30 июля 2007
Обновлено 17.05.2023

Метро 2033: репортаж из Киева

Метро 2033: репортаж из Киева - изображение обложка

Что? Впечатляющий постапокалиптический шутер с нестыдной литературной основой.

Как? Простоять в пробке, промокнуть под дождем, поесть в фастфуде, но все-таки добраться до киевской студии 4A Games, чтобы быть приятно удивленным ее дебютным проектом.

В метро сталкерами назывались те редкие смельчаки, которые отваживались показаться на поверхность — в защитных костюмах, противогазах с затемненными стеклами, вооруженные до зубов…

Дмитрий Глуховский, «Метро 2033»

S.T.A.L.K.E.R. , главный проект украинского (и, чего уж там, российского) игропрома, за шесть лет разработки породил вокруг себя несчетное количество слухов, кривотолков и скандалов. Когда мы несколько месяцев назад готовили нашу многостраничную оду GSC Game World , в плане, среди прочего, значился текст под кодовым названием « бастарды Сталкера ». За время создания через GSC прошла масса талантливых людей, многие из которых организовали свои студии и даже успели выпустить собственные игры. Материал по разным причинам не состоялся, но в ходе его подготовки «Игромания» завела дружбу с киевской 4A Games , которые некоторое время назад наделали много шуму со своим дебютным проектом « Метро 2033 ». Студия действительно составлена из бывших сотрудников GSC, а их игра в самом деле подозрительно напоминает «Сталкер» — открытый для исследования мир, постапокалипсис, группировки, RPG-элементы.

Заглянув в Киев на обратном пути из Чернобыля, мы планировали собрать шапочный материал для заметки и на этом успокоиться. Но даже поверхностного взгляда на «Метро 2033» хватило, чтобы понять — заметкой тут не отделаешься. Выяснилось, что 4A Games сочиняют сложную, амбициозную и очень неглупую игру, имеющую к тому же внушительную литературную основу.

В общем, осознав всю глубину собственной неправоты, «Игромания» договорилась об отдельной встрече, результаты которой — на следующих четырех страницах.

20 лет спустя

В основу игры положена одноименная книга Дмитрия Глуховского, о которой много говорили несколько лет назад. Это такая классическая постапокалиптическая антиутопия, перенесенная на узнаваемую российскую почву.

Человечество в очередной раз «доигралось с прогрессом» — и всем ожидаемым образом стало нехорошо. В книге не сообщается, какой именно произошел катаклизм, зато известно, что на поверхности планеты невозможно жить из-за радиации.

Крошечные остатки населения Москвы, которым удалось избежать гибели, укрылись в тоннелях столичного метро. Монументальное сооружение, когда-то запланированное не только как транспортный путь, но и бомбоубежище на случай войны, стало для них новым домом.

Спустя некоторое время люди постепенно приспособились к сомнительным условиям подземной жизни. Они научились выращивать не нуждающиеся в солнечном свете грибы и затеяли разведение свиней (которые оказались самым неприхотливым домашним скотом). Наиболее пригодными для жизни местами оказались станции, отделенные друг от друга длинными коридорами туннелей, во мраке которых скрыто множество смертельных опасностей.

Устройство метрополитена определило новую структуру общества: на каждой станции сформировались относительно замкнутые социумы со своими ценностями и идеологией. Со временем слабые станции погибли от нападений мутантов и сильных соседей, формирование торговых путей подтолкнуло поселения к созданию дружественных союзов, а раздел территорий — к образованию военных коалиций. Так появились своеобразные государства, а карта метро стала политической картой новой цивилизации.

