9-я рота
KranX Productions до августа-2007 имела всего две игры в официальном портфолио: « Не время для драконов » (разрабатывает минская Arise , а в KranX продюсируют) и казуальных « Нямстеров! », которых KranX сделали сами. Так вот, этим летом случился еще один важный и где-то даже удивительный KranX-анонс. Взяв шефство над дебютантами Extreme Developers (некоторое время светились на главном российском игрозаводческом ресурсе DTF cо скриншотами к своему проекту « Антитеррор »), KranX делают игру по мотивам документального фильма « Правда о 9 роте ». Фильм, в свою очередь, снимается на собственные деньги Дмитрием Пучковым (больше известен как ст. о/у Гоблин ) и призван рассказать, что на самом деле произошло на высоте 3234 (о том, что Дмитрий думает по поводу кинофильма Федора Бондарчука « 9 рота », можно прочитать вот тут: http://oper.ru/torture/read.php?t=1045689085).
Официальный пресс-релиз моментально дистанцировал «Правду о 9 роте» ото всех прочих российских шутеров. Во-первых, это, цитируем « документальная игра », цель которой — максимально подробная реконструкция означенных событий. Во-вторых, KranX упоминают некие « новейшие FPS-технологии » и заявляют, что «ничего подобного на игровом рынке еще не было». Заинтересовавшись, мы связались одновременно с Андреем Кузьминым и Дмитрием Пучковым (прозвища, учитывая серьезность ситуации, отставим) и выяснили, чем «Правда о 9 роте» так отличается ото всех прочих шутеров.
[Игромания]: Сейчас не очень понятно, насколько геймплей документальной «9-й роты» отстоит от традиционных FPS. Очевидно, что структурно это шутер. Очевидно, что при разработке переработано много архивного материала. Но чем в этом контексте «Правда о 9-й роте» отличается от всевозможных исторических шутеров (Medal of Honor, Call of Duty), в чем состоит документализм?
[Андрей Кузьмин] Несмотря на то, что проект относится к жанру шутеров, по сути своей это уже не совсем игра в привычном понимании. Здесь нет места фантастическим игровым кутежам по типу «убил всех, один остался». Проектная команда кропотливо воссоздает относительно кратковременный опыт, пережитый каждой клеткой людей, одетых в бронежилеты, многие из которых еще живы и очень помогли нам реконструировать те события на высоте 3234 Джирданского хребта на юге Афганистана 7-8 января 1988 года.
Между исторической достоверностью и документальной реконструкцией есть существенная разница. Мы не делаем шутер «по мотивам», в котором игра остается игрой со всей своей безнаказанностью и условностью, но упаковывается в относительно достоверный сеттинг. В «Правде» мы реконструируем события того памятного боя, даем возможность хотя бы частично прочувствовать ту реальную обстановку. Поставить себя на место основных действующих лиц и, насколько это возможно для современных интерактивных мультимедийных технологий, перепрожить эти события, увидев своими глазами то, что видели реальные бойцы.
Другим концептуальным моментом является то, что мы отказались от популярной в современных играх консистентности событий. Обработав большой пласт реальной информации, мы выделили яркие ключевые фрагменты того боя и выстроили игровые эпизоды именно на них, вселяя игрока в отдельных солдат в самые ответственные моменты сражения, концентрируя тем самым вспышки опытного переживания. Именно такой способ подачи информации, с нашей точки зрения, наиболее эффективен для обычного человека. Мы хотим, чтобы этот продукт дал возможность понять и пережить то, что там, на этой высоте, на самом деле произошло, максимальному количеству людей, даже не игравших никогда в шутеры.
[Игромания] Дмитрий, насколько, как вам кажется, компьютерная игра поможет людям понять, как все было на самом деле? То есть игры традиционно воспринимаются как развлечение, шоу-бизнес, а здесь речь идет о тяжелой и очень серьезной истории.
[Дмитрий Пучков] Компьютерные игры воздействуют на сознание точно так же, как фильмы и книги. Я бы даже сказал, что местами посильнее воздействуют. Ибо фильмы и книги проходят как созерцательное, а в игре принимаешь активное участие, то есть уровень эмоционального воздействия значительно выше.
У нас в стране намеренно уничтожается историческая память народа, внедряются совершенно идиотские стереотипы. Наша игра — как раз такой ответ на оголтелую ложь по поводу нашей недавней истории. Наша задача — показать реальные события, реальных людей. Показать, что наши военные — это в первую очередь граждане своей страны, профессионалы, грамотно выполняющие поставленные задачи.
Полезный опыт
Второй (после исторической реконструкции) достопримечательностью интерактивной «Правды о 9-й роте» является ее… практическая полезность. То есть пройденная игра призвана записать нам на подкорку какие-то важные для выживания знания.
[Игромания] Андрей, не могли бы вы пояснить, как реализована, цитируем, « практическая ценность игры » с точки зрения геймплея?
[Андрей Кузьмин]: Игра впитала в себя значительный объем реальных знаний, начиная от истории Афганистана и заканчивая практическими нюансами ведения боя. Все это подается в виде контекстно-зависимых от действий игрока инфоблоков. Много ли мы знаем игр, проведенное за которыми время можно хоть как-то сконвертировать в практические знания? У нас, например, игрок узнает, что употреблять алкоголь в горах нельзя, так как чрезвычайно тяжело в этом случае остановить любое кровотечение.
[Игромания] : Дмитрий, вы наверняка уже видели какие-то рабочие материалы игры? Насколько то, что получается, соответствует вашим ожиданиям? Какую игру вы вообще ожидаете увидеть?
[Дмитрий Пучков] Тут, на мой взгляд, важнее то, что говорят про игру участники боя, а не я. Участники боя отзываются сугубо положительно, что не может не радовать.
О том, какой будет сама игра. Задача стоит очень сложная. Главная цель — рассказать как можно большему количеству людей про то, что и как происходило на высоте 3234 и в Афганистане в целом. Речь скорее идет о воссоздании атмосферы боя, чем о запредельной сложности. Просто пройти игру сможет любой игрок. Хороший игрок сможет повторить результаты, показанные на высоте 3234 советскими солдатами, и ознакомиться с абсолютно всеми нюансами боя — это и будет максимальный уровень сложности в игре.
[Игромания] Андрей, мы помним ваши КРИ-выступления на тему документальных игр. Насколько опыт и идеи того проекта применены к «Правде о 9-й роте»? Вообще, можно ли говорить об этой игре как о первой попытке реализовать ту концепцию?
[Андрей Кузьмин] Мы на самом деле не оставили тех идей, и в недрах KranX идет работа по реализации документальных игр, но там речь идет об аккумуляции и обработке континуума реальной человеческой жизни. Однако в той изначальной концепции документальных игр, которую мы впервые описали для себя еще три года назад, упоминались производные типы продуктов, под один из которых хорошо подпадает и «Рота». Это реконструкция активных участков чужих жизней и перепроживание их в соответствующем интерактивном плеере.
[Игромания] Поясните, пожалуйста, как проходит ваше сотрудничество? Дмитрий выступает как исторический консультант, сценарист? Как вообще распределены сферы влияния на проекте?
[Андрей Кузьмин] Дмитрий Пучков в первую очередь идеолог и вдохновитель этого проекта о реальном подвиге 9-й роты, отстоявшей высоту и выполнившей боевую задачу по обеспечению безопасного прохождения трехсот грузовиков с гуманитарным грузом. Конечно же, он активно консультирует команду по всем историческим и практическим вопросам.
[Дмитрий Пучков] Я по большей части занят идейной частью. Кроме того, доступными мне средствами работаю со СМИ, поясняя нашу позицию. Что же до самой игры, то для большей аутентичности мы привлекаем ветеранов, принимавших непосредственное участие в том бою.
[Игромания] «Правда о 9-й роте» — это больше одиночная игра? То есть игрок действует в одиночку, в компании AI-управляемых сослуживцев, или мы управляем всей ротой?
[Андрей Кузьмин] В каждый момент времени игрок управляет одним персонажем, но даже в рамках одного эпизода он может отыгрывать разные роли. Мы старались, чтобы игрок серьезно прочувствовал необходимость слаженных действий всех бойцов, что есть четкая зависимость жизни и смерти одних от других. Весь бой был результатом скоординированных действий и 9-й роты, и других родов войск, это очень важный момент.
Например, в одном из эпизодов игрок сначала играет роль корректировщика артобстрела, который время от времени отзывает бойцов свистком из области прямого поражения снарядами. А затем, переключившись, игрок на себе может испытать, каково это — быть бегающим туда-сюда солдатом, постоянно рискующим быть убитым собственной артиллерией.
* * *
Тут мы хотели было вставить обобщение про судьбу жанра, про то, что российским шутерам уже давно нужен качественный прорыв, и им вот как раз может стать «Правда о 9-й роте», но все эти резюме застревают в горле после того, как Андрей произносит следующее: « Спасибо за предоставленную возможность рассказать о нашем документальном продукте, восстанавливающем в своих правах правду о событиях двадцатилетней давности. Увидеть, как при знакомстве с промежуточной версией игры на глазах у непосредственного участника тех событий выступают слезы, — многого стоит… »
Будем ждать? Первая игра в еще не существующем жанре документального шутера, реконструирующая события, произошедшие на высоте 3234 Джирданского хребта на юге Афганистана 7-8 января 1988 года.
Процент готовности: 50%