08 марта 2008
Обновлено 17.05.2023

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад - изображение обложка

Во что играли 5 лет назад

Tom Clancy’s Splinter Cell

Дата выхода : 2003

Жанр : сбывшееся предсказание

Издатель /разработчик : Ubisoft Entertainment/Ubisoft Montreal

Пять лет назад объявленная в Splinter Cell ситуация казалась глупым, но забавным анекдотом. Американцы в Тбилиси? Спецслужбы США взялись за президента Грузии Kombayn (читается « Комбайн ») Nicoladze? Теперь не смешно. В Грузии кучкуются американские военные советники. Моих соседей-грузин, державших уютный продуктовый магазин в торце московской «панели», депортировали на родину. Драматургия отношений Россия-Грузия слизана у Шекспира: лица мрачны, яд на клинках. А сюжет Splinter Cell, напротив, удивляет своей прозорливостью: откуда Клэнси-то узнал?

Сама игра детонирует в памяти даже не трехглазым прибором ночного видения, который крепился ко лбу агента Фишера, а ласковым словом « плавно ». Вы помните, как плавно двигался Фишер? Как грациозно он подтягивался, как по-кошачьи крался по тбилисским переулкам, как нежно хватал за горло охранника и торжественно вел того в неосвещенный закуток? Геймплей Splinter Cell (сиди в тени, туши лампочки) мы уже более или менее знали по Thief. А вот необыкновенную акробатику и подробную, дорогостоящую анимацию увидели едва ли не впервые. Обаяние Splinter Cell — это прежде всего обаяние денег: нас подкупили.

Оказывается, это приятно.

Во что играли 10 лет назад

Worms 2

Дата выхода : 1998

Жанр : типа война

Издатель/разработчик : MicroProse/Team17

«Википедия» смешно разбирается с жанром Worms 2 : пишет, что artillery game, типа игра про пушки. Но почему не «игра про отношения» (черви постоянно вступают в эти самые), «про погоду» (здесь такое делают против ветра!) или, допустим, «про рытье траншей»? Все это в Worms 2 есть. А кроме того, есть тактика и стратегия, долгие паузы и экшен, ландшафтный дизайн, циничные скетчи уровня «Монти Пайтона», паркур, фантасмагория… Безумный коктейль. Такие сейчас не мешают, да и раньше делали только по наитию. Бармены из Team17 явно находились в состоянии сильн. алк. оп., и Worms 2 для них — случайный шедевр. Продолжения «червей», собранные по более или менее тем же правилам, успехом не пользовались. А относительно свежие Worms 3D смогли занять меня всего на десять минут — причем я продержался на девять минут больше любого другого обладателя копии.

Со стороны Worms 2 выглядят несерьезно. Лупоглазые кольчатые черви пищат, дрожат, потом достают адские пушки и фигачат. Но это, в принципе, случай Team Fortress 2 : детский сеттинг, зато игра очень зрелая. Именно поэтому Worms 2 надолго обосновались на ноутбуках, став спасательным кругом в ситуации «командировка, несколько коллег, один компьютер». Последний раз я играл в Worms 2 на сочинском фестивале «Кинотавр» в 2006 году. Папарацци из желтой ежедневной газеты днем фотографировал на пляже голопузых знаменитостей, вечерами работал по клубам, а ночами приглашал знакомых в гостиничный номер, включал тяжелый оцинкованный лэптоп и… Да, вы все правильно поняли.

Во что играли 15 лет назад

Sam & Max: Hit The Road

Дата выхода : 1993

Жанр : веселые поиски

Издатель/разработчик : LucasArts

Наши юные читатели, вероятно, озадаченно хмурят лбы: « Сэм с Максом?.. Что-то из нового! » — и быстро вспоминают квесты, сфабрикованные в 2006-2007 гг. На самом деле Sam & Max сильно старше вашего хомячка, собаки и даже, может быть, вас самих. В 1993-м два мультипликационных честных детектива, флегматичный пес Сэм и кровожадный кроль Макс, берутся за первое дело — ищут пропавшего снежного человека. В ходе расследования партнеры объезжают пол-Америки, собирают столько шерсти бигфутов, что можно связать свитер, дергают за бороду восковую фигуру, ломают робота марки Macrohard — и ведут себя крайне раскрепощенно, если не сказать по-дурацки. Какая там «Наша Раша»! В диалоге с любым NPC есть опция «ляпнуть глупость», и, знаете, эта возможность используется на всю катушку.

В 1993 году в Россию везли гуманитарную помощь — коробки с тушенкой, консервированные ананасы, плохие китайские игрушки (я, получив продуктовый набор из Германии, немедленно отправил в ответ набор значков «Города-герои СССР»). «Бригада» была не в телевизоре, а на улицах: во дворе моего дома на Гоголевском бульваре за лето сгорело три черных иномарки. По центральному телевидению запретили показ «Лебединого озера», чтобы не смущать население. И вдруг посреди этой чернухи появляются Sam & Max! Это просто чтобы вы понимали, каким они были — и, между прочим, остались! — праздником.

Во что играли 20 лет назад

Airborne Ranger

Дата выхода : 1988

Жанр : день ВДВ

Издатель/разработчик : MicroProse

Чтобы увидеть, какой путь проделали игры за двадцать лет, достаточно сравнить Airborne Ranger с новейшим Medal of Honor: Airborne. Medal of Honor — это большое кино, чистый Спилберг. Детальные лица солдат, всамделишный дым, убедительные руины… А Airborne Ranger — ну так, школьник в тетрадке войнушку нарисовал. Зато внутри все ровно наоборот. Medal of Honor ведет игрока за ладошку: аккуратнее, мальчик, не оступись! Airborne Ranger, напротив, верен лозунгам группы «Кино»: « Следи за собой, будь осторожен ». Миссия начинается с брифинга. Дальше — экипировка: боец сам решает, что взять на операцию. Он лично сбрасывает запасной боекомплект на вражескую территорию. Наконец, десантируется — наобум, куда повезет. Долгий путь по передовой — ползком, по кочкам, отстреливаясь от врагов. Попытки восстановить в памяти карту местности. Идентификация цели. И… провал: добравшись до объекта, ты вдруг понимаешь, что ошибся в самом начале — зевнул на инструктаже, забыл LAW или взрывчатку, патроны закончились, в общем, что-то не рассчитал. Ты облажался еще до высадки — и поэтому начинаешь заново. Ответственность — это право на неисправимую, фатальную ошибку. Так вот, Airborne Ranger наряду с другими хитами тех лет признавал это право за игроком.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь