Предтечи. Автостопом по галактике
Что? Гибрид серьезного RPG, азартного космического симулятора и компетентного экшена.
Как? Совершить марш-бросок до Киевского вокзала, протрястись ночь в поезде, чтобы утром оказаться в уже почти родном Киеве. С трудом отыскав нужное здание, подняться на семнадцатый этаж, пробраться через ряды строительных площадок и оказаться в уютном офисе Deep Shadows.
Украина как-то незаметно вышла в лидеры сразу по двум показателям. Во-первых, тут производят лучшие на постсоветском пространстве шутеры (см. «Вивисектор» , например) и тут же выводят на их основе самые удачные крупномасштабные гибриды (см. S.T.A.L.K.E.R. , Xenus ). Мало того, в этот самый момент на Украине создается как минимум три весьма перспективных экшена — «Анабиоз» , « Метро 2033» и «Предтечи».
О новой игре от Deep Shadows (см. их Xenus и грядущий Xenus 2 ) до недавнего времени ходили только странные слухи, не подкрепленные фактами. То есть вроде как все слышали, что студия вовсю сооружает некий амбициозный проект, но что именно нас ждет, никто не знал. На прошедшей КРИ 2007 выяснилось, что разработчики, кажется, делают « Ксенус » в космосе ». Для прояснения ситуации мы наведались в офис Deep Shadows, где поиграли в почти готовую версию игры и обнаружили, что «Предтечи» можно записывать в список самых выдающихся достижений украинского игропрома.
Большая Медведица
Сложно поверить, но Deep Shadows удалось в одной игре полноценно собрать сразу три жанра — RPG, экшен от первого лица и приличный космический симулятор. Разбираться с многочисленными врагами предстоит в привычном экшен-антураже: бегаем, прыгаем, прячемся за стенами и не забываем закидывать врагов гранатами.
Однако следом начинаются межпланетарные приключения. В «Предтечах» имеется восемь огромных планет со своим дизайном и архитектурой. На одной царит вечная осень, а под ногами шелестят опавшие листья. На другой постоянно случаются выбросы раскаленной лавы, из-за чего поверхность больше напоминает сковороду Tefal, а передвигаться можно только на машине. На третьей — бескрайняя пустыня, населенная опасными тварями и бандитами.
Путешествовать между планетами предстоит на космическом корабле. И тут игра оборачивается натуральным космическим симулятором, ибо галактика в «Предтечах» — это еще один полноценный мир, где постоянно что-то происходит: пираты берут на абордаж торговые корабли, имперские звездолеты ведут охоту за преступниками. Порой игрок может стать свидетелем настоящего космического сражения, когда между собой грызутся огромные межгалактические крейсера. Причем никто не мешает в любой момент вступить в схватку, а на просторах галактики обязательно найдутся персонажи, которые с радостью нагрузят вас заданиями. Во всех конфликтах вы сами определяете, какую сторону занимать. Хотите — помогайте пиратам трясти кошельки зажиточных купцов, атакуйте планеты и набивайте карманы ворованными деньгами. Никто не запрещает, однако, провозгласить себя борцом с преступностью и заняться сопровождением бизнесменов, защищая их от указанных пиратов. Учитывая, что в игре семь группировок, свобода действия получается довольно внушительная.
Тут нужно особо подчеркнуть, что приключения в космосе выглядят не довеском к основной игре, а представляют собой полноценную игру масштаба, не постесняемся сказать, Freelancer. Когда начинается бой, на экране монитора включается настоящее шоу: небо расчеркивают лучи лазеров, с шипением пролетают ракеты, в штопоре падают сбитые истребители противника.
Схватки проходят стремительно, но, чтобы выйти из них победителем, нужно постоянно улучшать звездолет, навешивая новое оружие, увеличивая мощность моторов, повышая выносливость энергощита. Апгрейды корабля производятся в любом космопорту. За деньги, разумеется.
Живое оружие
В «Предтечах» будет внушительное количество самого разнообразного оружия. Мы сможем пострелять из обычных пистолетов, нескольких моделей автоматов и винтовок. Но, помимо привычных стволов, разработчики приготовили еще и так называемое «живое» оружие. Перед вами — полный список этих смертоносных зверюшек.
