30 июня 2007
Обновлено 17.05.2023

Грайндхаус

Грайндхаус - изображение обложка

Жанр : стилизованные хорроры

Режиссеры/сценаристы : Роберт Родригес («Планета страха»)/Квентин Тарантино («Доказательство смерти»)

В главных ролях: Роуз Макговен, Брюс Уиллис, Нэвин Эндрюс, Джош Бролин/Курт Рассел, Роуз Макговен, Розарио Доусон, Марли Шелтон

Бюджет: $67 млн

Кассовые сборы: $23 млн (по состоянию на начало мая)

Премьера в России : 21 июня/7 июня

Сайт : www.grindhousemovie.net

Самым неожиданным в истории с « Грайндхаусом » является то, что он с треском провалился в прокате. Буквально за две недели. Провалился не потому, что плохой (он как раз хороший), не потому, что арт-хаус или там какое высоколобое кино не для среднего зрителя, — нет, совсем наоборот. То есть, понятно, что «Грайндхаус» Тарантино и Родригеса это арт-проект, но проект скорее антихудожественный. Вооружившись лозунгом « Кино должно развлекать, невзирая ни на что », два режиссера позвали друзей, сняли по фильму и несколько фальшивых трейлеров для несуществующих фильмов, смонтировали все это безобразие и выпустили в прокат. Две безумных ленты, четыре волшебно идиотических трейлера, немножко фальшивой рекламы. Три часа экранного времени. А, да — перед тем как показать получившееся зрителям, режиссеры долго и упоенно мяли и царапали пленку (« Чтобы все как настоящее было! »).

Собственно, главный вопрос «Грайндхауса» как раз в том и заключается: перед нами явно стилизация, но подо что? Прежде чем ответить на этот вопрос (а ответ будет довольно длинным, но, надеемся, интересным для любого человека, который хоть изредка смотрит кино), уточним, что мы тут вовсе не собираемся задаваться глобальными вопросами типа « что же авторы хотели сказать своим произведением? ». Такие вопросы пусть задает учительница русского языка и литературы средней школы, нам же интересно, откуда взялся этот фильм, почему он с треском провалился и почему эта картина уже сегодня является классической (модной, культовой — список бессмысленных эпитетов можно продолжить).

«Грайндхаус» состоит из двух полнометражных и вполне полноценных фильмов, никак не связанных друг с другом. « Грайндхаус : Планета страха » — абсолютно безумный боевик про зомби и маленький городок. Действие не прекращается ни на секунду, сюжетные повороты будут неожиданными только и исключительно для тех, кто знает подобные фильмы наизусть. Разудалый сборник киноштампов, дурацких шуток… но при этом совершенно самостоятельный фильм, не пародия типа « Очень страшного кино ». Смотреть всем любителям хоррора и боевиков. Нелюбителям по возможности тоже. Снято Родригесом по собственному сценарию.

« Грайндхаус : Доказательство смерти» (перевод названия не имеет ни малейшего отношения к сюжету: Death Proof — это скорее « защищенный от смерти », так в фильме называется специальный каскадерский автомобиль). Очень медленный и плавный хоррор, поставленный Квентином Тарантино по сценарию, естественно, Тарантино. Как и положено, режиссер сначала выворачивает жанр наизнанку, потом еще раз наизнанку и заявляет, что все так и было. Выбор орудия убийства у местного маньяка весьма странный. К фильму прилагаются замечательные автотрюки и фирменные тарантиновские диалоги — на сей раз в исполнении двух комплектов хихикающих девиц. Кстати, одна из девиц была дублершей Умы Турман в фильме « Убить Билла », а в «Доказательстве смерти» играет саму себя.

Оба фильма вполне тянут на 10 из 10, хотя, надо заметить, «Планета ужаса» должна понравиться куда более широкой аудитории, чем неспешное «Доказательство смерти».

Но вернемся к истории кино. Для начала разберемся, кто такой Квентин Тарантино и как он дошел до жизни такой. Имя его знают даже те, кто не смотрит никакого кино, кроме сериалов по телевизору. Это режиссер, причем хороший (модный, культовый), снявший на данный момент пять с половиной фильмов (модных, культовых) и спродюсировавший еще десяток (чуть менее модных и гораздо менее культовых). Никого, надеемся, не удивит, если мы сообщим, что Тарантино очень любит кино, причем не только снимать, но и смотреть. Любовь к кино преследует Квентина с детства, к тому же перед тем, как стать режиссером, он успел поработать в видеопрокате, где посмотрел приблизительно в двадцать раз больше фильмов, чем нормальный человек видит за всю жизнь. Разумеется, после того, как Тарантино стал режиссером, он продолжил любить кино во всех видах. Более того, он оборудовал у себя дома небольшой кинотеатр с настоящим кинотеатральным проектором (таким, знаете, стрекочущим, с катушками) и стал коллекционировать фильмы. Не на DVD, а настоящие, на пленке. Может, в конце концов, себе позволить. Старая выцветшая пленка с царапинами, никому не известные фильмы, которые никто никогда не переиздавал… Понятно теперь, откуда взялась идея «Грайндхауса»? Квентин Тарантино искренне считает, что вот это вот — настоящее кино, а все блокбастеры, цифровые спецэффекты и многомиллионные бюджеты — издевательство и обман честного кинозрителя. Теория интересная и, в принципе, правильная. Ну и последний штрих к портрету великого кинорежиссера: он клянется, что никогда не подходил к компьютеру ближе чем на три метра. Врет, конечно.

