Dead Space
Electronic Arts продолжает переживать какие-то позитивные мутации. В сентябре приключился анонс, по поводу которого мы бы не совершили и половины телодвижений, понадобившихся для публикации этого текста. Было объявлено о разработке Dead Space. Это третье (после Crysis и Mirror’s Edge ) принципиально новое название, которое мы услышали от Electronic Arts за последние несколько лет. Это не « свежее дополнение к знаменитой линейке », не « новый продукт из серии », не сиквел и не аддон. Но еще интересней, что Dead Space — первая за очень долгое время по-настоящему новая игра, создаваемая внутренними силами Electronic Arts.
Диверсификация
Любопытно, что Dead Space — выступление в очень нетипичном для Electronic Arts жанре — survival horror. Как поясняют в EA, появление принципиально новой игры — результат проводимой внутри компании политики диверсификации. Слухи о том, что в EA на самом высокопоставленном уровне было решено развивать новые направления и жанры, ходят уже довольно давно, и это, похоже, первые результаты. EA Redwood Shores , как выяснилось, работает над Dead Space уже полгода, вознамерившись — цитируем — « сделать самую страшную игру в мире ». Не самое оригинальное заявление, но методы выбраны очень верные.
Dead Space не просто хоррор — это такой очень редкий и опасный его поджанр под названием « хоррор в космосе ». В компьютерных играх внятных высказываний на эту тему не было со времен System Shock 2 , а в кино с космическим хоррором вот уже как лет десять ничего не задается (после крупных провалов вроде « Сверхновой », которую снимал Френсис Форд Коппола , но на середине процесса одумался и изъял свое имя из титров, на жанр как будто наложен негласный студийный запрет).
Так вот, Dead Space (это такая неочевидная для русского языка игра слов — можно перевести как « мертвое пространство », а можно как « мертвый космос ») поначалу выступает, казалось бы, самым банальным образом. Синопсис следующий. Будущее. Земные потребности в различных ресурсах подталкивают человечество исследовать самые, как всем кажется, необитаемые планеты. Ищут вовсе не разумную жизнь, а полезные ископаемые. Огромные частные корабли-бурильщики курсируют на орбитах различных планет и выгрызают из них куски ценных пород размером с города. Затем эти массивы перерабатывают и добывают руду. Как водится, во время одной из таких операций обрывается связь с одним из кораблей — USG Ishimura. Корпорация отправляет на борт Исаака Кларка, одного из своих ключевых инженеров — ему надлежит разобраться с поломкой и устранить ее.
Ода скелетной анимации
Исаак — это, понятно, главный герой, и по прибытии на «Ишимуру» он обнаруживает там вовсе не перегоревший предохранитель. Корабль полностью захвачен неизвестной науке биологической формой жизни (эти строки, честно слово, даже неудобно набирать), а бывший экипаж изменен до неузнаваемости и отказывается признавать в Кларке коллегу. По ходу пьесы выясняется, что инженеру предстоит не просто выбраться с поеденного неизвестным организмом корабля, но и — чу! — спасти человечество.
Завязка, как будто нарочно составленная из самых замусоленных клише, на самом деле является оправданием для внятного и довольно оригинального геймплея. Dead Space — survival horror в том же смысле, в котором им является, скажем, Resident Evil 4. То есть это скорее экшен, нагруженный для разнообразия задачами на сообразительность. Причем пазлы тут не из разряда « найди зеленый ключ к красной двери » — вместо них заявлены физические головоломки на манер Half-Life 2.
Единственный на сегодня хоррор, активно использующий физику, — французский Alone in the Dark , и Dead Space, похоже, будет конкурировать с ним на этой территории. Вся местная боевая механика построена на физике, а точнее, на расчлененке. Фигурное отделение различных частей тела друг от друга официально заявлено разработчиками как главная ключевая особенность Dead Space. Дело в том, что основное оружие в игре — бурильные и нарезные устройства (дело, напомним, происходит на станции по добыче ценных ископаемых). То есть вместо того, чтобы стрелять по монстрам, вы будете их резать. Авторы на полном серьезе сообщают, что в Dead Space присутствует — внимание! — « стратегическая расчлененка ». « Пока все прочие используют возможность разорвать врага на части в качестве эффектного визуального трюка , мы беремся внедрить расчлененку в геймплей », — говорят в Electronic Arts. Фигурной нарезке врагов на аккуратные куски посвящен практически весь экшен Dead Space. Арсенал практически не включает в себя огнестрельное оружие — вместо него предлагаются различные лазерные буры, сверла и прочие уютные предметы обихода.
Используя в качестве физического движка Havok , авторы подчиняют расчлененке все — дизайн и внутреннее устройство врагов, уровни, AI и все прочие составные части игры. Из уже объявленных орудий труда — plasma cutter (небольшой инструмент для разрезания маленьких кусков каменных пород) и line gun (некое устройство посерьезней, способное за один выстрел отрубить сразу несколько конечностей). Оружие, кстати, можно будет апгрейдить по мере прохождения.
И еще один важный момент. Второй по важности ключевой особенностью Dead Space значатся битвы в невесомости. Нулевая гравитация, похоже, становится новой геймдизайнерской игрушкой — такие уровни присутствуют и в грядущем Crysis.
Тихий ужас
Dead Space задумана нервной игрой, в которой главный герой постоянно находится в состоянии дефицита здоровья и боеприпасов. Это именно survival хоррор в том смысле, что вам, скорее всего, придется постоянно импровизировать, а не прорубать себе дорогу через плотные ряды биомассы.
Врагов, кстати, зовут некроморфами (Necromorph), и на их счет мало что известно. Кто они и откуда взялись, непонятно. Хотя некоторые пришельцы — это заметно деформированная плоть и кости ваших бывших сослуживцев. Тут Dead Space делает реверанс в сторону еще одного хоррор-субжанра: так называемого body (то есть телесного) horror. См. на эту тему прежде всего кинофильм The Thing и одноименную игру.
Впервые за очень долгое время Electronic Arts не стесняются называть собственные источники вдохновения. Продюсер перечисляет фильмы (кроме очевидного « Чужого », значится также первый кинофильм про Риддика, Pitch Black , недавние « Спуск » и « Пила », плюс экстравагантный японский хоррор « Кинопроба ») и игры (в первую очередь Resident Evil 4 и Silent Hill ).
* * *
Несмотря на то что Dead Space как будто нарочно собрана из подножного научно-фантастического корма, она может оказаться одной из важнейших игр следующего сезона. Во-первых, Electronic Arts вряд ли решили профинансировать космический хоррор из большой любви к своему подразделению Redwood Shores. У них, очевидно, большие планы на закрепление в жанре, который издательство успешно игнорировало последние несколько лет. Во-вторых, выходить на люди с историей про некроморфов, которые с аппетитом умяли экипаж бурильного космического корабля, явно недостаточно. Геймплей Dead Space выглядит более-менее свежо. « Стратегическая расчлененка » — не то словосочетание, которое мы привыкли слышать от Electronic Arts, поэтому тем интересней, что получится в итоге.
Будем ждать? Местами инновационный хоррор в космосе от Electronic Arts, которая на указанную тему не высказывалась страшно сказать сколько лет. По совместительству — единственный потенциальный конкурент грядущему Alone in the Dark.
Процент готовности: 60%