Играем: Vanguard: Saga of Heroes
Знаете, это очень здорово — сидеть на краю горного серпантина и смотреть вниз. Смотреть на Кхал, этот прекрасный морской порт, раскинувшийся у тебя прямо под ногами. Смотреть на бухту, где один из игроков, буквально сегодня купивший лодку, упражняется в вождении. Смотреть на огромные равнины, на реку и горы, теряющиеся в дымке у самого горизонта…
Рекламная кампания Vanguard: Saga of Heroes проходила под лозунгом « Будь свободен ». И это действительно тот редкий случай, когда реклама не соврала. Вот она — свобода! Прямо у наших ног.
Расплата
Сразу предупреждаем — ничто в этой жизни не бывает бесплатным. И речь сейчас даже не о тех $50, что надо заплатить за пропуск в Vanguard-мир. И не о пятнадцатидолларовой ежемесячной мзде. Посмотрите лучше на минимальные системные требования. И забудьте о них навсегда — на такой машине нормально получится смотреть разве что загрузочные экраны.
Vanguard, как какой-нибудь детсадовский жадина, требует всего и побольше. Жесткий диск? Чтобы двадцать гигабайт под клиент и регулярную дефрагментацию в придачу! Видеокарта? 7900 GT, пожалуй, сойдет, если не замахиваться на большие разрешения. Память? Ну, если поставите два гигабайта, то с жесткого диска, конечно, подгружаться стану, но не часто. Процессор? Выберите что-нибудь на свой вкус из новых линеек AMD и Intel… но подороже. Единственное послабление — требования к связи. Играть, как ни странно, можно даже на 56К модеме.
Более простые системы (мы уже не о скорости соединения, а опять о железе) тоже потянут Vanguard, но впечатление будет совсем другое. Эта игра лучше всего раскрывает себя на близких к максимальным настройках, когда дальность прорисовки вырастает до каких-то немыслимых показателей, и вы понимаете, насколько огромен местный мир. Он сделан единым, без бесконечных горных цепей, разграничивающих пригодные для проживания локации. Он просторен и в то же самое время заполнен множеством интересных мест. Он просто красив и необычен, наконец. В общем, настоящий рай для исследователя.
На высоте и дизайнерская работа: у Vanguard свой незабываемый стиль. Например, прекрасно выполнены расы: их много, но тем не менее основная ставка сделана на людей и эльфов разных национальностей. Плюс немного экзотики, вроде гигантских орков или раки — коротышек с собачьими головами. Внешность персонажа настраивается в самых широких пределах: подогнать можно практически все, начиная с роста и заканчивая, пардон, размером груди у женщин.
Причем с началом игры украшательство персонажа не прекращается, одежда и оружие прорисованы очень детально и со вкусом, поэтому сразу хочется собрать коллекцию. Особенно хороши тяжелые доспехи — щиты необычной формы, кольчуги, на которых видно каждое звено, массивные нарукавники. В общем, персонажи в Vanguard выглядят практически идеально. Красивее, пожалуй, не встретишь.
Еще одна достопримечательность — это архитектура. Города огромны, каждый из них выполнен в собственном стиле. Взять, скажем, Мекалию. Всем известно, что дварфы обожают жить внутри скал. Однако дизайнеры Sigil додумались разместить в нескольких пещерах самый настоящий город с вечно залитыми сумраком домиками и улочками. Смотрится просто удивительно.
Не обошлось, впрочем, и без недостатков. Во-первых, движок пока очень серьезно глючит (баги и ошибки — отдельная беда Vanguard, к которой мы еще вернемся), особенно в работе с текстурами: он постоянно меняет их детализацию, а иногда и просто «сбрасывает» с некоторых предметов. Во-вторых, разработчики все-таки не до конца справились с заселением огромного игрового мира — временами натыкаешься на огромные безжизненные пространства, забитые однообразными монстрами. Да и когда попадаешь в очередной «поселок», то никак не можешь отвертеться от ощущения, что этот бункер со стражей и три палатки с торговцами стоят здесь не для того, чтобы изображать жизнь, а просто чтобы игрокам было где продать награбленное добро и получить пару новых квестов.
Наконец, в-третьих: до некоторых кусочков Vanguard-графики все-таки добрались бездарности. То есть все вокруг вроде красиво, стильно и со вкусом. Но вот оседлал лошадь, и от вида этого малополигонального обрубка с сутулившимся всадником и ужасной анимацией тут же хочется плеваться. Мелочи, да, но общее впечатление портят очень серьезно.
Кем стать?
