Руководство и прохождение по "Обитаемый остров: послесловие"
Война назревала. И ей суждено было случиться, когда однажды монстр, державший всех в повиновении, рухнул на колени. Тогда настало время забыть о распрях и встать на защиту почти погибшей страны. Ведь некоторые из пришельцев не берут пленных…
Да, война осталась за пределами книги Стругацких, но все к ней шло. И теперь вы сможете решить ее исход. Схватка ярких, запоминающихся противников — ведь каждый из них не похож на других. А разобраться в их особенностях поможет текст ниже.
Учение о базе
Первое, что стоит упомянуть, — это разделение хода на фазу боя и следующую за ней фазу мобилизации. В первой фазе вы активно перемещаете бойцов и устраиваете побоища. Во второй — нанимаете войска и производите манипуляции с базой. Отходили вы — начинаются фазы противника.
Хотя перед нами вполне привычный образец жанра wargame, однако игра отличается развитой экономикой. Для этого здесь есть базы и места для них, причем мест гораздо больше, чем самих баз. Это имеет значение в силу того, что, укрепившись на месте, база в фазу мобилизации получает какое-то количество денег, фиксированное ходом (можно увидеть, если навестись на место для базы). Истекли ходы — больше на доход можете не рассчитывать, если не перенесете свой боевой центр на другую позицию. Для этого база в фазу мобилизации может быть свернута и пешим ходом прошествует до нового места назначения, где автоматически развернется сразу по прибытии. В походном положении база крайне уязвима и ее можно уничтожить.
Это важно: база может очень активно переходить из рук в руки. Для этого достаточно посадить пехотинцев в само здание базы. Однако сажаются они в боевой фазе, а уже в фазе мобилизации база будет под контролем того, чей пехотинец последним ступил на ее территорию. Так что каждый игрок в свой ход может получать производство под свой контроль.
Кроме умения перемещаться, базы умеют производить различные депо. Депо — это место постройки и починки войск. Всего 6 видов: пехотная казарма, артиллерийское, танковое, транспортное, авиационное и морской порт. Но все виды депо доступны только Стране Отцов. На базе может быть от 3 до 6 мест под депо, однако на каждой базе можно построить до 6 депо (80 монет на строительство, 40 — на улучшение). Поэтому в неполных базах ненужные депо можно сворачивать и на их месте разворачивать другие. Эти упаковки можно продолжать неограниченное число раз за ход, пока депо не будет задействовано. А это можно сделать двумя способами — построить в нем отряд или поставить туда кого-то чиниться. Стоит обратить внимание на то, что чинятся войска только в депо родного типа и соответствующего уровня. Так, восстановить отряд гвардейской пехоты можно только в депо второго уровня. Хотя в кампании можно и подождать следующей миссии, между боями войска чинятся автоматически. Одновременно на базе может быть любое количество депо одного типа. Хоть 6 пехотных казарм, если вы воюете одной пехотой.
Это интересно: починить заслуженный танк — занятие полезное как в плане денег, так и в плане сохранения ценного воина. Стоимость починки дифференцируется в зависимости от нанесенных повреждений, но не превышает половины от изначальной стоимости (если у танка осталась всего 1 «жизнь»).
Это важно: манипуляции с депо могут проводиться и в том случае, если нужное здание расположено не на той стороне базы, — переносим его, и вот уже войска выходят ближе к противнику.
Кроме этого, в депо можно проводить улучшения войск. Улучшения проводятся один раз в любом депо и тут же распространяются на все войска этого типа.
Правильные термины
Без понимания некоторых (хотя и вполне очевидных при последующем рассмотрении) вещей играть в «Обитаемый остров» просто невозможно. Рассмотрим же их повнимательнее.
Опыт. Сейчас уже стало обычным, что войска набирают опыт. Здесь система довольно проста: если выстрелил, то получил единичку опыта (и неважно, пробил или нет броню противника). Отдельные выплаты за уничтожение не полагаются, хотя их стоило бы включить. Правда, иногда после уничтожения очень сильного бойца противника капает сразу несколько очков опыта. Но это бывает довольно редко. Увеличение опыта — это прежде всего увеличение урона противнику, а также улучшение порога падения морали. Первый уровень положен за 10 очков, второй за 20, для третьего требуется 40 (четвертый — 80, но вряд ли вам удастся до него добраться). Отсюда наиболее выгодны стрелки, проводящие по 2 атаки по противнику, так как они быстро набирают уровни.
Мораль. Одна из ключевых характеристик для войск. Боец с красным уровнем морали не атакует (и не обороняется), может только двигаться. Чем мораль выше, тем большие потери потребуются, чтобы отряд вышел из боя. Кроме того, высокая мораль увеличивает урон противнику, низкая — наоборот.
Атака. В таблицах для войск обозначена максимальная атака. Однако на нее влияет масса модификаторов (действие которых можно увидеть, если навестись для удара на войско противника). И даже если шансы попасть выше нуля, существует некоторый диапазон, в пределах которого и будет проведена атака. Если он от 0 до 3, то результатом будет любое действие. Здесь же стоит отметить, что атака делится на атаку по пехоте и по танкам. Так вот: в класс танков входят только танки. Те же пушки и грузовики относятся к пехоте и получают соответствующий классу урон.
Это важно: если у обороняющегося имеется несколько видов атак, он ответит самой лучшей против атакующего его врага.
