21 декабря 2007
Обновлено 17.05.2023

Трудно быть Богом

Трудно быть Богом - изображение обложка

Российскую игровую индустрию можно смело поздравить — у нее появился свой «Том Клэнси». И даже двое — братья Стругацкие. Их сочные, захватывающие книги с убедительно проработанной вселенной экранизировали неоднократно: стоит вспомнить хотя бы «Сталкера» от Андрея Тарковского. В уходящем же году произведения братьев обрели второе дыхание в индустрии компьютерных развлечений. Сначала был S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl , созданный, чего греха таить, по следам «Пикника на обочине». Затем вышло сразу два проекта по « Обитаемому острову »: приятная стратегия « Обитаемый остров: Послесловие » и жутковатый шутер « Обитаемый остров: Чужой среди чужих ». Отправились в печать адвенчуры « Отель «У погибшего альпиниста» и « Обитаемый остров: Землянин ». Ну а « Трудно быть Богом » — так и вообще является темой нашей нынешней рецензии.

Почему бы благородному дону не сыграть в игру про благородных донов?

«Трудно быть богом», кроме очевидного «фан-фан-фан», хороша еще и тем, что после ее прохождения даже незнакомому с книгой человеку захочется величать всех и каждого «благородными донами» и предлагать им сыграть в кости. Впрочем, не стоит садиться за игру, перед этим не прочитав от корки до корки повесть-первоисточник. Ведь донов «в теме» обрадуют и постоянные встречи со знакомыми персонажами, и позаимствованный из книги лексикон. Однако некоторые этого могут и не увидеть, читая Сапковского и гуляя по просторам виртуального « Ведьмака », — все-таки монолит от поляков сегодня не в пример популярней творения воронежских разработчиков из Burut CT.

Но что ж тут поделать — просто время для релиза ребята выбрали не совсем подходящее. А «Трудно быть Богом» получилась очень даже ничего — особенно в сравнении с предыдущим печальным опытом «бурутовцев» под мечтательным названием « Златогорье ».

Действие игры разворачивается через два года после окончания оригинальной повести. Антон aka Румата Эсторский после краха эксперимента людей отправлен на землю. Арканар, вязкое серое королевство, застрявшее где-то между поздним феодализмом и эпохой Возрождения, заметно изменился и посветлел. И на то есть своя причина: к власти пришел Арата Красивый, тот самый изрезанный, но непобежденный «профессиональный бунтарь». Теперь он, кстати, выглядит совсем неплохо. Времена серого ублюдка дона Рэбы и монахов остались в прошлом, в настоящем — процветающая разруха. Не такая критичная, как в повести, но и до полного искоренения бандитизма далеко.

Мы — молодой выпускник разведшколы (имя выбираем себе сами). На наши неокрепшие плечи в самом начале взваливают задачу убить консула Арату, бывшего разбойника, смутьяна и негодяя… К счастью, все оказывается не так просто, интриги быстро-быстро сплетаются в клубок, и вот мы уже ищем информацию о самом Румате. В программе — пришествие современных технологий и спуск в загробный мир. Стоит отметить, что «бурутовцы» распорядились наследием Стругацких с умом — есть и харизматичные персонажи вроде барона Пампы, и клейкие выражения из повести, Пэх их побери. Да и диалоги написаны очень даже неплохо.

Всю игру нам предстоит бегать по линейным маршрутам, бить мечом волков и бандитов, много разговаривать и заниматься принеси-подай делами. В рутину это скатывается лишь под конец, а в начале только радует. Неплохо работает система переодеваний — собрав нужный комплект одежды, можно нарядиться благородным доном, а напялив плащ — стать вором. И серым штурмовиком, солдатом АВР… Естественно, от внешнего вида зависит отношение к нам разных слоев населения: с доном аристократы будут разговаривать, а бродягу предпочтут просто пнуть.

Еще по ходу игры мы будем находить записки, начерканные героями книги. Например, по дневнику доньи Оканы, той самой немытой соблазнительницы с комьями пудры на плечах, можно узнать детали ее характера. И просто еще раз вспомнить отвратительную девчонку.

Игровые пространства довольно обширные, поэтому героя не обделили лошадью. Ее можно купить за очень неплохие деньги, порадоваться, поскакать, встретить кучку врагов… и понять, что она не нужна. Ведь здоровье животного не восстанавливается, управление сделано кособоко, а убивать противников, сидя верхом, — занятие из разряда хардкорного мазохизма. Приходится слезать и уже на своих двоих отвешивать забиякам тумаки.

Сама боевка сносная, кланяется в сторону Diablo , однако привычное закликивание работает не всегда — крепких противников следует рубить с разных сторон, маневрируя и экономя силы. Избиение врагов сопровождается неплохими спецприемами, а если наш герой дышит на ладан — пьем эликсир или кушаем тыкву. Еще варианты: скрываемся в блоке или традиционно бегаем кругами (восстанавливаем выносливость, которая тратится на удары). Ролевая система простенькая, но функциональная: качаем здоровье, выносливость, дипломатию (нужна для переодевания), медицину и искусство владения разными типами оружия.

Надеяться, что Арканар порадует какой-то интересной архитектурой, не стоит — это обычное разрушенное королевство, хоть и неплохо проработанное. Разве что тут лес не простой, а Икающий, а башня Веселая. В то же время графика яркая, сочная, четкая и даже красивая. Не технологичная, но все же. Правда, если ваш компьютер не соответствует рекомендуемым системным требованиям, то готовьтесь к пятиминутным загрузкам локаций и тормозам. А также — уже независимо от конфигурации — к глюкам. У автора данных строк ничего критического не происходило, хотя на форумах вовсю трубят об агрессивных выпадах дружественных NPC и застревании в объектах. Так что на всякий случай свежий патч обязательно поставьте.

Все диалоги полностью озвучены, что, несомненно, прекрасно. Однако голоса не всегда убедительны — например, если старик Фат говорит с интересной интонацией, то какой-нибудь другой благородный дон безмерно переигрывает. А вот музыка чудесная — уютная, сказочная, перекликающаяся с боевыми маршами. Чем-то напоминает саундтрек к серии The Elder Scrolls.

***И-то-го. Получилась весьма качественная сюжетная action/PRG — особенно для «Бурута» и славянской игровой промышленности. С проработанным миром и прожорливыми системными требованиями. Проект, который действительно использует наследие Стругацких, а не, простите за каламбур, «стругает» деньги на имени братьев. Однако до Больших Игр своего жанра ей еще расти и расти.Рейтинг «Игромании.ру»: 3,8/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь