30 мая 2007
Обновлено 17.05.2023

Игровое редактирование

Игровое редактирование - изображение обложка

Наводнение в GTA: SA

ИНСТРУМЕНТ: GTA: San Andreas Water Level Customizer

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Внимание-внимание! В штате Сан-Андреас объявлено штормовое предупреждение! Все мосты, соединяющие между собой города, закрыты, жителям не рекомендуется подбираться слишком близко к воде!..

Странная картина, не так ли? В оригинальной GTA: SA ни о каких стихийных бедствиях и речи не было, а тут вдруг пожалуйста: шквальный ветер, затопленные территории, тысячи унесенных водой жизней. Виновником этого природного торжества стал простой пользователь, скрывающийся под ником Edison Carter , который разработал крохотную утилиту для изменения уровня воды в GTA: SA и выложил ее в интернет.

ПРАКТИКА: Запустив программу и задав всего лишь несколько параметров — уровень воды в метрах ( Water Level ) и высоту волн ( Wave Height ), любой модмейкер может превратить штат Сан-Андреас в самую настоящую Атлантиду. С другой стороны, никто не помешает вам полностью осушить озера, моря и океаны, омывающие штат. Для этого нужно установить уровень воды и высоту волн на отрицательную отметку. При необходимости вы сможете вернуть настройки по умолчанию, кликнув по кнопке Restore Defaults.

ВЕРДИКТ: Неплохая такая утилита для изменения уровня воды в GTA: SA. Предельно проста в освоении и, в отличие от аналогичных разработок, не выпадает в Windows с ошибками.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 9/10

«Игровое редактирование» на DVD

На нашем DVD (в разделе «Игрострой») вы можете не только взять все утилиты, упомянутые в статье «Игровое редактирование», но и ознакомиться с более детальными описаниями программ, а также прочитать небольшие уроки по работе в самых важных для игростроевца редакторах.

Технические материалы, посвященные 3D-моделированию, конвертации объектов и прочим прикладным вопросам, публикуются именно на диске, а не в журнале.

Новый облик NWN 2

ИНСТРУМЕНТ: MDB Export/Import Tools, версия 1.7

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: К сожалению, официальный инструментарий для NWN 2 не позволяет создавать и подключать к игре трехмерные модели собственного производства. Поэтому использовать NWN 2 Obsidian Toolset в качестве конструктора с внушительной библиотекой стандартных элементов, из которых собираются новые локации, можно, но чего-то совсем уж нового на его базе не построишь.

Несложно догадаться, что такая направленность модмейкерам пришлась не по душе и они быстро нашли выход из ситуации. Досконально изучив формат хранения моделей объектов в NWN 2, поклонники игры принялись за разработку утилиты, которая бы позволяла перегнать весь 3D-контент, созданный в графических пакетах типа 3DS Max и Maya , в файлы формата MDB.

Довольно быстро в интернете появилась утилита для просмотра моделей NWN 2, а спустя несколько недель после этого состоялся релиз инструмента MDB Export/Import Tools для конверта 3D-моделей OBJ -формата в файлы с расширением mdb , используемые игрой. В состав MDB Export/Import Tools входит конвертер для перевода OBJ-файлов в MDB и утилита обратного действия — перевода MDB-файлов NWN 2 в OBJ-модели.

Основное достоинство набора в том, что с его помощью можно полностью модифицировать внешний вид NWN 2 — наполнить мир игры новыми персонажами (саблезубыми тиграми, троллями, гномами, зелеными человечками, сотрудниками «Игромании» — да чем угодно!), а также сменить все декорации (растительность, мосты, жилые постройки, объекты интерьера и другие элементы). Недостаток же всего один — отсутствие какой-либо графической оболочки: все действия по конвертированию моделей выполняются через командную строку.

ПРАКТИКА: Несмотря на отсутствие оболочки, конвертеры просты в использовании. Положил модель, предназначенную в определенную директорию, ввел в командную строку определенный скрипт и… собственно, все. Объект тут же будет конвертирован в файл с расширением mdb или obj, в зависимости от используемого инструмента.

Другое дело, что далеко не все пользователи знакомы с принципами работы командной строки — не могут перейти в определенный каталог, создать папку, активировать определенный исполняемый файл. Поэтому, чтобы у вас не возникло никаких вопросов касательно использования MDB Export/Import Tools, мы детально рассмотрим процесс конвертирования моделей, представленных MDB-файлами, в объекты формата OBJ, понятного NWN 2.

Поместите утилиты для конвертации моделей в каталог с произвольным именем на любом из дисков, например C:\MDB. Затем зайдите в директорию \Data установленной NWN 2 и извлеките из архива NWN2_Models.zip любую модель, скажем PLC_BC_BOATHZ01.mdl , в ранее созданную папку MDB.

Выберите пункт меню Пуск\Выполнить и в появившемся окне напечатайте команду cmd и нажмите Enter. В командной строке наберите **cd <Полный путь к папке, в которой проживают конвертеры и 3D-модели>**, в нашем случае — cd C:\ MDL , и нажмите ввод. Каталог открыт, для перевода модели формата MDB в файл с расширением obj, который понимают все современные пакеты 3D-графики, нужно ввести следующую команду:

mdb2obj.exe PLC_BC_BOATHZ01.mdb

Где mdb2obj.exe — имя конвертера, PLC_BC_BOATHZ01.mdb — полное название модели.

Нажмите клавишу ввода — начнется переформатирование. В процессе конвертации в папке C:\MDB появится ровно три файла: PLC_BC_BOATHZ01.obj (файл модели), PLC_BC_BOATHZ01.mtl (файл текстур объекта), PLC_BC_BOATHZ01.save , которые можно просмотреть, а при желании и модифицировать в любом современном редакторе 3D-контента — например, в 3DS Max. Работа с утилитой obj2mdb.exe по перегонке моделей формата OBJ в MDB-файлы осуществляется по такой же схеме.

ВЕРДИКТ: Хороший, но далеко не безупречный набор утилит для изменения внешнего облика NWN 2. С одной стороны, инструменты отлично выполняют функцию конвертирования моделей, с другой же — не могут обеспечить удобство работы, нет графического интерфейса.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 7/10

Моддинг ArmA объявляется открытым!

ИНСТРУМЕНТ: ArmAUnPBO

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: В Сети, как грибы после дождя, начали появляться самые разные утилиты для редактирования Armed Assault , что в общем-то и не мудрено: игра базируется на движке Operation Flashpoint и как следствие использует старые форматы хранения моделей, текстур и других ресурсов. Сегодня в поле нашего зрения попала замечательная во всех смыслах утилита ArmAUnPBO , которая умеет распаковывать игровые архивы (текстур, звуков, скриптов), представленные PBO -файлами.

ПРАКТИКА: После запуска приложения перед вами появится сравнительно небольшое окно программы, на которое вынесены лишь самые необходимые компоненты. Основную область распаковщика занимает табличное поле, в него загружается информация о каждом файле архива. Над ним располагаются поля для ввода путей к архиву и конечного пункта извлечения, а правая часть приложения отведена под кнопки выбора архива ( PBO ), задания директории сохранения извлеченных ресурсов ( Directory ), а также кнопок распаковки ( Extract ) и выхода ( Exit ).

Различные меню, инструментальные панели, поля объектов и прочие навороты, присущие большинству современных программ, в ArmAUnPBO напрочь отсутствуют. Но в случае с данной утилитой это скорее большой плюс, а не минус. Извлечение игровых ресурсов проходит по простой схеме. Щелкаете по кнопке PBO на форме программы, выбираете один из игровых архивов Armed Assault, задаете директорию сохранения для извлекаемых файлов (через меню Directory ), выделяете необходимые файлы на табличном поле и кликаете по кнопке Extract.

ВЕРДИКТ: Идеально спроектированный и очень удобный распаковщик архивов для Armed Assault. Не вылетает с ошибками, лишние функции отсутствуют, изначально настроен так, что можно просто установить и работать.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 10/10

Обновления

Мы продолжаем выкладывать на нашем DVD обновления самых значимых утилит, редакторов и SDK. Разработчики редко выпускают патчи для редакторов, чаще всего они просто выкладывают в Сети обновленные версии, которые весят даже больше, чем оригиналы. Скачивать каждый раз такой объем могут далеко не все. Теперь этого делать и не нужно, все обновления вы сможете взять с нашего диска.

DOOM 3 SDK 1.3. С момента выхода DOOM 3 прошло более двух лет, а разработчики продолжают неустанно трудиться над совершенствованием SDK для игры. На момент сдачи номера в печать для свободной загрузки был доступен SDK версии 1.3 , в который вошло масса новых примеров, исходных кодов движка и краткая справка. Разработчики также обновили и уже имевшиеся в наборе файлы — устранили ряд недочетов и оптимизировали программный код некоторых модулей. Внимательно изучив структуру файлов, вы сможете создать утилиты для правки звуковых файлов, моделей и текстур, искусственного интеллекта. Иными словами, вы сможете собрать свой собственный редактор для DOOM 3.

Quake 4 SDK 1.4. Практически одновременно с выпуском обновленного инструментария для DOOM 3 в интернете появилась новая версия SDK и для Quake 4. Набор исходных кодов был адаптирован под 1.4 версию Quake 4, также девелоперы исправили множество ошибок: устранили баги в экспортерах моделей и анимации, оптимизировали файлы ядра, привели в норму поведение противников. Если бы авторы Quake 4 решили вдруг выпустить новый редактор карт для игры на основе своего же SDK, то он оказался бы в разы шустрее поставляющегося в комплекте с игрой старичка «Радианта».

Пробуждение ото сна

ИНСТРУМЕНТ: Gothic 3 PAK Viewer

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: При всех своих достоинствах « Готика 3 » не лишена и недостатков. Упоминать о ее багах и тормозах мы не станем — это уже стало притчей во языцех. А вот о чем поговорить стоит, так это об ошибках и недоработках геймплея. Например, во многих сражениях обитатели мира игры напрочь отказываются сопротивляться главному герою, протагонист же часто раздражает тем, что передвигается, словно черепаха, плавает, как кусок пенопласта, да и вообще ведет себя довольно-таки странно.

Сообразив, что разработчики в ближайшее время не собираются выпускать полноценный SDK или инструментарий, фанаты игры начали кропать собственные утилиты. Первым таким инструментом, увидевшим свет, стала программа под названием Gothic 3 PAK Viewer. Она позволяет вытянуть из игры любые ресурсы — музыку, скрипты, текстуры. При этом стоит отметить, что распаковывать можно не только целые архивы, но и отдельные файлы из них.

ПРАКТИКА: Дизайн у Gothic 3 Pack Viewer, скажем так, своеобразный. Левая часть программы отведена под поле, представляющее собой дерево каталогов того или иного архива, правую же область занимает таблица, в которую заносятся данные об элементах архива. Над этими двумя компонентами (то есть в верхней части распаковщика) расположено главное меню и спецкнопка для выбора архива игры, нижняя же область содержит поля и меню, позволяющие контролировать процесс распаковки.

Обратите внимание, что полностью русифицированную версию утилиты вы можете взять с нашего DVD из раздела «Игрострой». Таким образом, никаких трудностей с пониманием тех или иных функций возникнуть у вас не должно.

Чтобы распаковать игровой архив, вам нужно щелкнуть по кнопке с изображением многоточия, расположенной над таблицей, выбрать файл, после чего еще раз кликнуть по кнопке с многоточием, но уже напротив комментария Корневой путь , и обозначить каталог, куда будут сохраняться извлеченные ресурсы. Наконец, придется щелкнуть по кнопке Извлечь все. Для распаковки же отдельно взятого файла или папки архива целесообразно использовать кнопки Извлечь папку и Извлечь.

