S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Историю S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl можно, пожалуй, и не рассказывать — все давно и так знают. Анонсированная в самом начале века, эта игра практически сразу же стала самым ожидаемым отечественным экшеном. Еще бы — разве можно было пройти мимо обещаний потрясающего мира, сочетающего в себе Чернобыльскую катастрофу со всем ее загадками и легендарную повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине»? Пройти мимо мира, где «Зона» располагалась прямо на подступах к трагично известной электростанции, а исследовали ее сотни сталкеров, отчаянных одиночек, отправлявшихся в опасное путешествие за аномальными артефактами?
Нет, конечно же, нельзя. Игра интриговала настолько, что о ней никто не забыл даже сегодня, спустя четыре долгих года.
Тень «старого» игропрома
Многие, впрочем, не забыли и про другие обещания GSC Game World — сделать эдакий «Чернобыльский Fallout », игру с открытым миром, в котором вместе с главным героем существовали бы десятки «компьютерных» сталкеров-конкурентов, абсолютно свободных и преследующих собственные цели. Игру, где был бы свободный сюжет, развитие которого зависит как от наших действий, так и от множества других факторов. Игру, наконец, технологически совершенную настолько, что от зависти удавятся даже разработчики самых современных западных движков.
Увы, но этого не случилось. S.T.A.L.K.E.R. — это эдакая тень нашей «старой» игровой индустрии, пытавшейся доказать всем и вся, что «мы ведь круче», и рождавшей в итоге монструозные прожекты. Некоторые из них оказались пустышками, как бурутовский Kreed , другие, вроде недавней « Второй мировой », вышли и теперь поражают людей в первую очередь фантастически долгими сроками разработки (пять лет! ЦЕЛЫХ пять лет!!!). S.T.A.L.K.E.R. ждала немного иная судьба — в определенный момент кто-то (скорее всего — THQ , западный издатель игры) понял свою ошибку и игру начали натурально резать по живому. Результаты этой «операции» встречаются почти на каждом шагу. Из игры выкинули возможность ездить на технике — однако оставили сравнительно большие карты, путешествие по которым временами утомляет. «Убили» концепцию открытого геймплея, заменив на вполне себе обычный сторилайн — но мир тем не менее все равно старается «жить», то и дело поражая нас совершенно неожиданными ситуациями.
И здесь главная ошибка, которую может совершить игрок: это слишком сильно обозлиться на невыполненные обещания. Да, S.T.A.L.K.E.R. лишился очень уж многого — но это все равно не помешало ему оказаться очень сильной и увлекательной игрой.
Чернобыльский мальчик
Главный плюс игры — это, конечно же, «чернобыльско-сталкерская» тема, которая здесь отработана на твердую пятерку. S.T.A.L.K.E.R. приковывает своим миром — интересным, необычным и очень атмосферным. События с самого начала развиваются очень стремительно — поэтому в первые часы игры чувствуешь себя немножко ошарашено. «Зона» поражает практически всем — и своим «советским» колоритом, и заброшенностью, и, конечно же, уникальным устройством, необычными и поначалу непривычными законами. По сюжету игры к началу следующего десятилетия радиация все-таки сделала свое черное дело — и территория вокруг Чернобыльской АЭС превратилась в настоящий клочок хаоса. Опасная, заселенная мутантами и нашпигованная разными аномалиями, она в то же самое время привлекает к себе многих — в первую очередь благодаря разнообразным артефактам, которые, по слухам, могут произвести настоящий переворот в науке. Сталкеры, как и написано у Стругацких, это отчаянные смельчаки, вытаскивающие из зоны артефакты и выставляющие их на продажу. Быт сталкеров суров и жесток — они часто враждуют между собой и не чураются даже такой дикой вещи, как гладиаторские бои на аренах. Впрочем, анархистами они кажутся только на первый взгляд — есть две организации, «Долг» и «Свобода», каждая из которых руководствуется своей четкой идеологией. Разумеется, в процессе прохождения игроку представится возможность примкнуть к одной из них.
Сталкеры не единственные, кто обитает в зоне. Другая сторона — это бандиты. В принципе, они мало чем отличаются от сталкеров — такие же авантюристы, пришедшие сюда за легкими деньгами. Только методы у них немножко другие — если сталкеры стараются зарабатывать своими руками, то бандиты предпочитают отбирать у других. Не обошлось и без военных — эти стремятся взять ситуацию под свой контроль, охотясь и за сталкерами, и за бандитами. Последняя же «сторона» — это сама зона, со своими дикими и очень опасными обитателями.
Сюжет вызывает исключительно положительные эмоции. Отказ от открытого геймплея не привел к линейности. Местная история — это замысловатое переплетение сразу нескольких веток, которые развиваются параллельно. Главный герой по кличке Меченый совсем недавно больно звезданулся головой и потерял всю свою память за исключением одной навязчивой идеи — найти некоего Стрелка и, наверное, прибить его. Параллельно приходится поработать и на торговца, который спас Меченого, — причем первые его задания, абсолютно безобидные и несерьезные, быстро перерастают в отчаянную и увлекательную авантюру. Сюда же можно добавить «Долг» со «Свободой», которые рады «поэксплуатировать» нашего героя, несколько «локальных» квестовых веток и море дополнительных заданий. Финал, к которому мы придем, тоже хорош — разработчики заготовили аж семь вариантов концовок, одна краше другой.
Отметим, что разнообразие сюжета не мешает его качеству. События здесь развиваются очень стремительно — и это держит в напряжении, не дает устать от игры. При этом история непредсказуема, она интригует и вызывает логичное желание посмотреть «что же там дальше?». Не будем раскрывать даже самые мелкие подробности — скажем лишь, что своим нынешним видом «Зона» обязана не только катастрофе на Чернобыльской АЭС, но и дальнейшим проделкам людей.
На неплохом уровне находится и геймплей. Да, фанаты «ролевки» будут разочарованы — здесь нет ни системы развития персонажа, ни сложных, разветвленных диалогов. Зато для любителей пострелять — самое то. Схватки в S.T.A.L.K.E.R. динамичны, сложны и увлекательны. Главная проблема — некоторая «слабость» игрока. Оружия, боеприпасов и аптечек мало, а противный параметр «выносливость» готов в самый неудачный момент лишить героя возможности бега или даже вообще заставить остановиться на месте на несколько минут. Врагов почти всегда много, и убиваются они с трудом — искусственный интеллект неплохо «понимает» карту, умеет прятаться и старается действовать в группе. К счастью, многие задания приходится выполнять вместе с союзниками, которые с радостью возьмут на себя роль пушечного мяса. Но вот когда остаешься один — становится реально сложно.
Превосходно у разработчиков получились и horror-элементы. «Зона» регулярно преподносит сюрпризы — новые необычные аномалии, разнообразных монстров, обезображенные ландшафты. Несколько раз приходится спуститься под землю, в недра разнообразных комплексов и лабораторий — и там начинается самый натуральный кошмар.
А вот графика совсем не поражает — движок выглядит очень красиво, но это уже давно не последнее слово компьютерных технологий. Отметить хочется разве что работу дизайнеров и художников — нарисовано все приятно, со вкусом. Другой плюс — S.T.A.L.K.E.R. отлично идет на сравнительно слабых компьютерах, не тормозя и выдавая при этом отличную картинку.
* * *
В итоге расстраиваешься только одному — тому, что игра рождалась так долго. S.T.A.L.K.E.R. удивительно хорош и по праву может называться одним из лучших экшенов 2007 года. Но все это можно было выпустить в старом добром 2005-м, рассчитай разработчики свои силы сразу, — и тогда это натурально была бы игра года.
Рейтинг: 4/5