Руководство и прохождение по "Diggles: The Myth of Fenris"
«И если вам сказано — закапываться в землю — то вы закапываетесь! Иначе вы не выиграете! (Идиоматические выражения пропущены.)»
Украинский инструктор российской команды в «За cтеклом — 3»
Вас, возможно, смутило то, что в заглавии данного материала я написал и европейское название игры. Не смущайтесь! Я просто отдаю дань справедливости: вначале это были просто Diggles (причем безо всякого определенного артикля “The” в начале). Дальше стало сложнее: как только разработчики поняли, что выходят далеко и надолго за рамки очередного клона “Диггера”, они тут же переименовали свой продукт в Wiggles , и вот на этом этапе к ним подключились наши орлы из Snowball (причем безо всякой иронии — у ребят просто нюх на достойные локализации продукты. От имени всей редакции “Игромании” рискну выразить наши… как это называется… ну, в общем, вы поняли, уверения в надлежащем почтении…). После этого игра стала называться “Гномы” , и никак иначе!
Для америкосов вышла версия под названием Diggles: The Myth Of Fenris — они, маньяки, как увидят что-либо, в первом слоге которого написано Dig (копать, рыть), так сразу хватают (надо отметить, беспроигрышный ход маркетологов из Innonics, хотя компания все равно приказала долго жить)! В просвещенных Европах вышли Wiggles (Непоседы) — тоже достойно: без претензий и лишней роскоши. А в наших пенатах о “Гномах” стало известно еще год назад.
Признаюсь, я без лишней ажитации отнесся к бурной рекламной компании, развернутой компанией “1С”, выступившей в роли российского издателя. Ну еще локализация! Ну очередная!! Ну и что!!! Подумаешь! Тем более что как раз в это время весь мир с напряжением ожидал новостей о “Демиургах” и других хитовых играх. О “Гномах” знали, но всерьез не воспринимали. Более того — их не начали воспринимать всерьез и после выхода. А зря!
Во всем виновата пресловутая “стебанутая” атмосфера игры и неоптимизированный, тормознутый движок. Да, это есть! Но атмосфера, на мой взгляд, именно такая здесь и нужна; а движок можно слегка “оптимизировать”, поставив программку для оптимизации оперативной памяти (у меня, к примеру, стоит RamBuster). Хотя по-любому — меньше 128 Mb RAM в случае с “Гномами” нонсенс. Опять же, имеет смысл создать на жестком диске своп-файл размером никак не меньше 650 мегабайт. И это нужно сделать независимо от наличия свободного места на диске — даже если у вас 20-гиговый винт и на нем кроме системы и “Гномов” ничего не стоит. Это разработчики постарались: игра не очень любит оперативку, даже не загружает ее полностью, а вот со свопом общается очень охотно.
Если не знаете, как создать своп, то… То и ладно — читайте дальше. Объясню. Итак: Пуск/Настройка/Панель управления/Система/Быстродействие. Давим кнопочку “Виртуальная память” , помечаем пункт “Параметры виртуальной памяти определяются вручную” и пишем в “Минимум” и “Максимум” никак не меньше, чем 650 (больше можно). Перезагружаемся и дефрагментируем диск (желательно с помощью комплекта Norton Utilities последних версий), чтобы поместить своп-файл в самую быструю область жесткого диска. Теперь “Гномы” будут более-менее живенько передвигаться по экрану.
Дабы избежать проблем со звуком, устанавливайте игру в каталог по умолчанию. Можно попробовать установить их и в любимую всеми папку Games, только каталог для установки обзывайте латинскими буквами, типа _C:\Games\Gnomes_ , и ни в коем случае _C:\Игры\Гномы_ — не любит игра кириллицу! И еще она не любит последний майкрософтовский хит — Windows XP.
Что еще следует сказать перед тем, как мы с вами начнем разбор полетов… Ах да, вот что! Я — вместе с вами — играю в “Гномов” и ни в коем случае в Wiggles или, упаси меня Господь, в Diggles. Наша локализация по всем параметрам на сто процентов лучше, чем даже оригинал. Вот такие чудеса случаются!
Единственная моя претензия — субтитры. Хотя тоже — как смотреть. В субтитрах то, что актеры должны были читать; а в натуре — то, что они произносят. Так вот, эта несостыковка, как ни странно, идет на пользу игре: ты слышишь то, что слышишь, а читаешь то, как оно надо. Причем эти две ипостаси совершенно ненатужно складываются в мозгу в единую картину, и понимание того, кто, что, когда и зачем от тебя хочет, не представляет никакой проблемы. Причем голоса, перевод и все прилагающиеся для локализационной критики вещи никаких претензий не вызывают. У нас получилось лучше, чем у немцев! Вот так-то!
В начале было слово. И слово было — Бог…
На самом-то деле все было наоборот. Сначала Один (кто сказал “Яхве”? Поймать, заарестовать и в наручниках — в Землю Обетованную!) создал Землю, а уж потом назвал ее Мидгард (для тех, кто не понимает по-шведски: Среднеземье), населил ее, как водится, а потом, зараза, потерял своего любимого песика — Фенрира. Нам-то пополам, но Одину без собачки не жить! Поэтому эта сволочь и будит нас среди ночи и посылает на поиски Фенрира. Конечно, просто так мы не соглашаемся: за то, что разбудил, послал и вааще — борода нам и название: гномы!
“ОК!” — сказал Один. — “Но только после того, как животное будет поймано. Тем более что у него ошейник из нескольких ну-оченно мне нужных колец!!”
“Ежкин кот!” — воскликнули все и стали судорожно пересматривать “Властелина Колец”. А зря! Ни фига подобного, дорогие мои.
Во-первых, ни в коем случае не давите эскейп, пока идут ролики создателей — вы пропустите замечательный мультик, рассказывающий о создании Мидгарда.
Во-вторых, не будьте так самоуверенны: не давите сразу на “Кампания” , честное пионерское, — лучше нажмите на “Вступление” : и вам понравится, и про Фенрира все досконально узнаете, и как с игрой обращаться, за час с лишним туториала тоже более-менее поймете!
Поехали дальше…
Вступление
А и тут все просто… Ха! Это я пошутил… Вы уже поняли, что не так все просто, как этот черт (то бишь я) малюет?! Пра-авильно поняли. Давайте начнем с управления.
“Так на диске все написано. Руководство приложено. В туториале рассказали и показали!” — воскликнет неискушенный читатель. И будет неправ!
Да — написано. Да — приложено. Да — рассказали и показали. Но…
Сразу скажу, что гораздо лучше распечатать нижеследующий текст и держать его перед глазами, нежели постоянно лезть на обложку диска и в Руководство (которое, кстати, не очень того. Впрочем — так всегда было и будет. И слава Одину — иначе не было бы нашего журнала!).