ВЕРДИКТ: Эталонный распаковщик архивов третьей «Готики» — быстрый, компактный, да к тому же еще и справляющийся со своей задачей на все сто процентов. Собираетесь создавать модификации для игры до выхода официального SDK (еще не факт, что он вообще появится)? Обязательно запаситесь Gothic 3 PAK Viewer.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 8/10

Готический запаковщик

ИНСТРУМЕНТ: Gothic 3 PAK Generator

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Изменив файлы Gothic 3 , каждый мододел наверняка захочет привязать модифицированные ресурсы обратно к игре. Но вот как это сделать? Воспользоваться услугами архиватора WinRAR? Не стоит, он ничем не поможет: архивы третьей «Готики» имеют нестандартный формат. Приспособить для своих модостроительских нужд Gothic 3 PAK Viewer? Из этого опять же ничего хорошего не выйдет: утилита позволяет лишь извлекать из оригинальной игры контент, но не умеет «зашивать» его обратно.

Не надо ничего придумывать, достаточно взять упаковщик Gothic 3 PAK Generator. Эта крохотная программка позволяет создавать архивы для Gothic 3 на основе любых файлов и каталогов.

ПРАКТИКА: К сожалению, мы в очередной раз имеем дело с приложением, работающим в режиме командной строки. PAK Generator полностью лишен графического интерфейса. Тем не менее не стоит расстраиваться и впадать в истерику: все действия по созданию «готических» архивов, в принципе, можно проделать и не прибегая напрямую к использованию cmd-сервиса. То есть для генерации нового архива (PAK-файла) вам нужно будет проделать следующие манипуляции: создать определенный каталог в директории с утилитой PAK Generator и поместить в него все файлы одного из модифицированных архивов «Готики» для запаковки, после чего перетащить каталог с игровыми ресурсами на значок исполняемого файла G3PakDir.exe.

В результате на экране появится досовское окно утилиты, в котором будет отображаться ход создания нового архива. В зависимости от размера файлов, которые вы решили запечатать в целостный архив, процесс генерации может занять от двух-трех минут до нескольких часов.

ВЕРДИКТ: В целом очень неплохой генератор, но, увы и ах, работает только в командной строке. Впрочем, проблему эту можно обойти, если перетащить в окно программы необходимые файлы. Да и альтернатив получше не наблюдается.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 7/10

Интересности

3D-сканер своими руками

DAVID — это, по сути, халявная программа для 3D-сканирования объектов. С ней вам не придется тратить десятки тысяч долларов на приобретение 3D-сканера — достаточно иметь в наличии мощный компьютер, недорогую веб-камеру и простую лазерную указку. Далее все предельно просто: выбираете объект (например, игрушечную машинку), помещаете его между двумя плоскостями, расположенными друг к другу под углом в 90 градусов (некое подобие раскрытой книги), включаете камеру, активируете DAVID и проходитесь лучом лазерной указки по объекту. Программа просчитает координаты конструкции и моментально составит на их основе точную 3D-модель одной из сторон. Произведя сканирование формы с оставшихся трех сторон, вы получите полноценную 3D-конструкцию, которую впоследствии можете импортировать в один из современных графических пакетов — например, в 3DS Max. Заполнив небольшую анкету, вы сможете скачать по адресу www.david-laserscanner.com/?section=Downloads&file=david.

Тираннозавр Z-Brush

Компания Pixologic анонсировала новую версию популярного графического пакета Z-Brush. Уже сейчас известно, что в обновленном трехмерном редакторе будет в несколько раз увеличена производительность, появится система обработки теней и освещения в реальном времени, а также будет внедрен ряд новых инструментов для моделирования. На данный момент для свободной загрузки из интернета доступно видео, в котором наглядно демонстрируются возможности программы: http://download.pixologic.com/NextStep/ZBrushNextStep.zip. Официальный релиз Z-Brush 3 запланирован на 15 мая 2007 года.

Наступление носорогов

Состоялся выход обновленного пакета 3D-графики Rhinoceros 4.0. В программу было встроено множество новых модулей, заметно упрощающих жизнь рядовому моделлеру, произведена масштабная работа по перекройке интерфейса, а также изменены некоторые инструменты. Многие пользователи уже перешли на обновленную версию редактора. Всем же, для кого вопрос приобретения Rhinoceros 4.0 остается открытым, рекомендуем заглянуть на официальную страничку производителя (www.rhino3d.com) и скачать себе trial-версию программы.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь