Восточно-европейское фэнтези. The Witcher
ЧТО? «Та самая» RPG по фэнтезийному циклу « Ведьмак » польского писателя Анджея Сапковского. По совместительству — крупнейший ролевый проект Восточной Европы и чуть ли не новая « Готика ».
КАК? Добраться до ставшего едва ли не вторым домом «Шереметьево-2» и долго прыгать между строительными лесами и горами с цементом, проклиная вечный местный ремонт. Пройдя все стадии таможенного унижения и долго рассказывая пограничнику, что Nintendo DS — это не дистанционное взрывное устройство, все-таки успеть на рейс до Польши, чтобы всего через два часа уже приземлиться в международном аэропорту города Варшавы.
Польша — весьма немаленькая страна с огромным PC-рынком (консоли там чувствуют себя так же неуютно, как и у нас), но мы не сказать чтобы часто слышим о громких польских играх. Тем не менее в истории есть примеры отличных польских шутеров ( Painkiller и Call of Juarez ) или отличных польских стратегий (взять хотя бы серию Earth 2140-2160 ). А вот при словосочетании « польская RPG » в голову приходит разве что Grom — милейшее нечто четырехлетней давности про фашистов, Тибет и летающие тарелки.
В ближайший год ситуация должна кардинально измениться. Аккурат к майским праздникам в продаже появится Two Worlds — первый амбициозный ролевой проект из Польши, который авторы намереваются сделать очередным «убийцей третьей «Готики»» (о нем мы писали буквально в прошлом номере « Игромании »). Ну а осенью выйдет The Witcher — вторая польская RPG мирового уровня, которой разработчики уже сейчас пророчат колоссальную славу и теплое местечко в пантеоне титанов, где-нибудь между Oblivion и Neverwinter Nights. Естественно, мы никак не могли упустить возможность собственными руками пощупать «того самого «Ведьмака» и в середине марта слетали в варшавский офис CD Projekt.
Предельно серьезно
Если помните, последний раз мы писали о «Ведьмаке» в прошлом августе, в репортаже с GC’2006 из Германии. Тогда The Witcher был просто « амбициозной ролевой игрой без издателя », базирующейся на фэнтезийной вселенной « главного польского Толкиена » Анджея Сапковского. Проект привлекал внимание сразу несколькими вещами. Во-первых, его авторы без стеснения ругали главного лейпцигского RPG-фаворита Gothic 3 и открыто заявляли, что « так ролевые игры делать нельзя ». Во-вторых, на стендовых экранах они показывали весьма любопытные фрагменты геймплея и крутили срежиссированные по всем голливудским стандартам ролики. Ну и наконец, в-третьих, все это счастье должно было появиться в продаже уже весной (то есть буквально сейчас).
Спустя полгода многое изменилось: «Готика» вышла, и ругать ее стало как-то неактуально; дата релиза самого «Ведьмака» меж тем аккуратно переехала на осень-2007; а попутно нашлись и издатели — на Западе за это взялся Atari , а у нас — « Новый Диск ». Разработчики больше не делают громких заявлений в стиле «убьем всех», но и не отказываются от совсем недетских амбиций и определения « величайшая RPG Восточной Европы ».
Если так получилось, что сегодня вы слышите про «Ведьмака» первый раз, то вот краткая вводная. Действие игры происходит в некоем фэнтезийном мире, придуманном и описанном Анджеем Сапковским в длинном книжном цикле. В этом мире нам отводится роль легендарного ведьмака Геральта, охотника за нечистью, эдакого фэнтези-джедая.
Книги о Геральте еще более-менее известны в Польше, России или Германии, но большая часть мира практически ничего не знает о «Ведьмаке». Разработчики, понимая, что попали в достаточно щекотливую ситуацию, попытались угодить в игре и нашим, и вашим. С одной стороны, поклонники «польского Толкиена», несомненно, найдут в The Witcher знакомых персонажей, узнают антураж и увидят все главные книжные достопримечательности. С другой — в лучших RPG-традициях в начале игры главгерой теряет память и напрочь забывает содержание предыдущих пяти томов.
Короче говоря, чтобы нормально начать играть в «Ведьмака», всем не знакомым с творчеством Сапковского достаточно будет минимальных знаний о том, что « Геральт — это такой седой мужик, который дерется мечом и убивает монстров ». Остальные подробности, как говорится, раскроются по ходу.
Веселые картинки
Анджей Сапковский родился в польском городе Лодзь в 1942 году. Будущий писатель жил в почти бандитском квартале, и его подростковая жизнь была не то чтобы легкой: в 15 лет он не понаслышке знал, что такое серьезная уличная драка. В более зрелом возрасте Анджей поступил в институт международной торговли, а после его окончания некоторое время работал торговым агентом.