В Vanguard просто фантастическое количество классов — пятнадцать штук. Так что если разбегаются глаза — внимательно читайте наши описания.
Warrior. Классический воин-танк — крепкий, выносливый и способный наносить неплохие повреждения. Не очень подходит для игры в одиночку, так как убивает врагов слишком медленно. Зато с поиском группы не будет никаких проблем: всем нужны «танки», а лучший из них, как известно, — воин.
Paladin. Паладин в Vanguard — это тоже в первую очередь «танк». Не такой сильный физически, как воин, но зато обладающий достаточно мощной защитной магией, в том числе и навыками лечения.
Dread Knight. Еще один «танк», но на этот раз с темной магией, направленной на ослабление противника. Может лечить себя, высасывая жизнь из врага. Достаточно сложен в освоении. Впрочем, всеми «танками» играть нелегко.
Monk. В отличие от «танков» монах специализируется в первую очередь на нанесении огромного урона и поэтому не может похвастаться большим здоровьем и крепкой броней. Стоит отметить, что этот класс отлично дерется голыми руками, так что можно не тратиться на оружие.
Rogue. Классический разбойник. Наносит очень хороший урон в ближнем бою и умеет становиться невидимым, но, к сожалению, не так силен, как «танки».
Ranger. Лучник, который наносит большой урон на расстоянии и очень неплох в ближнем бою. Умеет приручать животных и натравливать их на врагов.
Bard. Настоящий человек-оркестр. Неплохо дерется и отлично бренчит на разных музыкальных инструментах. Мелодии барда сильно «баффают» группу, повышая ее характеристики. Не очень удачный класс для одиночной игры.
Cleric. Один из самых интересных лекарей в Vanguard — помимо мощных заклинаний лечения, носит очень крепкую броню и при необходимости даже может играть роль «танка». Неплохо подходит для одиночной игры и практически непобедим в PvP.
Disciple. Еще один забавный Vanguard-лекарь (они в этой игре, если честно, все забавные), который лучше всего лечит тогда, когда сам дерется с противником. На данный момент — самый неоднозначный класс в игре.
Blood Mage. Маг, который за использование заклинаний «расплачивается» здоровьем — своим и своих противников. На первый взгляд такой подход чреват быстрой смертью, но этот класс спасает то, что он является еще и отличным лекарем.
Shaman. Способности шамана зависят от того, какой облик выберет игрок. Медведь отлично «танкует», волк наносит мощный урон, феникс идеален для использования магии. Шаман способен лечить себя и отлично подходит как для PvP, так и для одиночной игры.
Druid. Мощный атакующий маг, который при необходимости может лечить себя и своих товарищей. Хорошо подходит для одиночной игры.
Necromancer. Маг с достаточно средними атакующими заклинаниями. Этот недостаток компенсируется практически бесконечной маной и возможностью призывать слуг-миньонов, которые тоже наносят урон врагу. Отлично подходит для одиночной игры.
Psionicist. Маг, который, помимо нанесения урона, способен копаться в мозгах противников: выводить их из боя, привлекать на свою сторону и т.д. Очень интересный и необычный класс.
Sorcerer. Классический боевой маг, все умения которого направлены на нанесение максимального урона. Незаменим в группе, которая любит расправляться со своими противниками быстро и красиво.
Nextgen отменяется
В своих многочисленных интервью разработчики Vanguard напирали на то, что они делают MMORPG нового, третьего поколения. Правда, особо не объясняли, в чем это самое третье поколение будет заключаться. Нет ответа на этот вопрос и у нас, хотя на знакомство с игрой был потрачен целый месяц. Никакого революционного некст-гена в Vanguard не обнаружено. Перед нами просто очередная MMORPG, очень богатая возможностями и с несколькими собственными новаторствами.
Основа местного геймплея — adventure-режим, в котором игроки изучают мир, выполняют квесты и прокачивают своего персонажа, параллельно добывая ему разные вещи. Отметим, что приключенческая часть у Sigil получилась очень оригинальной и глубокой. Так, здесь совершенно не приветствуется одиночная игра — начиная примерно с десятого уровня для выполнения большинства квестов придется искать себе компанию (есть, впрочем, несколько классов, которые более или менее подходят для соло-игры, вроде того же самого паладина или некроманта). А потом неплохо и в постоянную гильдию вступить.
