Руководство и прохождение по "Офицеры"
Игры про Вторую мировую в последнее время приобретают все большую популярность. Изучено все оружие пехоты; каких только танков не бывало в нашем распоряжении… Нормандия, Бастонь и поля близ Прохоровки уже как родные. И вот перед нами новая игра на ту же тему. Чем же смогут нас удивить «Офицеры»?
Есть ли жизнь на поле боя?
Наверняка разработчики долго ломали голову над тем, как сделать так, чтобы игра отличалась от всех прочих и одновременно была реалистичной. Главным отличием стало то, что здесь «все как в жизни». Есть три ресурса — топливо, продовольствие и боеприпасы, — которые ваши войска могут использовать. Территория поделена на куски, и центром каждого служит какой-либо важный объект. Последний, будь то завод или аэродром, по совместительству становится складом. Вот с этого склада окружающие, находясь на подчиненной «хранилищу» территории, и берут припасы. Между складами можно беспрепятственно перемещать имущество, наполняя пустеющие. В этих опорных пунктах также можно вызвать подкрепление.
Но что же делать на вражьей территории, которая нам не подконтрольна? Все очень просто — как можно быстрее захватывать неприятельский склад, благо вместе с ним к нам перейдет не только новая точка снабжения, но и некоторое количество полезных во всех отношениях ресурсов. Если тянуть время, планомерно изничтожая противника, то наши солдаты оголодают, а танки расстреляют все боеприпасы. И придется либо погибнуть, либо возвращаться домой несолоно хлебавши.
Однако не все так просто. Кроме огромных пространств со складами в центре есть куча дополнительных опорных пунктов, в которых хоронятся бойцы противника, так или иначе осложняющие нам жизнь. В целом, можно наплевать на эти деревушки или засады, но за них обычно полагаются небольшие подкрепления (а правильному командиру много и не надо — достаточно всего пары танков или нескольких отрядов пехоты, чтобы значительно усилить свою линию обороны). Посему зачищать их стоит, благо о некоторых нас своевременно извещают в форме заранее запланированных заданий.
Исходя из выше сказанного мы получаем следующую картину: есть территория, разграниченная на области. Мы должны захватывать контроль над этими областями, обеспечивая себя ресурсами. После завершения этой миссии следует зачищать местность на подконтрольной территории, уничтожая противника, и тем самым пополнять свои войска, потрепанные во время штурма центра. Как видите, основная стратегия проста как правда. При этом вполне успешно решается проблема, которая на первый взгляд кажется неодолимой: небольшое количество времени на прохождение миссии. Ибо тот, кто слишком тянет время, будет сожран собственной оголодавшей пехотой. Вперед, только вперед!
Итак, проблема отличия была решена с блеском, но на этом разработчики не остановились. Знатокам жанра хорошо известна система повреждений техники, которая была в Company of Heroes. Танк с напрочь разрушенным двигателем там просто продолжал ползти со скоростью смертельно раненной черепахи. Здесь же все по-другому. У танка есть ходовая часть, двигатель, бензобак, экипаж и башня. И все они могут быть повреждены или уничтожены. Ходовая часть отличается от двигателя тем, что первую могут починить даже непрофессионалы — например, пехота. Хотя в обоих случаях танк стоит на месте и никуда не торопится. Бензобак радостно полыхает, что, если быстро не починить пострадавшую машину, станет причиной ее взрыва. Экипаж можно выбить только у легкой техники; танки же превращаются в кучу металлолома вместе с ним. Наконец, башни есть не у всех видов техники; зато, повредив их, вы усложните жизнь танку, заставив его разворачиваться к цели всем корпусом. Разумеется, все это чинится, следует только подогнать к месту происшествия ремонтников.
Это интересно: экипаж может и просто контузить. Тогда он выживет, но некоторое время танк будет совершенно беспомощен и не сможет ни стрелять, ни двигаться.
