The Settlers: Rise of an Empire
Склонные порой к прямо-таки нездоровому консерватизму немцы из компании Blue Byte на удивление быстро приспособились к новой эпохе. В мире победившего некстгена их последние The Settlers выглядят на удивление свежо и актуально. Пожалуй, что еще никогда такой специфический и субкультурный жанр, как «немецкая экономическая стратегия», не был настолько близок к народу.
Производственные связи
Тут надо, конечно, кое-что пояснить. Дело в том, что «немецкие экономические стратегии» почти пятнадцать лет назад придумала сама же Blue Byte, выпустив самую первую игру будущего сериала The Settlers (Serf City). Ото всех прочих стратегий она отличалась тем, что 90% игрового времени было посвящено долгому и кропотливому развитию сложной игровой экономики, а оставшиеся 10% уходили на боевые действия.
До боев, впрочем, иногда не доходило, ведь чтобы построить одного солдата, его надо было одеть и вооружить. Для производства оружия нужна была сталь, а сталь изготовлялась в кузницах из железа и угля, а уголь добывался в шахтах; шахтеры же питались хлебом, а хлеб, в свою очередь, делался из воды и муки, вода, как уже совсем несложно догадаться, добывалась в колодцах, а муку привозили с мельниц; на мельницах ее делали из зерна, зерно выращивалось в поле, а крестьянин пользовался косой, сделанной из стали… И заметьте — это мы еще опускаем описание процесса выделки кожи для доспехов, не упоминаем добычу золота, регуляцию налогов, заторы на дорогах и механику производства досок и кирпича для постройки всех нужных зданий.
В Rise of an Empire — шестой части сериала (не считая римейков и переизданий) — все эти производственные связи сокращены до минимума. Причем сокращены не таким варварским способом, как в вышедшем два года назад The Settlers: Heritage of Kings , когда игра чуть было не превратилась в обычную RTS, а куда как более грамотно. Во-первых, в игру вернулся старый баланс — 90% времени развиваемся, 10% — воюем. Во-вторых, все постройки в игре населены «живыми» поселенцами, которым для успешной работы и жизнедеятельности нужно и вовремя поесть, и хорошо повеселиться, и надеть какой-нибудь трендовый кафтан из последних сезонных коллекций. В-третьих, вся инфраструктура города работает не на войну, а на саморазвитие, поэтому большинство миссий в игре — это не «победи всех противников», а «построй лучший на свете город». А с учетом того, что «победи всех» у нас и так есть в каждой первой стратегии, теперь хоть есть на чем отвести душу.
Мечом и кумачом
Большую часть времени в Rise of an Empire вы будете постоянно что-то добывать, что-то строить и что-то облагораживать. Все производство заметно упрощено (то есть зерно с фермы, минуя промежуточные стадии, сразу же превращается в хлеб в пекарне), а все здания объединены друг с другом системой дорог. Чем лучше дороги, тем быстрее поселенцы таскают товары на склад и соответственно увеличивают темпы роста экономики.
Вся игровая карта разделена на несколько секторов, в каждом из которых есть определенное число ресурсов: дичь, рыба, камень, металл и т. п. Если построить в секторе охранную башню, то он присоединится к вашему королевству и откроет новые возможности для развития.
Для полного счастья в жизни вашим поселенцам нужно только самое необходимое. Во-первых, еда: хлеб, рыба, мясо, можно сыр — если вдруг на карте вы нашли бесхозное коровье стадо. Причем если у вас вдруг полно рыбы, но совсем нет хлеба, то… ничего страшного — будут есть рыбу и не пикнут. Во-вторых, одежда, которая или шьется из овечьей шерсти, или делается из оленьей кожи (мясо тоже, если что, оленина). В-третьих, чистота в доме (швабры из дерева и мыло из… да-да, все тех же оленей). Ну и, в-четвертых, развлечения (обычно это все, что связано с производством пива из меда, но на более высоких уровнях развития можно построить даже театр).
Если все четыре желания граждан удовлетворены, экономика идет в гору и работает на скорейшее окончание миссии. Появится хоть один перебой в поставках — и все полетит к черту, приведет к забастовкам, саботажу и прочим неприятным вещам. Чтобы успокоить народ, можно снижать налоги, нанимать факиров для народного увеселения, организовывать церковные молебны или же устраивать городские праздники с плясками на главной площади.