Прежде чем перейти к собственно фильму, вернее, двум фильмам, а еще вернее — аттракциону под названием «Грайндхаус», необходимо разобраться, что это вообще такое, грайндхаус. Это сугубо американский термин и обозначает он (точнее, обозначал в свое время) старый кинотеатр, где показывают какие-то странные фильмы, в основном категории Б. С легкой руки Тарантино термины « би-муви » и « грайндхаус » теперь стали взаимозаменяемыми, только один термин существует лет восемьдесят, а другой — новый (модный, культовый). Многое стало ясно, не так ли? Не так, поэтому продолжим углубляться в историю кино. Тарантино с Родригесом породили такой замечательный культурный феномен, что вот так с ходу в нем и не разберешься.

Термин « грайндхаус » одинаково непонятен и русскому, и британскому, да и, вообще говоря, американскому зрителю. Фильмы, которые показывали в кинотеатрах грайндхаусного типа, гораздо более известны в народе под названием « кино категории Б », они же — b-movies. Чуть менее известен отдельный, самый ценный поджанр би-муви (некоторые даже склонны выделять этот вид фильмов в отдельную категорию) — exploitation, термин, очень сложно поддающийся переводу на русский. Есть такой термин « чернуха », но он немного не о том. Отличным примером русского кино в жанре exploitation является фильма « Брат » (первая часть). Exploitation потому так и называется, что эксплуатирует остросоциальные сюжеты типа « он вернулся с войныи всем отомстил », « он вышел из тюрьмыи всем отомстил », « у него есть мотоцикл, и он всем отомстил » и, наконец, « он негр, и он отомстил гнусным белым сволочам ». Для США 70-х это было крайне актуально. Так вот, «Брат» использует первый из означенных сюжетов и обладает всеми остальными признаками подобного фильма: снят без бюджета, вместо нормального саундтрека использована совершенно чудовищная современная музыка, в главной роли — молодой актер с трагической судьбой…

С другой стороны, в качестве примеров классических низкопробных би-муви можно привести любую работу Уве Болла (« Дом мертвых », « Один в темноте », « Бладрейн »). Объединяет оба вида фильмов то, что снимают их практически без денег. Разница же в том, что режиссер обычного b-movie снимает то, на что у него хватит денег, а вот режиссеры exploitation стараются что-нибудь сказать миру. Необязательно новое, но хоть что-то.

Замысел Тарантино и Родригеса был в том, чтобы показать зрителям кино, которое они оба считают настоящим; кино, которого ни одна живая душа не видела уже 30 лет. Отсюда и формат мероприятия: в кинотеатрах-грайндхаусах один билет продавался сразу на два фильма, и перед каждым из них крутили рекламу точно таких же малобюджетных, часто нелепых и нигде больше не рекламирующихся фильмов. Так кино показывали еще в 30-х годах прошлого века, дополняя его выпуском новостей и короткометражным мультфильмом. В общем, полный эквивалент современного вечера перед телевизором, только без пива, дивана и за деньги. К концу 60-х телевизор придушил подобные кинотеатры, выжили только многозальные монстры, демонстрирующие исключительно свежие блокбастеры. Изобретение видеокассет окончательно добило грайндхаусы.

Тут, кстати, можно провести одну интересную параллель: ближайший русский эквивалент подобного развлечения — это пиратские видеокассеты 90-х годов. Помните? Два фильма на кассете, кривая наклейка, распечатанная на матричном принтере, ужасное качество, характерный голос переводчика, 18-я серия неизвестного науке аниме-сериала, заботливо дописанная на кассету неизвестным пиратом… Такая вот русская версия двойного киносеанса. Нынче вспоминается с какой-то неясной тоской в душе. Ну вот и Тарантино с Родригесом не просто так мяли и царапали пленку — они хотели продемонстрировать нам, КАК ЭТО БЫЛО. Продемонстрировали. Массовый зритель, увы, не оценил. «Грайндхаусу» от этого ни тепло, ни холодно — он прекрасен сам по себе. А учитывая сказанное выше, будет даже как-то обидно, если наши прокатчики не догадаются стилизовать обложку DVD под видеокассету неизвестного производителя и не наймут переводчиком Володарского. Это было бы стопроцентное попадание.

Оценка : 5 из 5

Резюме : Удачная стилизация — это всегда хорошо. Концепция бездумного боевика с военными-зомби и история про коварного маньяка, выслеживающего и убивающего девушек, — ценности вечные и непреходящие. Как тетрис, DOOM и Street Fighter 2.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь