Свет в оконце. Обзор Windows Vista
То, о чем так долго говорили все вокруг, наконец-то свершилось. Для тех, кто не в курсе: 30 января 2007 года Windows Vista поступила в продажу. Заждались мы тебя, «Виста», заждались. Не напрасно ли ждали?
Учим матчасть
Разбираться будем, разумеется, с позиции геймера. Для начала перечислим все доступные редакции «Висты» и посмотрим, чем они отличаются друг от друга.
Windows Vista Starter — кастрированная (кто слышал о WinXP Starter Edition, тот поймет) версия для развивающихся стран. Если где на нее наткнетесь (вероятность мала, но мало ли), бегите не оглядываясь.
Windows Vista Home Basic — уже лучше. Те, кто приобретет эту редакцию «Висты», получат за свои деньги (6000 рублей в среднем) все ее основные возможности, но будут лишены красивого интерфейса Windows Aero и практически всех базовых программ.
Windows Vista Home Premium — оптимальный вариант для геймеров. Стоит эта редакция около 7200 рублей. Включает в себя гламурный интерфейс Windows Aero, программы Windows Media Center , Windows DVD Maker , Windows Movie Maker , набор новых игр ( Chess Titans , Mahjong Titans и Inkball ) плюс всякие дополнительные возможности вроде резервного копирования файлов, управления электропитанием (полезно для ноутбуков) и прочего в том же духе.
Windows Vista Business — лишена практически всего (кроме нового интерфейса), что есть у Home Premium, зато снабжена продвинутыми сетевыми возможностями и защитой от сбоев оборудования. Цена — 8900 рублей.
Наконец, Windows Vista Ultimate вобрала в себя функции редакций Home Premium и Business. Стоит все это дело целых 11 900 рублей. Как нетрудно догадаться, Ultimate — самая полная редакция «Висты», если не считать Windows Vista Enterprise , созданной для крупных компаний.
Из всего сказанного выше следует, что если вы геймер и если вы решили пересесть на «Висту», то брать вам надо либо Windows Vista Home Premium, либо Windows Vista Ultimate. Существуют 32- и 64-битные версии этих систем (причем в коробку с Ultimate положены сразу обе). Также можно взять Upgrade-версии всех редакций «Висты», что выйдет на 35-40% дешевле. Такая версия ставится на WinXP, но только лицензионную.
Когда ответ на вопрос « что? » получен, возникает вопрос « зачем? ». Действительно, что в этой «Висте» такого особенного, кроме нового интерфейса?
Этот вопрос уже гораздо сложнее предыдущего. Нового на самом деле вагон и маленькая тележка. Обо всем значимом мы писали в десятом номере «Игромании» за 2006 год. Сейчас же освежим в памяти самые важные «за» и «против».
Первое. При наличии современного компьютера Windows Vista работает быстрее (или, как мы писали в прошлой статье, плавнее), чем WinXP. Что мы подразумеваем под « современным компьютером »? Это вовсе не машина конфигурации high-end, а типичный геймерский середнячок. Мы, например, ставили «Висту» на PC с процессором P4 3 ГГц, 1 Гб оперативки, SATA-жестким диском и видеокартой GeForce 7900 GT (урезанная версия, не путать с полноценной GeForce 7900).
В целом можно сказать следующее: самое главное для «Висты» — это оперативная память. Если у вас 512 Мб RAM, никаких преимуществ «Висты» над XP в плане скорости работы вы не заметите. Более того, новая ОС будет временами тормозить. Если же оперативки гигабайт и больше, операционку можно ставить без всяких опасений.
Следующий мегаважный пункт — звук. В Windows Vista нет такого понятия, как аппаратное ускорение звука. То есть всю работу со звуком выполняет непосредственно операционная система. Звук обрабатывается «Вистой» по 32-битному алгоритму (в WinXP — 16-битный). Благодаря этому качество звука заметно выросло. Он стал сочнее и глубже, особенно это заметно при наличии хороших колонок.
