Анабиоз: Сон разума
Что? Многообещающий экшен-хоррор от авторов «Вивисектора».
Как? Прорваться сквозь плотные ряды манифестантов и революционеров в офис Action Forms и, периодически прислушиваясь к политическим лозунгам на улице, изучить один из самых интригующих православных экшенов этого года.
Киев, наверное, один из самых удивительных городов на территории бывшего СССР. Тут какая-то запредельная плотность революционно настроенных граждан и вместе с тем самая большая концентрация качественного креатива. Пока «Роллс-ройсы» на улицах уступают дорогу политическим манифестантам, в киевских офисах происходит кое-что поинтересней лозунгов и парламентских рокировок. За последний год Киев подарил нам You Are Empty и S.T.A.L.K.E.R. — два самых интересных православных экшена. Здесь же готовится к выходу « Коллапс ». Но что самое интересное, тут создается чуть ли не первый на постсоветском пространстве арктический хоррор.
Выпустив сомнительный во всех смыслах « Вивисектор », Action Forms , которые всю сознательную жизнь занимаются исключительно шутерами, выполнили сложносочиненный концептуальный кульбит и предстали перед нами в совершенно неожиданном свете. Их « Анабиоз: Сон разума » — это нечто совершенно особенное. Вязкий, неспешный, инновационный и технический подкованный проект Action Forms грозит стать одним из самых необычных экшенов этого года. С удивлением изучив «Анабиоз» на недавней КРИ, мы в срочном порядке высадились в Киеве и провели с авторами полный рабочий день.
Капитан и Корабль
Насытившись необъятными просторами и зелеными островами «Вивисектора», Action Forms делают ставку на замкнутое пространство, гнетущую атмосферу и удивительный сюжет. События игры разворачиваются на заброшенном атомном ледоколе «Северный ветер». Главный герой, метеоролог Александр Нестеров, оказавшись на этом ледоколе, тут же становится центральным персонажем абсолютно потусторонней истории.
Корабль, наравне с Нестеровым, является полноправным действующим лицом постановки (поэтому здесь и далее пишется с большой буквы). Когда-то он рассекал льдины, но теперь сам превратился в гигантский кусок льда. Замерзло все — палуба, каюты, трюмы. Но постепенно становится ясно, что состояние Корабля вызвано не только погодными условиями. Когда-то здесь произошло предательство — убийство Капитана (опять же с большой буквы). Между Кораблем и Капитаном установилась сверхъестественная связь, и вслед за гибелью командира умер и «Северный ветер». Точнее, впал в анабиоз — сверхъестественный сон, который не только остановил работу двигателей, но изменил сущность всего экипажа Корабля. Нам предстоит узнать тайну гибели Капитана и вывести судно из анабиоза.
История начинается с прибытия Нестерова на палубу «Северного ветра». И вот тут, с первых же кадров, выяснятся одна из главных особенностей «Анабиоза». Вместо ожидаемой заставки мы видим хвосты-колечки лаек, запряженных в сани. Добираться до корабля придется самостоятельно, борясь с суровой арктической природой. Максимальная вовлеченность игрока в любое событие — один из главных приоритетов Action Forms. Все сколько-нибудь значимые события будут переданы вам в ощущениях, то есть в виде интерактивных задач (на манер Penumbra: Overture ).
Эффект бабочки
«Анабиоз» — это, безусловно, шутер (или, скорее, beater, от английского beat ). Но кроме ожидаемых перестрелок и мордобоя игра предлагает набор уникальных развлечений. Первая возможность — дарованное Кораблем ментальное эхо (Mental Echo): телепатическая способность, с помощью которой герой может заново переживать отдельные отрывки из жизни команды и, что особенно важно, менять прошлое, воздействуя тем самым на настоящее. Ментальное эхо — очень ловкое изобретение. С одной стороны, оно заметно освежает традиционную шутер-формулу, а с другой — заставляет вас буквально пережить важнейшие для сюжета моменты.
Мы самолично опробовали Mental Echo и имеем доложить следующее: это, наверное, самый необычный интерактивный опыт последних нескольких месяцев. Например, нам довелось заново пережить один день из жизни матроса, который не успел убрать стрелу корабельного крана, в результате чего она сломалась о проплывавший мимо айсберг.
Обставлено все это следующим образом. Подойдя к окоченевшему трупу, мы подмечаем, что он все еще хранит в себе память о каких-то событиях. Нажатие соответствующей клавиши активирует переселение. И вот тут происходит нечто странное. Экран захлестывает волна пост-эффектов (ближайший ориентир — галлюцинации в Half-Life 2 во время первой неудачной телепортации), и камера медленно покидает тело героя, постепенно двигаясь в сторону замерзшего матроса. Примечательно, что даже в этот момент можно оглядываться по сторонам и увидеть самого себя со стороны.
Погрузившись в чужое сознание, мы обнаруживаем себя в совершенно другой обстановке: на месте заржавевших поручней — новые и блестящие, со стен пропали иней и снег. Мы в прошлом, задолго до трагедии. Разработчики тут же сообщают, что к релизу в такие флэшбеки добавятся и другие признаки жизни «Северного ветра». Например, занятые работой матросы.
