NBA Live 08
В декабре 1891 года студенты колледжа Молодежной христианской ассоциации города Спрингфилда (штат Массачусетс) изнывали от скуки на занятиях по физкультуре. Всем надоело в сотый раз выполнять одни и те же гимнастические упражнения. Преподаватель из Канады Джеймс Нейсмит решил встряхнуть скучавшую молодежь и предложил опробовать новую игру. Студенты привязали к расположенным друг напротив друга перилам балконов корзины из-под персиков с вырезанными днищами, взяли мяч и разделились на две команды по девять человек в каждой. Так родился баскетбол.
В июне 1946 года была основана Баскетбольная ассоциация Америки (Basketball Association of America). Спустя три года она объединилась с Национальной баскетбольной лигой (National Basketball League) и сменила старую вывеску на Национальную баскетбольную ассоциацию (National Basketball Association). Так американские игроки стали постепенно совершенствовать свои профессиональные качества.
В декабре 1994 года издательство Electronic Arts выпустило NBA Live 95 для консоли SNES. Релиз на PC состоялся несколькими месяцами позже. Так на свет появился самый популярный баскетбольный симулятор. Очередной эпизод сериала каждую осень занимает свое законное место на полках магазинов. Исключением стала разве что NBA Live 2002 — игра миновала нашу платформу и вышла только на консолях.
Обошлись без нас
Если бы NBA Live 08 тоже обошла PC стороной, потеря оказалась бы, прямо скажем, невелика. Последний из важных спортивных релизов от EA Canada завершил худший год в истории EA Sports (важно заметить, что речь идет только о PC-подразделении). NBA Live 08 — это всего лишь прошлогодний эпизод с несколькими незначительными изменениями.
Нового очень мало, но здесь все-таки есть на что обратить внимание. Традиционно за удачную игру вас награждают призовыми очками, на которые в NBA Store разрешают купить различные кроссовки (в том числе от Майкла Джордана) и татуировки. А еще можно полюбоваться на полученные награды в разделе EA Sports Hall of Fame.
Среди стандартного набора из Play Online, Season, Play Off, Dynasty Mode, NBA All-Star Weekend, Freestyle Challenge, 1 on 1, Individual Practice и Slam Dunk School выделяется режим FIBA World Championship. Не спешите радоваться: сборной России среди лучших команд мира места не нашлось. Европу представляют Испания, Греция, Италия, Франция и Германия, а остальной мир — США, Аргентина и Китай. EA Canada уже давно надлежит внести в трудовой контракт пункт, согласно которому каждый сотрудник студии обязан смотреть все самые важные баскетбольные турниры или хотя бы следить за их результатами. Возможно, тогда в Северной Америке заметят успехи российского баскетбола.
Интересно, знают ли разработчики, что на последнем чемпионате Европы наша национальная команда вопреки всем прогнозам специалистов не только получила путевку на летнюю Олимпиаду, но и в драматическом финальном матче обыграла хозяев турнира — испанцев? Причем лучшим игроком турнира был признан наш капитан — не затерявшийся в NBA нападающий Андрей Кириленко по прозвищу AК-47.
Лучше занести, чем бросить
Разработчики решили внести коррективы в традиционный геймплей. В NBA Live 08 куда проще прорваться к щиту и занести мяч в кольцо рукой (данк и лэйап), чем закинуть «двушку» со средней дистанции. Даже на самом низком уровне сложности искусственный интеллект грамотно строит оборонительные редуты на подступах к трехочковой зоне. За всю игру лишь считанное число раз удается отдать пас свободному баскетболисту и нанести точный бросок из-за пределов шестиметровой дуги. Чаще всего соперник успевает выставить руку и таким образом сбивает прицел. Но стоит приблизиться к кольцу хотя бы на четыре метра — и баскетболисты начинают теряться, не зная, как правильно выставить защитные порядки. Передача на свободного партнера по команде, несколько финтов, короткий разбег, прыжок, попадание. Беспомощный соперник не понимает, как чисто отобрать мяч на ведении, и в лучшем просто фолит. Однако нельзя лезть напролом. За бесхитростные кавалерийские наскоки судья чаще всего дает фол в нападении. К концу матча с удивлением обнаруживаешь, что из 100 набранных очков около 70 — данки и лэйапы, 20 — реализованные штрафные и только 10 — классические броски со средней дистанции. Такое возможно только в виртуальном баскетболе.
Наконец-то главные тренеры не стесняются брать тайм-ауты. Только делают они это неумело и в большинстве случаев — для галочки. Вот, например, во второй четверти соперник ведет с преимуществом в 10-15 очков. Казалось бы, зачем вносить какие-то коррективы и психологически накачивать команду, когда все и так складывается хорошо? Но нет, AI отчего-то созывает игроков для обсуждения, когда это совершенно не нужно. Зато когда со временем игра выравнивается, противник оказывается в дураках, оставшись к последней четверти с единственным тайм-аутом. Разумеется, в выигрышной ситуации оказывается тот, у кого есть больше возможностей встряхнуть свою команду.
Незачет
Если открыть, ради интереса, старые выпуски «Игромании» с рецензиями на два предыдущих эпизода NBA Live и обратить внимание на минимальные системные требования, то выяснится, что за прошедшие два года они не изменились. Авторы по традиции поют про увеличение количества полигонов в моделях баскетболистов, улучшенную анимацию движений и более реалистичную физику. Но тут, как говорили в детском саду, «чуть-чуть не считается».
Графических изъянов у NBA Live 08 очень много. На трибунах сидят клонированные овцы в одинаковой одежде, а около паркета расположились угловатые телевизионщики. Скучающие на скамейке запасных баскетболисты, словно завороженные, смотрят в одну точку. Кроссовки игроков напоминают ласты, а форма застыла в одном положении, как будто ее изрядно полили цементом. Эти и многие другие недостатки особо заметны, если выбрать вместо стандартного положения камеры вариант под названием Sky Box.
Выше всего мы оценили звуковое сопровождение, но и тут не обошлось без неприятных сюрпризов. Если вы играете гостевой матч, то во время пробития штрафных ударов раздается оглушительный звук сотен ударяющихся друг о друга палочек. Но почему-то расположившиеся за кольцом зрители сидят ровно, сложив руки на коленях. Звук есть, действия нет — мистика. Зато музыкальное сопровождение как всегда на высоте.
* * *
Наплевательское отношение EA Canada к владельцам PC теперь очевидно, кажется, всем. В то время как обладатели PS3 и Xbox 360 смакуют сочную графику и наслаждаются реалистичными финтами, нам приходится довольствоваться малым. Мы уже, кажется, сорвали голос и извели немало нервов, вопрошая с этих страниц « доколе? ». Делать это как минимум в третий раз уже просто смешно. Глядя на диск с изображенным 25-летнего разыгрывающего защитника Washington Wizards Джилберта Аренаса , подумайте, стоит ли отдавать деньги за очередное «чуть-чуть» и «самую малость»?
В 2001 году Electronic Arts хватило смелости заявить, что NBA Live 2002 далека от идеала и ей не следует выходить на PC. После вынужденного перерыва следующий эпизод казался пределом совершенства. Вот уже три года разработчики топчутся на месте. Может, пора снова взять паузу?
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей: 6,0
Графика: 6,0
Звук и музыка: 8,0
Интерфейс и управление: 7,0
Дождались? Нынешняя линейка спортивных симуляторов от Electronic Arts останется черным пятном на репутации сериалов. NBA Live 08 — не исключение.
Рейтинг «Мании»: 6,5
«Выше среднего»