Рельеф. Здесь его значение просто неоценимо. Кроме того, что складки рельефа мешают передвигаться танкам и пехоте, господствующее положение над полем боя дает право на особо дальний обзор. Поэтому, загнав разведчика на высокую горку, вы можете получить значительное преимущество над противником. Также естественные и искусственные препятствия повышают выживаемость войск. Так, расположив отряд в лесу, вы снизите атаку противника на 1. Здания или окопы снизят атаку на 2, а специальные укрепления (доты) — сразу на 3. А атака с вершин холмов, наоборот, увеличивает атаку (с особо высоких — до +2). Так что пренебрегать укреплениями не стоит.
Это интересно: перестрелка на холмах с крутыми склонами невозможна. Стоящие внизу не могут выстрелить вверх, а верхние не могут опустить оружие вниз.
Время суток и погода. Каждый ход меняется время суток (и таких фаз 4), хотя значение имеет только ночь, так как в это время хуже видно. Погода делится на солнечную и дождливую. Вполне логично, что в дождь опять же хуже видно, да еще и уменьшается дальность стрельбы.
Передвижение. Понятное дело, что вертолеты и самолеты двигаются по кратчайшему пути. А вот для всех остальных существуют дальность передвижения и модификаторы проходимости. Тут логика, в общем-то, проста — легче всего наступать вдоль дорог, благо они увеличивают дальность передвижения в два раза.
Законы техники
Техника в игре подчиняется определенным правилам. Не стоит думать, что все пехотинцы совершенно индивидуальны, есть в них и нечто общее, что позволяет выделять этих солдатиков в некий общий класс. Поэтому именно о таких общих чертах классов вы сейчас и узнаете.
Пехотинцы. Пехота становится пушечным мясом только в том случае, если ее необдуманно кидают на танки или пушки. В обычное время она умеет окапываться и маскироваться. Для маскировки достаточно задействовать умение, а также нужно, чтобы противник не видел маскирующегося. Однако стоит неосторожно приблизиться — и боец рискует быть раскрытым. Маскировка теряется и в том случае, если боец куда-то идет (а также в начале хода). Окапывание требует хода на действие и потом еще хода на ликвидацию этого явления. В ход окапывания нельзя стрелять, зато при удаче этого действия атака противника будет уменьшена на 2. В принципе, эти действия могут быть использованы всеми видами войск, но так уж получается, что основные «потребители» — это пехота. Закопаться и замаскироваться можно только если боец не двигался и не стрелял.
Инженеры. Эти молодцы умеют еще и строить аэродромы и мосты. Аэродромы — крайне нужная штука для того, чтобы наша авиация не только торчала в авиационных депо, но еще и бомбила противника. Ведь дальность полета ограничена, а самолет должен вернуться куда-то к концу хода. За ход инженер может либо построить, либо снести что-то. Зачем сносить? А вот незачем оставлять противнику сооружения, которыми тот легко может воспользоваться в своих целях. Пусть подгоняет своих собственных инженеров.
Разведка. Эти воины могут быть совершенно различны по своему классу. Просто у них одинаковые характеристики — большие дальность передвижения и видимость. А вот боевые качества совсем не обязательны, разведке важно именно показать, где находится противник, а не уничтожить его. Хотя добивать никто не запрещает.
Танки. Простейшее средство, основной смысл которого — пробивание вражеской обороны за счет большого количества жизни и неплохой ударной мощи. Могут танки и обороняться, но лучше они себя показывают в атаке.
Артиллерия. Главная задача артиллерии — даже не обстрелять врага издалека, а поддержать своих во время обороны. Хотя пробить первые очки жизни и тем самым снизить мораль тоже полезно. Однако, как правило, первая линия состоит из обороняющихся войск, а уже затем идут пушки. Если в радиусе их действия какой-то неосмотрительный враг надумает атаковать пехотинца, то помешать ему не получится. Однако в качестве ответа тот получит не только ответный удар пехотинца, но и залп из всех орудий, в прицел к которым удалось попасть несчастному. И каждое орудие может до трех раз поддержать свои обороняющиеся части (получая каждый раз законное очко опыта).
Зенитки. Те же самые пушки, но стреляют лишь по воздушным целям. Они обстреливают вражеские самолеты в момент атаки, хотя, в отличие от обычных пушек, кажется, что зенитки стреляют еще до того, как самолет сбросит бомбу.
Вертолеты. Эти штуки считаются в игре наземными целями. То есть зенитки по ним не стреляют. Отличаются от обычных танков тем, что совершенно нечувствительны к рельефу и с одинаковой скоростью идут над любой поверхностью. А также более высокой ценой. Из-за последнего назначение вертолетов в основном ограничивается диверсионными акциями или усилением наступления на одном из близких направлений. Ведь вам по силам перебросить вертолет на любой участок, в то время как противник будет вынужден заранее определиться, какими силами оборонять каждый кусочек, и не сможет столь же оперативно переместить свои подразделения.
Это важно: вертолет занимает свою клетку и на земле.
Бомбардировщики. Авиация — она и есть авиация. Если противник побрезговал зенитками — ваше священное право разбомбить его беззащитные подразделения.
Вооружение залпового огня. Тоже принадлежит к разным типам войск, но смысл один — от их залпа страдает не только тот, кто оказался в прицельной точке, но и те, кто рядом. Вещь крайне убедительная, поэтому надо стараться использовать ее с максимальной эффективностью. Учтите, что своих и чужих она не различает, так что не подставляйте родных солдат под свой же огонь.