Вам мало этого аргумента? Тогда извиняйте. Удаляйте весь текст и играйте сами: Один вам поможет…
Со всеми остальными, не столь в себе уверенными, мы повторим прочитанное в руководстве и на диске. Повторение, как известно, оно — мать!
Итак, в основном игровом экране (взгляните на скриншот) вы видите много всякого. Пройдемся по кругу.
В самом верхнем левом углу иконка, вызывающая главное меню со всем известными пунктами типа “Сохранение”, “Загрузка”, “Опции” и т.д.
Вверху, в центре экрана — бегущая строка: в ней вы будете получать всю нужную вам информацию о жизнедеятельности ваших подопечных, квестах, новых изобретениях… Причем бегущая строка интерактивна. Предположим, в ней появилось сообщение: “Новое изобретение: Бордель” (чего вы улыбаетесь? Есть и такое строение!); щелкнув по этому сообщению, вы тут же получите описание новоизобретенного строения, назначение и прочую полезную информацию. Если информация касается гнома, то щелчок по бегущей строке мгновенно перенесет вас к данному гному. Удалить сообщение из бегущей строки (они очень навязчивы) можно щелчком по нему правой кнопкой мыши.
В правом верхнем углу экрана — информационная панель (по крайней мере, я ее так называю). Это — основная панель, с которой вам предстоит работать. Иконка над ней переключает панель со списком всех ваших зданий на список гномов. Двойной щелчок по любому из пунктов меню перенесет вас к данному гному/зданию.
Когда информационная панель показывает список гномов, то щелчок на имени гнома покажет всю его подноготную в процентах: голод, умения, настроение и прочую нужную информацию.
В правом нижнем углу — часы. Штука очень нужная для правильного распределения рабочего времени. Каждому гному вы можете назначить собственные периоды работы и отдыха — для этого нужно лишь сдвинуть с помощью нажатой левой кнопки мыши иконки с луной или солнышком на нужное количество делений. Светлая часть циферблата будет означать рабочее время, темная — часы отдыха. Под циферблатом — три числа, разделенные точкой, это игровые день, месяц и год. Так 14.6.3 означают четырнадцатый день шестого месяца третьего года игрового времени.
Рядом с циферблатом — шестеренки. Если они не перечеркнуты, то гном(ы) сами распоряжаются своим временем: в рабочее время делают то, что они лучше всего умеют делать (если нет прямых приказов), в нерабочее занимаются тем, чем захотят. Это называется автоматическое планирование. Если оно вам не нужно, щелкайте по шестеренкам, и тогда гном, с которым вы поступите подобным образом, будет стоять на месте как вкопанный, дожидаясь, куда вы его пошлете дальше. При этом ничего изготавливать в строениях вы его не заставите никакими коврижками, равно как и самостоятельно принимать пищу и совершать прочие действия — гном всегда находится в ожидании ваших приказаний. Отмена автоматического планирования — очень важный шаг. Сто раз подумайте, прежде чем совершить его. Иначе велика вероятность, что забытый вами гном с отмененным автоматическим планированием загнется от голода в забытом Одином уголке Мидгарда.
Посредине нижнего края экрана тянется ряд иконок. Если в информационной панели ничего не выбрано (а сбросить выделение в информационной панели можно правым щелчком в любом месте экрана), то внизу вы увидите “копательные” иконки: тоннель, крошечная, маленькая, средняя, большая пещеры и ластик. Несложно догадаться, что щелчок на иконке превратит курсор в планировщик будущих подземелий.
Выделение какого-либо гнома (в панели или просто на экране) приведет к появлению инвентаря. К сожалению, перемещать предметы внутри инвентаря нельзя. Там все сидит как влитое. Тем более нельзя вызвать инвентари сразу двух гномов и провести между ними взаимообмен. Единственная возможность поменять предметы у двух гномов — это свести их в одном месте, заставить одного гнома скинуть ненужные ему предметы (щелчок на предмете и еще один щелчок с зажатой клавишей Shift ), а затем приказать второму гному поднять брошенное.
Если в инвентаре есть какой-либо съедобный предмет или эликсир, то заставить гнома съесть или выпить это можно, нажав клавишу Alt и щелкнув по предмету мышой.
При выделении здания внизу появятся продукты, которые вы можете произвести в этом здании. Если иконка продукта с вопросительным знаком, значит, этот продукт еще надо изобрести. При наведении курсора на иконку появятся название и количество ресурсов, необходимых для изготовления единицы продукта. Затемненная иконка означает, что у ваших гномов недостаточно опыта, чтобы изобрести этот продукт. Оранжевая иконка сигнализирует о нехватке ресурсов.
Ну и наконец, внизу слева — мини-карта с кнопками масштабирования. Зеленым цветом на ней обозначены ваши строения и гномы, синим — найденные ресурсы, оружие, книги и прочие полезности, желтым — нейтральные объекты, красным — естественно, вражеские. Щелчок в каком-либо месте мини-карты перенесет вас туда.
С интерфейсом вроде все. Осталось разобраться с камерой. Она тут немножко вращается и масштабируется, хотя, как справедливо отмечено в нашем “Вердикте”, играть возможно лишь в одном положении камеры — когда она смотрит прямо на происходящее с максимального удаления. Но в любом случае, вращать камеру можно, удерживая клавишу Ctrl и двигая мышь; то же самое, только при нажатой правой кнопке, масштабирует игровой экран.
Все остальные кнопки расписаны на обложке диска, да и я буду еще называть самые нужные кнопки и сочетания клавиш. Единственное, что следует отметить, — на обложке компакт-диска произошла очепятка: клавиша F5 показывает родословную выделенного гнома, а клавиша F6 , соответственно, вызывает дерево уже открытых технологий (оно нужно для того, чтобы напомнить вам, что и где вы можете производить и для чего оно надо, — дерево технологий похоже на интерактивную энциклопедию).
Здания
Что вам прежде всего предстоит делать в “Гномах”, так это копать и строить. Без этого вы завязнете, причем достаточно быстро. Про “копать” мы более подробно поговорим ниже, а про “строить” давайте сейчас.
Здания в игре делятся на два типа: производственные и социальные. Здания первого типа, как вы догадываетесь, что-то производят, обрабатывают, готовят… В социальных строениях не производится ничего — они предназначены исключительно для отдыха и досуга ваших подопечных.
