NHL 08
Ситуация со спортивными симуляторами от Electronic Arts принимает настолько критический оборот, что мы тут в «Игромании» всерьез подумываем об открытой петиции в Канаду. Для тех, кто только присоединился, напоминаем диспозицию — последние несколько лет все игры от EA Sports переезжают к нам не с консолей текущего поколения, а с PlayStation 2. Но самое печальное, что дело не ограничивается одной только скверной графикой. Практически все флагманские продукты EA Sports продолжают жить активной жизнью — геймплей эволюционирует, меняется управление, механика. Все это не относится к PC-версиям, каждая новая серия которых отличается от прошлогодней обновленным составом команд. И если в случае с узкоспециальными поджанрами (см. серии Madden NFL или Tiger Woods PGA Tour ) трагедия носит локальный характер, то терпеть такое отношение по отношению к народным хоккею и футболу с каждым годом становится все труднее.
Надоело
В который раз рассказывать похоронным голосом грустную историю о том, как Electronic Arts отказывается использовать возможности наших с вами PC, уже как-то неудобно. Все это, безусловно, объясняется при помощи наук статистики и маркетинга, но нам от этого, к сожалению, не легче. С самого начала надлежит смириться со следующим фактом: PC-версия NHL 08 — вторсырье. Первый сорт достался владельцам Xbox 360 и PS3.
Вдвойне обидно оттого, что вариант для означенных консолей отличается от версии для нашей платформы не только графикой. На приставках и анимация движений получше, и физическая модель окружающего мира реалистичней, и спортсмены действуют не шаблонно, а ведут себя по-разному.
NHL 08 буквально пропитана небрежностью и тем, что в английском языке называют recycling, то есть переработкой использованного материала. Смотреть, как после каждого третьего точного удара с сетки ворот слетает пластиковая бутылочка с водой, мягко говоря, утомляет, но авторы не сменили даже этот заезженный скрипт!
Откровенно достало из года в год наблюдать за тем, как рядом со скамейкой запасных сборной России околачивается загорелый молодой человек с широкими плечами и миллиметровой растительностью на голове. Требовать точные трехмерные копии Вячеслава Быкова , Владимира Крикунова , Зинэтула Билялетдинова или, на худой конец, Вячеслава Фетисова образца зимней Олимпиады 2002 года, конечно, бесполезно. Но и наблюдать у нашей скамейки человека с внешностью австралийского серфера тоже как-то странно.
Вообще, национальная сборная России — повод для отдельного абзаца. Дело в том, что тут выступают одни «энхаэловцы». Создается такое ощущение, что в Канаде не видели ни одного матча, проходившего весной в Москве чемпионата мира-2007. Виртуальные и реальные составы отличаются как небо и земля. Разработчики включили в свой вариант лишь троих: Александра Фролова , Андрея Макарова и Александра Овечкина. Остальные игроки уже несколько лет не выступают под российским флагом. Так, в NHL 08 ворота до сих пор оберегают Николай Хабибуллин и Евгений Набоков.
По мелочи
NHL 08 мало чем отличается от прошлогодней серии. В поисках идеального управления EA Canada вновь поменяла стандартную раскладку клавиатуры. Теперь пас во время атаки и переключение между игроками в оборонительном режиме «подвешены» на одну кнопку. Это значит, что в случае неудачного сбрасывания вы рискуете ненароком взять под контроль другого хоккеиста своей команды.
Прошлогодний набор из NHL, чешской Extraliga, шведской Elitserien и финской SM-liiga пополнился AHL (вторая профессиональная хоккейная лига в Северной Америке) со своим Кубком Колдера. Разработчики добавили больше силовой борьбы и слегка увеличили и без того немалую скорость игры. Одна атака идет за другой, шайба доставляется из средней зоны на площадку соперника за считанные секунды — отдыхать практически некогда. Совсем другая игра начинается после удаления игрока соперника. AI даже не помышляет об атаке. Хоккеисты стараются убить время и при малейшей опасности выбивают шайбу куда подальше. Периодически складывается ситуация, когда классную атаку можно провести даже в меньшинстве, однако игроки под управлением искусственного интеллекта не торопятся воспользоваться выпавшим шансом. В случае, когда нужно взять инициативу на себя и нанести разящий удар, противник предпочитает дождаться, когда в вашу зону вкатятся его партнеры по команде, и устраивает монотонную перепасовку.
Компьютер так и не научился грамотно использовать опасные выходы. Например, вместо того, чтобы отвлечь внимание обороны и отдать точный пас накатывающему с другого фланга партнеру, нападающий предпочитает нанести слепой «щелчок» — авось, повезет. Чаще всего шайбы влетают в сетку не в результате выверенной комбинации, а после непредсказуемого рикошета или благодаря индивидуальному мастерству игрока. Зато поумнели голкиперы. Теперь они отбивают большее количество ударов и не стесняются выходить из ворот, чтобы сократить сопернику угол обстрела.
По-прежнему в некоторых эпизодах можно устроить драку. Во время очередной заварушки необходимо нажать на нужную кнопку, и двое задир сойдутся в кулачном поединке. Несколько ударов — и с головы соперника слетает шлем, еще один боковой в челюсть — игрок падает на лед. На первых порах выяснения отношений забавляют, но, вообще говоря, это скорее одноразовое развлечение.
Левша
Возникает извечный русский вопрос: что делать? (кто виноват — мы и так знаем). Остается надеяться на талантливых любителей, которые уже не первый год стараются привести сериал в более-менее приличный вид, исправляя ошибки EA Canada. Поднять картинку на нужный уровень, конечно, не получится. Любительские свитера, клюшки, шлемы, коньки и шайбы смотрятся чуть лучше оригинальных текстур, но не более того. Как бы ни старались народные целители, начальные данные не те — движок давно пора менять. Ситуация напоминает старую шутку про составление слова « вечность » из букв « п », « о », « а » и « ж ».
Зато можно быть уверенным в том, что наши Кулибины изменят геймплей и добавят несколько дополнительных опций. Через десять дней после выхода игры на крупнейшем российском сайте фанатов NHL http://nhl.pkhl.ru уже появились первые утилиты: программы для модификации управления клавиатурой, редактор баз данных и специальный плагин, изменяющий стандартное положение камеры оператора. Когда вы будете читать эту статью, на сайте наверняка появятся новые файлы. Большие надежды мы также связываем с создателями мода « Российская хоккейная лига ». Уже не первый год ребята добавляют в очередную часть NHL отечественный чемпионат.
* * *
Как ни странно, несмотря на огромное количество минусов, NHL 08 все еще остается довольно неплохим хоккейным симулятором. Если вы не видели предыдущих частей, то нынешний вариант произведет сильное впечатление. Но, к сожалению, преданные фанаты сериала (а таковых большинство) вряд ли придут от нового эпизода в восторг. Тут, конечно, есть куда потратить десятки часов: можно пару раз выиграть плей-офф и провести несколько сезонов в Dynasty Mode, но того удовольствия, которое мы в свое время испытывали от знакомства с великолепной NHL 2004 или добротными NHL 2005 и NHL 06 , — нет. И не предвидится.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей: 7,0
Графика: 6,0
Звук и музыка: 8,0
Интерфейс и управление: 7,0
Дождались? EA Canada взяла за основу NHL 07, перетрясла составы команд, добавила AHL, слегка поменяла стандартную раскладку клавиатуры и внесла пару незначительных изменений в графике и геймплее. На этом в нынешнем сезоне все.
Рейтинг «Мании»: 6.5
«Выше среднего»