Clive Barker's Jericho
Для начала необходимо расставить самые главные точки над i. Clive Barker’s Jericho , по большому счету, не имеет практически никакого отношения к первой игре под брендом Clive Barker’s — Clive Barker’s Undying , вышедшей в 2001 году. Абсолютно другой стиль, другой сюжет и другой геймплей. Это больше не сочетание Indiana Jones и Tomb Raider с видом от первого лица, а тошнотворная слизь, мерзкие монстры и пронзающий кожу вой… Над играми работали разные студии, их выпускали разные издательства; в конце концов, в Jericho преследуются совершенно другие цели — напугать игрока так, чтобы задрожали даже пятки.
Несмотря на то что обе игры Клайва Баркера официально относятся к жанру action, Undying несет в себе элементы адвенчуры, а Jericho — хоррора. Так что фанатам первой далеко не обязательно понравится вторая. Отчасти такая резкая смена формата связана с тем, что в случае Undying от Баркера практически ничего не зависело. Имя в названии проекта и некоторые рекомендации на заключительной стадии разработки — вот и все его участие. Но Jericho совсем другой случай… Клайв изначально уделял игре много времени и внимания, постоянно следил за выполнением его предписаний — в общем, держал руку на пульсе. И в итоге игра появилась на свет такой, какой ее хотел видеть автор. Ведь достаточно посмотреть послужной список британского писателя, чтобы понять — именно классические ужасы были его настоящей страстью.
Сказка на ночь
Создание людей — дело нелегкое, и с наскоку тут ничего не получится, нужна тренировка. Господь Всевышний тоже не был застрахован от ошибок. До появления Адама и Евы на Земле жило другое разумное существо под кодовым именем «Первенец». Но потом Создателя что-то не устроило и бедолагу списали в утиль. Однако сам «Первенец» с таким ходом событий не согласен и всячески пытается вернуться туда, где первоначально должна была властвовать его раса, — то есть на Землю. Непонятно, правда, по каким причинам бракованный материал не был уничтожен полностью, да не суть. Факт в том, что теперь группе «Иерихон», в состав которой и входит наш герой, выпадает прямо-таки эпическая миссия — спасти человечество. Их задача — определить местонахождение очередной межпространственной дыры в космосе, которую неспокойное чадо открыло для своего прибытия, и захлопнуть портал. Если это не сделать, то настанет конец света, всеобщая агония и вечные мучения. Как? Вы не знаете? Вторая мировая, Наполеон, Крестовые походы и прочие «темные пятна» истории нашей планеты — за всех них ответ несет именно «Первенец», который уже несколько раз пытался выбраться из заточения.
Уровни выглядят вполне предсказуемо для хоррора — стекающий откуда-то и куда-то мерзкий гной, запекшаяся кровь, темные углы и вездесущая ржавчина, образовавшаяся везде где только можно… Ни дать ни взять Silent Hill. Картину дополняют враги, наскоро слепленные из каких-то ошметков плоти, пронизанные гвоздями и другими сельхозпредметами. А это уже верная отсылка к The Suffering…
Львиную долю игры вам предстоит провести со своими верными напарниками-спецназовцами, постоянно куда-то бежать и слышать классические возгласы вроде «Чисто!» или «Прикрой меня!». Тактически хоррор-экшен — это что-то новенькое. Хотя, если честно, напугать толком у Jericho не получается — да и командной игры как таковой нет… Каждый из семи бойцов обладает своими собственными умениями, но по-настоящему они необходимы только тогда, когда этого требует сценарий — в остальных же случаях коллег из игры просто можно убрать. А сами ситуации, при которых возникает данная потребность, — довольно надуманны и явно созданы для нарочитой демонстрации того, что «эти парни пошли с нами не просто так». «Раскалывание» команды на две группы с последующим поиском «потерявшихся», например. А уж когда главный герой получает способность вселяться в спецназовцев и использовать их умения — игра полностью превращается в театр одного актера.
Другая проблема Jericho состоит в том, что геймплей здесь прямой, как стрела. Уровни хоть и большие, но свободы действий — никакой. Радует только, что сама кампания сравнительно коротка — и смертельно надоесть игра не успевает.
Саундтрек в готическом стиле в Jericho оказался как нельзя к месту и, что бывает довольно редко, действительно радует слух. Визуально игра выглядит приятно — не сногсшибательно, но вполне качественно. Кстати, уровень графики в версиях для PC и Xbox 360 — идентичен, а вот PS3-версия лишилась некоторых эффектов и получила некорректную цветопередачу (кроме того, количество кадров в секунду на приставке от Sony редко превышает 40). Почему так вышло? Вопрос без ответа. А что помешало включить режим кооператива, когда игровая механика Jericho просто создана для этого? Вопрос без ответа номер два…
***
Clive Barker’s Jericho — пример игры от не очень опытных разработчиков, которые, увы, не определились, чего же они хотят. Здесь встречаются потуги на хоррор, эпический сюжет, хитрую боевую систему с тактическими элементами — но ничто из этого толком не реализовано. Играть если и стоит — то только из-за оригинальной истории, которая не омрачается затянутостью прохождения.
P.S. Кстати, сам Клайв Баркер не отрицает, что в случае успешности Jericho сюжет игры может быть положен в основу полнометражной кинокартины. Тем более Баркер уже имеет опыт работы на «фабрике грез» — и в качестве сценариста, и в качестве продюсера, и в качестве режиссера (один «Восставший из Ада» 1987 года чего стоит).
Рейтинг «Игромании.ру»: 3,5/5