Все здания поставляются исключительно в упакованном виде — в ящиках, в которых лежат ресурсы, необходимые для постройки данного здания. Чтобы установить здание, нужно щелкнуть на ящике, нажать на появившуюся внизу иконку “Распаковать” и затем двигать полупрозрачный контур будущей постройки в нужное место подземелья, пока он не станет зеленого цвета. Как только вы этого добьетесь, кричите “Ура!” и совершайте щелчок левой кнопкой мыши. Контур отцепится от курсора и встанет на место, а свободный гном, у которого еще идет рабочее время, подхватит ящик и неспешно отправится строить дом. Сразу отмечу, что любые попытки построить что-либо в тоннелях потерпят немедленное фиаско. Для любого здания, даже для примитивного костра, нужна пещера — либо естественная, либо выкопанная вашими трудягами. Причем пещера должна быть нужного размера. Если в крошечную пещеру помещается костер, то реактор туда, ясное дело, не влезет. И еще один момент: вы можете построить здание на месте только что срубленных грибов, но больше в этом месте грибы расти не будут, а это один из самых важных ресурсов в игре, особенно в начале.
Как я уже обмолвился, для строительства и производства необходимы ресурсы. Их тут много. Попробую перечислить все: шляпки грибов, ножки грибов, хомяки, черви, камень, уголь, железо, золото, кристаллы. Возможно, я что-то забыл.
Шляпки, хомяки и червяки используются в основном как продукты питания, хотя хомяки также выступают в роли двигателей для энергетической установки и скаковых лошадей. Уголь — это топливо. А все остальное — строительный материал. Причем грибные ножки, как ни абсурдно это звучит, — местный аналог дерева, так что не удивляйтесь, что в Лесопилке и Мастерской плотника у вас будут просить именно этот хрустящий деликатес.
Все ресурсы обычно свободно валяются или произрастают в подземельях Мидгарда. Однако попадаются и глыбы руды, которые надо прежде разбить, если необходимо — переплавить, а уж затем пускать в производство чистый материал. Соответственно, здания, использующие одинаковый тип ресурсов, нужно строить рядом, во-первых, с источником ресурсов, а во-вторых, рядом с предприятием, обрабатывающим данный тип руды.
Разумеется, источники ресурсов не бесконечны. Более того, они имеют обыкновение очень быстро заканчиваться. Но тут вам на помощь придут два приятных момента. Для начала: здание можно просто упаковать в ящик, выделив его и щелкнув по соответствующей иконке, а затем отдать его какому-либо гному ( Alt +щелчок по ящику), перенести к вновь открытому и разбитому источнику ресурсов и распаковать его.
Хинт: чтобы так не возиться, перед щелчком по иконке упаковки нажмите и удерживайте клавишу Alt, а затем просто передвиньте полупрозрачный контур на новое место. Гном упакует строение, возьмет его и помчится снова его возводить.
Причем для распаковки и нового строительства вам уже не потребуется ресурсов — все необходимое лежит в ящике. Второй момент — это пограничные столбы. Многим непонятно их назначение, однако если установить такой столб у разбитой глыбы, то ваши гномы будут видеть этот ресурс и при необходимости отправятся за ним даже на другой конец карты.
Упаковать и перенести на новое место можно вообще любое здание в игре, и это придется делать достаточно часто. Процедура достаточно муторная, но необходимая — чем глубже закапываются ваши гномы в центр Мидгарда, тем дольше им придется бегать на базу, чтобы поесть или поправить здоровье. Может дойти до того, что все свое свободное время они будут бежать к кухне, чтобы поесть, а все рабочее — обратно к месту проведения землекопательных или прочих работ.
Конечно, при переносе всей базы тратится уйма времени на упаковку, таскание ящиков, перетаскивание уже изготовленных материалов, еды и пр. И тут на помощь приходит такое полезное сооружение, как склад. В этом здании вы можете складировать любые материалы, ресурсы, еду, ящики — по вашему выбору или все сразу. Причем при упаковке склада все хранимые в нем вещи упаковываются вместе с ним в один (!) компактный ящик. Соответственно, время на переноску, развертывание базы на новом месте и начало производственного цикла существенно сокращается.
Теперь давайте разберемся с биологическими ресурсами. С грибами, червяками и хомяками. Помимо того, что их можно собирать в тоннелях, что долго и неэффективно, все живое можно производить на фермах , что гораздо удобнее, особенно если поместить фермы рядом с местом, производящим пищу. Одна ферма может производить только один вид продукта: либо грибы, либо хомяков, либо червяков. Тип производимого продукта показывает зеленый огонек рядом с соответствующей иконкой. Причем для начала производственного цикла на ферму нужно доставить исходный материал: шляпку гриба, пару хомяков или червяков. Разумеется, тип производимого на ферме продукта вы можете в любой момент переключить. Если с животноводческими фермами все понятно — им место у пищеблока, то вот грибную ферму раздерут на части кухня и деревообрабатывающая промышленность. Вот вам и повод поломать голову над планированием базы.
Около половины доступных в “Гномах” зданий работает исключительно на энергии. Энергия в игре есть трех типов: энергия первого типа вырабатывается в колесах, которые крутят хомяки или вода (хомяки периодически требуют замены — они же живые, а воду не всегда найдешь. Дилемма!), энергию второго типа поставляет паровая машина, работающая на угле, и, наконец, энергия третьего типа вырабатывается реактором, для запуска которого нужна энергия низших типов. Вырабатываемая энергия не распространяется на всю карту — это было бы слишком просто. Радиус действия энергетических установок ограничен, так что располагайте здания, нуждающиеся в энергии, рядом с соответствующей установкой. Область действия энергетического поля видна, если выключить данную электростанцию — область синего цвета как раз и показывает радиус действия.
Двери, ловушки, лестницы и лифты. С этим вроде все должно быть понятно: двери и ловушки предохраняют вас от вторжения незваных гостей, лестницы и лифты ускоряют перемещение по вертикальным штольням. Чтобы ускорить передвижение по горизонтали, следует как можно быстрее изобрести и изготовить летающие доски или, на худой конец, хомяковых скакунов (доска или скакун должны быть в инвентаре у гнома, чтобы он мог ими пользоваться). Лестницы и лифты также можно упаковать и передислоцировать в нужное место.
Одновременно в одном здании производится одна единица продукта, однако назначать в производство вы можете сколько угодно продуктов — на какой есть ресурсы, тот и будет изготавливаться. Произвести можно от 1 до 9 единиц продукта, далее следует знак бесконечности (то есть продукт производится бесконечно), хотя в информационной панели будет обозначено, что здание производит 10 единиц данного продукта. Пусть это сообщение вас не обескураживает. Бесконечно производить имеет смысл разве что продовольствие, ну и, может быть, эликсир здоровья — элиздор.
Кстати, если уж речь зашла о названиях (хотя это и не касается непосредственно зданий, но производить-то вы все равно ЭТО будете в них). Большинство названий в игре — сложносочиненные слова. Пусть вас не пугают такие слова как: жарриб, грихль, червесу, элимол, грилик… Просто включите мозги и воображение, и вы поймете, что жарриб — это жареный гриб, грихль — грибной гриль, червесу — суп из червей, элимол — эликсир молодости, грилик — грибной ликер. В любом случае, когда вы что-либо изобретете с непонятным названием, щелкайте на сообщении в бегущей строке или вызывайте дерево технологий и опять же щелкайте по непонятному названию — вы получите описание данного продукта (в дереве технологий описание можно получить только по уже изобретенному продукту или зданию).
Здания вражеских гномьих кланов можно захватывать. Для этого достаточно навести курсор на чужое здание, зажать Alt и щелкнуть на нем.
Вот вроде и все, что касается зданий. Не забывайте, построив что-либо, выделять это здание и смотреть, что можно там сделать — включить, изобрести, построить, произвести и т.д.
Гномы
Вообще-то корректней их было бы называть виглами (непоседами) , полноценными гномами они станут лишь в финальном ролике. А пока они — сплошное ходячее недоразумение, требующее постоянного пригляда. Ну да ладно, гномы — так гномы! Так привычней и понятней.
Я уже говорил, что полный список клана Непосед, возглавляемого вами, отображается в правом верхнем углу экрана. Рядом с именем гнома вы увидите три индикатора. Первый — всем знакомая полоска здоровья, изменяющая свой цвет от зеленого до красного, второй индикатор — индикатор работы: если на нем луна — у гнома свободное время; ромбик на черном фоне — гном не работает, хотя у него рабочее время; тот же ромбик на красном фоне означает, что гном в данный момент трудится в поте лица. И самый последний, третий индикатор отображает моральное состояние данного гнома — тут все понятно, благо моральное состояние изображается рожицей в диапазоне от улыбающейся до грустной.
При выделении гнома вокруг него зажигается белая аура, информационная панель раскрывается, и вы получаете информацию об этом гноме. Чем он занимается в данный момент, его здоровье, сытость, внимание, настроение. Это основные параметры, присутствующие у каждого гнома. Разумеется, их надо поддерживать на достойном уровне: давать им есть, общаться друг с другом, отдыхать… Причем все это гномы могут делать только в нерабочее время. Если в рабочее время вы подведете голодного гнома к месту, где готовится пища, то он не кинется есть (если вы ему на это директивно не укажете), а скорее всего, наденет поварской колпак и отправится готовить еду, не взяв в рот ни крошки.
Вы можете заставить гнома использовать любой лежащий на земле предмет, зажав клавишу Alt и щелкнув по нему. Если вы просто щелкнете по предмету, например по еде, то гном отправит это в инвентарь. Однако в любом случае у каждого гнома должен быть один свободный слот в инвентаре — даже при использовании предмета на месте гном прежде всего отправит его в инвентарь, а уж потом употребит по назначению. У меня так один гном скончался от голода, хотя стоял среди груды продуктов — у него был полностью забит инвентарь. Однако мы отвлеклись.
Помимо основных, уже названных, параметров каждый гном обладает и своими, особыми умениями, которые вы можете развить, заставив гнома выполнять то, что он лучше всего умеет. Впрочем, вы всегда можете изменить профессиональную ориентацию гнома, заставив его заниматься не своим делом — рано или поздно он научится и станет спецом уже в другой профессии.
То же касается и боевых искусств. В информационной панели отображаются лишь наиболее развитые у этого гнома умения (чтобы просмотреть полную статистику, нажмите F3 ). И если вы видите, что данный гном превосходно владеет мечами, однако показатель Стрельба даже не отображается, то это не значит, что из гнома со временем нельзя будет сделать мастера спорта по стендовой стрельбе — просто вручите ему рогатку, не требующую стрелкового опыта, выбросьте из инвентаря все мечи, и гному волей-неволей придется стрелять по врагам, развивая именно стрелковый показатель. Позже вы сможете вручить ему более современное стрелковое оружие.
Кстати, по поводу “выбросьте из инвентаря”… Вы не можете заставить гнома использовать понравившееся вам оружие — гном всегда пользуется самым мощным из имеющегося и доступного на данный момент развития гнома. Так что если у гнома в инвентаре крутой меч и никчемная рогатка — то выбор будет в пользу меча, а рогатка так и будет лежать мертвым грузом. Так что я предпочитаю из боекомплекта иметь в инвентаре только два оружия — то, которым гном пользуется сейчас, и то, которым гном сможет воспользоваться с накоплением опыта (оно желтого цвета). После того как гном сможет воспользоваться более мощным оружием, старое либо просто выбрасывается, либо передается другому менее развитому гному, у которого такой штучки еще нет.
Опять же, прежде чем кидаться подбирать очередную блестящую штучку, выпавшую из очередной разбитой бочки, посмотрите — какому гному она нужнее. Предположим, вы нашли меч Двуручный , требующий навыка Двуручный бой , скажем, 14, а подобрать его вы приказали гному, у которого этот навык 2, потому что он прирожденный (или развитый) рукопашный боец. И что в результате? Меч-кладенец лежит мертвым грузом в загашнике, и этот гном им в жизни не воспользуется, потому что без более младших двуручных мечей ему никогда не прокачаться до нужного уровня!
Правда, есть еще один способ прокачивания способностей гномов. И этот способ — книги! Они, наравне с ресурсами и оружием, попадаются в бочках и сундуках, щедрой рукой разработчика разбросанных по карте уровня. Найдя книгу, наведите на нее курсор, и вы увидите ее название. Чаще всего оно несколько отвлеченное, например: “Все о поясах”. Попробуй догадайся, что прочтение этого фолианта увеличит навык Рукопашный бой у прочитавшего эту книгу гнома. Книгу можно взять с собой или прочитать на месте ( Alt +щелчок на книге). После прочтения книга исчезает. Это — неприятность, но вы с ней справитесь, если осилите весь этот текст или сразу перескочите в его конец.
Итак, вы уже догадались, что из гномов вам предстоит воспитывать специалистов. Специалистов в прокладке шахт, специалистов по обработке камней, специалистов по выплавке металла, специалистов по огранке кристаллов, специалистов по войне… Да бог знает еще каких специалистов!
Как бы так это сделать, чтобы не запутаться? Лично я разбил гномов на две половины и каждой половине назначил рабочее время так, чтобы оно начиналось в тот светлый момент, когда другая половина отправляется на отдых. Из каждой половины по два гнома назначались шахтерами (чтобы выбрать нескольких гномов, удерживайте Shift , а присвоить выделенному отряду цифру можно привычным всем стратегам сочетанием Ctrl +цифровая клавиша. Причем одного и того же гнома можно назначать в разные отряды одновременно. Так, у меня один из шахтеров сидел в отряде под цифрой 1 и одновременно был стрелком в отряде 8 — при нажатии 1 или 8 он благополучно оказывался в нужной в данный момент команде), а остальные поодиночке прикреплялись к разным зданиям: пара гномов из разных половин отвечала за костер, пара — за ферму и т. д. Прикрепленный к зданию гном (выбрать гнома, навести на нужное здание, нажать Alt и щелкнуть на здании) работает в этом здании до тех пор, пока там есть работа, а затем отправляется делать что-нибудь еще, например, помогать шахтерам.
