Hellgate: London
Hellgate: London , первому и самому главному произведению выходца из Blizzard Билла Роупера, авансом был выдан внушительный кредит доверия. Игра от человека, имеющего отношение к Warcraft , Starcraft и прежде всего Diablo , вызывала самые светлые чувства еще за несколько лет до релиза. Мало какой проект имеет такое же количество публикаций, которое мы посвятили Hellgate: London. Тут еще важно понять, что «Хеллгейт» — не просто еще одна игра в послужном списке Flagship Studios. Это проект, который должен был показать, способен ли Роупер превзойти свой собственный Blizzard-период.
О том, что Hellgate: London — это натуральное Diablo в 3D с демонами около «Биг Бена», Роупер сообщал (а мы писали) не раз. Но никто, похоже, не воспринимал эти слова буквально. То есть мы слушали различных представителей Flagship Studios , кивали головой, но представляли себе скорее Diablo нового поколения, игру, обладающую сходной аддиктивностью, и только. Но Hellgate: London — это действительно Diablo в Лондоне. Билл Роупер прилежно повторил свой опыт десятилетней давности, в результате чего получилась игра, функционирующая на аналогичной Diablo-механике и с теми же идеями в основе. Но главное — спустя столько лет все это работает так же исправно.
Страшные сказки
Завязка — одновременно самая сильная и самая слабая сторона Hellgate: London. Драматическое видео (исполненное, заметим, в лучших традициях Blizzard) демонстрирует следующее. На пылающих развалинах Лондона беснуются орды жутких демонов, по узким улочкам мчится кортеж бронированных автомобилей, внутри которых сидят закованные в глухую броню суровые мужчины. Спустя пару минут вскипает бой. Кого-то жестоко убивают, кто-то успевает спрятаться. Пока мы взираем на одно из самых внушительных вступлений этого года, мрачный голос поясняет диспозицию. На дворе — 2038 год, а легионы демонов, неожиданно появившиеся из ада, в считанные часы уничтожили мир. Если бы не орден тамплиеров, то жизнь на планете уже давно подошла бы к своему логическому концу. Только благодаря им человечеству удалось выдержать первый натиск. Смешав технологии и магию, оно создало действенное оружие против адских тварей, но главное — удалось создать магические барьеры, сквозь которые демоны не смогли пройти. Несмотря на все усилия, люди в неравной борьбе явно проигрывают, а тамплиеров становится все меньше. Ну, дальше все понятно. Появляемся мы в белом, а на наши плечи тут же ложится задача всеобщего спасения.
Подача истории во многом напоминает все тот же Diablo. Общаясь с персонажами, мы не только получаем задания, но и постепенно узнаем драматические подробности о мире образца 2038 года. В личном дневнике героя постоянно находится одно центровое задание и десятки второстепенных, которыми вас нагружают окружающие.
Миссии, правда, разнообразием не отличаются. Большую часть времени мы занимаемся традиционными RPG-забавами (с поправкой на «демоническую» тематику): « собери 20 демонических селезенок», «убей 10 архидьяволов» и так далее . Сложностей при этом не возникает, задания выполняются по ходу дела — вроде шли поговорить с центровым персонажем, а по пути практически случайно выполнили пять других квестов.
Несмотря на исключительно наивный и предсказуемый сюжет, весь этот демонический спектакль чудным образом захватывает. Но это не столько заслуга сценариста, сколько художников и музыкантов. Используя все доступные ему приемы, «Хеллгейт» конструирует безысходную атмосферу мертвого Лондона.
Хотя вот сами уровни, увы, на одно лицо — и это претензия не только к левел-дизайнерам, но и к сценаристам, которые историю про Лондон в огне рассказывают в каких-то душных подвалах. Главная проблема уровней Hellgate в том, что они генерируются случайным образом каждый раз, когда вы запускаете игру. Такое в RPG принято почитать за плюс — приключение вроде как не сможет повториться. Но подзаголовок и место действия, что называется, обязывают. Хочется Биг Бен в руинах, падающий London Eye, пустую станцию Piccadilly Circus. Нам же все время предстоит бегать по одинаковым городским улицам или по тоскливым канализациям и подземельям, в то время как достопримечательности догорают где-то на заднем плане. За характерные атрибуты города тут отдуваются хаотически расставленные красные телефонные будки, которые, кстати, в Лондоне давно убрали.
Простота хуже воровства
Hellgate: London целиком построен на вечных Diablo-ценностях: прямом, безостановочном беге, экшене и прокачке. Все, что требуется от нас с вами, — вламываться в плотные ряды бесконечных монстров и, зажав кнопку мыши, раздавать тумаки. По степени интеллектуальной нагрузки это действо не сильно превосходит чистку зубов, но, как сообщал Игорь Варнавский в прошлом номере, процесс удивительным образом затягивает.
После игры в Hellgate: London происходит смена целей и ориентиров. Например, откуда-то возникает маниакальное желание во что бы то ни стало зачистить локацию на сто процентов: открыть все темные участки карты, изучить каждый сундук, разбить каждую коробку, взорвать все бочки, побывать в каждом закутке, отправить на тот свет каждого монстра. Дать внятный ответ на вопрос, зачем заниматься столь бессмысленными вещами, — вы, скорее всего, не сможете, но это не помешает вам с упорством, достойным лучшего применения, зачищать уровень за уровнем.
Интерес к тотальной зачистке подогревают два классических стимула: сбор разнообразного хлама и прокачка персонажа. С собирательством вроде все понятно — из убитых тварей в изобилии вываливаются щиты, мечи, пистолеты, автоматы, страшного вида дубины, магические перчатки и прочие сапоги-шлемы. Добытый скарб можно либо продать местному торговцу, либо разобрать на детали.
Flagship Studios сделали упор не на поиск легендарного клинка вашей мечты, а на планомерную прокачку. То есть каждую вещь в игре разрешается прокачать аж тремя способами. Первый вариант — закинуть свои любимые штаны в специальную машину и, расплатившись ресурсами, повысить уровень, увеличив базовые характеристики. Второй вариант — положить предмет в другую шайтан-машину, которая наделяет предмет свойствами — простыми, редкими и легендарными. После такой экзекуции какой-нибудь заурядный меч сможет поджигать врагов или наносить удар молнией. Наконец, у некоторых вещей существуют специальные слоты, куда можно вставлять волшебные артефакты, наделяющие предмет совсем уж разрушительными характеристиками.
Благодаря такой вот богатой на разнообразие системе апгрейдов банальный кусок железа к концу игры превращается в какое-то эпическое оружие массового поражения. Ну а возможность в любой момент разобрать на составные части ненужные вещи решила проблемы с переполненным инвентарем.
Другой мощный стимул для полного уничтожения всего и вся — развитие персонажа. Пока вы с энтузиазмом влюбленного в свою работу мясника шинкуете демонов, шкала опыта бодренько заполняется, наглядно показывая: еще чуть-чуть — и наш подопечный достигнет следующего уровня. На каждом витке эволюции персонажу выписывается пять очков, которые можно раскидать по четырем характеристикам — здоровье, сила, магические способности, меткость. Кроме того, у героя есть развесистое дерево умений и навыков, упрощающих жизнь в бою. Один из них можно прокачать с каждым достигнутым уровнем.
Собственно, на таких примитивных вещах и строится игра: еще немного улучшить оружие, развить персонажа до двадцатого уровня, открыть всю карту, отправить на тот свет каждого монстра. За этими « чуть-чуть » и « еще немного » приходишь в себя в шесть утра, с удивлением обнаружив за окном рассвет.
Метрополитен
Внутреннее устройство мира больше всего напоминает… ну да, Diablo. Опять же, с поправкой на Лондон в качестве места действия. «Мирные» события разворачиваются не на городских улицах, а в мрачных станциях метро. Остатки людей, спасаясь от адских полчищ, забились под землю, создав на основных уцелевших станциях своего рода безопасные укрепленные пункты. Эти станции и станут вашим основным центром, временной базой. Тут вы общаетесь с персонажами, продаете торговцу вещи, лечитесь у доктора, отсюда же отправляетесь в опасные путешествия по разрушенному Лондону.
Учитывая такую структуру, Hellgate: London видится идеальным кандидатом для онлайновых побоищ. Если вы следили за новостями, то в курсе, что Flagship Studios обещали в качестве многопользовательской составляющей чуть ли не полноценную MMORPG. Более того, на манер World of Warcraft ежемесячный абонемент в онлайновый Лондон стоит денег. Пристальное расследование показало, что делать там, на самом деле, нечего. Вы точно так же проходите сюжетную кампанию, только делать это можно не в гордом одиночестве, а на пару с живыми людьми. Плюс, позволяется торговать с другими игроками и общаться в чате. Все это, заметим, абсолютно бесплатно. Если же вы вдруг раскошелитесь, то получите возможность учредить гильдию и еще кое-какие преимущества.
Выбери свой стиль
Биллу Роуперу и его команде особенно удались классы персонажей. Всего в игре шесть представителей разных профессий, и, что важно, играя за различных героев, вы получите действительно уникальный игровой опыт. В общем, есть стимул пройти игру как минимум раз шесть.
Воитель
Главное его отличие — возможность вести бой двумя клинками одновременно, что сильно повышает наносимый урон. Кроме того, у воителя впечатляющая скорость атаки, так что он без проблем сражается с толпой противников одновременно. Главные навыки персонажа — различные комбинированные атаки и мощные удары.
Демонолог
Пожалуй, самый замечательный класс во всей игре. Только его представители умеют призывать на поле боя демонов, которые, словно ошпаренные, носятся по уровню и жалят всех огнем, молниями и магией. Если в начале приключений демонолог слаб, а играть за него непросто, то к концу пьесы этот персонаж и его демоны становятся просто разрушительным оружием.
Заклинатель
Представитель самой непростой магической профессии. Заклинатель чрезвычайно слаб в ближнем бою, предпочитая поджаривать врагов магией на расстоянии. Для этого он использует пару специальных перчаток. Как правило, игра за этот класс выглядит примерно следующим образом: заклинатель очумело бегает от толпы взбесившихся врагов, отчаянно отстреливаясь магией.
Стрелок
Внешне игра за стрелка похожа на какой-нибудь шутер от первого лица конца 90-х. Механика сражений, правда, не меняется. Чтобы попадать в тушки врагов, надо развивать соответствующий навык, а не метко целиться мышкой. В остальном все обычно: стрелку противопоказан ближний бой, зато на расстоянии он страшен.
Техник
Второй после демонолога любимый персонаж. Мало того, что техник блестяще орудует пистолетами, автоматами, так он еще и умеет создавать себе в помощь разнообразных дроидов, которые здорово облегчают жизнь: одни поливают врагов ракетами, другие лечат героя, третьи проводят разведку местности.
Страж
Привычный «танковый» класс. Отлично подходит для первого знакомства с игрой. Страж носит прочные доспехи, орудует исключительно клинками, а здоровье у него, кажется, вообще не заканчивается. Главный аргумент в бою — ауры, сила которых зависит от количества врагов рядом с персонажем. Единственно верная тактика при игре за стража — вламываться в плотные ряды противника и отчаянно всех кромсать.
* * *
Самая серьезная претензия к Hellgate: London звучит так: все вышеописанное легко можно принять за рецензию на Diablo. Надо только оставить демонов, а Лондон заменить на фэнтези-декорации. Но нежелание Роупера менять изобретенную им самим формулу понятно — она и так работает, и он лучше всех знает, как это делается. Hellgate: London, как и Diablo, паразитирует на самых низменных ваших инстинктах: прокачке и собирательстве. Но лучше, кажется, ничего не придумано! Монотонный, лишенный интересной архитектуры, наконец, попросту некрасивый «Хеллгейт» обладает совершенно гипнотическим эффектом. Еще уровень, еще монстр, еще одно новое заклинание, еще одно подземелье. Когда вы опомнитесь — будет уже поздно и Hellgate: London съест неделю, а то и месяц вашей жизни. Но самое удивительное — вы будете ему за это только благодарны.
P.S. Локализация Hellgate: London получилась на удивление неплохая. При всей простоте сюжета диалоги в английской версии были написаны с таким специфическим юмором, что возникало ощущение, будто все в мире Hellgate уже посходили с ума. В русской версии это ощущение сохранилось — реплики здешние NPC выдают порой крайне забавные.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 9,0
Графика: 6,0
Звук и музыка: 8,0
Интерфейс и управление: 9,0
Дождались? Гардемарины, то есть Diablo 11 лет спустя. Билл Роупер не стесняется старых приемов, и мы можем его понять. Оторваться по-прежнему невозможно.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»
Рейтинг локализации: 2/3