Но есть во всем этом жирный такой минус, и самые прозорливые геймеры, прочитав предыдущий абзац, уже схватились за головы. Раз звук теперь выводится по новой схеме, добиться в старых играх трехмерного звучания становится невозможным. Не поможет ни наличие дорогой аудиокарты, ни новые драйвера, ни самая крутая 5.1-акустика.
Ключевое слово здесь — в старых играх, использующих DirectSound для вывода звука. В играх под DirectX 10 все будет, причем будет лучше, чем раньше. Кроме того, производители звуковых карт уже вовсю работают над этой проблемой. Например, Creative выпустила утилиту Creative ALchemy , которая устраняет этот недостаток.
В заключение отметим поставляемые вместе с «Вистой» программы. Почти все они со времен бета-версии доведены до ума, то есть не тормозят и не падают без причины. Даже Windows Media Center, который в бете глючил по-страшному. Исключение составляет лишь Internet Explorer 7. Нормально путешествовать по Сети с его помощью практически невозможно: браузер валится буквально от каждого чиха. Все это очень странно (может, только нам так не повезло?), ведь в бета-версии он работал вполне исправно, да и на WinXP тоже пашет как миленький. А тут такая неприятность.
Vii!
Наконец, мы дошли до самого главного (для любого геймера, по крайней мере) — игр. На данный момент Windows Vista предлагает нам следующее: оценку системы, игровой браузер и бесполезный (пока) DirectX 10, используемый лишь самой Windows.
Про оценку системы все давно уже известно еще со времен бета-версии. «Виста» тестирует вычислительную мощь процессора, скорость работы памяти и жесткого диска, а также производительность видеокарты. По каждому тесту выставляется оценка. Самая маленькая из них и будет итоговой оценкой производительности вашего компьютера. В будущем на коробках с играми и софтом будут фигурировать не системные требования, а такие вот абстрактные баллы. Все это должно упростить выбор программного обеспечения.
С игровым браузером тоже все предельно ясно. Это такая папка, куда складываются ярлыки на все ваши игры и по каждой из них дается дополнительная информация: обложка, системные требования (в виде оценок), разработчик, издатель, жанр, версия, дата последнего запуска и рейтинг ESRB. Сейчас вся эта информация загружается из интернета. В будущем она будет добавляться самими играми.
Про DirectX 10 сказать толком ничего нельзя, ибо игр, поддерживающих его, пока что не существует в природе. Ясно только одно: DirectX 10 для WinXP не будет. Поэтому переход на «Висту» для всех геймеров — вопрос времени.
Хорошо это или плохо — решайте сами. Мы же займемся практической частью, а именно: протестируем старые и не очень игры под новой системой, а заодно сравним с тестами в бета-версии «Висты».
Тестирование происходило очень просто. Мы сложили на столе небольшую башенку из дисков с самыми разными играми и стали их устанавливать одну за другой, проверяя работоспособность. Если что-то не работало, ставился последний патч. Если же это не помогало, искались другие решения. Вот что у нас получилось.
Первой в стопке лежала FlatOut 2. С ней возникло целых две проблемы. Во-первых, игра пожаловалась на отсутствие библиотеки из DirectX 9 и предложила его установить. Мы брыкаться не стали, ибо за сохранность DirectX 10 не боялись. Когда первая проблема была решена, вылез его величество StarForce. Старые драйвера оказались несовместимы с «Вистой» (на ту же проблему мы наткнулись при тестировании игр в бета-версии). Пришлось лезть на официальный сайт и скачивать последнюю версию драйверов. На этом проблемы с запуском закончились, игра заработала. Но не появилась в игровом браузере.
Следующей была LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy. Эта игра прошла сертификацию Games for Windows, поэтому нам вдвойне было интересно посмотреть, возникнут ли с ней какие-нибудь проблемы. Как и следовало ожидать, игра мгновенно завелась, сложностей с ней не было.
Затем мы вспомнили про онлайновые игры и решили протестировать их. Ragnarok Online бегает и ни на что не жалуется. С World of Warcraft то же самое. А вот чтобы заработала Rising Force Online , пришлось выставить в свойствах исполняемого файла совместимость с WinXP. Все три игры появились в игровом браузере. В целом ситуация довольно радужная. Хотя, учитывая обязательную систему обновлений онлайновых игр, странно было бы ожидать что-то другое.
