Battlestations: Midway
На протяжении нескольких веков боевые корабли были, наверное, самым зримым и масштабным техническим достижением человечества. По кораблям парусной эпохи это еще не так заметно (хотя для своего времени это были сложнейшие и чрезвычайно дорогие игрушки), но если посмотреть на корабли конца XIX — начала XX века, которые к тому времени уже избавились от всех атавизмов парусного флота, то контраст между ними и окружающей действительностью становится просто разительным. Смотрите сами: в той же России большая часть населения тогда еще жила в деревянных избах и пахала землю на лошадях, автомобили и самолеты только-только появились. А тут, в море, полностью электрифицированные стальные громадины водоизмещением в десятки тысяч тонн, которые носились со скоростью до 40+ км/ч и имели на борту вооружение, способное несколькими залпами сровнять с землей небольшой город. Неудивительно, что в то время военные корабли выглядели как пришельцы из будущего.
К середине XX века, когда набрали силу авиация и подводные лодки, а также было изобретено ядерное оружие, корабли уже перестали так удивлять, но даже тогда они внушали немалый трепет.
Все и сразу
При всем при этом в массовой культуре флоту уделяется преступно мало внимания. Игры — не исключение. Штурмовать по пятому разу Нормандию и в десятый раз отдавать почести французскому Сопротивлению — это всегда пожалуйста, а о том, что на море происходили куда более интересные и значимые события, разработчики вспоминают почему-то от случая к случаю.
Отчасти это объясняется тем, что боевые действия на море никто толком не видел (кроме участников, многие из которых погибли), отчасти потому, что комплексных симуляторов морских сражений до недавнего времени просто не существовало. Сделать симулятор подлодки (серия Silent Hunter ), торпедного катера (« Морской охотник »), эсминца ( Destroyer Command ) или морской авиации (« Перл-Харбор ») не проблема — но как увязать их вместе? У игрока хватает хлопот, даже когда у него на попечении всего одна боевая единица (как это сделано во всех перечисленных играх), а если дать ему целую эскадру, он с ней просто не справится. Да и сложно сделать такую игру — это же надо и корабли, и подлодки, и самолеты предусмотреть.
Но волков бояться — в лес не ходить. Рано или поздно такую игру кто-нибудь бы все-таки выпустил, и этими «кто-нибудь» в итоге оказались венгры из Eidos Studios Hungary (авторы Nexus: The Jupiter Incident , Creature Conflict: The Clan Wars и Joint Task Force ). Подписанный их рукой Battlestations: Midway — это первый в истории игр комплексный симулятор морских сражений.
Боевые действия (Вторая мировая, Тихоокеанский театр) здесь идут сразу на трех уровнях — в воздухе, на воде и под водой. В воздухе к вашим услугам истребители, бомбардировщики и торпедоносцы, на воде — корабли всех основных классов (от торпедных катеров до линкоров и авианосцев), а под водой — субмарины.
Управляются все виды техники по канонической схеме «WASD + мышь», никаких симуляторных заморочек здесь нет даже близко. На самолете можно пролететь буквально в нескольких метрах от вражеского корабля и выйти даже из самого крутого пике. Подводные лодки плевать хотели на скрытность (все равно заметят), а от эсминцев с их глубинными бомбами спасаются одним только маневрированием. С кораблями все совсем просто: стрелочками задаем курс и скорость, мышкой стреляем, кнопками 1-2-3-4 — переключаемся между зенитками, обычной артиллерией, глубинными бомбами или торпедами. Боезапас у всех видов техники так и вовсе бесконечный (не распространяется только на торпеды и авиабомбы). Правда ведь счастье?
С одной стороны — да. Учиться в Midway ничему не нужно — сразу садишься и играешь. В случае с самолетами это даже хорошо, там аркадная модель пришлась очень даже ко двору. Кораблям же и субмаринам излишнее упрощение пошло скорее во вред. Взять хотя бы подлодки: плавать они могут либо в надводном состоянии, либо на перископной глубине, а менять глубину погружения произвольно нельзя. Деталь вроде бы не слишком существенная, но когда на тебя сыплют глубинными бомбами, это сильно сковывает маневр.