События книги и игры стартуют через двадцать лет после катаклизма. Главный герой, Артем, живет на станции ВДНХ. Расположенная относительно далеко от центра Москвы, эта станция не участвует в столкновениях с соседями и существует довольно мирно. Самая главная местная достопримечательность — прославившийся на все метро грибной чай, важнейший продукт экспорта ВДНХ. Но однажды хрупкая гармония поселения попадает под угрозу. С севера, со станции «Ботанический сад», учащаются набеги «черных» — мутантов, умеющих воздействовать на психику людей. Чтобы спасти свой дом, Артем решается пойти за помощью в далекую станцию «Полис», центр науки и просвещения…

Тот, кто очень хочет узнать, чем все это закончится, может прямо сейчас приобрести соответствующую книгу. Роман продается в магазинах и совершенно бесплатно доступен по адресу www.m-e-t-r-o.ru.

Карта предоставлена сайтом www.metro-game.ru

Одна из главных достопримечательностей «Метро 2033» — местные группировки. Их много, они разные, и, главное, появление каждой фракции логически обосновано. 4A Games что-то затевают с общим составом и названиями, так что на сегодня от них достоверно известно о четырех организациях. Обо всех прочих можно узнать из книги.

Ганза

Ганза (нем. Hanse, дословно союз ) — объединение торговцев, возникшее в Германии XIII века. С чьей-то легкой руки так же стали называть самый могущественный торговый союз в постапокалиптическом метро. Его официальное название — Содружество станций кольцевой линии (отсюда и символ в виде кольца). Занимая станции кольцевой линии, Ганза контролирует все важнейшие торговые пути в метро. Но когда-то двум дугам Кольцевой не давала соединиться красная (во всех смыслах) Сокольническая линия.

Красная линия

Одержимые идеями коммунизма (а также просто желающие все отобрать и поделить), жители Сокольнической линии когда-то были готовы распространить новый порядок по всему метро. Эти планы шли наперекор стремлению Ганзы замкнуть Кольцевую линию, из-за чего случилась кровопролитная война. Ее итогом стал тайный мир на компромиссных условиях. Станции Красной линии очень опасны для путешественников: тут каждого могут обвинить в шпионаже и без особых объяснений расстрелять.

Полис

Утопическое поселение, не похожее на остальные станции метро. Центр знаний, сказочное место, для защиты которого все метро готово было сплотиться. Здесь всегда есть электричество и телефонная связь. Полисом правит совет мудрецов и военных, и тут всегда найдется место хранителям знаний, даже если этим знаниям уже нет применения в погибшем мире. Именно сюда должен отправиться Артем для спасения ВДНХ.

Четвертый рейх

Это, как можно догадаться из названия, вездесущие фашисты, выступающие за очищение метро от нерусских. Из-за них Пушкинскую станцию теперь называют Гитлеровской. Судя по всему, нацисты будут нашими противниками на протяжении большой части игры.

Поездка с пересадками

Книга Глуховского как будто специально написана для того, чтобы стать основой компьютерной игры. Главный герой получает задания, договаривается о вознаграждении, торгуется и, в общем, ведет себя как типичный персонаж RPG. И действительно — местные станции это узнаваемые «ролевые» города, в которых NPC занимаются повседневными делами: солдаты чистят оружие, женщины готовят еду, старики отдыхают у палаток, дети бездельничают.

Перемещение между станциями, как и в книге, осуществляется с помощью дрезины, потому как электричество вырабатывают резервные генераторы, а их мощности с трудом хватает даже на освещение помещений, не говоря уже о том, чтобы сдвинуть с места состав или хотя бы вагон. Поездка на дрезине — это такая занятная мини-игра: во время заезда нужно дергать рычаг, чтобы ваш транспорт продолжал движение, и следить за низкими участками потолка, чтобы не лишиться головы из-за какого-нибудь сталактита. Доехав до дружественной станции, можно пополнить запасы вооружения, выполнить побочные задания и подготовиться к новому путешествию.

Расплачиваться за покупки придется… патронами для автомата Калашникова. Боеприпасы к самому популярному оружию ближневосточных террористов стали главной валютой в подземном мире. Эта очень интересная с точки зрения баланса идея: выходит, что игрок натурально стреляет деньгами. Так что бездумной пальбы, скорее всего, не выйдет.