Грузовики. Вообще их назначение двояко. Самое простое, что они могут делать, — доставлять медленных бойцов на поле боя. Пока какой-нибудь морской пехотинец добредет до вражеских городов, противник успеет построить мощную оборонительную систему. Вот и приходится возить этого героя. Второе — возможность проводить рокировки на поле боя, заменяя бойцов и тем самым увеличивая плотность огня. Ведь за ход можно пройти куда-то, выстрелить и сесть в грузовик / вылезти из него. И, имея два комплекта вооружения, можно наносить двойной урон с одних и тех же позиций, доставая и пряча обратно свои войска.
Флаги наших Отцов
Каждая из сторон, участвующих в этой войне, оснащена своей собственной техникой, которая подчас очень резко отличается друг от друга. Часто похожие войска значительно меняются за счет своевременно проведенных улучшений. Поэтому мы сейчас и рассмотрим армии всех стран.
Страна Отцов
См. таблицу №1.
Это самый богатый войсками участник конфликта. У Отцов есть все, от большого выбора пехоты до флота, не исключая и вспомогательные части. Хотя чему тут удивляться? В книге этой стране тоже было уделено основное внимание.
Пехота
Штрафная рота. Неплохое войско для обороны, благо хватает «жизни» Окопались — и выживай их из нор. Главные недостатки — крайне низкая мораль (более одного боя не переносят) и низкий урон (лечится улучшением «бронепули» за 15, которое делает атаку 3/4). Хорошо взаимодействуют с излучателями. Весьма эффективны против Хонти с их хилой пехотой и слабыми танками. Но обычно просто прикрываем ими подходы к нашим пушкам, чтобы противник не пролез к ним.
Армейская разведка. Слабенькие бойцы, которые, впрочем, шустро бегают и неплохо видят. После получения хотя бы одной лычки что-то все-таки смогут, но до того способны только пугать уже и так испуганных врагов. Можно провести улучшение радиуса видимости за 15 (увеличивает зрение на 1), оно действует и на гвардейскую пехоту.
Армейская пехота. Основная боевая единица против вражеской пехоты и легкой техники. Против танков их лучше в бой не бросать (а после улучшения штрафников они будут худшими против техники). Можно за 15 провести улучшение бронежилетов (+2 к жизни), что, опять же, распространяется и на гвардейцев.
Инженеры. Еще одни середнячки. Обычные строители мостов и аэродромов.
Гвардейская пехота. Ударная пехота, которая одинаково здорово бьет танки и пехоту, далеко видит и обладает отличной моралью. Лучшее соотношение цены/качества, полностью заменяет армейскую пехоту после того, как возникнет возможность производить гвардейцев. Наш выбор!
Танки
Танк штрафников. Мобильное заграждение. Редко и слабо попадает, быстро выходит в деморализованное состояние. Поэтому годится только для того, чтобы оперативно перекрыть проход противнику. Хорош только против варваров, если они делают ставку на упырей. Есть улучшение брони за 15 (увеличивает жизнь на 2), действующее и на тяжелый армейский танк.
Бронеавтомобиль. Быстрая диверсионная машина, которая лучше всего подходит для уничтожения вражеских грузовиков/пушек. Либо проходит по флангу, либо для него специально прорывают вражеские позиции, тогда он наносит удар и отходит.
Армейский тяжелый танк. Очень симпатичный средний танк. Универсал, который может выполнять любые задачи и не стоит при этом каких-то огромных денег. Единственный недостаток — низкая скорость. Можно улучшить количество жизни.
Зенитный танк. Типичная зенитка для уничтожения пролетающей мимо вражеской авиации.
Излучатель. Организует вокруг себя гипнотизирующее поле. Все войска, попавшие в поле, на 1 повышают мораль. Но при выходе из поля мораль «обработанных» падает до 0. Мораль восстанавливается в следующую боевую фазу после деморализации. Деморализованные войска могут перемещаться, но не атаковать. Для варваров излучатели действуют строго наоборот.
Это интересно: излучателем можно и противника «обрабатывать», тогда в нашу боевую фазу враг как раз будет испытывать недостаток мотивации для боя.
Танк «Дракон». Самый страшный, самый здоровый, с самым жутким уроном. Правда, ползает медленно и стоит как нехилый чугунный мост. Обычно используется для развития наступления, вышибая ключевых вражеских бойцов. Если не пожалеть 50 монет, то на танк будет установлена дополнительная ракетная установка с атакой 8/5. Штука нужная, но в единичных экземплярах.
Артиллерия
Ракетомет . Установка для охоты на вражескую артиллерию. Стреляет дальше любых дальнобойных средств противника, а также имеет ряд других полезных свойств (может стрелять из зданий и занимает мало места в грузовике). Подгоняем на поле боя грузовик с 3 ракетометами, расстреливаем вражескую пушку, после чего они своим ходом уползают в тыл. Прикрывать свои позиции ракетометами не стоит ввиду малого урона и небольшого количества жизни.
Противопехотная пушка. Легкое орудие прикрытия, если у противника преобладают пехотинцы. Идут парой. Если умудрится «прокачаться», то может неплохо воевать и с танками. В целом — вещь сомнительной необходимости.