Поначалу такое богатство возможностей действительно завораживает. Но стоит вам хорошенько «выиграться» в The Settlers — и вы начнете замечать одну довольно неприятную особенность. Как только вы освоите геймплей, выучите все апгрейды и поймете несложные производственные схемы, интерес к игре начнет стремительно скатываться вниз. Происходит это обычно где-то в районе седьмой-восьмой миссии, когда начинаешь вдруг понимать, что игра-то, оказывается, и не такая уж глубокая.
Разработчики, похоже, ожидали такой реакции и где-то с середины одиночной кампании усиленно подбрасывают задания, связанные с какими-то активными боевыми действиями. Однако проблема в том, что сами сражения — эти пресловутые 10% — получились ну просто никакими. Юниты условно делятся на два вида: лучники и пехотинцы, а такие вроде бы беспроигрышные вещи, как взятие замков при помощи осадных башен, не вызывают ничего, кроме тоски. Ну а противники, естественно, не имеют ни малейшего понятия о тактике или стратегии и волна за волной бездумно прут на ваши сторожевые башни. Как в старые добрые девяностые.
* * *
Напоследок надо обязательно сказать что-нибудь хорошее — например, пару слов в оправдание нашей крайне редкой в стратегиях медальке «Суперграфика». Так вот, графика The Settlers выглядит не просто красиво или технологично. Все, что происходит в этой игре, на экране смотрится настолько круто , что, впервые запустив Rise of an Empire, вы гарантировано будете минут двадцать крутить карту, разглядывать прыгающих на лужайке оленей и заворожено следить за тем, как толстенькие усатые мужчины в кузнице бьют гигантскими молотками по раскаленному железу, а рыбак вытаскивает из воды что-то с плавниками. И вот что еще интересно: даже при средних настройках графики картинка становится проще, но ничуть не теряет очарования.
Что же касается общих выводов, то, как обычно, «счастье было так возможно». Шестая часть The Settlers сделала гигантский шаг вперед: она шикарно выглядит, проста в понимании, в освоении и при этом обладает известной глубиной, присущей жанру экономических стратегий. До однозначного «отлично» не хватило буквально пары мелочей: большей глубины экономики, нормальных сражений и какой-то общей целостности геймплея. Поэтому сегодня только «очень хорошо».
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 8.0
Графика: 9.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? Самая новая часть великой немецкой экономической стратегия, в которую теперь могут играть все или почти все. Живой мир маленьких трехмерных человечков завораживает, а размеренное строительство открыточного средневекового поселка успокаивает и вселяет в душу гармонию. Жаль ненадолго.
Рейтинг «Мании»: 7.5
Очень хорошо
Рыцари прямоугольного стола
Наверное, самое интересное новшество Rise of an Empire — это ваш личный кабинет рыцарей. Перед началом каждой миссии вы можете выбрать только одного из них для того, чтобы вести армии в бой, а поселение — к процветанию и благополучию. Рыцарь появляется в игре как своеобразный супер-юнит, который захватывает новые территории, торгует с другими деревнями и сражается вместе с солдатами. Среди прочих героических личностей в вашей команде во время игры окажутся (на фото слева направо):
1. Тордал. Король вечеринок и бог демографии. Во время сельских праздников буквально утраивает количество счастливых браков между поселенцами, плюс ко всему — умеет отлично петь, что периодически и делает, развлекая население во время забастовок.
2. Кестраль. Маленькая (хотя какая там, блин!) разбойница. Научена обворовывать здания союзников, незаметно похищая содержимое их кассы, а кроме того — увеличивает сбор налогов с населения. Несмотря на модную кирасу, персонаж довольно бесполезный.
3. Маркус. Эмо-рыцарь без страха и упрека. Нытик и тупица, он, однако, крайне предан общему делу. Пользуется популярностью в военных кругах, экономит на жаловании армии и всегда имеет при себе запас факелов, чтобы раздать солдатам во время налетов.
4. Аландра. Женщина-паладин: добрая, справедливая и бла-бла-бла. Умеет лечить больных поселенцев, увеличивает сбор пожертвований в храме, но за миссию успевает так достать вас нравоучениями, что хоть вой. Полезность очень средняя.
5. Элиас. Крепкий хозяйственник с лицом немецкого кулака. Жизненное кредо: торгаш. Получает двойной оборот с торговли и как истинный купец занимается меценатством и благотворительностью (в голодные годы раздает народу бесплатный хлеб).
6. Хаким. Мужчина с ятаганом и лицом типичного московского таксиста. Может переманивать на свою сторону вражеские отряды и существенно сокращает стоимость апгрейдов зданий. Как ни удивительно, самый нужный рыцарь из всех.