Sublustrum
То, что на территории страны России (конкретно — в Санкт-Петербурге) создаются такие игры, как Sublustrum , безусловно, прекрасно. В то время как качественный разрыв между нашими и западными шутерами, гонками и стратегиями драматически увеличивается, игры от маленьких независимых студий кажутся логичным выходом из ситуации. Sublustrum не ждет народная любовь и всемирное признание. Это небольшой концептуальный инди-квест, ближайшим ориентиром для которого на первый взгляд видится Scratches , наш прошлогодний фаворит среди молодых экспериментаторов. Но при личном знакомстве (которое случилось у нас месяц назад на «ИгроМире») оказалось, что идеологически питерцы из Phantomery Interactive гораздо ближе к российской же Ice-Pick Lodge. Правда, в отличие от Дыбовского, метафизические идеи которого мы с большим трудом формулируем на этих страницах, Phantomery Interactive делают жанровую игру с понятными задачами.
По форме Sublustrum — классический Myst -образный квест, какие мы ежегодно рецензируем тоннами. Обзор на 360 градусов, странные механизмы, художественный минимализм, упоение всеми этими переплетениями ржавых труб, мегабайты текста в найденных записках. Вы и сами все знаете.
Со Scratches его роднит внимательное отношение к звуку. Георгий Белоглазов , худрук Phantomery и идейный вдохновитель проекта, оказался по совместительству музыкантом. Выступает под затейливым псевдонимом Anthesteria (http://anthesteria.stillclouds.com) и сочиняет довольно внятный эмбиент. В рамках своей музыкальной карьеры Георгий занят изучением феномена мегалитов — доисторических каменных сооружений, по поводу предназначения которых до сих пор нет однозначной теории. Мегалиты, датированные в основном II-III веками до нашей эры, распространены практически по всему миру (самое известное сооружение — Стоунхендж в 130 км от Лондона) и являют собой не то надгробья, не то места ритуальных церемоний. Достоверно известно, что если к такому каменному сооружению подать электрический ток, оно начнет издавать инфразвук — низкочастотные колебания, уловить которые человеческое ухо не способно. Зато прекрасно улавливает наша психика — инфразвук способен внушить панику, ужас, депрессию и черт знает что еще.
Именно мегалиты и инфразвук лежат в основе Sublustrum. Место действия — СССР, двадцатые годы прошлого века. Главный герой оказывается в квартире своего брата — пропавшего ученого, который в последнее время занялся изучением инфразвука и его возможностей. Брата в квартире не обнаруживается, зато там находятся престранные устройства неизвестного предназначения. С этого момента начинается наше путешествие сначала во времени, а затем и в пространстве.
Кроме скрупулезного саунд-дизайна, Sublustrum также претендует на визионерство и даже некоторое новаторство. Игра условно разбита на несколько логических частей, и каждая обставлена по-своему. Какие-то эпизоды выглядят как проекция черно-белой пленки, немого кино, какие-то напоминают выцветшие довоенные фотографии. Окружающее игрока пространство как будто разваливается на части, проваливается в абсолютную абстракцию — привычная квартира, коридоры и подвалы постепенно сменяются трехмерными пространственными парадоксами в духе М.К. Эшера.
При этом Sublustrum остается стопроцентным, очень традиционным квестом, с поправкой на музыкальные и звуковые паззлы. То есть кроме традиционных механических головоломок в Sublustrum имеются и музыкальные. В качестве ближайших ориентиров см. Eve , экспериментальный квест музыканта Питера Гэбриела , и 9: The Last Resort , озвученный Шер , Джеймсом Белуши и музыкантами группы Aerosmith.
* * *
Sublustrum, который стремительно приближается к завершению, вызывает у нас искреннюю симпатию. Белоглазов и коллеги являются носителями понятной, свежей концепции и, похоже, знают, что они делают, — редкое сегодня сочетание. На результат можно будет посмотреть буквально в начале следующего года — Phantomery, еще недавно сидевшие без офиса и издателя, собирают Sublustrum из составных блоков, грозя релизом чуть ли не в январе.
Будем ждать? Концептуальный инди-квест родом из Санкт-Петербурга. В основе — теория инфразвука и феномен мегалитов.
Процент готовности: 70%