Первую свою книгу Wiedzmin (« Ведьмак ») Сапковский написал в 1982 году. Именно в «Ведьмаке» впервые появился образ ведьмака Геральта — сурового охотника на нежить, который путешествует по деревням и за деньги уничтожает упырей, василисков и прочую нечисть. В течение 11 лет Сапковский пишет 13 никак сюжетно не связанных повестей и рассказов о приключениях Геральта. В нашей стране они изданы одной толстенной книгой под заголовком «Ведьмак».
С 1994 по 1999 годы Сапковский выпускает серию романов о Геральте и ведьмачке Цири. Всего в цикл вошли пять книг: «Кровь эльфов» , «Час Презрения» , «Крещение огнем» , «Башня Ласточки» и «Владычица озера».
Анджей Сапковский заслуженно считается одним из лучших современных фэнтези-писателей. Что любопытно, в саге о Геральте он создал жестокий, мрачный и предельно циничный мир, очень непохожий на все остальные произведения фэнтези-жанра. Здесь кругом творится насилие и плетутся интриги, а люди часто оказываются жадными, трусливыми и подлыми созданиями, а грозная Нильфгаардская империя местами сильно напоминает фашистскую Германию. И хотя сам Геральт — персонаж в целом положительный, его поступки нельзя назвать однозначно хорошими. Ведьмак Сапковского — это своеобразный антигерой, мрачный рыцарь со своим кодексом чести и четким предназначением: уничтожать нежить и получить за это деньги.
Кроме того, Сапковский лучше других писателей жанра умеет описывать батальные сцены. Львиная доля саги о Геральте посвящена сражениям разной степени масштабности и их последствиям: битвы, где в нервном бою против орд Нильфгаарда гибнут тысячи людей; разоренные деревни, разрушенные города, сотни тысяч убитых… В общем, даже условной фэнтезийной сказочности здесь практически нет.
На родине Анджей Сапковский имеет бешеную популярность: девять лет назад он даже получил престижную премию от еженедельника Polityka за заслуги перед польской культурой. Сегодня его романы постоянно переиздаются и переведены на русский, немецкий и чешский языки.
Все на выборы!
В офисе CD Projekt нам показали некоторые законченные фрагменты игры и достаточно детально продемонстрировали механику геймплея, однако в текущем своем состоянии «Ведьмак», увы, еще слабо похож на завершенную игру — разрозненные куски нужно будет долго и тщательно сшивать между собой. Тем не менее какие-то выводы можно сделать уже сегодня.
Итак, во-первых, авторы полностью избавляются от любых ассоциаций с жанром action/RPG, автоматизируют боевую систему и здорово упрощают весь игровой интерфейс. «Ведьмаком» можно легко управлять одной мышкой и ни разу за всю игру даже не притронуться к клавиатуре — примерно как в Baldur’s Gate или Neverwinter Nights. Конечно, «горячие кнопки» и WASD никто не отменял, но если что — без них можно обойтись.
Во-вторых, упрощая механику игры, разработчики заметно усложняют ее внутреннее содержание. Буквально каждую секунду перед главным героем встает какой-нибудь выбор. Убежать или напасть, отказать или согласиться, помочь или проигнорировать. Причем все ваши решения так или иначе будут иметь сюжетные последствия. В этом смысле «Ведьмак» глубже даже знаменитой «джедайской» RPG Star Wars: Knights of the Old Republic.
В короткой демке, в которую нам довелось поиграть в Варшаве, Геральт выполнял какой-то мелкий квест: крестьяне обещали хорошо заплатить, если он расправится с жуткими монстрами, живущими в озере. Так вот, за те десять минут, которые потребовалось для того, чтобы дойти до озера, убить трех склизких жаб-переростков и вернуться назад за наградой, главгерою пришлось три раза сделать тот или иной выбор.
В первый раз — когда речь шла о торговле за квест (если набивать себе цену слишком сильно, можно испортить репутацию в деревне, если брать слишком мало — посчитают слабаком). Во второй раз — когда нам по пути попались высокомерные эльфийские дозорные. Конечно, за гнусные речи их можно порубить на месте, однако если не поддаваться на провокации и попытаться поговорить, откроется дополнительная сюжетная линия с целой серией интереснейших квестов. Ну и, наконец, в третий раз выбирать пришлось по возвращении в деревню, когда выяснилось, что у местных жителей вообще не было никаких денег и они думали, что ведьмака так или иначе утащат на дно озерные жабы. Если наказать врунишек, можно поживиться кое-какими крестьянскими пожитками, если уйти с миром, то где-то ближе к середине игры деревенский народ еще не раз засветится в основной сюжетной линии.
Веселые картинки
Если у вас вдруг сложилось впечатление, что « Ведьмак » — это жесткая игра про брутальных мужиков, которые сносят друг другу головы огромными мечами, то это не совсем так. Авторы в меру сил стараются разбавить весь творящийся вокруг мрак какими-то позитивными моментами. Так, в игре, например, предусмотрена любовная линия, вернее… как бы это сказать…
В своих путешествиях Геральт то и дело будет встречать красивых женщин , которым так или иначе нужна наша помощь. Ну, вы понимаете: этой дров наколоть, другой — презентовать флакон духов, для третьей — выполнить какой-нибудь простенький квест. Ну а при успешных результатах вас наградят стыдливо затемненным экраном, а также картинкой той самой красивой женщины в откровенных эротических позах. И больше того: коллекционирование таких вот порнооткрыточек — вовсе не мелкая шалость, а часть большого, чуть ли не основного сюжетного квеста.
На очевидный вопрос о том, как такая эта, кхм, «мини-игра» повлияет на возрастной рейтинг игры, продюсеры «Ведьмака» заявляют: « В Лувр водят миллионы школьников — а вы видели, какой разврат нарисован на полотнах итальянцев или французов XVI века? Мы тут в Европе вполне адекватные люди и понимаем разницу между красотой и похабщиной… А вот с американской версией игры, конечно, придется что-то делать »…
Основания и дополнения
Что же касается ролевой системы, то авторы «Ведьмака» не стали заморачиваться с какими-то лицензиями и решили изобрести что-то свое. В принципе, механика крайне простая: за убийство монстров и выполнение квестов Геральт набирает опыт и растет в уровне, а с каждым новым уровнем нам выделяется несколько очков для распределения между параметрами персонажа. Тут, в принципе, все стандартно — сила, ловкость, интеллект и т.д. Кроме основных, можно развивать и некоторые дополнительные параметры, вроде искусства обращения с определенным видом оружия или магию.
Магия в The Witcher идет, скорее, в дополнение к рукопашным сражениям. И хотя поляки утверждают, что при желании из Геральта можно воспитать боевого мага, который ежеминутно извергает с пальцев молнии и сморкается огнем, они все равно советуют больше развивать оборонительные заклинания. Защитная аура от стрел, лечащие и усиливающие заклятья, а также чисто джедайский трюк force push (это когда мощной невидимой силой можно отбросить врагов на несколько метров) — вот основные заклинания ведьмака.
При желании можно вообще обойтись без магии и потратить ценную «экспу», к примеру, на алхимию. Собирать по окрестностям коренья и ягоды, скрупулезно изучать свитки с древними рецептами и постоянно таскать с собой ящик с пробирками, склянками и ступками — развлечение не для всех. Однако усидчивые будут вознаграждены: прокачав алхимию, вы научитесь создавать такие зелья, от которых чуть ли не на глазах затягиваются раны, увеличивается сила, скорость и все остальные параметры ведьмака. Впрочем, намудрив с ингредиентами, вы можете создать и откровенно вредное пойло, хлебнув которого Геральт на время потеряет контроль, зашагает нетвердой походкой, а в итоге забудется где-нибудь в канаве пьяным сном и потом проснется под утро без бумажника и норковой шапки.
Наконец, самое интересное, на что сейчас можно посмотреть в The Witcher, — боевая система. Комбинируя различные типы атаки, вы можете создать длинные и замороченные комбо-удары, которыми крушить врага гораздо интереснее, чем простым «закликиванием». В нашей версии The Witcher выбор был небольшой: простой выпад мечом, мощная атака в прыжке и удар ногой, однако в полной версии ожидается куда более разнообразный арсенал. Кроме того, все комбинации очень просто реализуются — игроку нужно лишь умело чередовать щелчки левой и правой кнопками мыши.
Ну и главное — со стороны бои выглядят настолько зрелищно, что в некоторые моменты начинаешь даже пугаться, что «Ведьмак» — это очень тщательно завуалированный экшен. В Варшаве нам показывали сценку, где на замок напали бандиты: Геральт, вытащив огромный меч, ворвался прямо в кучу врагов, и все происходящее живо напоминало какой-нибудь брутальный японский файтинг. Звон оружия, чьи-то дикие крики, из резаных ран хлыщет кровь, в летят отрубленные головы…
В конце, как и положено, состоялась битва с одним из первых «боссов» — гигантским огнедышащим пауком. Мы, пожалуй, не будем портить вам удовольствие от встречи лишними подробностями. Скажем лишь, что любой босс в The Witcher побеждается прежде всего находчивостью, а не тупым напором, как это практикуется последнее время в RPG.
Ведьмак в деталях
1. В этом весь стиль! Ведьмаки в книгах Сапковского — это такой своеобразный фэнтезийный спецназ. Перед тем как получить отличительный знак — заветный медный — каждый ведьмак обязан пройти сложнейшую программу обучения, в которую входит специальный курс обращения с мечом. Истребители монстров профессионально владеют двумя видами двуручников: железным мечом — для обычных сражений — и серебряным — для битв со всевозможной нечистью. Кроме того, как и джедаям из Star Wars: Knights of the Old Republic , ведьмакам доступно целых три абсолютно разных боевых стиля. Когда (как в нашей ситуации) вас атакует сразу несколько противников, можно включить быстрый «защитный стиль» и несильными, но стремительными ударами раскидать гадов по сторонам. По аналогии в игре еще есть «атакующий стиль» (сокрушающие, но очень медленные удары) и «нормальный» (в меру сильно, в меру быстро).
2. Благородные эльфы? Не в этой игре! Едва оказавшись в мире «Ведьмака», вы сразу же почувствуете, как стремительно ломаются все привычные фэнтезийные стереотипы. Забудьте о загадочных и мудрых эльфах — в этой игре ушастые уже давно стали весьма приземленными существами, которые время от времени промышляют воровством, убийствами или бандитизмом. Это, конечно, вовсе не означает, что здесь «все эльфы плохие», но на всякий случай им лучше не доверять. Как, впрочем, и никому другому.
3. Стрелы, перья, тетива. Еще на прошлой Games Convention в Лейпциге разработчики показывали нам сцену, в которой Геральт что твой Чингачгук прыгал с луком в руках и метал стрелы во вражьи головы. Впрочем, за прошедшие полгода от дальнобойного оружия в игре было решено отказаться, и теперь луки и самострелы останутся только у некоторых врагов. Лучники, сбиваясь в кучи, могут доставить массу проблем: они обучены массе грязных фокусов, умеют маневрировать, вовремя отступать и умело прикрывать огнем атаку своих коллег. Вам же волей-неволей придется навязывать им ближний бой.
4. Пейзажи и виды. Сапковский в своих книгах скрупулезно описал сражения, магию и монстров, но вот всему сопутствующему антуражу уделил крайне мало внимания. Художники игры честно прочитали все книги цикла, но, по их словам, « так и не поняли, как выглядят все эти «высокие горы», «заливные луга» и «дремучие леса »». Не хватало деталей, подробностей, готовых описаний, и практически все элементы пейзажей «Ведьмака» были придуманы с нуля. Готовый результат, говорят, был показан и даже лично одобрен Сапковским.
* * *
Что же касается технических подробностей, то как минимум с графикой у «Ведьмака» все в порядке. Пока. Дело в том, что на одном из этапов разработки люди из CD Projekt бросили затею со своим собственным движком и лицензировали у BioWare их Aurora Engine. В свое время на этом движке успешно бегала еще самая первая Neverwinter Nights, так что эта технология — не сказать чтобы последнее слово науки и техники. Конечно, программисты The Witcher прикрутили к «Авроре» все мыслимые эффекты, и картинка на экране буквально сияет всеми оттенками HDR-свечения. Только вот осенью, когда на полки лягут первые блокбастеры, заточенные под DirectX 10 (и, соответственно, Windows Vista), этих красот будет уже явно недостаточно.
Хотя надо отдать должное художникам: в «Ведьмаке», как и в случае с нашим любимым S.T.A.L.K.E.R. , дизайн гораздо важнее технологий. Каждый местный пейзаж, каждая мелкая деталь, самый распоследний камушек у дороги нарисованы с какой-то неистовой педантичностью и, что важно, любовью. Продюсеры The Witcher готовы часами рассказывать о том, как они придумывали дизайн пряжки на ремне Геральта или как рисовали узоры на платье цыганки. Приятно, что в Польше разработчики пока не научились думать кошельком и с бараньей настойчивостью «отрабатывать бюджет», а подходят к делу с интересом, с душой.
На сегодняшний день с The Witcher получается пока непонятная ситуация. С одной стороны, у игры есть огромный потенциал, и если к осени авторы умело соберут из разрозненных игровых кусков цельный геймплей, то мы с вами получим чуть ли не главного претендента на звание RPG-2007. Однако если что-то не заладится (как, например, это получилось с той же Gothic 3, которая появилась в продаже в страшно сказать каком диком состоянии), «Ведьмак» может легко затеряться в бешеном потоке предновогодних релизов, который в этом году будет жарким как никогда.
Тем не менее Atari рассчитывает на хорошие продажи, а русский издатель уже называет локализацию The Witcher чуть ли не одной из главных стратегических задач и привлекает к переводу людей, которые в свое время работали над русской адаптацией книг Сапковского. Нам же «Ведьмак» видится одним из самых интересных RPG-проектов ближайшего года, поэтому обещаем пристально следить за всем, что происходит с игрой.
P.S. Редакция «Игромании» благодарит компанию «Новый Диск» за помощь в организации поездки в Варшаву.