Противотанковая пушка. Единственное орудие, которое по пехоте не попадает вообще, а по танкам — очень редко. Полезны только в кампании, где, набрав опыт, что-то еще могут сделать.
Это интересно: весомое достоинство легких орудий в их малом размере. Поэтому их можно укладывать в грузовики вместе с пехотой и оперативно строить линию обороны.
Истребитель танков. Мощная противотанковая пушка. Хорошо борется с любыми танками и заставляет противника задуматься перед атакой укрепленных позиций. Недостаток — «слепое пятно» на коротких дистанциях.
Противопехотная гаубица. Крайне жестокое противопехотное средство, замечательно расправляется и с вражескими пушками. Хотя опять же не без проблем — есть все то же «слепое пятно».
Универсальное орудие «Орехокол». Жуткая дальнобойная пушка с огромным уроном. Прикрывать не умеет, поэтому надо стрелять издалека и прикрывать ее саму, а то какие-нибудь вандалы непременно изуродуют вашу страшную «мухобойку». В упор не стреляет, но это отнюдь не минус, на передовую такую пушку тащить вредно. Стоит дорого, но каков эффект!
Авиация
Пикирующий бомбовоз. Бомбардировщик начального уровня. Своих денег не стоит — дорог, хил, слабо бьет. Совершенно бесполезный боец.
Воздушный разведчик. Разведчик у Отцов дорогой и видит не дальше обычной разведки, обладает самым малым запасом хода. Отсюда вопрос — ну и зачем такой?
Штурмовой вертолет. Строится только из-за качеств вертолета, однако и тут авиапромышленность Отцов в проигрыше, это самый худший из вертолетов.
«Горный орел». Единственная гордость Отцов. Лучший по всем показателям. Правда, и цена заставит восхищенно присвистнуть. Но «Орел» свою цену полностью окупает. Бьет не только по конкретной точке, но и по окружающей ее местности.
Флот
Патрульный катер. Неплохой разведчик с дальним радиусом обзора. Обладает двумя атаками, одна из которых идет только по надводным целям. А в эту категорию входят не только подлодки, но и амфибийные танки, а также прочая наземная техника, волей случая оказавшаяся на воде.
Сторожевой корабль. Тяжелый дальнобойный корабль, который по характеристикам может сравниться с легкими подводными лодками. К числу недостатков можно отнести только мертвую зону вокруг него, которая позволяет островитянским амфибийным силам бить его в упор. К числу приятных сюрпризов можно отнести то, что за 70 монет можно сделать улучшение, добавляющее сторожевику дополнительную атаку в 9 очков только по надводным целям. Так что он довольно страшен и на воде, и при штурме береговых укреплений.
Транспорт
Грузовик. Обычный средний транспортник на 3 места. Ничего особенного.
Трейлер. Транспортник на 6 мест. Медленнее грузовика, но зато везет куда больше.
Воздушная платформа. Быстрый и бронированный грузовик на 2 места, игнорирует преграды, фактически это вертолет. Штука весьма удачная, хотя проиграет обычным грузовикам при развитой дорожной сети. Хорошо подходит для транспортировки ракетометов, высаживая их в неудобных для передвижения местах. Не хуже подходит для высадки диверсантов в тылу. За 70 монет можно расширить вместимость платформ до 3 мест.
Хонти
См. таблицу №2.
Эта страна сделала свою ставку на артиллерию. Достаточно спорное решение, учитывая тот момент, что ее надо очень хорошо прикрывать. Но ведь Хонти в книге и воевали исключительно от обороны.
Пехота
Стрелки. Основные бойцы у Хонти. Выгодны тем, что их можно тут же начать строить. Они, конечно, в полтора раза дороже штрафников Отцов, но это окупается лучшей моралью и неплохой атакой (штрафникам до такой надо делать улучшение). Поэтому танки противника не слишком горят желанием атаковать эту пехоту. За 25 монет можно выдать стрелкам подствольные гранатометы, которые будут стрелять 5/2 и дадут им шанс сделать «контрольный выстрел», добивая особо живучих противников. Или уничтожить пушку.
Инженеры. Самые дешевые и здоровые инженеры из всех. Хотя от этого они ничего нового делать не научились.
Ударная пехота. Бойцы исключительно противопехотной направленности. Какое-то применение им находится только после того, как вы заплатите 70 монет и увеличите дальность выстрела до 1-2. Тогда они, из-за того что стоят довольно недорого, вполне могут применяться в условиях большого количества пехоты у противника.
Танки
Бронеавтомобиль разведки. Довольно убогий вариант для разведчика. Видит недалеко, передвигается медленно, жизни мало. Единственное достоинство — то, что против него надо применять противотанковые средства. Но тут уж никуда не денешься — разведка всегда нужна.
Танк. Основной армейский танк, предназначенный для прорыва вражеских укреплений. Он, конечно, уступает любым аналогам, но тут уж без вариантов, на безрыбье и такой танк сгодится.
Крейсерский танк. Аналог бронеавтомобиля у Отцов, но по всем параметрам превосходит его. Сфера применения та же, то есть он не борется с танками и пехотой, а отстреливает вражеские орудия, добивает выживших или уничтожает разведку. Дешевизна позволяет очень недорого чинить этот танк.
Артиллерия
Легкое самоходное орудие. Быстроходное противопехотное орудие, которое тяжело уничтожить и которое легко доберется своим ходом. Не совсем бесполезно и против танков.
Легкое орудие. Пара орудий, которые стреляют все так же по пехоте. Дальность стрельбы выше, но скорость уже никакая. Поэтому и приходится возить их на грузовиках. Кроме того, у этих пушек больше «мертвая зона». Но все равно применяются для поддержки своих сил против вражеской пехоты.
Самоходная зенитная пушка. Бьют сильнее зениток Отцов, но более уязвимы, так как считаются «пехотой». Все равно без зениток никуда.
Самоходное штурмовое орудие. Средненькое противотанковое средство, которое перемещается самостоятельно с неплохой скоростью. Исключительно вспомогательное средство из-за небольшого урона.
Осадное орудие. Действительно противотанковая пушка. Опять же, передвигается медленно, но всегда можно разместить его в транспортных грузовиках. Вещь исключительно полезная, благо за такие деньги никто так танки бить не будет.
Ракетная установка «Тайфун». Уникальная установка Хонти. Стреляет далеко и бьет по площадям (одна клетка вокруг точки попадания). Ползает только медленно. Но зато пробивает вражескую оборону радикально.
Это баг: почему-то все подобные устройства могут стрелять только по целям, при выстреле по пустой земле окружающим будут нанесены нулевые повреждения. Хотя это должно бы быть поправлено со временем.
Авиация
Пикирующий бомбовоз. Соперничает с аналогичным бомбардировщиком островитян, выигрывая у него в цене и количестве жизни, а проигрывая в уроне и дальности полета. Единственный бомбардировщик, который может нагло атаковать зенитные установки с хорошими шансами выжить.
Воздушный шпион. Жизни у разведчика маловато, но зато видит далеко. Так что вполне может заменить бестолковые бронеавтомобили.
Транспортный самолет. Самолет с совершенно гигантской дальностью. Запросто может подбрасывать кучу артиллерии к позициям и увозить лечиться поврежденных бойцов. С его помощью можно проделать ловкий трюк с захватом базы, высадив пехотинца в авиационное депо. Разведчик же может еще и выскочить из базы, после чего ее можно свернуть, лишив противника средств и подкреплений.
Повелитель бурь. Аналог «Орла». Дешевле, но зато и все характеристики похуже. Хотя возможность бить по площадям сохранена. Нормальный стратегический бомбардировщик, рекомендую к использованию.
Транспорт
Грузовик. Обычный грузовик, просто дешевле, чем у Отцов.
Трейлер. Трейлер весьма живуч, быстр, а если доплатить 70 монет, то он будет бегать с такой же скоростью, как обычный грузовик. Почему и становится крайне полезной штукой для сворачивания/разворачивания боевых порядков.
Островная империя
См. таблицу №3.
Островная империя — страна элитных бойцов. Здесь не размениваются на массы. Пусть воинов будет немного, но зато каждый будет ужасом для врага.
Пехота
Амфибийная разведка. Это опять же техника, поэтому она не может заходить в здания и захватывать города. Как и прочие амфибии, умеет бродить по воде, но зато совершенно не способна передвигаться по лесу. Также амфибии на воде — это морские цели для кораблей Отцов. В плане боевых действий — довольно неплохое войско. Хотя если посмотреть, сколько оно стоит…
Морская пехота. Самая дорогая и самая злая пехота. Изначально оснащена 2 видами оружия, автоматами и гранатами. Если потратить всего 50 монет, то гранаты заменяются ракетометами, и мы получаем 13/16 вместо 2/6. Само собой, нападающим они отвечают ракетометами. К этому прилагается еще и высочайшая мораль, поэтому бойцы морской пехоты будут биться до последнего. А 3-4 отряда морской пехоты — это жуткая головная боль для любого противника. Поэтому цена полностью оправдывает возможности.
Инженеры. Одни из худших инженеров по своим характеристикам. Только все равно ж их использовать придется.
Танки
Танк-амфибия. Универсальное боевое средство, объединяющее в себе возможности танка, пушки и зенитки. К тому же еще и по воде плавает. Разумеется, прикрывает своих от вражеской авиации и самолетов. Так что тандем морской пехоты и танков-амфибий — совершенно страшная штука. Кроме того, за 70 монет можно оснастить танк второй башней, которая стреляет по противнику с уроном 7/3. Что забавно — лучше всего с этим тандемом борются южные варвары, которым крайне тяжело встретиться с островитянами на поле боя.
Авиация
Бомбардировщик. Спор за звание лучшего с хонтийским, но тот все же выигрывает за счет лучшей живучести.
Самолет-разведчик. Обычный разведчик, ничего сверхъестественного.
Вертолет «Летучий дельфин». Средство для выкуривания противника из лесов. Быстрый, эффективный, не зависит от рельефа. Гораздо мощнее убогого вертолета Отцов.
Это интересно: когда стреляешь по вертолету, надо целиться не в сам вертолет, а в клетку под ним.
Флот
Боевая субмарина. Основное морское боевое средство. Крайне живучая штука, которая нагло обстреливает побережье, не давая противнику шансов приблизиться. Та самая страшная двухрубочная белая субмарина из книги. К тому же урон у нее очень силен. Так что плацдарм на побережье при их огневой поддержке обеспечивается крайне легко. Кроме того, к ней полагаются аж 2 улучшения, увеличение жизни на 5 за 35 монет (действует и на подлодку-ракетоносец) и дополнительная ракетная установка за 70 монет (урон 3/6). Так что получается совершенно страшное оружие.
Это интересно: подводным лодкам проход загородить невозможно, они обходят препятствие под водой.
Разведывательный корабль. Странное недоразумение, которое только разведывает, а стрелять не умеет. Не наш выбор!
Подлодка-ракетоносец. Ракетный стрелок, который стреляет по площади. Запускает ракеты далеко и больно, но прикрывать не умеет, тут уж не обессудьте. Однако достаточно и того эффекта, что он производит своими выстрелами на неосмотрительно сгрудившиеся войска противника. Возможно увеличение количества жизни.
Транспортная субмарина. Самый вместительный транспортник, аж 10 мест. Вот только передвигается лишь по морю. Ею очень удобно ускоренно перемещать танки-амфибии. Можно улучшить количество жизни на 2 за 40. Только обычно такие подлодки не лезут в центр боевых действий, так что это бесполезная трата денег.
Подводный дредноут. Просто сверхмонстр, живучий, крайне дальнобойный. Да и урон у него крайне сильный.
Транспорт
Десантный катер-амфибия. Транспорт для доставки медлительной морской пехоты на поле боя (или для возвращения ее в казармы, чтобы восстановить численность).
Транспортная амфибия. Большой десантник на 6 мест, аналог сухопутного трейлера. Если доплатить 70 монет, то улучшим скорость на 1.
Южные варвары
См. таблицу №4.
Ничего безумно дорогого у варваров нет. Их просто много. Этим они и берут. Кроме того, все войска варваров обладают высокой моралью. А это позволяет им всегда биться до конца.
Пехота
Пеший воин. Основная рабочая сила, которая нужна и в атаке, и в обороне. Все удары в основном достаются именно этим воинам. А характеристики у них — как раз под стать цене, ни больше, ни меньше.
Верховая разведка. Самый полезный из клана разведчиков. Может и далеко пробежать, и многое увидеть, да и пострелять может, особенно по тем, кто не умеет воевать с пехотой.
Инженеры. Самые чахлые среди всех инженеров, а вот стоят средне. Впрочем, альтернативы-то все равно нет.
Боевой упырь. Злой противопехотный боец с совершенно жуткими характеристиками. Если прорвутся к пушкам — разорвут в клочки. Единственный равноценный соперник для морской пехоты островитян. Только одна проблема — с техникой у них нелады. То есть техника делает с толпами упырей все, что угодно.
Берсеркер. Тяжелый боец ближнего боя, имеющий сразу 2 атаки. Одна эффективна против пехоты, вторая против техники. Наиболее полезен в тех случаях, когда может провести сразу обе против различных противников. Самое полезное противотанковое средство у варваров. Обычно берсеркеры на поле боя доставляются на грузовиках, так как скорость передвижения у них невысока.
Танки
Танк. Довольно дешевая и при этом дальнобойная машина. Поэтому ловко стреляет из-за спин своей пехоты. В оригинальном варианте прилично дерется с вражеской пехотой. Если заплатить 50 монет, то на танк будет доустановлена мортира, которая отлично расправляется с вражескими танками, пробивая 2/7. По ударным свойствам слабее берсеркера, но зато быстрее передвигается и дальше стреляет. При некоторой ловкости можно устроить танковую лавину, сметающую все на своем пути.
Автомобиль-пушка. Своего рода аналог хонтийских мобильных орудий. Только неплохо бьет по танкам, чуть хуже по пехоте и затесался в ряды танков (значит, и стрелять будут не как по пехоте, а как по танку). А чрезвычайная быстроходность позволяет усомниться, что противник сумеет что-нибудь сделать с этой машиной. Можно отстреляться и спокойно убраться восвояси.
Артиллерия
Полевое орудие. Единственное относительно дальнобойное орудие, которое неплохо воюет с пехотой противника. Впрочем, не гнушается стрелять и по танкам. Но чаще всего используется для борьбы с вражеской артиллерией. Занимает 2 места в грузовике, так что может совмещаться с пехотой. Вещь эффективная и к применению годится.
Зенитная пушка. Самая тормозная зенитка в игре. Уж тут ничего не поделаешь. Зато и самая дешевая. Хотя по остальным характеристикам не отличается от других пушек.
Метатель огня. Самое злобное изобретение варваров. Бет по площадям и отлично влезает в грузовик. Поэтому чаще всего оказывается для противника сюрпризом. Тем более что уничтожить этот сюрприз крайне сложно ввиду того, что он, выгрузившись из машины, отстреливается и укатывает обратно в туман войны.
Авиация
Бомбардировщик. Летающее недоразумение. Стоит дешево, летает далеко, но эффект вызывает истерический смех. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг к вам прилетит целый воздушный флот варваров и ничего в результате не случится.
Транспорт
Грузовик. Самый медленный и хилый грузовик. Впрочем, последнее можно поправить, заплатив 25 монет, — он обретет лишние пару очков жизни.
Главное — маневры!
