Empire Earth 3
Попытки побить Civilization на чужом поле (читай: в жанре RTS) предпринимались неоднократно. Empire Earth это почти удалось — по общему признанию, первая часть стала одним из главных стратегических откровений 2001 года. В 2005-м игра перешла в руки Mad Doc Software. Сиквел изрядно попугал фанатов повышенной сложностью, но по результатам оказался чуть ли не лучше первой части, так что от Empire Earth 3 ждали многого. Но те выступили неожиданным образом: обрезали к третьей части все, что вызывало хоть малейшие трудности. Более того, кто-то внушил им мысль, что при наличии славного имени над всем остальным трудиться вовсе необязательно…
Танки из рыбы
Как известно, Empire Earth охватывает всю человеческую историю (исключительно номинально, никаких отсылок к реальной истории в Empire Earth 3 нет). В каждом сражении нам предлагается начать с колесниц и лучников и закончить поединками гигантских боевых роботов. Научный прогресс разделен на несколько этапов, как в той же Age of Empires. В Empire Earth 2 научных эр было пятнадцать, и чтобы дожить до далекого и светлого будущего, нужно было проявить изрядное терпение. Перед игроком постоянно стоял вопрос: попытаться затоптать противника рыцарями или уйти в глухую оборону, быстрее добравшись до танков? Но чем тогда отбиваться сейчас? Именно в этом и заключался шарм первых двух игр. В Empire Earth 3 подобной дилеммы нет. Количество эр сократилось втрое, и пробежать их можно за час-полтора. Так что все сошло к стандартному для RTS подходу — победит тот, кто первым доберется до самых продвинутых технологий.
Такому минимализму Mad Doc Software следуют во всем. Цивилизаций всего три, и те стандартны. Условный Запад берет качеством, условный Дальний Восток — количеством, условный Средний Восток в полном соответствии с названием болтается где-то между ними (в силу отсутствия у последней стороны стен играть за нее сложнее всего). Ресурсов осталось всего две разновидности — золото и снова условные «расходные материалы». Первое добывают торговые повозки (чем дальше они отправятся, тем больше принесут, но тем выше шанс, что они подвергнутся нападению). В «сырье» скопом зачисляются все остальные запасы. То есть можно, например, ловить рыбу и строить из нее танки. Или пустить лес на тренировку автоматчиков… Интересно узнать, чем они там питаются при таком подходе.
Баланс юнитов тоже выстроен по стандартной для RTS схеме «камень-ножницы-бумага». Пикинеры бьют кавалерию, кавалерия бьет пехоту, и так далее, причем для роботов из будущего эту систему приходится постигать на собственном опыте. Ничего сверх такого баланса разработчики практически не предлагают. Набор юнитов у каждой из трех сторон представляет собой самый необходимый минимум. Понятно, что никаких тактических изысков при подобном раскладе не предвидится — остается только давить противника числом, бессмысленно и беспощадно. Бессмысленно потому, что Mad Doc допустили большую ошибку, поставив строгий лимит на количество отрядов, но не ограничив строительство защитных сооружений. Зачастую при затянувшейся игре можно наблюдать две базы, обнесенные частоколом различных оборонительных башен, между которыми мечутся бессильные армии.
Даешь глобализм
Впрочем, не все так плохо. Что Mad Doc действительно удалось, так это режим кампании. Идея не нова — весь мир поделен на провинции, битва за каждую из них — отдельная миссия. На старте вам и вашим противникам принадлежит лишь небольшая территория, которая приносит определенный доход (чем больше вы захватите, тем больше будет поступать в казну). На эти деньги можно создавать армии по собственному вкусу, а также развивать «глобальные» технологии. Вот тут действительно появляются варианты: приходится думать, что больше пригодится в бою — экономический бонус на старте, усиление отрядов или возможность наслать на врага крыло бомбардировщиков. Также можно пойти на контакт с соседями, но система дипломатии в Empire Earth 3 ограничена двумя функциями — «объявить войну» и «ПРЕДЛОЖИТЬ мир». Порой предлагают сюжетные миссии — остановить нашествие варваров, сопроводить принцессу и т.п. Они помогают отойти от монотонного изничтожения вражеских баз и вносят в игру хоть какое-то разнообразие.