Так же поступают и гномы, которых вы заставляете, например, разбивать скалу — они будут долбить все глыбы с ресурсами, которые видят (вот для чего нужны пограничные столбы), а затем делают что-нибудь другое.
Если гномов не прикреплять к зданиям и не заставлять делать конкретную работу, то они будут кидаться на ту работу, на которую у них хватает умений — это процесс хаотичный и неуправляемый. Кто знает, что ему в голову взбредет? В результате у вас не получится ни одного специалиста — все будут недоразвитыми универсалами. Оно вам надо?
Оружие я выдавал всем без исключения гномам. Уж шахтеры точно должны его иметь — они самыми первыми сталкиваются с опасностями. В принципе — у меня получились шахтеры-воины, однако вам никто не мешает создать специальные военные отряды и присылать их на место ристалища вместо шахтеров, которые должны будут спешно уносить ноги.
В “Гномах” помимо безусловных подземных врагов и подчиненных Фенриру троллей вам встретятся и другие гномьи кланы. Большинство из них настроены к вам индифферентно, однако вы легко можете сделать из них врагов, начав у них воровать еду и ресурсы (в которых вы, конечно же, остро нуждаетесь, а иначе ни-ни!), либо просто напав на любого чужого гнома, нажав Alt и щелкнув по нему. Все постройки и чужие гномы на мини-карте мгновенно из желтых станут красными, и вы можете вдоволь навоеваться с конкурентами. Зачем это надо? Ну, во-первых, во имя пущей прокачки военных умений, а во-вторых — вы помните, что можно захватывать здания? Ну вот! Благо уже сработанные чужими руками материалы, ресурсы и еда никуда не деваются, и вы можете после захвата ими воспользоваться ради вящей славы клана Непосед. Хотя это весьма нездоровый путь! Ай-яй-яй!!!
Но откуда набрать столько гномов? Ведь построек, требующих пригляда, ого-го сколько, а гномов всего шестеро! Так ведь они размножаются! Стоит вам оставить отдыхающих гномов в покое, как они, сытно поев и сладко поспав, начинают разводить треп, обсуждая насущные проблемы. И как-то так получается, что во время этого самого ни к чему не обязывающего трепа создаются пары и зачинаются дети. После не очень долгого срока беременности появляются маленькие гномики, уже унаследовавшие кое-какие родительские умения. Первый день своей жизни они ни на что не способны: ползают везде, агукают, пускают слюни… А уж потом взрослеют и становятся полноправными членами вашего гномьего коллектива. И вот с этого момента воспитанием новичка должны заниматься вы лично. Отсюда вывод: чтобы получать постоянный прирост численности населения и не допустить демографического кризиса, одновременно отдыхать должны представители обоих полов. И во время отдыха их желательно не трогать, не заставлять копать какую-нибудь штольню, которая вам вдруг срочно занадобилась. “Гномы” — игра неспешная, торопиться здесь некуда и незачем. К “Гномам” лучше, чем к любой другой игре, подходит геймерская поговорка: “Поспешишь — перезагруз совершишь!”. Впрочем прирост популяции можно вызвать, дав гномам напиться приворотного зелья или гномиагры.
Если гномы рождаются, значит, они и умирают? А как же! Средний срок продолжительности гномьей жизни — 24 местных дня. Накануне предстоящего отхода в мир иной вы получите в бегущей строке сообщение: “Гном такой-то очень стар(а)”. После этого сообщения счет идет на наши минуты — вам надо либо распорядиться имуществом умирающего гнома, передав его в надежные руки (чтобы не потерялось в лабиринтах), либо… превратить его снова в агукающего и пускающего слюни младенца — подарить ему вторую (третью, десятую…) жизнь. Во втором случае все навыки и умения старого гнома сохраняются в младенце, и надо лишь подождать, пока он вырастет. Свершить это чудо можно одним-единственным способом — дать выпить потенциальному покойнику элимола (эликсира молодости). Элимол либо ищется в бочках и ящиках, либо производится в Храме (а до него вы еще попробуйте достройтесь и доизобретайтесь по технологической цепочке). После естественной или неестественной смерти гнома все его имущество остается лежать там, где он почил, и вполне доступно для собирания.
Помимо полезных напитков (типа пива, повышающего настроение) или эликсиров, ваши гномы могут также производить и грилик — грибной самогон, злоупотреблять которым настоятельно не рекомендовано местным Минздравом. Даже Фенрир с опаской относится к этому продукту.
Я уже говорил о том, что гномы разговаривают между собой во время отдыха. Этот треп не столь бессмысленен, как представляется на первый взгляд. Помимо обычного флирта, он содержит и полезную информацию. К примеру, гномы могут начать жаловаться на то, что им надоело спать в палатке — значит, надо задуматься о постройке спальни, а впоследствии и шикарной спальни. Гномы мечтают принять ванну? Флаг вам в руки. Обмениваются кулинарными рецептами? Пора научиться готовить жаркое из хомяков или суп из червяков, тем более что эти блюда гораздо более питательны, чем жареные грибные шляпки.
Все эти роскошества самым непосредственным образом влияют на настроение гномьего поголовья. Из хандрящего гнома и работник никакой, да и помрет он гораздо раньше.
Ближе к концу игры вы сможете построить или захватить школы и спортзалы — подумайте сами, для чего нужны эти сооружения.
Инвентарь у гномов маленький. Даже очень маленький. Всего шесть слотов. Даже пять, если учесть, что один постоянно должен быть свободным для приема пищи и прочих полезных вещей. Постарайтесь как можно скорее изобрести в лесопилке рюкзачки и снабдить ими всех своих гномов. Плюс четыре слота. Мало, конечно, но десять — все же лучше, чем шесть. Правда, и сам рюкзак занимает место в основном инвентаре, так что на все про все у каждого гнома получится по восемь слотов, но уж эти восемь вы можете забивать со спокойной душой.
Вот такие они, гномы, — за каждым глаз да глаз нужен. Надеюсь, у вас их (глаз) хватит на всех, и ваше маленькое племя к концу игры превратится в роюще-строяще-рубяще-стреляющую династию.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Все ниже, и ниже, и ниже…
Все ближе, и ближе, и ближе подходим мы с вами к самому интересному — к прохождению. Но прежде чем мы с вами с головой погрузимся в подземелья Мидгарда, добавлю еще несколько слов.
Карты миров Мидгарда (а всего их четыре) генерируются случайным образом из больших блоков, содержащих как просто пространства с тоннелями, так и квестовые объекты. Так что местонахождение тех или иных объектов в прохождении я даю условно. Давайте сразу договоримся — если я говорю, что там-то надо идти туда-то, значит, именно там надо идти туда. Такова география данного блока карты, и она не меняется. Если же сказано “где-то ниже”, значит, то, к чему мы стремимся, может оказаться как прямо ниже, так и сбоку ниже. Тут уж вам придется надеяться на удачу и копать, копать, копать…
Кстати, о том, куда копать. Копать всегда надо ВНИЗ. Фенрир убежал в центр земли, туда и надо вам стремиться. Конечно же, на пути вам будут встречаться уже кем-то прокопанные горизонтальные ходы. Исследуйте их, копайте их продолжения в стороны. Очень часто, пройдя по горизонтальному проходу, вы попадете в вертикальную штольню. Если проход начинает петлять мелкой змейкой, это верный знак того, что он вас выведет к какому-нибудь нужному или интересному месту.
Копать очень просто. Вспомните Dungeon Keeper. Ну так вот: то же самое. Сбрасываете все, чем вы интересовались в информационной панели, правым щелчком в любом месте экрана, жмете на иконку “Тоннель” в нижней части экрана и, зажав левую кнопку мыши, проводите прямую линию будущей шахты. После этого выбираете работающих шахтеров и щелкаете на выделенную область курсором, превратившимся в кайло.
Точно так же строятся и пещеры. Только учтите, что пещеру нельзя выкопать в уже готовой, природной пещере — только в глухой стене, и нижний край будущей пещеры должен упираться в нижний край уже готового тоннеля. И еще: чем больше гномов копают пещеру, тем быстрее она будет построена — в штольне это не принципиально, потому что больше двух-трех гномов в ней все равно не разместится.
Если маркер тоннеля или пещеры становится красным (целиком или местами), значит, тут копать нельзя — твердый гранит даже гномьим кайлом не возьмешь. Придется копать в другую сторону или в другом месте. Иногда в толще гранита проскакивают полоски нормальной почвы шириной как раз в шахту. Чаще всего они ведут к каким-нибудь секретным местам или нужным помещениям. Отличить на глаз такие места от гранита достаточно сложно, и здесь на помощь придут пещеры. Нет, мы не будем их строить (все равно не получится), но зато, если выбрать пещеру, зажать и держать левую кнопку мыши и поводить маркером пещеры вокруг удобного места, то там, где маркер из красного станет синим, — можно копать. Только учтите, что нижний край маркера в такой ситуации всегда будет красного цвета — там ведь нет прокопанных тоннелей, а значит, пещеру построить нельзя. Ориентируйтесь на середину маркера.
Вот теперь вы уже достаточно подготовлены. Осталось лишь проверить ваши знания на практике. Умения придут в процессе. Совсем как у гномов.
Сохраненные игры
В качестве бонуса я приложил комплект сейвов — по одному на каждый мир. Это не начало миров, это наиболее критичные моменты в каждом из миров. Причем базы гномов не отстроены, разве что есть основные здания — так что простор для зодчества и развития у вас остается, но большая часть карты уже открыта, и вы знаете, куда идти! А это ли не есть хорошо? Просто разархивируйте этот архив в папку _\Data\Gamesaves_ , и счастливых вам дней, проведенных за игрой!
В зависимости от того, где вы читаете данный материал, вы найдете комплект сохраненок либо на компакт-диске в соответствующих разделах, либо на сайте, отправившись по приводимому линку.
Мир первый. Девственный лес
Итак, эльфиха, которую Один приставил к вашей гоп-команде проводником и советчиком, встречает вас на поверхности земли и выдает два кольца — Земли и Жизни, — все что осталось от шестиколечного ошейника Фенрира, который только и мог удержать его в узде. Ваша задача проста, как три копейки: найти недостающие четыре кольца, Фенрира и обуздать его. На поверхности вроде как хорошо: места — навалом, грибы — растут, еда — вяляется. Скорее всего, у вас возникнет желание разместить первопоселение прямо здесь. Не надо! Подберите все, разбейте бочки, хватайте ящик с костром и копайте вертикальную штольню вниз. Очень скоро вы наткнетесь на горизонтальные проходы, идущие от центрального тоннеля вправо и влево. Исследовав их, вы обнаружите две уютные пещерки с грибами. В них и размещайтесь.
Надо сказать, что все квестово важные места в этом мире расположены по центральной оси, коей является только что прорытый вами тоннель. На него и ориентируйтесь. Я не говорю, что они расположены строго по этой оси — возможны отклонения вправо и влево, но небольшие.
Ниже и левее вашего лагеря вы обнаружите небольшую пещерку с двумя гномами, принадлежащими к клану Травников. Собственно, им на вас глубоко начхать — они обкурились мухоморных сигарет и мало что соображают, однако наводку они вам дадут: ворота в Подземный мир может открыть Ключница этого клана. Однако вот незадача: Ключницу поймали тролли, посадили за решетку в своей крепости и требуют от нее открыть ворота. Но та ведет себя как Зоя Космодемьянская и не соглашается. Так вот, если Непоседы освободят Ключницу, та, возможно, откроет им ворота. Копайте дальше.
Вам могут встретиться еще три места: деревня Травников, пещера с двумя троллями и эльфы. У Травников при желании вы можете поживиться их запасами (только не жадничайте, а то обретете в их лице врагов, и придется драться), к троллям лучше соваться по крайней мере втроем-вчетвером — они вообще, по-моему, самые сильные противники в игре; эльфы попросят добыть воды, пообещав взамен суперский меч, — вода где-то внизу. Однако учтите, что эти места могут вам и не встретиться (тут уж как карта сгенерируется) — они не имеют никакого значения для решения квестовых задач, и поэтому их присутствие на карте необязательно.
Копаем дальше вниз. Наконец вы наткнетесь на проход, который приведет вас к Отшельнику. Это мужик нужный. Он пожалуется вам на то, что тролли украли у него с фермы хомячков, и попросит вас доставить ему замену. Поймайте шесть хомячков и принесите Отшельнику. Взамен он даст вам карту подкопа под крепостью троллей. Подробно рассмотреть ее можно, щелкнув по ней в инвентаре при нажатой клавише Alt.
Если от фермы Отшельника двинуть вправо по проходу, чуть-чуть его прокопать и пройти дальше, то скоро вы наткнетесь на секретное место — глубоко внизу стоят бочки, скрывающие в себе, очевидно, много полезного. Правда, спуститься прямо к бочкам не получится. Единственное место, где можно прокопать проход вниз, находится правее, за дверью. Но вот дверь никак не хочет открываться. Видите небольшое подземное озерцо над головой? Копайте туда. Поток воды хлынет вниз, к бочкам, и откроет дверь. Вот теперь спускайтесь вниз и получайте заслуженную награду.
Левее и ниже фермы Отшельника находится крепость троллей, а над ней — троллиный форпост. Я не знаю, до чего вы докопаетесь первым, но имейте в виду: в троллином форпосте нас с вами интересует кольцо, спрятанное в одном из сундуков, а в крепости троллей — Ключница.
Если с форпостом все просто — замочить троллей, забрать кольцо и прочие драгоценности, то освободить Ключницу можно двумя способами: первый — собрать всю команду, сломать ворота крепости и выдержать ох какой нелегкий бой с троллями, а уж затем освободить Ключницу. Второй способ намного проще: на подходе к крепости троллей вам покажут мультик, где гномы обратят ваше внимание на выбоину в тоннеле: это как раз то самое место, которое на карте Отшельника обозначено красным крестом. Далее идите/копайте по карте, и вы выйдете с другой стороны крепости, где и томится в застенке Ключница. Вам останется лишь нажать выключатель и освободить ее. И никаких потасовок с троллями! Однако и троллиных сокровищ из крепости вам не видать. Впрочем, никто не мешает вам устроить драку с троллями и после освобождения узницы. Ключница скажет вашим гномам, что для того, чтобы открыть ворота, ей необходимо кольцо, и убежит в неизвестном направлении, пожелав на прощание скорейшей встречи у ворот в Подземный мир.
На этом этапе, возможно, даже до освобождения Ключницы, желательно заняться переносом вашего хозяйства пониже — куда-нибудь на уровень крепости.
Ворота находятся в самом низу. Туда и копайте. Ориентируйтесь на крепость троллей и центральную шахту. Однако возможны варианты. Скорее всего, вы расчертите карту на мелкие квадратики тоннелей, прежде чем наткнетесь на проход, ведущий к воротам. Но нет худа без добра! Барахлишка поднакопите, опыта прокачаете.
После того как вы наткнетесь-таки на ворота и Ключницу, она откроет вам ворота, и у вас будет ровно 41 минута на то, чтобы упаковать свои манатки и перейти всем скопом в следующий мир.
Мир второй. Мир серы и воды
Спустившись по штольне вниз, вы увидите пещеры, вполне пригодные для обустройства. Там и располагайтесь. Даже если вы по каким-либо причинам не успели перенести шмотки в этот мир, не расстраивайтесь — костер по крайней мере у вас будет. А значит, можно начать все сначала. Хотя и обидно. Кстати, костер для обустройства у вас будет всегда. Только вот время, потраченное на строительство нового хозяйства…
Ну да к делу. Прокопавшись, как положено, вниз, вы обнаружите горизонтальный проход. Отправляйтесь по нему вправо. По пути вам, кроме всякой мелкой живности, встретятся и чужие цветы , непосредственный контакт с которыми смертельно опасен. Их следует расстреливать из рогаток издалека.
В конечном итоге вы наткнетесь на деревню Ударников. Если у Травников вы и могли что-то украсть, то с Ударниками такой финт ушами не пройдет — либо деритесь, а их очень много. Да и развиты они наверняка получше, чем ваши Непоседы. Исследовав деревню, вы наткнетесь на вагонетку. Ваша задача: спустить ее с первого уровня, на котором она находится, вниз — на четвертый. Там она перевернется и вывалит кучу угля.
Впрочем, с вагонеткой можно не связываться. Уголь на данном этапе для вас не должен быть критичным ресурсом. А в квесте с вагонеткой проскальзывает глюк — зачастую ее нельзя спустить с третьего на четвертый уровень. Так что ну его — этот плод цивилизации!
Спускайтесь в самый низ деревни Травников и копайте еще глубже. Дорога, ведущая вниз, приведет вас к затонувшему (это под землей-то!) кораблю, который разработчики, не мудрствуя лукаво, назвали “Титаник”. И правильно, чего мелочиться!
В “Титаник” вы зайти не сможете, разве что в подводном колоколе (если у вас есть где и на что его строить) — корабль заполнен водой. Прокопайтесь к пещере справа от корабля. В ней находятся Дракон и помпа, которая может откачать воду с “Титаника”. При слове “дракон” не напрягайтесь, а увидев, что помпа требует 30 угля, расслабьтесь — я сказал, что уголь не критичен?! Так оно и будет. Пройдите мимо дракона к помпе. Земноводное попросит вас расширить его пещеру. Раскопайте крошечную пещеру между пещерой с драконом и помпой. Затем включите помпу. Подойдите к носу “Титаника”, а затем возвращайтесь к дракону. Животное в благодарность за решенный квартирный вопрос своим огненным дыханием заведет помпу и откачает воду с корабля.
Однако набежавшие тролли убьют дракона, и перед своей смертью он отдаст вам яйцо с наказанием отнести его супруге. С троллями вам драться не придется — их сожжет дракон. Идите на “Титаник”. Спускайтесь вниз.
Внизу вас ждет новая головоломка. Пройти мимо поршней вы не сможете до тех пор, пока их не отключите, а отключить их может, очевидно, только рубильник с противоположной стороны. Добраться туда можно исключительно через систему дверей, которые открываются лишь на время, достаточное для того, чтобы войти или выйти из комнатки с очередным выключателем, но недостаточное, чтобы войти-нажать-выйти. Эта головоломка решается как минимум тремя гномами. Первый дежурит у выключателя внизу. Второго следует сразу отправить наверх к левой двери, третьего — к правой. Итак: жмете выключатель внизу, заводите гнома в открывшуюся левую дверь, жмете выключатель там, заводите гнома в дверь справа, выключатель внизу освободит гнома из левой каморки, и теперь он сможет войти в дверь, которую откроет гном из правой каморки. Вы окажетесь на пандусе, который приведет вашего гнома прямиком в… щупальца гигантского осьминога. Он скинет вашего гнома вниз, потратив некоторое количество его здоровья. Ваша задача — поскорее проскочить мимо него к рубильнику, отключающему поршни.
Вот теперь собирайте у логова осьминога команду стрелков и отправляйтесь расстреливать его. Мечники и рукопашники тут бесполезны — осьминога можно убить лишь стреляя в голову, мечи до нее не достанут.
После расправы над головоногим забирайте кольцо Воды из сундука, который он охранял, и отправляйте шахтеров копать тоннель вниз в самом конце прохода справа от логова осьминога. Остальные же пусть идут паковать манатки.
Скорее поздно, чем рано, вы докопаетесь до разрушенного моста. К этому моменту у вас в наличии должно иметься 15 грибных ножек и 10 железа (обратите внимание: не железной руды, а уже чистого железа). По идее, ферма у вас уже должна быть, а если вы не доросли до плавильни, то готовое железо в нужном количестве можно легко найти в проходах.
После мультика про починку моста переходите через него со всем скарбом и оказывайтесь в новом мире.