Полноценная группа в Vanguard действует по классической MMORPG-системе: «танк» (на более поздних этапах, когда размер рейда может вырастать до 24 человек,— несколько «танков») удерживает на себе противника, несколько бойцов и магов наносят повреждения, и всех их откачивает лекарь. Есть и интересные особенности — например, совместные действия. У каждого класса присутствуют несколько заклинаний или умений, которые, помимо основного эффекта, являются еще и «стартующими» или «завершающими». Использовав их в правильной последовательности, можно получить очень приятный результат — к примеру, оглушить врага, выведя его на некоторое время из строя. Разумеется, для этого нужно знать, какие классы подходят твоему персонажу, и согласовывать с товарищами свои действия.
Действовать слаженно в группе приходится еще и потому, что смерть в Vanguard карается очень жестоко. Погибший игрок теряет все свои вещи, некоторое количество опыта и воскрешается возле специального алтаря. На месте смерти остается могильный камень, и чтобы вернуть все свои потери, нужно топать к нему голышом. Вещи можно восстановить и прямо у алтаря, но с опытом в таком случае придется распрощаться.
В Vanguard нет такой популярной во многих MMORPG штуки, как инстансы — специальные локации, которые создаются только для вас и вашей группы. Весь игровой мир одновременно доступен для всех, так что временами начинается забавный балаган с конкуренцией между группами, халявщиками, которые по расчищенной вами дороге проходят в нужные им зоны, и т.д. Отсутствие инстансов компенсируется огромным количеством мест, куда можно пойти компанией, поэтому серьезной толкучки все же не возникает.
Сами классы? Подробное описание — прямо на этих страницах; сейчас же отметим лишь несколько общих вещей. Так, несколько разочаровывает RPG-система. У персонажа есть стандартные характеристики вроде силы или интеллекта — начиная с десятого уровня он регулярно получает очки, которые можно тратить на прокачку того или иного параметра. Не нравится то, что получилось? Что ж, есть некоторое количество «очков отмены» — ими можно откатить назад характеристику (кстати, по достижении максимального, пятидесятого, уровня набор этих самых очков должен прекратиться, так что, по идее, менять «облик» получится строго определенное количество раз). При таком подходе тоже можно создать абсолютно разных персонажей, но система талантов, аналогичная тем, что есть в World of Warcraft и EverQuest 2, все равно была бы намного более разнообразной и интересной.
Радует то, что почти у каждого класса есть своя фишка вроде разных стилей борьбы у монаха. Если же говорить о балансе, то в PvE классы уже сейчас выглядят уравновешенно. Нет кого-то суперсильного, незаменимого или, наоборот, неудачного. Но напильником работать придется еще очень долго — в основном это касается PvP-режима, где пока наблюдается полный раздрай.
Ну и о самом PvP. В Vanguard существует три типа серверов. Самый интересный — это FFA PvP, где начиная с седьмого уровня можно нападать на кого угодно и где угодно. Геймплей в итоге получается очень своеобразный. Если на других серверах в группы сбиваются главным образом, чтобы « пойти и сделать эти два квеста », то здесь объединяться приходится только для того, чтобы обезопасить себя. Игра, конечно, на любителя, но очень многие русские предпочитают именно FFA.
С остальными типами все уже проще — на Team PvP расы объединены в две противоборствующие фракции, а на PvE вообще все живут мирно и говорят друг другу любезности на ломаном английском языке. Смысла в баталиях пока особого нет, но разработчики обещают со временем ввести и специальные награды, и даже новые режимы со своими правилами.
И жнец, и кузнец
Adventure-режим — не единственное, чем можно заняться в Vanguard. Как и в других MMORPG, здесь присутствует и собирательство ресурсов, и разнообразные ремесла. Но Sigil и в этом случае решили поступить не как все. Каждая сфера развивается отдельно, кроме того, под нее предусмотрены собственные комплекты вещей. Отдельный набор шмоток есть и для ездовых животных: всякие там сбруи и седла, которые повышают скорость.
Отлично в Vanguard сделаны ремесла. Здесь нет места тупым командам « сковать десять обычных шлемов », процесс создания каждой вещи состоит из нескольких этапов (сначала делаем ресурсы, а уже потом собираем из них конечный продукт) и реализован в виде мини-игры. Выглядит это примерно так: есть некоторое количество очков, которые мы тратим на подготовку к работе, повышение качества предмета и завершение работы. Кроме того, во время производства возникают разные проблемы, устранение которых также стоит очков. Чем выше качество, тем ценнее окажется вещь. Но если вложить в него слишком много очков, то их может не хватить на завершение работы. И наоборот, если перейти к завершению работы раньше, то оставшиеся очки уже нельзя будет вложить в качество.
Такая мудреная система отпугивает многих, но далеко не всех. Дело в том, что ремесла в Vanguard — очень прибыльная штука. Во-первых, в крупных городах встречаются компьютерные персонажи, которые дают очень неплохо оплачиваемые заказы. Во-вторых, немного прокачав ремесло, можно начать делать действительно хорошие вещи и продавать их на аукционе за неплохие деньги.
Еще один забавный момент — дипломатия. Грубо говоря, это настоящая «игра в игре»: дипломат путешествует по миру, находит разных интересных людей и… нет, не убивает, а просто играет с ними в карточную игру наподобие Magic: The Gathering (подробное ее описание — тема для отдельной статьи). Зачем, спрашивается, все это надо? Во-первых, некоторые adventure-квесты можно пройти, только прокачав дипломатию до определенного уровня. Во-вторых, дипломат, выиграв очередную партию, может баффнуть окружающих его персонажей, то есть улучшить тот или иной их показатели. В будущем Sigil обещает и более серьезные вещи, пока же дипломатия все-таки является эдакой дополнительной забавой, с помощью которой можно немного разнообразить свою жизнь в Vanguard.
А где наши?
Русских в Vanguard не так много, как, например, в World of Warcraft , где на родном нам языке говорят уже целых два сервера. Но несколько крепких гильдий уже есть. Если хотите попробовать FFA PvP, обратите внимание на сервер Tharridon — там обитают Paradigma (http://forums.paradigma-guild.net), Dread Army (http://dreadarmy.eqiiguilds.com) и CLIFF (www.cliff-guild.ru/forum). Любителям PvE рекомендуем сервер Gelenia и гильдии Оритан (http://oritan.ru), Night Watch (http://forums.goha.ru/forumdisplay.php?f=944) и Nightmare (http://forums.goha.ru/showthread.php?t=112909). Удачной вам игры!
Доделаем на месте
Вообще, про интересные возможности Vanguard можно рассказывать бесконечно долго. Тут вам и собственные дома, и гильдии, которые уже совсем скоро захватят свои первые замки, и разнообразные средства передвижения, от персонального корабля до корабля пустыни — верблюда. Но, увы, надо оставить место и для недостатков, их здесь тоже немало.
Первый и самый главный — Vanguard очень «колючий». То есть игра сама по себе достаточно сложна в освоении, а тут масла в огонь еще подливает слабый обучающий режим. Ветераны онлайна, конечно, дойдут до всего сами, но вот новичкам здесь будет очень некомфортно.
Расстраивает и интерфейс. Он хоть и сделан по принятым в MMORPG канонам, но все равно получился неправильным. Занимает слишком много места на экране, не всегда логичен, перегружен менюшками. Список при желании можно продолжить. Радует лишь то, что для игры активно создаются пользовательские интерфейсы, и рано или поздно среди них появятся хорошие.
Еще одна претензия — Vanguard выпустили слишком рано. Багов в игре не просто много, а очень много. Противники, бегающие задом наперед и телепортирующиеся во время боя на другой конец карты, постоянные вылеты, застревания, невозможность принять в группу того или иного персонажа. Список, как и в случае с интерфейсом, можно продолжать очень долго. На момент написания этой статьи прошел уже месяц после релиза, и многие ошибки исправлены, но стремиться еще есть куда.
И главное в этом стремлении — не ломать то, что уже худо-бедно заработало. Sony Online Entertainment славится привычкой упрощать свои игры — вспомните Star Wars Galaxies или EverQuest 2. Vanguard подобный подход погубит — здесь именно сложность и многогранность являются главными опорами игры. И мы очень надеемся, что в будущем их никто не станет подрубать.
* * *
Ну а сейчас Vanguard живет полноценной жизнью. Официальных данных по продажам пока нет, но если верить слухам, то количество подписчиков уже перевалило за сотню тысяч. Это подтверждается и личными наблюдениями: народу на серверах очень много, найти себе группу не составляет труда. Первые недовольные тоже появились (ругаются в основном на баги), но сильного оттока игроков не наблюдается.
Если вы ищете для себя серьезную неспешную MMORPG с огромным красивым миром и обилием возможностей, обратите внимание на Vanguard. Тем более что к моменту выхода этого номера разработчики должны вымарать все самые противные ошибки, и можно будет играть с удовольствием.
Геймплей: 8.0
Графика: 9.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
ДОЖДАЛИСЬ? Vanguard действительно позволяет быть свободным — такого количества возможностей нет ни в одной другой MMORPG. Баги и недоделки, конечно, расстраивают, но надеемся, что игру быстро доведут до ума.
РЕЙТИНГ «ИГРОМАНИИ»: 7.5