Вернемся к однопользовательским играм. Call of Juarez пожаловался на свои сложные отношения с DirectX 10, но запускаться не отказался. После загрузки уровня появились графические баги (черные точки сверху и снизу экрана), однако после сворачивания и разворачивания игры они исчезли без следа.
Prey установился, но запускаться наотрез отказался (процесс зависал в памяти). После установки патча 1.3 проблема исчезла. Ни Call of Juarez, ни Prey в игровом браузере не появились.
С Darwinia проблем не было, хотя в игровом браузере игра тоже не отметилась.
При запуске « Космических рейнджеров 2 » не проигрывается начальный видеоролик. Сама игра работает отлично. Правда, снова вылез StarForce со своей несовместимостью. И снова установленная игра не появилась в игровом браузере.
DOOM 3 в бета-версии «Висты» падал после первого ролика. В финальной версии игра работает как часы. Но опять сплоховал игровой браузер. Игра известная, но почему-то не появилась в положенном месте.
Half-Life 2: Episode One установился, после чего пожаловался на неизвестную версию Windows и устаревший видеодрайвер (драйвер был самой распоследней версии). Забавно, но та же самая игра, установленная с того же самого диска, в бета-версии «Висты» таких сообщений не выдавала. Тем не менее сообщения остались лишь сообщениями, игра работает не хуже, чем в WinXP. Даже в браузере она появилась — правда, ярлык запускал не саму игру, а программу Steam.
Max Payne 2: The Fall of Max Payne — еще один интересный пациент. Славится он тем, что после его запуска в бета-версии «Висты» последняя с грохотом падала, выдавая на прощанье синий экран смерти. Финалка оказалась устойчивее: игру переварила не поперхнувшись. В игровом браузере игра также появилась.
После этого стало скучно. Следующая пачка игр не выдавала вообще никаких признаков нестабильности. Quake 4 , Quake 2 , Call of Duty 2 , Far Cry , The Elder Scrolls 4: Oblivion , Heroes of Might and Magic 5 и Company of Heroes ни на что не жаловались и вообще чувствовали себя как дома.
А вот с Gothic 3 вышла довольно интересная история. Как известно, в «Висте» можно регулировать громкость звука для каждого приложения отдельно. Во время установки «Готики» играет надоедливая пафосная мелодия. В нашем случае эта псевдо-героическая музыка перекрывала куда более приятные запилы из «Винампа». Попытка снизить громкость «Готики» не увенчалась успехом — инсталлятор плевал с высокой колокольни на новую возможность «Висты». Пришлось выключать «Винамп».
Сама игра установилась без проблем. Однако тут опять вылез гадский StarForce со своими драйверами. Если первый раз к этому относишься спокойно, второй раз эта проблема уже раздражает, ну а в третий раз хочется громко ругаться.
Напоследок мы установили Dark Messiah of Might and Magic. Все заработало на удивление нормально. Но в конце нас ждал неприятный сюрприз: при выходе игра выдала ошибку и намертво зависла. Выгрузить ее удалось лишь через диспетчер задач. Впрочем, учитывая глючность Dark Messiah, можно считать, что мы еще легко отделались.
Тем, кто боится за производительность, спешим сообщить, что объективно игры в новой системе работают на той же скорости, что и под WinXP. Тормозить начинают только самые-самые требовательные к железу либо глючные игры. Скажем, «Готика 3» работает несколько медленнее, чем в WinXP, и это заметно на глаз. А Company of Heroes бегает на той же скорости, что и раньше.
* * *
В итоге имеем следующее. У Microsoft получилась быстрая, стабильная и красивая система. Но она слегка опередила время. То же самое было с WinXP: весь свой потенциал ОС раскрыла спустя примерно год после выхода. Так же, вероятно, будет и с Windows Vista. Для геймеров вопрос уже давно решен: переходить на «Висту» придется из-за DirectX 10. Когда — дело ваше. Скажем только, что сейчас она представляет собой законченную систему, в которой можно с комфортом и работать, и играть.