Так вот, за дверью пока еще новой каюты бушует буря, а в темной дали океана виден неуклонно приближающийся айсберг. Раздается громогласная команда: « Убрать стрелу кормового крана! » С первого раза этот своеобразный квест пройти практически невозможно — никаких указателей или подсказок не предусмотрено. Куда бежать и где убирать злосчастную стрелу, можно догадаться только самому. После нескольких неудачных попыток, раз за разом погружаясь в сознание моряка, мы все-таки добрались до нужного рычага, и корабль избежал столкновения.
Закончив свою метафизическую прогулку, мы возвращаемся на прежнее место, к трупу матроса. Но тут же обнаруживаются перемены: разбитые лестницы стоят на своих местах, а преграждавшая путь разломанная стрела вновь занимает свое рабочее положение. То есть любое ваше путешествие в прошлое оказывает на «Северный ветер» вполне ощутимый эффект. Вернувшись из очередного флэшбека, нужно будет тут же повертеть головой вокруг в поисках изменений. Как правило, именно они подскажут, куда двигаться дальше. «Анабиоз» — размеренная и довольно неспешная игра. Но вместо классических манипуляций с инвентарем и прочих замедляющих темп маневров здесь нужно ориентироваться по ситуации и принимать верные решения. Главное — понять, какие.
У тех, кто читал Рэя Брэдбери или смотрел кинофильм « Эффект бабочки », наверняка уже назрел вопрос: сможем ли мы экспериментировать с прошлым, чтобы увидеть различные варианты настоящего? К сожалению, нет, но разработчики придумали кое-что получше. Кроме обязательных флэшбеков на «Северном ветре» спрятано также много побочных воспоминаний. Игрок сможет, например, почувствовать себя… коровой, которую ведут на бойню. Найдя в морозильном помещении подвешенные туши, вы окажетесь в узком коридоре, упершись носом в круп впереди стоящей коровы. Программа «В мире животных» длится недолго: дойдя до конца коридора, первая буренка лишается головы, а следом за ней и мы. Игра также предоставит возможность спасти животных, но играть в этом случае придется уже за мясника.
Таких вот внесюжетных квестов разработчики обещают сделать как можно больше, а их события развернутся не только на корабле, но и за его пределами. Мы, в частности, прознали, что можно будет примерить шкуру белого медведя и в его обличии убежать от полярника, вышедшего на охоту.
Все началось с корабля
«Анабиоз» — это серьезное отступление в сторону, внушительный эксперимент для киевской Action Forms. На то, по словам ведущего геймдизайнера Ярослава Кравченко, было две причины. Во-первых, ниша кинематографических хорроров является относительно свободной не только на территории бывшего СССР, но и на Западе. А во-вторых, мощным фактором, перед которым никто не смог устоять, стал сам корабль.
«Северный ветер» — точная копия реально существующего атомного ледокола «Арктика». При создании игры отступление от его чертежей происходило только в том случае, если дизайн начинал вредить геймплею. В остальном игровой корабль полностью соответствует своему реальному прототипу. Во время разработки коллектив Action Forms посетил верфь в городе Николаеве, где были получены материалы, необходимые для моделирования корабля.
Cold F.E.A.R.
Ближайшей ассоциацией для местного экшена является Condemned: Criminal Origins , а это значит, что патронов всегда будет не хватать и с врагами по большей части придется расправляться в кулачном бою. Девять видов оружия — скорее, вспомогательный арсенал, но никак не ваше основное средство защиты. Тем не менее огнестрельные агрегаты выполнены со всем надлежащим вниманием к деталям и исторической достоверностью. Среди прочих в списке числится знаменитая «трехлинейка» и не менее знаменитый ППШ.
Система ближнего боя напоминает все тот же Condemned: можно бить прямо, справа, слева или встречать врага на противоходе апперкотом. Бьющего через край садизма не предусмотрено — кровавые фаталити отсутствуют, зато обещана эффективная система комбо.
Мы робко поинтересовались, не унаследовала ли игра однотипный дизайн уровней от Condemned. В ответ Action Forms продемонстрировали нам ряд уровней, находящихся в разной стадии готовности. Конечно, ярких открытых пространств ждать не стоит, но и утомляющего однообразия Condemned можно не бояться. В наличии: этап в реакторе (не забывайте, что «Северный ветер» — атомный ледокол) и уровень на капитанском мостике.
Зато в плане дизайна монстров «Анабиоз» оставил мрачный хоррор от Monolith далеко позади. Каждый противник — уникальное существо, чье прошлое отразилось на его внешнем виде. Кроме того, монстры влияют на окружающую обстановку, замораживая вокруг себя абсолютно все. Изначально заморозка планировалась как визуальный прием, но, заполучив более совершенные технологии, Action Forms решили сделать термодинамику одним из ключевых моментов геймплея.
«Анабиоз» — это непрерывное противостояние тепла и холода. Враги являются «переносчиками» мороза, и вы сможете узнать об их приближении заранее. Изо рта начинает идти пар, фонарь светит хуже, стены, оружие и ваши руки покрываются инеем — все это верные признаки того, что сейчас откуда-нибудь из-за угла выйдет нечто. Победив монстра, вы увидите, как в реальном времени помещение оттаивает и становится мокрым от влаги, а затем высыхает. В борьбе с холодом помогут любые источники жара, например, печь или электрическая лампочка. Перед каждым выходом на поверхность игроку придется греться, чтобы получить запас тепла, достаточный для встречи со стихией. Благодаря термодинамике изменилась и основная задача. Главная цель заключается не только в том, чтобы разбудить Корабль, но и отогреть его — трюм за трюмом, каюту за каютой.
Система тепла/холода — эксклюзивная находка Action Forms. Для изображения тающих или замерзающих стен использовались специальные трехслойные текстуры, благодаря которым сложный спецэффект не сильно загружает ресурсы системы. По словам разработчиков, даже представители NVIDIA , с которыми велись переговоры, были приятно удивлены, увидев достижения украинских программистов.
Сон разума рождает чудовищ
Согласно сюжету, на борту «Северного ветра» перевозили заключенных. После того как Корабль впал в забытье, они переродились в соответствии с теми ошибками и проступками, которые совершали при жизни (привет, The Suffering!). По словам разработчиков, их концепцию можно охарактеризовать фразой « каждому по заслугам ».
Надзиратель
Шумный, заметный и невероятно жуткий монстр. Шумный потому, что вместо ног у него металлические прутья, которые гулко звенят при ходьбе. Его легко обнаружить по яркому свету из головы, где расположена маленькая тюремная камера, заменяющая Надзирателю лицо. После гибели чудовища свет в ней гаснет.
Такой облик Надзиратель получил за то, что слишком настойчиво интересовался мыслями заключенных. Чтобы привлечь к себе внимание, Надзиратель громко чеканил шаг, подходя к камерам. Теперь его слышно издалека, а все тайные желания впечатаны в голову.
Слуга
Менее опасный, но столь же концептуальный монстр. Драться может только в ближнем бою. Он всегда прислуживал, за что и получил награду — ключи от всех дверей, железные погоны, стальной ошейник и маску с отверстиями для ушей. Он привык подслушивать, поэтому глаза ему больше не нужны — вместо них вбиты два больших ржавых гвоздя. Ему часто и подолгу приходилось стоять на коленях, отчего носки на ботинках и колени на брюках сильно протерлись. Теперь его ноги надежно защищены железными набойками для обуви и специальными подковами для колен.
Сторож
Вооруженный винтовкой, этот противник особенно опасен в схватках на больших дистанциях. Он перезаряжает оружие после каждого выстрела, чем можно воспользоваться для атаки.
Никогда не имея ничего своего, всю жизнь сторож охранял чужое. Под личную ответственность на него оставляли маленькие и большие ангары с бесчисленным нагромождением ящиков, контейнеров и цистерн с важными продуктами и вещами. Теперь Сторож ждет любого случайного нарушителя, чтобы показать, что он не просто старый пес на входе.
Температурный режим
Как играть в «Анабиоз»
Главный герой — чужак в ледяном мире «Анабиоза». Перерожденные обитатели «Северного ветра» всеми способами попытаются избавиться от нежеланного гостя. Их главное оружие — холод.
Нападение. Из темноты трюма на главгероя прыгает монстр — Cлуга (для создания анимации Action Forms, кстати, используют motion capture). Обратите внимание на замерзшие руки главного героя — холод влияет на все игровые объекты, включая самого игрока.
Схватка. Часто придется драться врукопашную. Морозными узоры на экране — удары монстра. Движения Слуги смазаны — так работает motion blur. То есть любое резкое движение, будь то прыжок или поворот камеры, размывает изображение.
Победа. Монстр повержен. С последним ударом прекращает работу motion capture, и в дело вступает физический движок. «Анабиоз» использует Ageia PhysX , но разработчики не заостряют внимание на физике. Главное, чтобы все объекты корректно взаимодействовали друг с другом и игрок не терял чувства присутствия.
Потепление. После гибели монстра помещение начинает оттаивать. Обратите внимание на индикатор тепла в левом нижнем углу. Внешний радиус показывает температуру окружающей среды, а внутренний — вашу. Как только вокруг становится холодно, герой начинает замерзать, а когда тепло заканчивается — погибает.
* * *
«Сон разума» — проект, за который мы тут в «Игромании» болеем всем составом. Очень хочется, чтобы у Action Forms все получилось. Потому что сейчас все выглядит очень даже неплохо. Инновационные спецэффекты замерзающих поверхностей и занимательные игры с прошлым — этого уже достаточно, чтобы ждать игру. Но кроме всего прочего, «Анабиоз» — это еще и драма, связанная с гибелью Капитана и его Корабля, история, которую, как в хорошем кино, предстоит пережить. Если все пойдет по плану, мы с вами рискуем получить первое интерактивное кино, выпущенное на территории СНГ. Будем надеяться, что авторы не затянут разработку и уже в конце этого года холодный диск с игрой попадет в наши теплые руки.