Combat Mission: Shock Force
Если верить людям опытным и сведущим, садо-мазохизм — это не просто набор банальныx извращений, a изощренное развлечение для тех, кто ценит нетривиальные способы порадовать себя и окружающих. Если же мы спроецируем BDSM в плоскость компьютерных игр, то на выходе получим другую, не менее любопытную аббревиатуру: CMSF. CMSF — тоже развлечение не для всех. Хотите причаститься?
Детям до 16…
Приступая к плотному знакомству с Combat Mission: Shock Force , следует готовить себя к тяготам и лишениям. Современный пользователь, известное дело, развращен тлетворным влиянием новомодных технологий, от каждой игры он ожидает повышенной доступности, полигонально-шейдерных вакханалий и прочих излишеств. CMSF же выполнена в аскетично-спартанском стиле, отличается крайне условной графикой, перенасыщена тактическими возможностями и лишена каких-либо признаков дружелюбия по отношению к пользователю. Это, если хотите, профессиональный почерк разработчика: компания Battlefront.com уже добрый десяток лет снабжает рынок суровыми военными симуляторами, и делает это более чем успешно. Поэтому, если вы не желаете ковыряться в многочисленных ТТХ каждого юнита, усиленно скрипеть извилинами, бороться с интерфейсом, то лучше бегите без оглядки в сторону какой-нибудь краснознаменной клоунады в духе Warfront: Turning Point.
Но ближе к делу. Сюжет CMSF бросает нас в душные объятия сирийских пустынь, где на сотню квадратных километров песка приходится пара пыльных поселков, десяток ошпаренных солнцем жителей и один старый облезлый верблюд, утомленно грызущий останки растительности. В борьбе за этот райский уголок, по замыслу сценаристов, вы и должны порваться на звездато-полосатый флаг.
При этом CMSF вполне способна поразить своей многогранностью: при запуске каждой миссии вы можете выбрать режим боя — походовый или в реальном времени. Первый хорош тем, что, отдав приказания войскам, просмотрев очередной фрагмент боя и не удовлетворившись результатом, можно отмотать время назад и переиграть ситуацию заново, словно герой кинофильма «День сурка». Это забавно, но неспортивно. Режим реального времени крайне похож на банальные разборки в стиле RTS, более близок массовой аудитории и ошибок не прощает. Для любителей многопользовательских потасовок, кроме игр по сети, присутствует совершеннейшая экзотика — Play-by-E-mail, система игры по переписке. Данное развлечение было крайне популярно во все времена, так что сможете почувствовать себя, например, Вольтером, получившим шах от Фридриха Великого. Помимо вышеперечисленного, среди режимов игры присутствует совсем уж махровая классика — hot-seat, позволяющий биться с живым противником, используя один компьютер.
В общем случае типовое сражение выглядит так: вы сваливаетесь в огромную, поросшую куцей растительностью песочницу, среди которой рассованы различные здания и мерзкие террористы. Для зачистки песочницы командование выделяет вам горстку пехотных отделений, а если повезет — то и несколько единиц бронетехники, поддержку артиллерии и авиации. Как действовать далее и каким именно образом выкуривать боевиков из никому не нужного поселка — решайте сами, благо выбрать есть из чего: одних лишь способов перемещения в CMSF больше, чем типов команд в какой-либо попсовенькой стратегии про орков. При этом вы можете отдавать своим воякам цепочки команд, варьируя скорость передвижения, готовность к бою, защиту и бог знает какие еще параметры. Например: максимально быстро домчаться до угла здания, ползком обогнуть его справа, вскарабкаться на чердак и оттуда орлиным взором высматривать противника.
Розовые очки — долой
Но не дайте радости ослепить себя: система управления войсками позаимствована прямиком из прабабки всех стратегий в очень реальном времени — Dune 2. То есть для того, чтобы отдать одну-единственную команду, вам придется выбрать боевую единицу, выбрать в меню тип команды, затем собственно команду, потом указать точку ее приложения и нажать клавишу подтверждения. При этом разобраться в особенностях и тонкостях такого управления, не изучив все 100 страниц пользовательского руководства, смогут только ветераны, знакомые с предыдущими представительницами серии Combat Mission.
Более глубокое ковыряние в игре выволакивает на всеобщее обозрение еще одно большое горе: полное отсутствие искусственного интеллекта у бойцов. То есть они, конечно, способны выполнить ваши приказы, но на этом их способности заканчиваются. Довольно распространенной является ситуация, когда враг попросту игнорирует вас и тупо топчется на краю карты. Или наоборот — беспорядочная стрельба начинается тогда, когда она совсем ни к чему. Представьте себе трагический сюжет: горстка бойцов пробирается сквозь госпиталь и вдруг замечает в соседней комнате врага. Сквозь стену! Тут же начинается перестрелка — и тоже сквозь стену! Вы изумленно смотрите, как два отряда умалишенных самозабвенно поливают означенную стену свинцом и дивитесь на трассеры, которые показывают, что пули честно рикошетят, веером разлетаясь во все стороны. Потом наступает скука и фрустрация, недоумков хочется списать в запас, а игру — выключить.
Хваленая система обнаружения врага работает еще хлеще: вы вполне можете обнаружить стрелка, управляющего какой-нибудь БМП, но саму БМП при этом так и не увидите. Признаемся, нет на войне ничего более сюрреалистического, чем несколько взрослых мужчин, парящих над землей в странных позах и делающих пассы руками. Эх, Восток, дело тонкое… Вспоминается сразу же байка про бегемота: мол, глаза у него красные для маскировки. Вы видели бегемота в помидорах? Это он так хорошо замаскировался.
Мама, пишу тебе из…
По мотивам всего вышеизложенного хочется задать вопрос: зачем было городить сложную систему видимости, честную модель повреждений, выписывать линию поведения каждого солдата, если все эти прелести, собранные в одну кучу, отказываются работать? На кой черт было рисовать десятки зданий, если городские бои сводятся либо к полному сносу всех несущественных построек, либо к нудной поэтажной зачистке? Зачем вообще в это играть и каким местом получать удовольствие? CMSF настолько зверски обращается со своими пользователями, что… (в этом месте у обозревателя совершеннейшим образом закончились слова, и он замолк, сокрушенно крутя головой и разводя руками).
Зато в обнимку с ней, родимой, можно провести хоть целую вечность — было бы желание. Помимо основной кампании и пачки одиночных сражений (в каждое из которых к тому же можно сыграть как на стороне американцев, так и на стороне сирийцев), игра комплектуется ухватистым редактором миссий. Дав волю своему воображению, вы вольны отгрохать среди песков новый Манхэттен, густо заселить его борцами за демократию, а затем показать им всем силу советского оружия. Всегда мечтали узнать, что лучше — новенький «Абрамс» или потертый Т-90? Только попросите: в этом отношении CMSF вне какой-либо конкуренции — ТТХ систем вооружения выполнены с известной тщательностью.
Последний выхлоп
В заключение — пару слов о набившей уже оскомину политкорректности. Бывают в жизни такие моменты, когда отчетливо видны все несуразности отдельно взятой игры, но при этом разнести ее в пух и прах, оттопотав танец с саблями на макушках всех причастных, не получается — не поднимается рука (или все же нога?). В подобных исключительных случаях принято говорить о большом потенциале, о ценности для жанра, о космических кораблях, которые уже бороздят. Так и поступим: безусловно, при всех недостатках, которые многие, может быть, даже сочтут за достоинства, у CMSF есть немалый потенциал, который мы с удовольствием когда-нибудь пронаблюдаем, предусмотрительно прикрыв самые срамные места игры патчами, модификациями и обещаниями разработчиков все починить. А до того — лучше потратить свое время на более прозаичные развлечения.
P.S. Ну и наши извинения перед «теми, кто в теме». Для вас Shock Force — наверняка очередное открытие, новая стратегическая высота, занятая уважаемой серией. Наслаждайтесь, рады за вас!
Рейтинг: 2/5