The Path
Жанр adventure, получив пару лет назад молодецкий пинок от Fahrenheit , опять благополучно закис. Silent Hill пребывает неизвестно где, Resident Evil перекрестился в экшены, остался разве что Alone in the Dark , в котором, среди прочего, обещают гоночные элементы. Помощь, как водится, приходит от инди-экспериментаторов, не обремененных гигантскими бюджетами и обязательствами перед издателем. Бельгийская студия Tale of Tales своим устройством, идеологией и творческим подходом напоминает в первую очередь российскую Ice-Pick Lodge , только с богатым мультимедийным опытом.
Tale of Tales (название навеяно мультфильмом Юрия Норштейна « Сказка сказок ») сформирована двумя бывшими интерактивными художниками и веб-дизайнерами — Майклом Самином и Орией Харви. Несколько лет они благополучно занимались флэш-технологиями, необычными скринсейверами, создавали веб-представительства различных музеев и жили преимущественно на государственные гранды. Пока не открыли для себя прекрасный мир интерактивных развлечений. Вдохновленные рядом безусловных шедевров (в диапазоне от первого Tom Raider до Ico ), они организовали вышеозначенную студию и опубликовали страстный манифест Realtime Art Manifesto. В нем авторы разъясняют, что 3D в реальном времени — замечательная новая творческая технология, порицают вторичность и ненужную сложность и превозносят артистизм. Основной тезис — игрок должен переживать сложные эмоции, а не решать примитивные задачи.
Их сайт www.tale-of-tales.com с трудом можно назвать стандартным веб-представительством игровой студии. Там регулярно публикуются статьи о различных аспектах геймдизайна, авторы сами берут интервью у популярных разработчиков (среди последних — у Американа Макги ) и вступают в дискуссии на собственном форуме.
Между жаркими обсуждениями и публикацией манифестов бельгийцы как-то еще умудряются делать игры. Два предыдущих опуса Tale of Tales описаны ниже по курсу, но нас в первую очередь заинтересовал их недавно анонсированный проект The Path , который авторы называют своей первой коммерческой игрой, намекая на то, что у нее появится издатель и она будет продаваться в магазинах рядом с Crysis и BioShock. Мы с интересом рассмотрели опубликованные скриншоты, прочитали на сайте вдохновляющий концепт и связались с Tale of Tales для выяснения подробностей.
Жила-была Красная шапочка
Давно известно, что мировая сокровищница сказок не так безобидна, как кажется. Почти любое детское произведение начинено скрытым смыслом. Вот, к примеру, Ганс Христиан Андерсен , по некоторой версии, был садистом и педофилом. Сказки сочинял соответствующие — вспомнить хотя бы « Стойкого оловянного солдатика ». С « Красной шапочкой » Шарля Перро дела обстоят чуть поспокойнее — это всего лишь песнь матриархату (напутствия матери нужно рассматривать как предостережения против случайных связей, волк-мужчина показан беспощадным животным, а камни, которыми набили ему живот, — символ бесплодия и недвусмысленное поучение — рожать, мол, могут только женщины).
Игровая индустрия тему двойственности детских сказок эксплуатирует давно и со вкусом. Первой ласточкой была American McGee’s Alice , психоделический пересказ « Алисы в Стране Чудес » Льюиса Кэрролла (также, по некоторым сведениям, педофила). А вот вторая — это, похоже, The Path , не то survival horror, не то квест по мотивам «Красной шапочки».
[Игромания]: Добрый день, господа! Наши попытки понять, что за игру вы нам готовите, окончились провалом. Скриншоты, безусловно, прекрасные, но цельной картины нет. Расскажите нам, пожалуйста, о сюжете игры.
[Майкл и Ория]: The Path — это хоррор, вдохновленный сказкой о Красной шапочке. Так что сюжет соответствующий. Если вы вдруг забыли, напоминаем. Это история о том, как мама просит маленькую девочку отнести немного еды приболевшей бабушке. На своем пути девочка встречает волка и рассказывает ему о цели своего путешествия. Волк отправляется к дому бабушки и съедает ее. Позже, когда приходит девочка, он съедает и ее (дорогие бельгийцы подозрительным образом опускают один любопытный факт: на самом деле сказка заканчивается тем, что на помощь съеденной бабушке и внучке приходят охотники, которые высвобождают их из волчьей утробы. — Прим. «Игромании» ).
В нашем случае «Красная шапочка» — это история о разрушительной силе соблазна, об обмане. Главный герой игры — маленькая девочка. В лесу обитают Волки. У нас это не животные, а мужчины. Они опасны, но и привлекательны. Вы должны противостоять им, но знайте, что противление соблазну иногда чревато смертельным исходом!
[Игромания]: Зигмунд Фрейд ( австрийский психиатр, основатель психоанализа, утверждал, что почти все человеческое поведение определяется скрытым сексуальным подтекстом.— Прим. «Игромании» ) по вам, конечно, плачет. А что вы можете сказать о геймплее The Path? Это будет скорее адвенчура или хоррор?
[Майкл и Ория]: Мы еще не знаем, так как не проектируем игры традиционным способом. То есть мы не начинаем с решения, в каком жанре будем работать. Скажем так — мы интересуемся развитием новых форм взаимодействия пользователя с игрой. Мы экспериментируем и пытаемся обнаружить, как эмоции лучше всего помогают раскрыть историю. Иногда наши эксперименты приводят нас к интересным геймплей-решениям, иногда к чему-то совершенно другому. Если вы хотите традиционный ответ, то The Path заимствует многие элементы от других жанров — адвенчур, survival horror и RPG.
Вообще, Tale of Tales уже были в схожей ситуации с другим своим проектом — 8. И тогда, и сейчас бельгийцы не знали, что из 8 в итоге получится квест. Более того, они не думали, что выйдет вообще игра. Они просто искали способ создать выразительное повествование и привлечь внимание тех, кому надоели конвейерные поделки, насилие в играх и ограниченный геймплей.
[Игромания]: В таком случае, какие головоломки на протяжении игры предстоит решать игроку?
[Майкл и Ория]: Вероятно, загадок в игре не будет вообще. Решения, которые вы будете принимать, часто неочевидны. Иногда вы будете знать об их последствиях. А иногда и не будете.
Кроме упомянутого уже манифеста и двух проектов, Tale of Tales также являются авторами концепции Drama Princess (по аналогии с идиомой Drama Queen). Цель Drama Princess — создание универсального виртуального NPC. Не только для компьютерных игр. Виртуальный театр, инсталляции, искусство — Drama Princess задумана как интерактивный драматический инструмент.
[Игромания]: А что, диалогов в игре у вас тоже не будет?
[Майкл и Ория]: Мы не используем письменный или разговорный язык в наших играх, вместо них у нас есть наша разработка, Drama Princess. Ведь язык идет в комплекте с культурным багажом, которого мы хотим избежать. Точно так же в игре не будет использоваться стандартное управление, мы стараемся сместить акценты в сторону эмоционального напряжения.
Drama Princess — технология, при которой виртуальному актеру не нужны слова. Благодаря ей персонажи и мир кажутся живыми (нечто похожее в свое время провернули авторы Ico и Shadow of Colossus — уникальной дилогии, вышедшей на PS2. Там персонажи либо не вступали в диалоги вообще, либо изъяснялись на выдуманном языке. Но атмосфера, окружающее пространство и вообще цельность мира позволяли не запутаться в происходящем. — Прим. «Игромании» ).
Они все умрут
[Игромания]: Раз с геймплеем все не очень понятно, расскажите тогда о героях The Path. Кто они? И кто эта большеглазая девочка, которую вы демонстрируете в промо-ролике?
[Майкл и Ория]: Эта девочка — маленькая Красная шапочка или, по крайней мере, одна из ее сестер. Каждая сестра имеет различный возраст и индивидуальность и относится к Волкам-мужчинам по-разному. Но они все без исключения умрут.
Также будут персонажи-Волки. Они все убийцы. Есть бабушка. Она умрет. И есть мать. Вы никогда ее не увидите.
[Игромания]: Да, пессимизма вашей игре не занимать. А через что нам придется пройти по пути к финалу?
[Майкл и Ория]: Разумеется, через темный и жуткий лес. Если не сворачивать с пути, то достигнете дома бабушки быстро. Но, если вы войдете в лес, то найдете там много чего интересного. И встретите Волка. Собственно, вы должны найти Волка, чтобы пройти дальше. К сожалению, встреча с Волком также приведет к вашей смерти.
Структурно The Path состоит из трех актов, каждый из которых проходит в разной местности. Действие первого развернется в городе, в квартире сестер и их матери. Действие второго — в лесу. А третьего — в доме бабушки. В лесу будет несколько соблазнительных участков, вроде заброшенной детской площадки и лужайки со цветами. И конечно же, сам Путь (The Path то есть), ведущий от дома девочки до бабушки. На вашем пути встретятся лишь Волки и маленькая глухонемая девочка. Она странная, но хорошая. Она — ваш друг.