Тут, правда, тоже не обошлось без казусов. К примеру, ваши войска зачастую высаживаются прямо перед базой противника. В таком случае бой продолжается не дольше пяти секунд. Да и вся кампания проходится чересчур быстро — сказывается стоеросовый AI.
Вообще, искусственный интеллект — один из главных гвоздей в крышку гроба Empire Earth 3. Окей, мы смирились с тем, что тактических изысков от игры не дождешься, но AI даже не пытается что-то придумать — он раз за разом посылает на ваши укрепления один и тот же набор солдат, нисколько не заботясь об их судьбе. Собственные подчиненные ведут себя не лучше. Любое наступление армией больше чем в пять единиц превращается в стихийный митинг: танки кругами ездят по собственной пехоте, автоматчики наступают со скоростью сонной черепахи, а часть отрядов вообще марширует в диаметрально противоположном направлении. Чтобы провести более или менее вменяемое наступление, приходится едва ли не лично управлять каждым солдатом. Mad Doc Software стоило было дать какой-нибудь специфический приз — нечасто видишь, как юниты умудряются заблудиться в чистом поле. Учитывая, что противники ведут себя аналогично, становится понятно, почему Empire Earth 3 можно назвать стратегией лишь номинально.
И все-таки глобальный режим — лучшее, что есть в игре. Тут действительно начинаешь чувствовать себя Чингисханом и Наполеоном в одном лице, планирующим, как бы половчее прибрать мир к рукам. Особенно выгодно он смотрится на фоне одиночных миссий, исполненных унылого однообразия. Есть еще генератор карт, претендующий на звание «Самый неудобный интерфейс года».
Не работа над ошибками
Картину довершает феерическое состояние игры, в котором она поступила в продажу. «Зависшие» противники, прекратившие подавать признаки жизни и замершие посреди карты, — это здесь в порядке вещей. Куда более впечатляющим зрелищем является ваша собственная артиллерия, стреляющая не туда, куда ей приказали, а куда ей самой вздумается. Мануал обучает играть по скриншотам, на которых запечатлен совершенно другой интерфейс. В дополнение ко всему руководство отсылает к опциям, которые в игре отсутствуют как класс (несмотря на настойчивые советы игры « взглянуть на экран древа технологий », никому еще не удалось этот экран обнаружить).
При этом в многопользовательском режиме игра смотрится куда симпатичнее — от нее, страшно сказать, даже можно почти получать удовольствие. Наличие живого оппонента нивелирует недостатки вражеского AI и однообразный дизайн карт. Вы пытаетесь выжать максимум из своих страдающих олигофренией подчиненных, изо всех сил силитесь собрать армию быстрее, чем сосед… Но, увы, Empire Earth 3 губит ее упрощенность. Одна-две партии за каждую из сторон, и вы можете смело утверждать, что в этой игре вас уже ничем не удивишь.
* * *
После двух успешных игр такой грандиозный провал выглядит неожиданно. Самое интересное, что если сделать над собой усилие и перестать обращать внимание на недостатки Empire Earth 3, то через какое-то время можно заметить и достоинства. Обнаружится, к примеру, что непонятная экономическая система на самом деле элегантна и позволяет избавиться от обычной для RTS нудной возни с добычей многочисленных ресурсов. Что превосходство защиты над нападением заставляет самому искать лазейки к вражеской базе. Что задумки Mad Doc Software взялись не с потолка, и будь они реализованы с должным вниманием, Empire Earth 3 вполне могла бы оказаться отличной игрой. К сожалению, не сложилось.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 25%
Геймплей: 4.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Грандиозное разочарование для всех поклонников Empire Earth. От третьей части можно получить удовольствие, если вы готовы пройти три круга мучений: однообразия, недоработок и примитивности.
Рейтинг «Мании»: 5.0
«Средне»