулеметом, с чьей помощью весьма удобно обороняться от превосходящих сил противника.
А вот техники ждать не стоит. По словам GFI Russia, всякие танки и бронемашины порушат баланс и ощутимо усложнят прохождение. Однако по большому секрету создатели сообщили, что в данный момент размышляют над тем, чтобы в некоторых особо сложных секторах установить танки. В общем, мы вам ничего не говорили.
Далее — список самых, на наш взгляд, примечательных моделей оружия, из которых нам довелось пострелять, играя в пресс-версию.
Пистолеты
Colt Piton Elite. Страшной мощи револьвер, чьи пули буквально разрывают вражьи головы. Эффективен только на ближних дистанциях.
«Макаров». Родной пистолет «Макаров», увы, сгодится лишь для боя на ближней дистанции с незащищенным противником.
Пистолет Токарева (ТТ). Пистолет, прославившийся во время Второй мировой войны. Грозное оружие и в «ДЖАЗе». Пули, выпущенные из «Токарева», рвут практически любой бронежилет, словно бумагу.
Пистолеты-пулеметы
АЕК-919к «Каштан». Пистолет-пулемет отечественного производства, удивительным образом превосходит импортные аналоги. Мало того, что бьет на весьма приличное расстояние, так еще и наносит совсем недетский урон.
H &K MP5SD3. Воистину легендарный пистолет-пулемет, без которого, кажется, не обходится ни один голливудский боевик. В игре — дешев, обладает хорошей убойной силой и валит злодеев на порядочном расстоянии. Кроме того, к нему можно прикрутить глушитель и лазерный прицел.
«УЗИ». Главный аргумент в споре любого международного террориста. Стоит очень дешево; правда, убойная сила и прицельность оставляет желать лучшего.
Штурмовые винтовки
АК104. Малогабаритный автомат Калашникова 1974 года выпуска. Обладает внушительной убойной силой и прицельностью. Еще один несомненный плюс AК104 — на стрельбу тратится очень мало очков действия.
COLT M4 A1. Современная штурмовая винтовка американских вооруженных сил. Отлично подходит для боя на длинных дистанциях. Плюс, требует минимального количества очков действия на подготовку к стрельбе и, собственно, на саму стрельбу.
Enfield L85A. Замечательный выбор для наемника-снайпера. Мало того, что «Енфилд» прошибает практически любой бронежилет, так еще и бьет на какое-то безумное расстояние. К сожалению, стрельба из винтовки требует много очков действия, так что против большой группы врагов лучше не использовать.
Гранатометы
H &K 69A1. Оружие огневой поддержки армии бундесвера. Заряжается 40 мм боевыми или газовыми гранатами. На выстрел расходуется сравнительно немного очков действия, так что
гранатомет вполне подойдет для уничтожения крупных сил противника.
РПГ-18 «Муха». Вообще говоря, «Муха» обычно используется для подрыва бронетехники, но, так как в «ДЖАЗе» танков, похоже, не будет, приходится с его помощью разрушать вражеские укрепления и уничтожать особо плотные скопления злодеев.
М79. Еще один гранатомет, по принципу действия весьма похожий на H&K 69A1. Только вот отчего-то стоит дороже, ломается чаще и очков действия на один выстрел требует куда больше.
Последний бой
Перемещение по секторам происходит в привычном для ветеранов Jagged Alliance русле. Сперва выбираем отряд, затем легким щелчком мыши отправляем группу к месту назначения. Если повезет, бойцы доберутся до цели без приключений, однако чаще всего группу перехватывают шныряющие кругом партизаны, после чего начинается главное шоу игры — сражения.
Когда первый раз попадаешь на поле боя, душа буквально поет. Разработчики не стали изобретать велосипед, а бережно перенесли интерфейс и механику битв из все того же Jagged Alliance 2. В «мирном» состоянии действие протекает в реальном времени, но как только наши подопечные замечают врага — игра переходит в привычный пошаговый режим. Это когда на каждое действие подопечные бойцы тратят энное количество очков действия. Наемники, как и положено, умеют приседать, залегать в ближайших кустах, прячась от пуль, и так далее. Залог успешного сражения — четко понимать, когда стоит дать по врагу длинную очередь, потратив на сей героический поступок почти все ходы, но уничтожив злодея, а когда разумней отползти в ближайшую канаву, украдкой отстреливаясь. Так как в «ДЖАЗе» успешно функционирует система зональных повреждений, вполне реально производить меткие выстрелы в голову, выбивать оружие у злодеев, стреляя по рукам, и резко снижать скорость супостатов, шпигуя свинцом ноги. После нескольких часов, проведенных в компании с игрой, ваш покорный слуга понял, что навыки, отточенные в Jagged Alliance 2, вполне успешно работают и в «ДЖАЗ: Работа по найму».
Те же грабли
По словам создателей, они постарались перенести сюда не только геймплей, но и фирменную атмосферу серии. На деле это пока оценить не получается (мы видели только изрядно обрезанный стратегический режим и ровно три сражения), однако разработчики рвут на груди тельняшку и обещают колоссальный мир, доступный для изучения, множество дополнительных заданий, особо мощное оружие, тщательно запрятанное в тайниках, и так далее. Никуда не делась и возможность обзавестись машиной или заиметь вертолет. Техника не только резко повышает мобильность подопечных отрядов, но заметно снижает риск нарва
ться на засаду.