Вся красота игры в том, что для победы мало обладать хорошим войском, надо очень правильно им маневрировать. Правило «главное — ввязаться в бой, а остальные подтянутся» здесь не действует, потому что есть грузовики. Пренебрегший транспортом рискует попасть под массовый удар войск противника и быть разбитым по частям. Когда атакуешь, очень важно просчитать следующее: дальность атаки, возможность ответа, возможность обстрела артиллерией, вероятные отрицательные и положительные модификаторы. А также заранее предположить вероятность отхода с позиции, дабы уступить место следующему бойцу. И совсем не удивительно, что врага часто обстреливают в «две смены». Первые наносят удар и уходят в грузовике, следующую партию бойцов привозит новый грузовик. Только надо помнить, что транспорт весьма уязвим и его могут уничтожить вражеские быстрые подразделения, авиация, артиллерия. Почему бы и не пожертвовать броневичком, если в трейлере находится пара очень вредных пушек? Так что хорошо прикрываем свой транспорт, дабы избежать потерь.
Если рассматривать частные особенности тактики, то наиболее сбалансированы войска Страны Отцов. У них есть все виды техники и нигде не наблюдается особых провалов. При этом обычная стратегия с основными войсками и войсками прикрытия, которым предстоит окапываться и держать рубежи обороны. Отцы обладают и крайне эффективным средством контрбатарейной борьбы в виде ракетометов, а также хорошими аэромобильными транспортниками, которые доставят ракетометы в любую точку карты. Наконец, Отцы могут оперативно создавать эффективные заслоны, ведь их легкая артиллерия влезает в грузовики, и 3-4 машины с пехотой и пушками на некоторое время остановят наступление противника, а там и тяжелые войска подтянутся. Есть у Отцов и ряд других тактик, но они более ситуационны.
Хонти сильно зависит от своей артиллерии. Как от быстрой и мобильной, так и от перевозимой грузовиками. Их танки и пехота уступят всем другим участникам боевых действий, так что приходится выстраивать тяжелые оборонительные рубежи. Однако есть у Хонти и свой козырь — неплохая бомбардировочная авиация. Если вы вдруг упустили из внимания этот факт и решили обойтись без зениток или взяли их по минимуму, то рискуете быть жестоко разбомбленным. Ведь хонтийский бомбардировщик запросто переживает один выстрел из зенитки.
Островная империя сделала ставку на дорогих, но крайне эффективных бойцов. Хотя не стоит их гонять по одному — отловят и задавят толпой. Главное у них — симбиоз морских пехотинцев и амфибийных танков. Пехота вырежет всех, кто встретится на пути, а танки ее прикроют. Хотя гораздо спокойнее островитянам около побережья, где их прикроют дальнобойные подлодки, с которыми противник ничего не сможет сделать. От их полной и безоговорочной победы спасает только то, что все это стоит довольно дорого и островитяне не смогут с ходу завалить вас огромным количеством техники. При боях в лесах островитянам нужно большое количество вертолетов — для танков это слабое место, в лес они войти не могут.
Наконец, варвары делают ставку на большие количества дешевой и эффективной пехоты. Есть у них и мобильные противотанковые средства, а также метатель огня в качестве особо гадкого сюрприза. В отличие от других установок, бьющих по площадям, метатель может быть доставлен в грузовике, что позволяет держать его за пределами видимости разведчиков, а затем внезапно применить против массированной обороны.
Что можно сказать в завершение? Обязательно сыграйте в кампанию, и узнаете, что должно было случиться после окончания событий, описанных в книге. Благо оттуда взяты все имена, упомянуто многое, что случилось или должно было случиться. Единственный ее недостаток состоит в том, что авторы перестарались с выдачей заданий, детально наметив их. В результате достаточно следовать «стрелкам на картах», и вы легко выиграете. Так что полет фантазии предстоит проявлять в отдельных миссиях и играх против человеческих соперников…
Мировой свет
Если вы никогда не читали книгу «Обитаемый остров», то многое потеряли в понимании игры. Хотя, вне всяких сомнений, побеждать противника можно и без ее реалий. Но для людей, столь увлекшихся игрой, что не осталось времени для чтения, — краткое описание событий книги.
Максим Каммерер, исследователь с Земли, попадает на планету Саракш. Его звездолет тут же уничтожают, а сам он оказывается экспонатом для местных «ученых». Однажды во время перевозки он теряет своего сопровождающего и так совершенно случайно оказывается в местной армии. Во время службы в ней Максиму открываются неприглядные подробности управления страной. Так, ее жители подвергаются гипнооблучению и не способны анализировать происходящее. Управляют же страной не поддающиеся излучению люди, которые во избежание утраты власти активно борются с подобными себе, именуя их выродками. Для простых людей ретрансляторы излучения поименованы башнями противобаллистической защиты. Максим покидает армию и связывается с подпольщиками. Но те преследуют свои мелкие цели, и Максим пытается найти помощь у соседей, варваров с юга или жителей Островной империи. Однако они оказываются еще более злобными и кровожадными, чем обитатели Страны Отцов. И тогда, не без помощи отдельных правителей Страны Отцов, желающих выгод для себя лично, Максим разрушает главный гипноизлучатель. И только тут выясняется, что это лишь начало пути, а до настоящей победы еще далеко…
Наш отряд
Здесь нет очевидных гексов, а войска не оснащены тоннами статистики. Но кое-что все же нуждается в пояснении. Уровень депо — то, до какого уровня надо поднять депо, чтобы производить этого бойца. Атака — максимальная атака при обычной морали против пехоты/танков. К танкам относятся только танки, в то время как к пехоте и пушки с грузовиками. Дальность стрельбы — минимальная и максимальная дальность, на которую может стрелять ваше орудие. Если минимальная дальность больше единицы — орудие не будет отвечать, когда его атакуют в упор. Жизнь — количество жизни у отряда. При уменьшении падают мораль и урон, наносимый отрядом. Скорость — дальность передвижения отряда при отсутствии у местности модификаторов. Зрение — дальность видения отряда. Мораль — состояние боевого духа, большие значения лучше. Посадочные места — количество мест, занимаемых отрядом в грузовике (для грузовиков — количество мест в грузовике).