Хесатсак
Исполняет роль ножа. Во время сезона жары хесатсаки спариваются (это их единственный способ уберечь мягкое брюшко от солнца), а «пустынники» (отчаянные парни, рыскающие по пескам в поисках артефактов) собирают их и разъединяют. Не имея возможности завершить цикл размножения, хесатсаки остаются навечно затвердевшими и становятся идеальным оружием ближнего боя.
Синду
Гигантская пиявка. В естественной среде неторопливая и практически безвредная для человека тварь. Но если накормить ее прукки (маленькими ядовитыми паучками), синду начинает выплевывать зеленые сгустки слизи, которые на время изменяют молекулярное строение клеток и в несколько раз уменьшают живое существо. После выстрела все, что вам остается сделать, — подойти к врагу, ставшему не больше таракана, и жестоко его раздавить.
Тенисек
Электрический моллюск. Безопасное и мирное животное, обитающее в теплых соленых водах. Однако при стимуляции чувствительной точки тенисек генерирует смертельный электрический заряд. Такой же заряд, кстати, он выпускает, когда находится в состоянии паники. Результат атаки тенисека напоминает произошедшее с ныне покойным ведущим программы « Охотник на крокодилов », Стивом Ирвином , которого, как известно, электрический скат насмерть ужалил в грудную клетку.
Агиша
Огромное насекомое. В период откладывания личинок женская особь отращивает брюшко, где растут маленькие агиши. Вовремя снятая с гнезда агиша может использоваться как грозное оружие — надавливая на чувствительное брюшко, стрелок заставляет агишу выталкивать личинки, наполненные ядовитым газом, мгновенно убивающие противника.
Земля в иллюминаторе
Вдоволь налетавшись по бескрайним просторам галактики, мы включаем форсаж и наконец приземляемся на первую локацию. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это планета-пустыня и на ней как раз стартуют приключения главного героя. Выйдя из звездолета, мы отправляемся изучать город.
В этот самый момент игра оборачивается полнокровной RPG. На радаре в углу экрана стрелка заботливо указывает путь к сюжетным персонажам и локациям. Как в любой уважающей себя ролевой игре, здесь можно смело оставить в покое сюжет и заняться исследованием территории, которая таит много интересного. Города, как и положено, являются центрами общественной жизни. Здесь находятся многочисленные магазинчики, где продается оружие, амуниция и медикаменты. Здесь же можно наведаться в бар, чтобы узнать последние слухи и, возможно, взять очередное задание. Кроме того, в городе можно записаться на прием к доктору, который вылечит особо тяжелые раны и избавит от наркотической зависимости. По поводу наркозависимости поясняем: в «Предтечах» можно использовать разнообразные препараты, которые резко поднимают здоровье и временно улучшают характеристики подопечного персонажа, но к ним возникает привыкание. Чем оно больше, тем меньший эффект оказывают допинги, а значит, самое время отправляться в больницу.
Помимо вереницы торговых палаток, город под завязку набит персонажами, готовыми поделиться историей, и практически у каждого припасено для вас задание. Всего разработчики обещают более 250 квестов, на прохождение которых в среднем уйдет 60-80 часов — немало для экшена. Основная сюжетная линия, правда, строго линейна, а различных концовок не предусмотрено, но это отчасти компенсируется множеством побочных квестов.
Поручения следует выполнять не только ради того, чтобы получить ценные предметы и деньги, но и чтобы заработать необходимый опыт. В «Предтечах» присутствует развесистое дерево самых разнообразных умений, благодаря которым можно увеличивать силу и скорость, обучить персонажа взлому замков, хакерскому делу, повысить меткость и т. д. На каждом уровне позволяется выбрать ровно одну дополнительную способность из более чем сотни доступных.
Плюс, жизненно необходимо совершенствовать оружие. Чтобы увеличить скорострельность автомата, придется сначала побегать в поисках необходимых деталей, после чего отправиться к оружейнику, который за умеренную плату проведет тюнинг выбранного оружия. Если же денег нет или жадность замучила, можно развить навык ремонта и вешать все апгрейды самолично.
На земле и на небе
Чтобы игроки не сходили с ума, отмахивая десятки километров пешком, разработчики соорудили несколько видов боевых машин. На сегодняшний день достоверные данные есть о трех видах бронетехники.