В этом контексте вырисовывается два принципиально разных стиля прохождения: классический экшен и вдумчивый стелс. То есть можно тратить патроны направо и налево, а можно вести себя скромнее, отстреливая противника на расстоянии и продумывая собственные перемещения. Аккуратный игрок будет вознагражден апгрейдами или новым оружием (приобретаются за те самые патроны на станциях).

Выбор оружия тут, вообще говоря, определяет многое. В зависимости от вашего стиля игры пригодятся совершенно разные пушки. Для стелса, например, отлично подойдет пневматическая винтовка «Тихарь». Стреляет дешевыми свинцовыми шарами (в метро много свинца, а выплавить шарик не составляет больших трудов), убойная сила невелика, и целиться надо в незащищенные части тела. Кроме того, помимо обычной перезарядки магазина, это оружие требует докачки баллона. Если игрок неудачно растратил боезапас и привлек к себе внимание, то ему придется бегать и прятаться от врагов до тех пор, пока треклятый баллон не накачается вручную.

Свет в конце тоннеля

Геймплей (а игра, понятно, представляет собой шутер) будет более-менее линейным — по словам разработчиков, структурным ориентиром служит Half-Life 2. Не слишком большое время прохождения (ориентировочно 15 часов) планируется компенсировать насыщенностью действий. Артем постоянно форсирует новые станции, с боем продирается через зараженные улицы Москвы и большей частью все-таки воюет, а не общается. Плюс — библиотека имени Ленина, Останкинская телебашня и прочие достопримечательности постапокалиптической Москвы.

Мы самолично протестировали несколько готовых этапов и можем с уверенностью заявить, что играется пациент очень даже бодро. Классический, казалось бы, шутер начинен множеством нюансов, которые придают действию очень правильной динамики. Скажем, привычный фонарь тут заменяет зажигалка (взятая, кстати, прямиком из книги). В отличие от электрического источника света, она загорается не моментально — приходится чиркнуть несколько раз.

Один из продемонстрированных нам уровней происходил на «свежем» воздухе, у сточной канавы среди ржавых канализационных труб. От ядовитых испарений игрока на некоторое время способен уберечь противогаз. Но его единственный и главный недостаток — необходимость регулярно менять фильтры.

И вот здесь неожиданно открывается замечательная особенность «Метро 2033». На экране нет никаких элементов интерфейса (кроме прицела). 4A Games решили полностью отказаться от всяческих индикаторов, показателей и прочих приборов. О том, сколько вам осталось спокойно ходить по поверхности, вы узнаете по наручным часам, которые всегда находятся в кадре, если держать в руках оружие. Кроме того, по мере ухудшения состояния фильтра, линзы противогаза (то есть экран) покрываются каплями конденсата. Примерно так же будет определяться состояние здоровья героя — при ранении экран искажается, а Артем шипит в адрес обидчиков непечатное.

Но особенно интересно оформлен счетчик патронов. В демоверсии нам продемонстрировали один самодельный на вид автомат, снабженный рожком, торчащим слева. При стрельбе магазин входил в ствол, так что прикинуть количество оставшихся боеприпасов можно было на глаз. При этом сосчитать точно , сколько еще выстрелов можно сделать, практически невозможно. На наш резонный вопрос относительно автомата Калашникова (у него рожок, напомним, никуда во время стрельбы не уходит) в 4A Games сообщили, что « на дворе 2033 год, вполне могли создать рожки из прозрачного пластика ».

Стекла противогаза, меж тем, продолжали запотевать. Нужно было спешить через какие-то овраги, залитые токсинами, на другой берег затопленной улицы. И тут в воздухе появились Огромные. Крылатые. Твари. Сбить их практически невозможно. Монстры периодически пикировали вниз, хватая героя за плечи и унося в неизвестном направлении (предположительно в гнездо).

Вообще, враги — отдельная строка в списке достояний «Метро 2033». 4A Games осторожничают на этот счет — не хотят распространяться раньше времени. Но некоторые подробности все же имеются. Большинство чудовищ, населяющих игру, выполнено в четком соответствии с тем, что описано в книге. Например, Библиотекарь — гигантская обезьяноподобная тварь, которой нужно смотреть прямо в глаза, иначе случится стремительная смерть.

Периодически «Метро 2033», что называется, «дает Голливуда». Вторая продемонстрированная нам локация оказалась обставлена в виде интерактивного тира. На дрезине, управляемой NPC, необходимо было прорваться сквозь вражеские укрепления. На бешеной скорости, под шквальным огнем, продираясь через заслоны, дрезина неслась прочь с вражеской станции.

Выглядит все это примерно так. Автоматные очереди высекают искры, от колонн откалывается гигантский кусок извести, все трещит и рушится. Следом в погоню устремляются мутанты-носачи. Кажется, героям уже удалось оторваться, как вдруг один из монстров запрыгивает в несущуюся полным ходом дрезину, утаскивает за собой водителя, а неуправляемая тележка несется дальше. И тут в туннель залетают гигантские светящиеся сферы — местная аномалия. Постепенно свет становится все ближе, но шары проходят мимо, и, избежав распада на атомы, многострадальная дрезина летит дальше по темным туннелям. Вот уж действительно «осторожно, двери закрываются».

Администрация метрополитена

Дмитрий Глуховский — заметный деятель русского интернета и теперь уже признанный сетевой писатель. Его дебютный проект, «Метро 2033», впервые был опубликован в онлайне и в рекордные сроки собрал внушительную фанатскую базу. Теперь на основе главного произведения Глуховского создается шутер и браузерная онлайн-игра ( www.metro2033.ru ), а сам он занят новой книгой «Сумерки» ( www.s-u-m-e-r-k-i.ru ). Заручившись поддержкой 4A Games, «Игромания» нашла Дмитрия, чтобы взять у него интервью.

[Игромания]: Дмитрий, здравствуйте! Первым делом хочется узнать, почему вы решили опубликовать свои книги в интернете?

[Глуховский]: Когда я отправил первый вариант рукописи «Метро 2033» в издательства «Эксмо», «АСТ» и «Амфора», редакторы сказали мне: подождите пару недель. Через две недели я, стараясь унять колотящееся сердце, перезвонил, и мне предложили потерпеть еще. Через месяц я понял, что книгу не опубликуют. В одном издательстве мне сообщили, что это не их формат, в другом рукопись так и не удосужились прочесть, в третьем посоветовали переписать концовку.

И тогда я решил опубликовать себя сам — при помощи бесплатного хостинга и нарисованного на флэше сайта. Разбросал несколько ссылок по форумам любителей фантастики и фанатов метро, а остальное произошло постепенно, само собой. С того момента прошло больше пяти лет. Сейчас общее число посетителей сайтов проекта «Метро 2033» перевалило за двести тысяч.

Первый вариант романа кончался внезапной гибелью главного героя и переломом сюжетной линии. Мне такая концовка казалась обоснованной и оправданной, но у многих читателей она вызвала разрыв мозга и оставила неприятный осадок. Мне стали писать десятки, сотни незнакомых людей, требовавших оживить героя и продолжить книгу. Через три года после того, как в Сети был опубликован первый вариант, я не только на угоду публике, но и по собственным соображениям все же решился дописать роман.

Создание второго варианта книги стало настоящим сетевым экспериментом. К этому моменту комьюнити читателей было уже довольно многочисленным. По мере написания я размещал на сайте проекта ( www.m-e-t-r-o.ru ) главу за главой, превращая «Метро 2033» в роман с продолжением, по образцу французских приключенческих саг, публиковавшихся в журналах вроде авантюр Рокамболя.

В книге мне случалось допускать неточности и ошибки, в основном технического характера. Ничего удивительного: я никогда не работал в метро, не служил в армии, не строил домов. Но среди моих читателей оказались обходчики путей и машинисты, спецназовцы и инженеры, ракетчики и экономисты. После публикации очередной главы на форуме проекта разворачивались бурные обсуждения. Читая их, я мог не только исправиться, но и проследить, в каком направлении движется коллективная мысль, какие догадки и прогнозы делает большинство читателей, чтобы опередить или обхитрить их. Получилась интерактивная книга. И когда она была закончена, на нее претендовали уже сразу несколько издательств.

[Игромания]: А как вообще появилась такая идея? Можете назвать какие-то культурные ориентиры?

[Глуховский]: На самом деле, идея романа лежит на поверхности, и я сам не могу поверить, что раньше она никому не приходила в голову. Включите телевизор: новостные сводки напоминают пролог романа о Третьей мировой! Иран рвется к созданию своей атомной бомбы, США размещают в Восточной Европе элементы ПРО, Россия испытывает новые ракеты. Мы все живем под сенью грядущего апокалипсиса.

Меня лично тема выживания человека в уничтоженном мире всегда зачаровывала. Фильмы « Безумный Макс », « На берегу », Fallout и бесконечные фантазии на тему « что бы было, если… » самым естественным образом накладываются на образ московского метро.

Метро — это рассадник городских легенд. Это наше отечественное чудо света. Это самое большое противоатомное бомбоубежище в мире. Это лучший памятник пятидесятым с их ядерной паранойей. Вообще, темы метро и ядерной войны полностью комплементарны. Это такой пазл, в котором детали от двух разных комплектов идеально друг к другу подходят. Мне просто повезло, что ни один известный фантаст не почувствовал этого до меня.

[Игромания]: Играете ли вы сам в компьютерные игры? Каков ваш топ-3-на-все-времена?

[Глуховский]: Сейчас играю в Super Mario Bros. 2 , через эмулятор, потакаю ностальгии. Но как только поставлю себе мощный компьютер, дорвусь, наконец, и до « Сталкера » и Command & Conquer 3… Больше люблю RPG и стратегии. Fallout, конечно, вне конкуренции. « Цивилизация » и C&C — это моя юность. Это, пожалуй, и есть мой топ-3.

[Игромания]: Ну и напоследок — креативный блиц-вопрос. Если бы вам выдалась возможность сделать свою собственную игру (не только как сценаристу, но и как геймдизайнеру), что бы это был за проект?

[Глуховский]: На данный момент пределом мечтаний было бы создание полноценного трехмерного онлайн-мира по «Метро 2033». Идея постъядерной вселенной будет только набирать популярность. Думаю, многие захотят приподнять створку гермоворот и посмотреть, как же будет выглядеть Москва после атомной войны, почувствовать себя в шкуре одного из горстки выживших. И книга, и игры дадут самым нетерпеливым возможность заглянуть в наше постъядерное завтра уже сейчас. Хотя, учитывая международную обстановку, вполне вероятно, ждать нам всем остается не так уж долго.

* * *

Концовок, как водится, две — в зависимости от ваших действий. Так что квесты надо будет выполнять с умом, потому что однозначно хорошего или плохого поведения тут не предусмотрено — такой уж мир.

Выход «Метро 2033» запланирован аж на конец 2008 года, но ожидание явно того стоит. В плане атмосферы (цельной, продуманной) игра напоминает украинскую же You Are Empty. И если последняя, кроме качественной стилизации, предлагала только морально устаревший геймплей, то «Метро 2033» демонстрирует куда большие геймдизайнерские амбиции.

4A Games делают очень смелый и богатый нюансами шутер, лишенный исполинского размаха «Сталкера», с которым его неизбежно сравнивают. Зато c родословной у «Метро 2033» полный порядок — одноименная книга давно в продаже, собирает восторженные отзывы и даже литературные премии. Сейчас поводов для беспокойства практически нет: продемонстрированные «Игромании» уровни производят крайне благоприятное впечатление. Дело за малым — сдержать все обещания и сложить все составляющие в цельное произведение. Ну и не повторить судьбу «Сталкера», конечно. Еще шесть лет мы не высидим.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь