The Crossing
Dark Messiah of Might & Magic, одна из лучших игр 2006 года, стала настоящим прорывом в специфическом жанре beater (шутер с упором на ближний бой). После определенного успеха (версия для Xbox 360 под названием Dark Messiah of Might and Magic: Elements выйдет в начале 2008 года) французы из Arkane Studios выступили самым неожиданным образом. Каким-то дивным образом они заполучили себе арт-директора Half-Life 2 Виктора Антонова и без лишнего шума занялись своим третьим проектом The Crossing. Неожиданным здесь является вот что: у проекта до сих пор нет официального издателя, Arkane сохраняют практически полное радиомолчание и отказываются от любых интервью, заверяя, что еще «слишком рано». При этом те факты, которые все-таки просочились из-за стен студии, говорят о том, что французы заняты самым амбициозным своим проектом и претендуют чуть ли не на очередную жанровую революцию (которых, к слову, в этом году случилось немало).
Перекресток миров
Место действия — Париж, охваченный массовыми беспорядками. Причина восстаний кроется в 1307 году. Именно в это время случилось крайне важное для мировой истории событие — погиб орден тамплиеров, самый могущественный рыцарский орден средневековья, получивший свое звание за то, что был основан в месте, где по преданию находился храм царя Соломона, отчего этих рыцарей называли храмовниками или тамплиерами (символ — красный восьмиконечный крест, красующийся в логотипе The Crossing). Эта организация начала набирать слишком большой политический вес, с чем никак не могли согласиться люди, стоявшие в то время у власти. Верхушка ордена была поймана, членов ордена обвинили в ереси (тамплиеры проводили таинственные ритуалы, дав при этом клятву неразглашения). Под пытками многие признали себя виновными, но затем публично отреклись от показаний, после чего их отправили на инквизиторский костер. Париж прославился самой жестокой расправой над тамплиерами (их также преследовали в Германии, Англии, Испании и других государствах).
Но что если в 1307 году тамплиеры нанесли ответный удар и, напротив, захватили власть? По версии Arkane Франция в этом случае стала бы страной крестоносцев, милитаристским государством, в котором не осталось места для развития культуры. Не случилось бы эпохи Возрождения, изменилась бы вся картина мира. А современная Франция оказалась бы охвачена гражданской войной.
Так вот, в The Crossing именно это и происходит. Более того, в игре две эпохи пересекаются. В качестве главного культурного ориентира Arkane называют фильм Алехандро Аменабара « Другие ». В нем люди и призраки сосуществуют в одном пространстве и до определенного момента не соприкасаются друг с другом. Но однажды их миры сталкиваются лбами. Примерно то же самое случается и в The Crossing, название которого можно трактовать по-разному: от тамплиерского креста до этого самого «пересечения».
Играть предстоит, с одной стороны, за тамплиера, а с другой — за современного полицейского. И тот, и другой побывают как в средневековом Париже, так и в XXI веке. Соответственно, к привычным мечам и кинжалам добавится огнестрельное оружие, но рукопашный бой по-прежнему будет составлять основу геймплея.
Вняв пожеланиям поклонников, Arkane сохранили основу боевой механики, но сделали ее более разнообразной. Новые движения корпусом, новые способы прикончить сбитого с ног врага, новые контекстные удары, приемы борьбы с несколькими противниками сразу. В общем, Arkane делают именно то, чего все ждали от Dark Messiah of Might and Magic: свирепый экшен от первого лица, снабженный возможностью схватить врага голыми руками и насадить на торчащую поблизости пику. В случае с Dark Messiah это счастье быстро сменялось унылыми коридорами и пещерами, но теперь Arkane обещают сделать все как нужно.
Из оружия пока известны только мечи с боковой рукоятью, сюрикены из репертуара ниндзя и веревка с крюком, чтобы забраться повыше или спикировать на зазевавшегося неприятеля, убив его одним ударом. Arkane активно эксплуатируют так называемый «вертикальный геймплей». То есть готовьтесь много лазить по крышам (привет, Assassin’s Creed!) и часто срываться с них на вражьи головы. Ну и напоследок обещаны самодельные бомбы и растяжки.
Перекресток геймплеев
Всего вышеперечисленного, казалось бы, достаточно, чтобы фанаты Dark Messiah of Might and Magic (среди которых имеются и некоторые наши редакторы) зашлись в восторженном танце. Но это, как выяснилось, только начало.
Arkane заявляют, что их проект станет первой игрой в истории с возможностью, которую они сами называют cross-player. Если охарактеризовать ее коротко, то это обычный однопользовательский сингл, в котором AI-противники заменены живыми игроками. Тут надо сделать пояснение. Одиночная кампания в The Crossing — не просто набор карт, снабженных кое-какими постановочными элементами (см. такой подход к сюжетному режиму в Unreal Tournament 3 ). Это именно кампания со своей интригой, началом, кульминацией и развязкой. Со скриптами, диалогами и прочими атрибутами.
Чтобы организовать такое масштабное действо, где каждый актер — живой человек, Arkane разработали целую систему. Все игроки разделяются на два класса: обычные солдаты-наемники и элита. Для одной сессии элитных бойцов чаще всего будет только двое: они являются главными героями представления и играют в кооперативе. Иногда может случиться так, что этому дуэту придется столкнуться с другой парой элитных бойцов, но такое будет происходить нечасто и только в моменты сюжетных поворотов. Большую часть времени элите придется воевать с толпами обычных солдат. Пока на сервере нет ни одного элитного воина, пехота месит друг друга в привычном режиме team deathmatch. Но стоит сюжетному герою появиться, как обычные игроки прекращают междоусобицу и начинают охоту за ним. Разумеется, элитный боец намного сильнее пехотинцев, у него мощнее атака и больше здоровья, зато у наемников есть численный перевес. Иногда, согласно сюжету, тому или иному отряду пехотинцев придется помогать элите, если сценарий предполагает, что они воюют с вражеской группировкой.
Но что если раздосадованный своей жалкой участью наемник вдруг откажется исполнять роль статиста и решит испортить всем праздник, просто убежав с поля боя? Этого ему сделать не дадут. Элитные бойцы в прямом смысле слова стоят в центре мира The Crossing. Стоит пехотинцам отдалиться от героев на определенное расстояние, как их тут же «выключат», подобно оставшимся за кадром AI-монстрам.
Вообще, играющим за обычных пехотинцев придется вкусить всю прозу жизни подконтрольного AI-болванчика. Их существование будет напрямую связано со скриптами, во время которых на двух героев обрушиваются новые волны атакующих. Скажем, в первые мгновения кат-сцены элита встречает противников под управлением искусственного интеллекта. Именно в этот моменты вы на манер агента Смита из « Матрицы » выбираете, в кого бы вам вселиться, и начинается бой. Свежие партии болванчиков могут подоспеть весьма неожиданно: элитные бойцы нападают на AI-часовых, те успевают вызывать подкрепление и тем самым открывают новые «вакансии» для живых игроков.
* * *
Таким образом, Arkane пытаются поженить два полярных подхода к игре в шутеры от первого лица. Игроки уже традиционно делятся на тех, кто предпочитает играть в одиночку или в онлайне. Недавно эта двоичная система координат дополнилась также кооперативом, но The Crossing предполагает принципиально новый подход: это многопользовательский однопользовательский шутер! То, что самый продвинутый AI не может играть так же интересно, как живой оппонент, уже давно стало понятно. Но так же очевидно, что самому лучшему многопользовательскому шутеру не хватает сюжета и постановки. Arkane пытаются совместить и то, и другое в рамках одной игры. Самое удивительное, что, даже если у них ничего не получится, у нас все равно окажется доведенная до ума версия Dark Messiah of Might and Magic! Тоже неплохой в общем-то вариант.
Будем ждать? Идейный наследник Dark Messiah of Might & Magic с серьезными жанровыми амбициями.
Процент готовности: 40%