Мир третий. Кристальный мир
Как положено, спускаемся вниз и развертываем хозяйство. По пути вам встретятся демоны и пауки — все они не жильцы на этом свете. Только пауков после убиения следует добивать, тогда они превращаются в кристальную руду.
Спускайтесь еще ниже. После серии лестниц вы окажетесь практически на свежем подземном воздухе. Справа вас ждет большущая крепость троллей , а прямо напротив нее — слева — таращит пустые глазницы заброшенная крепость Непосед.
В первую очередь вам следует зачистить крепость троллей. Стрелки с рогатками тут не помогут: тролли, если вы заметили, не бессловесные твари и кидаются в рукопашную. Так что любители помахать кулаками и мечами тут будут в самый раз. Главное — выдержать первую волну нападения. После этого можно подлечиться, накопить силенок и уж затем смело заходить в крепость и методично обследовать ее, уничтожая по пути все, что шевелится. В крепости троллей нас с вами в первую очередь должны интересовать не драгоценности, распиханные по бочкам и сундукам (хотя и они тоже, конечно), а портрет Белоснежки, висящий в одной из комнат. Забрав этот портрет, можете продолжить обследовать крепость троллей или сразу отправляться в крепость Непосед.
Нам надо обнаружить еще три портрета; один из них находится наверху башни. А остальные два — в потайных комнатах уровне эдак на втором ниже пола крепости. Здесь вам очень поможет умение находить потайные проходы с помощью маркера пещеры. Также повнимательней приглядывайтесь к текстурам.
Собрав все три портрета, спускайтесь еще на уровень ниже в Картинный зал. Здесь вам надо правильно разместить найденные картины: Белоснежка должна смотреть на портрет пожилого гнома, а остальные портреты следует развесить так, чтобы они располагались по размеру — от большего к меньшему и смотрели в нужную сторону — в центр.
Как только вы правильно расположите портреты, откроются двери справа и слева. Левая приведет вас в кладовую, наполненную золотом. Там же вы найдете и гиперболоид. Ша! Это не оружие, чего обрадовались?! Это местный аналог отбойного молотка — не все кайлом махать!
Проход в правой двери в конечном итоге приведет вас в деревню Умников. Сразу скажу — вам эту деревню предстоит захватывать. Без паники! Умники, они на то и Умники, чтобы думать, а не стрелять. Бойцы из них, прямо скажу, никакие. Правда, вот закавыка: ваши мужики при подходе к деревне закатили глазенки и куда-то отправились. Так что дальнейшее расследование и спасение мужиков лежит исключительно на мощных плечах бабского коллектива.
Спускайтесь в самый низ деревни, не делая пока никаких враждебных шагов в адрес Умников — это принципиально! Вы должны оказаться в огромном зале с каким-то непонятным агрегатом. Тут вам и покажут мультик, подробно разъясняющий, что случилось с вашими мужчинами: колдунья Лорили своим пением очаровала их и заковала в кристаллы в своем логове. Нескольких своих мужиков Умники спасли, соорудив граммофон, который своим звуком заглушает пение Лорили. Граммофон граммофоном, но работает-то он благодаря не только колесу с огромным хомяком, но и очередному кольцу, призывно сияющему в недрах сооружения.
Раз сияет призывно, значит — надо хватать. С этого момента Умники становятся вашими заклятыми врагами, да и хомяк вырывается из колеса. Сражайтесь на два фронта, и да пребудет Один с вами! Единственное, что я могу посоветовать: оставайтесь на месте — не бегайте за Умниками по всей деревне. Они сами будут подлетать к вам на своих досках. Тут-то вы их и положите. Обследуйте поле брани: если не обзавелись своими летающими досками, подберите то, что осталось от Умников. У некоторых из них были ружья — не побрезгуйте.
Ну а дальше отправляйтесь захватывать строения Умников, не забывая приводить их в действие. К следующему этапу вы должны изготовить 12 кристаллов из кристальной руды — без них никуда!
Чуть ниже примитивной кухни Умников… ой, извините… вашей примитивной кухни есть проход, ведущий вправо и закрытый дверью. Туда и направьте свои стопы. Вы придете в лабиринт. Обследуйте его весь (кстати, там есть еще пара-тройка кристаллов). Проройте проходы в перегородках лабиринта везде, где это возможно сделать. Мужиков своих вы, наверное, уже обнаружили. Но этим мы займемся гораздо позже.
Прежде посмотрим, что скрывается в сундуке за дверью, которую никак не открыть. Вставляйте украденное у Умников кольцо Магии в руки статуе и поворачивайте столбы так, чтобы лучи от них светили прямиком в это кольцо. Ну а дальше все просто: вставляйте кристаллы в светильники так, чтобы луч, отбрасываемый кольцом, пришел прямиком к запертой двери.
Ну вот, дверь разбита, а в сундуке оказался амулет Огня , добавляющий мощи Огненному Мечу и прибавляющий настроение. Если у вас есть Огненный Меч, амулет должен отправиться прямиком к его благословенному носителю.
Прежде чем освобождать мужиков, вставляя кристаллы в нужные светильники, сверните все свое хозяйство (по крайней мере, соберите все необходимое), не забудьте хозяйство своих мужиков — из кристаллов они выйдут абсолютно без ничего, только в одежде. Все собранное перетащите к пещере с мужиками — и вот теперь можете их освобождать!
После освобождения мужиков у вас будет 21 минута, чтобы пройти через открывшиеся ворота в…
Мир четвертый. Долина лавы
Все как обычно. Спускайтесь, стройтесь, облачайте спасенных мужчин. Не огорчайтесь, если кого из мужиков недосчитаетесь — они и в кристаллах стареют, правда, медленнее.
По пути вам встретится мадам Дракон. Отдайте ей прощальный привет супруга — яйцо — и получите Волшебный Молот.
После благополучного обустройства на новом месте собирайте армию и спускайтесь вниз. Как спуститесь, слева обнаружите Лавовый замок и новую головоломку. В этом замке наверху вы обнаружите последнее кольцо — кольцо Огня. Однако добраться до него мешает лава, заполнившая четыре прохода. В прихожей замка на стене четыре кнопки, при нажатии на которые над ними высвечиваются стрелки, показывающие, в каких из проходов в какую сторону движется лава. Чтобы опустить лавовый поток до нужного уровня, одну и ту же кнопку придется нажимать несколько раз.
Тут нужно действовать двум гномам — один жмет на кнопки, другой, остерегаясь плюющихся огнем барельефов, пробирается к кольцу. Думаю, разобраться, что к чему, вам не составит труда — все достаточно наглядно и просто. Забрав кольцо, заверните вентиль, и теперь вы сможете легко вернуться к своим уже безо всякого нажимания кнопок.
От Лавового замка ваш путь лежит вправо и вниз в деревню… Как же их звали? Не помню! Да это и неважно.