Avencast: Ученик чародея
Так повелось, что в толпе жадин, завистников и эгоистов нет-нет, да и найдется хотя бы один праведник. Вот, например, злые родители решили избавиться от новорожденного отпрыска, оставив чадо на произвол судьбы у лесной речушки. Голодные волки обязательно попробовали бы младенца на зуб, если бы не старичок-отшельник, вовремя заметивший подозрительный клубок пеленок.
Как и положено сказочному старцу, дедушка оказался не только безобидным добряком, но и поднаторевшим в своем деле волшебником-самоучкой. Когда мальчонка подрос, старик взялся обучать его премудростям колдовства. И, к большому своему удивлению, обнаружил у ребенка феноменальные способности, а главное – живой интерес к чародейству. Спустя несколько лет седовласый мудрец понимает, что удовлетворить любопытство своего воспитанника он сам больше не в силах, и отправляет юношу в магическую академию.
Сегодня в школе будет праздник!
«Студент» и оглянуться не успел, как настало время выпускных экзаменов. Для получения аттестата будущий чародей должен пройти испытание в мрачном подземелье, до отказа набитом опасными тварями. И когда герой успешно справляется с задачей (не без помощи игрока), случается пренеприятная вещь: распахиваются ворота в ад и академия наводняется рогатыми, крылатыми и копытными гостями. Будем разбираться – не в такой же компании проводить выпускной вечер!
Бесхитростная фабула излагается в подобающе скромной заставке, стилизованной под рисунок пастелью, – просто, но выразительно. С одной стороны, такая постановка заведомо лишает нас шанса побывать в роли воина, лучника или другого не магического персонажа. Однако и с колдунами в Avencast не все так просто, как могло показаться сначала. Вся загвоздка в тривиальном делении магии на «черную» и «белую». А точнее – на «магию крови» и «магию души». Если первая категория содержит преимущественно заклинания ближнего боя, то вторая с успехом заменяет луки, арбалеты и прочую «артиллерию». Помимо этого существует еще и третья, нейтральная ветвь с чарами для вызова всяких потусторонних союзников. Например, голема крепкого телосложения, который не раз будет выручать в трудную минуту. Игрок волен решить самостоятельно, как именно развивать героя – почти в самом начале приключений он выберет кристалл, определяющий специализацию. Что же касается инфернальных призывников, то за их помощью могут обращаться адепты обеих ориентаций.
При всем этом прокачка несколько отходит от привычной схемы. На первый взгляд, все как обычно: крошим врагов, повышаем уровень и, наконец, раскидываем свежеполученные очки характеристик по четырем параметрам (здоровье, мана и магия двух сортов). С живучестью все и так понятно, а вот остальные показатели требуют пояснения. Дело в том, что запас астральной энергии и сила каждой магической ветви зависят от разных параметров. Следует помнить, что баланс – залог успеха. Не стоит забывать и про изучение новых заклинаний, ведь на них тратятся те же условные единицы, что и на «рядовые» параметры. Причем многократно повышать уровень «спела», как в той же Diablo , не получится – можно только выучить следующее умение, рангом выше.
Ратные подвиги колдунов-блокадников
Увы, виртуальный мир Avencast сильно ограничен в размерах – добрую половину игры мы даже не покидаем стен магической академии. А если и доведется выбраться «на свободу», то волей-неволей удивляешься размерам этих мест. Возьмем хотя бы волшебный лес – комната, она и в Африке комната, пусть даже и большая. Зато выглядят локации опрятно, а некоторые и вовсе ласкают глаз. Здесь лучи света падают через окно, там – клубится дымок… Лепота.
Несмотря на малогабаритность мира, пройти игру за один присест все равно не выйдет. Главная тому помеха – монстры, десантировавшиеся в академии. Своей толстокожестью и агрессивностью они с лихвой компенсируют небольшой размер игровой вселенной. Поначалу встречи с врагами – та еще пытка, так как ни хорошего оружия, ни мощных заклинаний под рукой нет. Зато докучливые интервенты каждое мгновение готовы царапнуть, укусить или рубануть саблей зазевавшегося волшебника. Играть становится тяжело уже на среднем уровне сложности – всего их три. Особо нетерпеливые геймеры могут войти в ступор с самого начала, так что тренируйте усидчивость. Стоит отметить и однотипность врагов – парочка видов статистов плюс редкие кучки «элиты» для приличия.
Боссы ничуть не добрее своих задиристых «младших братьев». Эти громилы способны «отметелить» кого угодно благодаря фантастической силе и броне. Казалось бы, проще некуда: бегай кругами да постреливай изредка файерболами – глядишь, за полчасика управишься. Так-то оно так, но уж больно это долго и муторно – хочется подскочить вплотную и огреть супостата посохом раз-другой. А враг только и ждет, когда тщедушный маг сократит дистанцию, чтобы тут же поддать ему лапищей и запустить вслед каким-нибудь магическим снарядом. Несложно догадаться, что сила нашего действия намного меньше ответной реакции. Часто подобный обмен любезностями бывает для героя фатальным, поэтому соблюдать осторожность приходится поневоле. К тому же в нескольких сюжетных битвах нельзя сохраняться, так что запасайтесь терпением. Тут весьма кстати подойдет регенерация. И мана, и здоровье восстанавливаются быстро – поначалу даже забываешь о скопившихся в инвентаре лечебных эликсирах.
Однако во время битв возникает чувство полной «игрушечности» происходящего: удар посохом ощущается как легкий шлепок, взрыв огненного сгустка – все равно что попадание шарика для пинг-понга. Причиной тому не только вялая анимация, но и посредственный звук. Не слышно ни треска ломающихся костей, ни криков ужаса – лишь странные хлопки и покрякивание. Также неприметно и музыкальное сопровождение – после игры вспомнить мелодии уже затруднительно. Впрочем, во время шатания по подземельям ежеминутная смена «мирной» темы на «боевую» при появлении монстров успевает утомить. Зато диалоги озвучены очень хорошо, а объем текста в них сопоставим с небольшой книгой.
Приятно, что надетая экипировка видна не только в инвентаре, но и на самом герое. Впрочем, привлекательности это ему не добавляет – модель колдуна (а остальных персонажей и подавно), очевидно, подверглась беспощадной огранке. Но всегда можно взглянуть на происходящее с большей высоты и созерцать «буратин» в относительно пристойном уменьшенном виде. Скорее всего, именно так и придется сделать – приближенная камера неизменно «смотрит» под ноги герою, что удобным никак не назовешь.
Управление в Avencast весьма нестандартно для RPG, пусть и с примесями Action. На смену банальному point’n’click пришла другая, но тоже хорошо знакомая схема – перемещаемся клавишами WASD, а мышью озираемся по сторонам. На этом сходство с боевиками не заканчивается – временами кажется, что в академии тренируют вовсе не магов, а настоящих спецназовцев. Как вам умение колдуна перекатываться по двойному нажатию «стрелки»? Но без ложки рыбьего жира не обошлось. Основная проблема в следующем: перетащить заклинания с одной кнопки на другую можно только в настройках. В горячке боя же приходится, скрипя зубами, тыкать в ранее назначенные клавиши. Легко можно промахнуться – навыков-то у героя много. Есть еще и альтернативный способ чтения заклинаний, состоящий в быстром нажатии определенной последовательности клавиш. Впрочем, это далеко не всегда бывает удобно – если вокруг столпилось много врагов, не стоит даже пытаться. Все равно не успеете.
Старое как мир «сбегай туда, принеси то» кочует из игры в игру, как душа больного старика в молодую и жизнерадостную «оболочку» по индуистской традиции. В очередном своем воплощении «бородатая» процедура обросла головоломками (часто довольно сложными) и мини-играми. Так, в самом начале некая дама просит вернуть ей потерявшегося импа. Заблудший бесенок спрятался в подсобной комнате и шарахается ото всех – попробуй, излови. Что ж, закрываем пути к отступлению вагонетками и вероломно загоняем перепончатокрылого шалуна в клетку – пускай подумает над своим поведением.
Avencast вышла гладкой, ладной и подтянутой игрой. Не обошлось и без досадных огрехов, но испортить напрочь впечатление они не в состоянии. Конечно, можно сетовать на высокую сложность, неудобное поначалу управление и другие мелочи. Но разве не для того мы играем, чтобы бороться и, по возможности, не сдаваться?
Рейтинг «Игромании.ру»: 4/5