Багги «Кузнечик»
Легкий одноместный внедорожник. Четыре независимые колесные подвески позволяют ему преодолевать сложные препятствия и делают машину идеальной как для боев на открытой местности, так и в условиях города. «Кузнечик» оснащен автоматическим пулеметом «Шангера», с помощью которого можно вести огонь на ходу, не отрываясь от управления. Некоторые регулярные армии галактики комплектуют «Кузнечиками» мотострелковые части, а также используют их как боевые машины поддержки пехоты. Будучи максимально легким в управлении, обладая вместительным багажником и системой блочной замены сломанных деталей, «Кузнечик» встречается на многих планетах.
Грузовая машина «Скарабей»
Тяжелый грузовик. Изначально был разработан военными инженерами Империи для перевозки грузов в условиях повышенной опасности. Потом «Скарабей» стал использоваться гражданскими службами для перевозки взрывоопасных и дорогих грузов.
Грузовик оснащен тяжелой стационарной лазерной установкой и крепкой броней. Мощные колесные пары и независимая система мостов позволяют «Скарабею» передвигаться по пересеченной местности. Будучи неприхотливым и достаточно защищенным, «Скарабей» завоевал рынок грузовых транспортных средств и является одним из самых распространенных грузовиков в галактике.
Боевой робот «Имперский гнев»
Имперская разработка. Робот предназначен для ведения боев на пересеченной местности. Многофункционален и одинаково эффективен как против пехоты, так и против техники. Легкость управления и система независимых узлов позволили сократить экипаж «Имперского гнева» до одного человека. Основное вооружение — парные пулеметы системы «Оринова». Кроме того, на его спине установлена автоматическая ракетная турель, стреляющая бронебойными снарядами. Единственный недостаток робота — легкая броня. Имперским ученым пришлось убрать тяжелую защиту, чтобы обеспечить маневренность. Тем не менее «Имперский гнев» на данный момент — одна из лучших боевых машин в галактике.
Бои без правил
Путешествовать по бескрайним просторам планет можно либо пешком, либо на машинах. Первый способ, понятно, очень небыстрый, да и для здоровья опасно. Так что следует как можно скорее отыскать какое-нибудь средство передвижения, заправить его горючим и отправляться на поиски приключений.
Разработчики соорудили четыре вида бронетехники: можно сесть за руль быстроходного багги, оснащенного крупнокалиберным пулеметом, прокатится на медленном, но мощном грузовике, порулить боевым роботом и даже взмыть под небеса на вертолете. Транспорт, кстати говоря, необходим не только для того, чтобы быстро перемещаться по карте: большинство местных головорезов разъезжают на бронетехнике и справиться с такой гоп-компанией будет непросто.
Сражения бронемашин — отдельная история. Движок игры поддерживает точечные повреждения, так что, когда пара роботов обменивается залпами, во все стороны летят выбитые стекла кокпитов, с треском отрываются железные конечности, а земля оказывается буквально усыпанной искореженным металлом. Благодаря все той же системе точечных повреждений вражескую технику необязательно уничтожать — достаточно меткими выстрелами выбить оружие, серьезно снизив огневую мощь противника, а затем не спеша разделаться с водителем. Враги, правда, ведут себя неглупо. Стараются вести огонь по особо уязвимым местам и с завидным упорством нащупывают бензобак, при попадании по которому происходит сами понимаете что.
Как мы уже упоминали, каждая планета просто огромна. Причем это не десятки километров безжизненных дорог, а насыщенные локации, где постоянно случаются сюрпризы. Однажды ваш покорный слуга вступил в бой с группой бандитов и, отступая, неожиданно провалился в неприлично большую пещеру, в которой, как выяснилось, находилась подпольная база местных партизан. На изучение катакомб ушло более часа, а наградой за труды стала редкая модель оружия, найденная в самом дальнем закутке. И подобных мест, по уверениям разработчиков, сотни. Заприметив на горизонте оазис, стоит обязательно наведаться — там почти наверняка прячутся контрабандисты, либо притаился персонаж, готовый выдать задание, либо спрятан вход в очередную пещеру. На сегодняшний день мир «Предтечей» напоминает S.T.A.L.K.E.R., где периодически светит солнце, а над головой не вечные грозовые тучи, а бескрайнее звездное небо.
Личный транспорт. Роль звездолета в судьбе героя
Снаружи
1 — Физическая броня. Обшивка из металлопластмассы позволяет устанавливать дополнительные плиты за счет снижения скорости и грузоподъемности. Защищает от мелкого комического мусора и легких лазеров. В бою повреждение обшивки приводит к мгновенному уничтожению корабля.
2 — Энергетическая броня. Комплект щитов и излучателей силового поля. Большое количество полей приводит к снижению боеспособности оружейных систем. Запасы мощности щита восстанавливаются автоматически, если не поврежден главный излучатель.
3 — Двигатель. Предназначен для маневрирования в околопланетном пространстве и открытом космосе. Потребляет небольшое количество энергии и хорошо защищен. Практически не использует топливо, но быстро изнашивается.
Внутри
1. — Как и полагается, звездолет главгероя оснащен лазерным оружием, предназначенным для пробивания энергетических щитов и нанесения точечных ударов по критическим точкам корабля противника. Мощность и количество лазеров зависит от грузоподъемности и запасов энергии.
2 — Кроме лазеров, на борт можно установить мощные ракеты. Они используются для уничтожения физической брони вражеских кораблей. Правда, занимают много места, но зато потребляют минимум энергии.
3. Разработчики особо акцентируют внимание на то, что движок поддерживает точечные повреждения. Чтобы уничтожить грозный крейсер, например, достаточно произвести пару метких выстрелов в район бензобака.
4. А вот на этом глобусе отображаются вражеские и наши корабли. Друзья, соответственно, зеленые, враги — красные.
5. Тут отображаются все повреждения звездолета. Если корабль обозначен зеленым цветом — все в порядке, ну а в случае резкого покраснения самое время бить тревогу и срочно лететь на ближайшую планету для ремонта.
6. Любая планета в «Предтечах» это не просто декорация в космосе, а уникальный уровень, долететь до которого легко и просто. Достаточно включить гиперускоритель — и, вуаля, новые приключения начинаются.
Ближе к звездам
Deep Shadows, похоже, мастерски соединяет три разных жанра, предоставляя игроку завидную свободу и разнообразие. Надоело бегать на своих двоих, отстреливая противников из автомата, — прыгайте на водительское сидение боевого робота и устраивайте побоище. Захотелось сменить обстановку — к вашим услугам личный звездолет; с его помощью легко попасть в любую точку галактики. В конце концов, никто не мешает отказаться от исследования планет и старательно изучить космос — он ведь тоже таит множество сюрпризов…
Амбиции у Deep Shadows, конечно, наполеоновские — такой масштаб вытянули бы немногие. Но мы видели рабочую версию «Предтечей» собственными глазами, и, похоже, игра удалась.
«Предтечи» создаются на доработанном движке Xenus 2, так что чисто технически обе игры похожи. Например, физика тут работает точно так же, как в «Ксенусе». То есть, если в ящик попадает пуля, он отскочит на пару метров, по пути разваливаясь на части. Взрывная волна качает деревья, переворачивает машины, выбивает стекла — все как положено. Особенно зрелищными получились бои в космосе. Когда метко выпущенная торпеда навылет пробивает сопла гигантского звездного крейсера и тот взрывается — кажется, что смотришь новые «Звездные войны».
При всех означенных плюсах надо понимать, что в «Предтечах» нет технологического буйства Crysis. Создатели в один голос заявляют, что в первую очередь хотят удивить игроков масштабом мира, невиданной свободой действий и разнообразным геймплеем. Плюс, Deep Shadows упорно работают над оптимизацией. В идеале «Предтечи» будет запускаться даже на не очень мощных компьютерах. В этом случае, конечно, больше половины красот останутся за кадром, зато оценить геймплей сможет каждый.
* * *
До выхода игры осталось всего несколько месяцев, и, скорее всего, никаких кардинальных изменений уже не произойдет. Сейчас разработчики заняты оптимизацией, отладкой сюжетных миссий, финальными строчками сценария и латанием найденных багов. Но уже сегодня большинство идей работают отлично, и даже играя в сырую версию, всем сердцем ощущаешь размах свободы и многогранность геймплея. Да, мир пока еще не достаточно живой (мирные жители на городских улицах невнятно толкаются, пытаясь изобразить толпу), из восьми планет мы видели только три, а физика порой выкидывает странные коленца, но в общем-то в «Предтечи» уже можно с удовольствием играть.