С кораблями другая беда: сражения между ними выглядят чересчур схематично. Дело не столько в том, как это выглядит: пушки исправно бабахают, повсюду вздымаются столбы воды, стальные красавцы один за другим превращаются в груды металла. Дело в другом. Корабль — сложный, взаимосвязанный организм, а в игре это чувствуется очень слабо. Что обычно бывает во время сражения? Вот случайный осколок, залетевший внутрь орудийной башни, вызывает детонацию боезапаса и она взрывается изнутри. Вот снаряд попадает в боевую рубку и выводит из строя весь командный состав; корабль теряет управление и начинает ходить по кругу. Вот пробоина в борту приводит к затоплению генераторов и часть орудий остается без электропитания (наводить крупнокалиберные пушки вручную умаешься). Таких ситуаций может быть великое множество, и именно в них заключается весь смак морского сражения.
В Midway это отражено, но довольно условно. По нажатию клавиши R на экране появляется меню, где показывается, какие отсеки затоплены, где бушует пожар, повреждена ли ходовая установка и рулевое управление. Здесь же указано число свободных людей — кого-то из них можно послать на тушение пожаров, кого-то — заделывать пробоины и т. д.
Почти, но не блокбастер
Если вы вдруг ненароком вспомнили про « Стальных монстров » и подумали, что в Midway вам тоже придется командовать целыми флотами и эскадрами, спешим вас успокоить: ничего подобного здесь нет. В какой-то степени это хорошо (не надо думать за всех, можно просто нырнуть в самую гущу битвы), в какой-то — плохо (кто же не хочет почувствовать себя адмиралом и переиграть знаменитые сражения в свою пользу?), но факт остается фактом — единовременно игроку доступна только одна боевая единица. Другое дело, что по соседству этих боевых единиц может быть еще несколько и между ними можно переключаться (пока мы чем-то управляем — остальные войска в это время действуют автоматически).
Расстраивает только то, что в кампании (доступны одни лишь американцы, японская кампания не предусмотрена вовсе) и режиме «случайных сражений» невозможно самому переключаться между разными типами техники в пределах одной миссии. То есть если происходит авианалет, то кроме самолетов и авианосцев вам больше ничего не будет доступно (хотя рядом могут вполне прохлаждаться другие корабли). И наоборот, если вам дали корабли, то о полетах на самолете можете и не мечтать. Ну а если подлодки, то… вы поняли.
Главное же упущение разработчиков заключается в том, что они не смогли сделать игру такой зрелищной, какой она могла бы быть. К воздушным битвам претензий нет — когда летишь на самолете, в воздухе буквально не продохнуть от пулеметных очередей и сполохов зениток. Но вот сражения кораблей выглядят скромно. В реальной жизни линкор при залпе всем бортом изрыгал из себя столько огня и дыма, что за ними не было видно сам корабль. В Midway спецэффекты настолько скудные, что иногда даже не поймешь, стреляешь ты вообще или нет (особенно когда разглядываешь противника в бинокль и одновременно корректируешь огонь).
Звуки взрывов и выстрелов тоже совершенно не впечатляют, хотя уж что-что, а залпы 300—400-мм орудий впечатлять просто обязаны (вспомните, как звучали выстрелы укрепившихся в земле танков из Starcraft и сравните со здешней озвучкой). В кинематографе про подобные случаи обычно говорят « денег не доложили »: при таком размахе должен был вроде получиться суперблокбастер, а в результате получилось хорошо, но не сказать чтобы шокирующе.
* * *
Конечно, из Midway могла бы выйти гораздо более впечатляющая игра. Можно было бы предусмотреть ползунок для регулировки реализма, сделать сражения зрелищнее, потратиться на качественный звук и хорошую музыку (вот уж чего особенно не хватает). Но — будем реалистами! — вместо того чтобы брюзжать, давайте лучше скажем спасибо разработчикам за то, что они вообще взялись за такой сложный проект. Battlestations: Midway на данный момент — единственная в своем роде игра, и обратить на нее внимание стоит уже хотя бы за это. Ну а для тех, кто любит флот, к приобретению она не просто желательна, а строго обязательна.
P.S. Подобно Battlefield , на основе Battlestations легко делать игры в самых разных сеттингах. Так что мы не удивимся, если скоро последуют анонсы каких-нибудь Battlestations: European Theatre и Battlestations: World War I.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 8.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Первый комплексный симулятор морского сражения. Где еще вам дадут повоевать и на воде, и под водой, и в воздухе?
Рейтинг «Мании»: 8.0
«Отлично»
Награды: «Новое слово в жанре», «Наш постер»