Но если геймплей получился в целом увлекательный, то к графике возникает ряд обоснованных претензий. Как ни крути, «ДЖАЗу» ощутимо не хватает лоска, и это режет глаз c первых минут игры. Движок от «АЛЬФА: антитеррор» (именно на нем и создается игра) рисует какие-то мутноватые зеленые декорации, где не видно ни врагов, ни наших наемников. Всю дорогу нас не покидало ощущение какой-то неряшливости, непричесанности, что ли. Тут и размытые текстуры, и кривоватые деревья, и сомнительная анимация персонажей.
Кроме того, в «ДЖАЗе», очевидно, слабый дизайн карт — те локации, что мы увидели в пресс-версии, повергают в уныние своими небольшими размерами и слабой детализацией. Согласитесь, что вести бой в серых мутноватых пейзажах, где главная достопримечательность это либо перевернутый автобус, либо одна (!) хижина, как-то не слишком весело. Мы, конечно, не забываем, что речь идет о качестве бета-версии и в финале тут будут большие города, тщательно нарисованные вражеские базы и т.д. Искренне хочется верить, что все будет хорошо, но пока что гложут некоторые сомнения.
Но вот как разработчики собираются лечить пробелы со спецэффектами и с технологически отсталой графикой — решительно непонятно. Сегодня «ДЖАЗ» выглядит, мягко говоря, как бедный родственник на приеме в Кремле: взрыв гранаты не впечатляет, вспышек от выстрелов попросту нет и даже возможность разрушать окрестные строения оптимизма не добавляет.
Герои нашего времени
Как и ожидалось, главная сила в « ДЖАЗ: Работа по найму » — наемники. Пока жив хотя бы один солдат удачи, а у вас есть деньги, чтобы оплатить услуги гастарбайтеров — игра продолжается. Ну а заканчивается история в тот самый драматический момент, когда все бойцы отправятся на небеса.
Те, кто знаком с сериалом Jagged Alliance, наверняка помнят, что наемники там были не просто наборами текстур и кусками программного кода, а выпуклыми образами со своим взглядом на мир, характером, внешностью, интонациями и, конечно, коронными фразами. В «ДЖАЗе» разработчики не стали менять существующего положения вещей. Они придумали ровно тридцать бойцов, сочинили им биографию, наделили уникальными голосами и снабдили характеристиками, которые в процессе игры следует всячески развивать, взращивая локальных терминаторов. Однако в пресс-версии мы увидели только шесть бойцов. Знакомьтесь!
Себастьян «Призрак» Ли. Агент ЦРУ в отставке, обладающий феноменальными характеристиками. В пресс-версии Себастьян — самый сильный наемник, способный практически в одиночку уложить толпу противников.
Катрин «Отрава» Паркер. Бывшая женщина-киллер, записавшаяся в наемники. Превосходно управляется со снайперской винтовкой, а также лучше других умеет вести бесшумный бой.
Джек «Кинжал» Сабот. Экс-оперативник британского SAS (значит, умеет мастерски проводить неожиданные атаки). Любимая тактика Джека — закинуть в окно гранату, вломиться в помещение и всех жестоко убить.
Джон «Шаман» Доу. Удивительно колоритный и при этом бездарный персонаж. Проблема в том, что меткость Джона находится ниже ватерлинии, из-за чего этот гражданин не может попасть даже в слона. В бою, как вы понимаете, почти бесполезен.
Луа «Дракон» Чи. Как и полагается китайцу, Луа — очень ловкий боец с внушительным количеством очков действия. Любит неожиданно выпрыгивать из укрытий, поливать врагов свинцом и прятаться обратно. Его меткость оставляет желать лучшего, но скорость компенсирует этот недостаток.
Анна «Мора» Гольдберг. Командир израильского спецназа. Так же, как и Джек, не любит скрытные операции, а предпочитает штурм с использованием гранат, взрывчатки и тяжелого оружия.
* * *
На данный момент «ДЖАЗ: Работа по найму» рождает бурю самых противоречивых эмоций. С одной стороны, перед нами действительно очень качественный ремейк Jagged Alliance 2. С интересными сражениями, увлекательной возней с подопечными наемниками, занимательным нелинейным сюжетом. На другой же чаше весов покоится топорная графика, полное отсутствие сколько-нибудь вменяемых спецэффектов, отчаянно маленькие карты и цельнометаллический AI противников. Минусов пока что, увы, очень много, и если они перекачают в финальный релиз, то смогут похоронить неплохую в целом игру. Поддаваясь природному оптимизму, «Игромания», как всегда, надеется на лучшее. Но мы, если что, предупреждали.
Будем ждать? От смены названия суть не изменилась. «ДЖАЗ: Работа по найму» это все тот же Jagged Alliance 2 — с косметическими изменениями и подозрительной графикой. С трепетом ждем релиза и надеемся, что разработчики все-таки не ударят в грязь лицом.
Процент готовности: 80%