[Игромания]: Тизер The Path производит сильное впечатление. Удивительно мощная готическая атмосфера! Откуда вы черпаете вдохновение при работе над игрой?
[Майкл и Ория]: Ну, мы смотрели много фильмов ужасов! Они были очень полезны — в первую очередь, потому, что мы поняли, чего бы нам точно не хотелось сделать. Ведь мы не хотим создать просто страшную игру. Мы хотим создать более созерцательный объект, который заставит людей действительно задуматься о темах смерти, соблазна и обмана.
Процитирую Кобо Абе (знаменитый японский писатель-авангардист, автор « Женщины в песках » и « Человека-коробки ». — Прим. «Игромании» ): « Самый страшный из монстров — хорошо знакомый друг, только немного измененный ».
[Игромания]: И последний, традиционный вопрос — когда же The Path уйдет на «золото»?
[Майкл и Ория]: На это очень трудно ответить. Все зависит от того, какую игру мы закончим делать!
* * *
Очень хочется, чтобы Tale of Tales действительно закончили The Path. Классическая история о Красной шапочке, специфическая мораль « не сворачивай с дороги, а не то растерзают волки-мужики », новаторский игровой процесс, любопытная графика. И конечно, эксперимент. The Path выглядит если не самой ожидаемой adventure-игрой следующего года, то уж точно самой необычной.
Будем ждать? Взгляд без розовых очков на классическую сказку о Красной шапочке. Странная готическая история о смерти и мужском вероломстве. Пожалуй, самый концептуальный квест на сегодняшний день.
Процент готовности: 20 %
Выставочные образцы
8
The Path — уже вторая попытка Tale of Tales превратить сказку в игру. Первенцем было вольное переложение « Спящей красавицы ». Завязка классическая. У королевичей родилась давно ожидаемая дочь, родители на радостях созвали на пир семерых фей, восьмую проигнорировали, она обиделась и наложила на малышку проклятие — « умрет в 16 лет ». Другая фея подкорректировала — « не умрет, а уснет, пока принц не разбудит поцелуем ». Однако никому этого сделать не удается — злая колдунья специально присылает к принцессе лишь неудачников, которые не будят ее поцелуем, а лишь умирают.
Так прошло 500 лет, пока в полуразрушенном замке не оказалась маленькая глухонемая темнокожая девочка. Возможно, ей и дано исправить ситуацию. Игра задумывалась как нелинейная, с непрямым управлением персонажем: героиню предполагалось наделить вольным характером. Если вы ее оберегали, она удивлялась и слушалась, если пренебрегали ее безопасностью — дулась и искала новые способы развлечения (к слову, очень похожее управление будет использоваться в украинской игре « Алиса: Следуй за белым кроликом»).
Головоломок должно было быть немного, большая часть игры — раскрытие истории и использование заклинаний, которые восстанавливают дворец.
The Endless Forest
Уникальный онлайн-проект, доступный прямо сейчас по адресу www.tale-of-tales.com/TheEndlessForest. Про оленей. Tale of Tales сами не определились, что это — мультиплеер-скринсейвер или MMORPG в мире животных. Идея следующая. Прикинувшись оленем, мы просто скачем по миру, любуемся окрестными пейзажами и ищем себе подобных оленей. Никакого чата, разумеется, нет. Вся коммуникация происходит при помощи звериных жестов: стукнуть копытом о землю, наклонить рога, промычать на своем языке, ну и еще несколько действий. Лес постоянно развивается: на полученные от бельгийского правительства гранты Tale of Tales добавляют новые области (например, полуразрушенные руины, срисованные с реальных раскопок).
Кроме того, олени наделены магическими способностями. Например, потершись спиной о специальное дерево, вы можете отрастить новые рога, а старые отдать кому-нибудь другому. Или вот трансформация. Заманив пятерых оленей на волшебное поле и каким-то образом убедив их не двигаться пять минут (после этого животные засыпают), вы активируете заклинание трансформации.
Приключение автора этих строк, впрочем, происходило следующим образом. Вволю побегав по миру, я нашел парочку оленей, пританцовывающих на грибной полянке. Попытки что-нибудь с ними сотворить и поплясать ничего не дали — аватар просто уселся, а потенциальные друзья по-быстренькому слиняли.
Несмотря на, скажем так, специфический привкус, The Endless Forest (дословно — бесконечный лес) регулярно собирает в онлайне энтузиастов и недавно пополнился очередным аддоном. На текущий момент в системе зарегистрировано 14 250 оленей.