Вся королевская рать
Что же можно рассказать о основной движущей силе войны — солдатах, танках, артиллерии и прочих вспомогательных войсках? Естественно, наши солдаты уже давно не просто расходный материал, а воины, с течением времени набирающиеся опыта, в силу чего они лучше прячутся, укрываются, стреляют и лечатся или чинятся. Впрочем, добиваться высоких уровней от пехоты было бы странно — гибнет она пачками. Особенно если поблизости и не пахнет санитарной машиной. Есть также обычный и агрессивный режимы поведения. В последнем ваши озверевшие войска будут обстреливать всех, кто попадется им на глаза, до самой смерти (а там уж кому как повезет).
Имеется еще ряд действий. Пехота умеет минировать и убирать мины, чинить технику (обычная пехота — ограниченно), погружаться и выгружаться из машины, прятаться в подготовленных укреплениях. Заметьте — самостоятельно пехота окопов не роет. Техника умеет окапываться и, что она делает особенно успешно, обстреливать выбранный район. Обратите внимание, что для всех видов войск есть два радиуса — радиус видимости и радиус стрельбы. У большинства первый радиус значительно уступает второму. Но если использовать специальные войска разведывательной направленности, эта проблема будет успешно решена.
Еще одна особенность «Офицеров» состоит в оригинальной системе вызова подкреплений. Во-первых, здесь есть «круг» вызова подмоги из семи позиций. Для пяти из них — налета бомбардировщиков, вызова истребителей, артиллерийского обстрела, десанта и вызова самолета-разведчика — есть числовые показатели. То, чему они равны в начале миссии, не абсолютно — далее за особые заслуги вы можете получить в свое распоряжение еще некоторое количество каких-нибудь видов помощи. Толк, впрочем, есть далеко не от всех. Так, бомбардировщики могут быть сбиты, а истребители вообще занимаются непонятно чем. Артиллерийский налет относительно полезен, но и он не гарантирует, что именно нужная вам точка станет центром попадания. Разведчики неплохо помогают в деле обстрела вражеских позиций, если у противника нет зенитной артиллерии. А вот десант всегда кстати.
Для двух позиций — вызова пехоты и танков — конкретных цифр нет. Дело в том, что для каждого из этих видов мы имеем по восемь ячеек, которые можем заполнить отдельными подразделениями. Для пехоты это отделение пехоты, для техники — одна единица техники. Так, например, у нас есть 8 «Стюартов», 4 «Шермана», 2 зенитки, 2 гаубицы, 1 санитарная машина. Мы можем вызвать восемь легких танков либо «Шерманы» и артиллерию, а можем и скомбинировать все имеющиеся войска. Вызывать надо только то, что необходимо в текущий промежуток времени и немножко на перспективу. Просто так вызывать помощь ни в коем случае не стоит — следующее подкрепление можно будет получить только через некоторый промежуток времени. Пополнение списка войск вреди подкреплений идет постоянно, почти за каждый мелкий опорный пункт. А уж за «столицы» областей дополнительные войска подкинут обязательно.
Теперь имеет смысл поговорить о непосредственных героях войны и их возможностях.
Пехота
Начинается пехота с обычных стрелков. В свое время «Блицкриг 2» установил некоторую планку правдоподобия — бойцы в отряде стали вооружаться не однотипными винтовками, а набором из автоматов, винтовок и ручных пулеметов. Не могу сказать, что разница между бойцами резко бросалась в глаза, но радовал сам факт разнообразия. Здесь же пошли еще дальше, наделив пехоту не только винтовками, автоматами и пулеметами, но и ручными гранатометами. В итоге засевшее в окопах отделение пехоты страшно не только своим прямым противникам в лице вражеской пехоты, но и танкам, если таковым придет глупая идея повернуться к пехотинцам боком. Кстати, при атаках вражеских танков это происходит сплошь и рядом. Кроме того, любая пехота замечательно умеет занимать брошенную технику — например, если кто-то вышиб экипаж танка или расчет пушки.
Десантники от простой пехоты отличаются тем, что их можно вызвать только в виде отдельного подкрепления и сразу несколько отрядов — регулировать их количество не удастся. Есть отличия и в вооружении: винтовки бравым десантникам не к лицу, они перешли на короткие и удобные автоматы. Десантники обычно отлично решают вопросы со всевозможными артиллерийскими батареями без пехотного прикрытия, высаживаясь прямо на головы противнику и без труда уничтожая расчеты. Бросать их в самоубийственные атаки совершенно ни к чему.