Таблица 1 Страна Отцов
Название Уровень депо Цена Атака Дальность стрельбы Жизнь Скорость Зрение Мораль Посадочные места
Штрафная рота 0 8 1/1 1-1 20 1 1 1 1
Армейская разведка 0 12 2/1 1-1 10 4 4 2 1
Армейская пехота 1 15 6/2 1-2 18 1 2 2 1
Инженеры 1 18 - - 10 1 1 2 1
Гвардейская пехота 2 25 8/8 1-2 20 1 3 3 1
Танк штрафников 0 10 2/1 1-2 10 4 2 1 5
Бронеавтомобиль 1 23 4/3 1-2 12 5 2 2 5
Армейский тяжелый танк 1 30 7/6 1-2 24 3 2 2 5
Зенитный танк 1 48 8 авиа 0-3 18 4 1 2 10
Излучатель 2 65 - 7 3 1 3 7
Танк «Дракон» 2 90 11/11 1-2 28 3 1 3 10
Ракетомет 0 15 2/2 1-5 3 1 1 2 1
Противопехотная пушка 0 30 3/1 2-3 4 1 1 2 2
Противотанковая пушка 0 30 1/4 2-3 4 1 1 2 2
Истребитель танков 1 45 1/6 3-4 5 1 1 2 3
Противопехотная гаубица 1 45 9/1 3-4 5 1 1 2 3
Универсальное орудие «Орехокол» 2 90 13/13 4-6 8 1 1 3 -
Пикирующий бомбовоз 0 75 6/5 1-8 10 14 1/1 3 -
Воздушный разведчик 1 50 - 6 12 1/5 3 -
Штурмовой вертолет 2 80 4/4 1-3 10 4 1 3 -
«Горный орел» 2 150 16/16 2-10 20 20 1/3 3 -
Патрульный катер 0 30 8-3/3 1-3 18 6 5 3 -
Сторожевой корабль 1 60 5/6 2-5 35 4 3 3 -
Грузовик 0 20 - - 4 6 1 2 3
Трейлер 1 30 - - 6 4 1 2 6
Воздушная платформа 2 50 - - 10 7 1 2 2
Таблица 2 Хонти
Название Уровень депо Цена Атака Дальность стрельбы Жизнь Скорость Зрение Мораль Посадочные места
Стрелки 0 12 3/4 1-2 15 1 2 2 1
Инженеры 1 10 - - 13 1 1 2 1
Ударная пехота 2 15 7/1 1-1 20 1 1 2 1
Бронеавтомобиль разведки 0 10 4/2 1-1 7 5 4 2 4
Танк 1 30 5/4 1-2 20 4 2 2 4
Крейсерский танк 2 25 4/4 1-2 15 6 1 2 5
Легкое самоходное орудие 0 45 7/2 2-3 8 4 1 2 4
Легкое орудие 0 50 7/2 3-4 6 1 1 2 3
Самоходная зенитная пушка 1 45 9 авиа 0-3 8 4 1 2 5
Самоходное штурмовое орудие 1 45 2/5 2-3 8 4 1 2 6
Осадное орудие 1 50 2/8 3-5 5 1 1 2 3
Ракетная установка «Тайфун» 2 70 7/7 4-6 6 1 1 3 10
Пикирующий бомбовоз 0 65 9/8 1-9 12 16 1/1 3 -
Воздушный шпион 1 35 - 7 13 1/7 3 -
Транспортный самолет 2 30 - - 10 20 1/1 3 4
«Повелитель бурь» 2 95 11/11 2-10 15 17 1/1 3 -
Грузовик 0 15 - - 4 6 1 2 3
Трейлер 1 30 - - 8 5 1 2 6
Таблица 3 Островная империя
Название Уровень депо Цена Атака Дальность стрельбы Жизнь Скорость Зрение Мораль Посадочные места
Амфибийная разведка 0 20 5/5 1-1 15 5 5 3 1
Морская пехота 0 50 9/3-2/6 1-2 25 1 3 3 1
Инженеры 1 20 - - 8 1 1 2 1
Танк-амфибия 0 70 7/7 0-3 18 4 2 3 5
Бомбардировщик 0 85 10/9 1-9 9 18 1/1 3 -
Самолет-разведчик 1 35 - 7 18 1/7 3 -
Вертолет «Летучий дельфин» 1 86 8/9 1-3 15 6 3 3 -
Боевая субмарина 0 90 8/8 2-6 40 5 3 3 -
Разведывательный корабль 1 40 - - 20 6 5 3 -
Подлодка-ракетоносец 1 150 9/8 4-10 28 3 1 3 -
Транспортная субмарина 2 90 - - 7 7 1 2 10
Подводный дредноут 2 150 11/11-9/9 2-7 60 4 1 3 -
Десантный катер-амфибия 0 35 - - 8 7 1 2 2