Еще одна разновидность пехоты — противотанковые подразделения. От обычной пехоты они отличаются повышенным числом гранатометов (три штуки), но при этом у борцов с танками полностью отсутствуют пулеметы. Хотя гранатометчики активно применяют свое оружие и против пехоты.
Следующими по списку идут разведчики. Это пятеро отважных бойцов, которые видят дальше всех в игре. Вооружены они винтовками и при пассивном поведении вражеской пехоты учиняют ей изрядный вред. Если противник будет нервно реагировать на выстрелы наших дальнозорких бойцов, охлаждению пыла должны поспособствовать прочие войска, которые окопаются за спинами разведчиков и при необходимости поддержат их огнем. Чрезвычайно полезные бойцы, которых надо всячески беречь.
Замыкают список пехотинцев ремонтники. Это небольшой отряд, который может, конечно, и пострелять, но лучше ему заниматься прямыми обязанностями, а именно — чинить технику. Ибо только они могут справиться с рядом серьезных неисправностей.
Пулеметчиков в игре вызвать невозможно, они уже окопались на заданных позициях. Но это не слишком большая угроза. В то время как хорошо укрепленный пулемет обычно творит чудеса, здесь он легко уничтожается одним попаданием из противотанкового гранатомета. О минометах можно сразу же забыть — здесь их просто нет.
Техника
Парад техники мы откроем все же не танками, а таким простеньким механизмом, как санитарная машина. Расположение ее на некотором удалении от ваших пехотинцев существенно повышает выживаемость последних в боях за счет постепенного выздоровления. А от здоровых бойцов пользы куда как больше.
Не менее полезны разведывательные машины. К ним относятся и джипы, и бронетранспортеры. Это быстроходные агрегаты, у которых дальность зрения куда больше дальности стрельбы. И этим надо пользоваться, определяя пределы обороны противника. Разумеется, в своем классе эти машины совсем не равнозначны. Чем слабее вооружен ваш разведчик, тем дальше он видит. Но этого дальнозоркого бойца легче уничтожить. В то же время некоторые относительно неплохо бронированные агрегаты, вроде немецкого SdKfz 222, причиняют значительные неудобства, когда начинают лихо ломиться вперед. Дело в том, что попасть в них на полной скорости довольно сложно (хотя один серьезный снаряд напрочь вышибает дух из этой жестянки), а уже пара их переключает на себя все внимание обороняющихся, позволяя следующей за ними пехоте подобраться поближе. Да и сами они вполне способны повредить даже вражеским танкам. Конечно же, с такими шутниками надо расправляться как можно быстрее, задействовав для этого все наличные силы.
Танки — это прежде всего мобильные крепости, на которые отвлекается огонь противника без особого ущерба для самих танков. Главное при этом то, что танки должны маневрировать. Стоящий на месте танк — удобная неподвижная мишень; его успешно расстреляют вражеские гранатометчики. Как правило, они эффективны при использовании «скопом». Тогда они слаженными залпами поражают вражескую технику, отправляя ее на свалку. Стоит отметить тот момент, что в «Офицерах» не слишком увлекаются делением танков по классам. И только настоящие знатоки смогут быстро сообразить, что яростно атаковать «Пантеру» несколькими «Стюартами» в первую очередь опасно для жизни легких танков. Окопанный танк живет на порядок больше. Особенно если он не один и его есть кому поддержать. К группе танков вполне можно отнести и противотанковые самоходные артиллерийские установки. По крайней мере, каких-то значительных отличий у них я не заметил.
Поскольку на поле боя присутствуют самолеты — пусть управлять ими совершенно невозможно, — то здесь же имеются и зенитки. Правда, немцы почему-то оказались обделены знаменитыми «Вильбервиндами» и прочими вариантами мобильной техники. Но хотя бы оставили наземные легкие и тяжелые зенитки. И те, и другие — весьма вредные штуки, потому что легкие умудряются расправляться даже с «Шерманами», что уж говорить о тяжелых 88-мм орудиях! Кроме того, легкие зенитки активно расправляются с пехотой. И единственный способ уничтожить их — атака несколькими танками. Впрочем, если зениток несколько, то лучше сразу перейти к огню дальнобойной артиллерии. Американцев решили не обижать и наделили их мобильными зенитками. Поодиночке они ничего не смогут сделать против обнаглевших самолетов. Но три-четыре зенитки спускают вражеских летчиков на землю с завидной регулярностью. Кроме того, зенитки в силу своей скорострельности — первейшее средство против вражеской пехоты. Целые толпы полягут на пути к вашим позициям, пытаясь прорваться через огонь зениток, особенно если прикрыть их пехотой и обеспечить разведчиками дальнее зрение. Кстати, вражеские танки они разламывают не хуже стационарных зениток. А уж броневики от них мрут как мухи.
Артиллерия начинается с противотанковых пушек. Сразу отмечу, что положены они только обороняющимся и вызвать их самому не получится, разве что захватить в качестве трофея. Но трофей этот очень полезен, и его рекомендуется тут же починить, ибо пушки намного скорострельнее танков, а уничтожить их непросто. Если вдруг вам повезло заполучить в свое распоряжение такие штуки, то укреплять ими свои оборонительные позиции — очень удачное решение.
Дальнобойная артиллерия представлена американскими гаубицей (Howitzer) и пушкой (Cannon). Не очень понятно, что же разработчики хотели этими машинами смерти сказать, потому что в игре они отличаются от описания в руководстве, как небо от земли. Ситуация с ними обстоит так. Обе пушки приезжают на буксире грузовика и крайне долго от него отцепляются, причем грузовик после свершения этого действия пропадает (и это баг). Стреляют они только прямой наводкой. Да-да, если видят цель, стреляют, не видят — не стреляют. Исключение составляют дома, по которым наши фигуранты могут стрелять и без прямой видимости. Отличие же между ними в следующем: пушка стреляет по настильной траектории и, как правило, в лоб какой-нибудь технике, а гаубица — по навесной, чем этим сильно вредит пехоте противника. Кстати, дальнобойной эту артиллерию можно назвать условно, стреляет она весьма недалеко.
Это интересно: кое-что полезное в пушках есть — они умеют самостоятельно вести огонь, в отличие от аналогов из других игр. Впрочем, ведут они его, только когда видят противника, так что тут все логично.
По-настоящему далеко бьют всевозможные реактивные минометы. Конечно, «Катюши» известны нам куда лучше, однако здесь хватает и самоходных реактивных минометов и менее сложных вещей, вроде Nebelwerfer. Им, как и артиллеристам, нужна прямая видимость точки попадания. Единственный, кто выбивается из этой компании, — американская «Каллиопа», которая стреляет даже подальше, чем штатные гаубицы. Самоходки отличаются от прочей артиллерии только тем, что перемещаются очень шустро. А со стрельбами — все те же проблемы.
Анатомия боя
Игра только на первый взгляд выглядит сложной. Как только вы получите в свое распоряжение разведчиков, при их правильном использовании все станет крайне просто. Выстраиваем рубеж обороны, включая танки и артиллерию, расставляя это как можно ближе к противнику — естественно, не настолько, чтобы по нам тут же начали стрелять. Далее выдвигаем вперед разведчиков. Если противник бросится контратаковать, то быстро получит в лоб от массированной обороны и ослабит удерживаемые рубежи. Не кинется в бой — разведчики нагло перестреляют передовые отряды пехоты, а дальше можно будет переместить свои войска вперед. Если в разведчиков не начали стрелять, можно спокойно перемещать всю технику на один уровень с ними — разгром врага обеспечен. Если есть дальнобойное вооружение, стоит использовать его для уничтожения особо вредных огневых точек противника — например, противотанковых пушек. Само собой, как уже было сказано ранее, начинать атаку надо на центральное здание очередной зоны, а затем переносить на вспомогательные оборонительные пункты. Причем тут лучше всего придерживаться последовательности заданий — в этом случае нам часто перепадает много «халявы», как, например, слабоохраняемые реактивные минометы «без боеприпасов».
Несколько слов об обороне. Не обязательно держать все-все направления. Противник чаще всего атакует по дорогам. Располагаем около дорог наши пушки и гаубицы как противотанковые средства, подкрепляем их парой танков и пехотой, и враг уже не пройдет. Пушки лучше всего подходят для этой ситуации из-за их малой подвижности — им все равно, по кому палить из статичного положения. Иногда противник идет кратчайшим путем от центра к центру, но так бывает, только если между ними отчего-то забыли проложить дорогу.
Интересно то, что линию фронта мы, конечно, удержать можем. Более того, наши атаки не могут проходить везде одновременно, поэтому по большинству ключевых направлений мы выстраиваем заслоны, атакуя лишь одну цель. А правильные заслоны не требуют, чтобы за ними постоянно следили. Но противник тоже не лыком шит и умело высаживает десантников нам в тыл, где мы часто не имеем возможности держать войска из соображений экономии. Один броневик возле города погоды не сделает (пришибут и скажут, что так и было), а оставлять их помногу у каждого города или завода значило бы сильно ослабить передовую. И это еще один повод для того, чтобы не вызывать все-все подкрепления с лихорадочным блеском в глазах. Какое-то количество танков и пехоты всегда должно быть в экстренном резерве на случай непредвиденных обстоятельств (можно и побольше, дабы не поедали впустую пищу на передовой). Причем не просто держать: один из видов подкреплений — либо танки, либо пехота — должен быть постоянно «свободен» для вызова. Тогда вы сумеете оперативно отреагировать на любую пакость противника. Есть и другой вариант — держать один-два отряда пехоты близ своих заводов или складов. Но не ставьте их прямо рядом с «дымком», потому что именно эти места бомбят вражеские бомбардировщики. Расположите поодаль, и тогда противник не сможет сразу захватить ваш склад, а вы получите время на то, чтобы отреагировать на высадку.
И последнее. Чтобы облегчить себе жизнь на любой карте, запомните, что есть два приоритетных объекта. Один из них — аэродром. Оттуда летят вражеские бомбардировщики и транспортники. Второй — вокзал или склад, откуда и идет основная масса войск. Если захватить оба этих объекта, все сразу станет намного проще — не придется больше сдерживать атаки противника.
Вот масленица придет — и фьють!
Новые времена — новые технологии. Вот и «Офицерам» суждено было стать первопроходцами. Нет, они не стали первой игрой, которая продается только через интернет, без какого-либо физического носителя. Однако это первая игра, которая начала продаваться через всемирную паутину задолго до того, как была выпущена на дисках. На момент сдачи этой статьи в печать приобрести «Офицеров» можно, лишь купив загрузочный файл и лицензионный ключ на сайте.
Впрочем, все не так уж радужно. Это не отработанная схема Guild Wars, где, единожды использовав ключ, более ничего с ним сделать нельзя. Российская схема распространения предполагает очередное изобретение велосипеда. Регистрация ключа проходит на сайте, причем на один ключ положено не более трех активаций — вполне достаточно, если вы, конечно, не собираетесь регулярно переустанавливать систему, а вместе с ней и игру. Впрочем, порой бывают неудачные дни, когда Windows решает, что самое время переустановить операционную систему. Таким вот образом вашему покорному слуге и «посчастливилось» узнать, что же будет в этом случае. Оказалось, что есть и второй слой «защиты» — какая-то светлая голова догадалась поставить ограничение на повторную активацию, разрешив ее не ранее чем через неделю после первой. Администрация ресурса на просьбу о помощи ответила благожелательным молчанием.
Каковы же итоги этого эксперимента? Учитывая гигантское количество ошибок в игре, которое вынудит многих игроков ждать патчей (а вы будете хранить игру, занимающую несколько гигабайт, в ожидании того светлого дня, когда наконец придет помощь?), первый блин вышел большим комом. Остается надеяться, что на дисках игра все-таки приобретет пристойный вид и будет радовать глаз.