Command & Conquer: Red Alert 3
Что? Стратегия с медведями на парашютах. По совместительству — третья часть одной из самых популярных стратегий в мире.
Как? Месяцы переговоров, три подписанных соглашения о неразглашении информации, 12 часов в самолете на Лос-Анджелес и целый день в студии EA LA. Так делался самый масштабный эксклюзив за всю историю «Игромании».
Момент, когда автор этих строк вплыл в офис Electronic Arts Los Angeles на премьеру Command & Conquer: Red Alert 3 — это уникальное, мало с чем сравнимое ощущение. Первая часть Red Alert датирована 1996 годом, то есть двенадцать лет назад. Это страшные, если вдуматься, цифры. 12 лет назад в России не было ничего — ни легального рынка компьютерных игр, ни намека на культуру интерактивных развлечений. «Игромании» тоже не было. Зато были жутковатые, затхлые гаражные помещения, которые гордо называли себя «игровыми клубами», куда тринадцатилетний автор этих строк ходил играть «по сети». Свое темное прошлое я тут вспоминаю по одной причине — самой популярной игрой на районе считался однозначно Red Alert. Глядя на картинку разрешением 320x200 пикселей (640x480 выдавала версия для Windows 95, а эту операционную систему гордо запускал у себя только системный администратор, похожий на сухую глазастую корягу с длинными волосами), с трудом пропуская в себя кислород, мы играли до трех, пяти утра. Казалось, что лучшего времяпрепровождения попросту не придумано.
С Red Alert вообще связано очень много воспоминаний из темного отрочества: первый двухскоростной CD-привод, купленный по объявлению ради одной цели: установить игру у себя дома и увидеть своими глазами живое видео (!). Танк «Мамонт» как ультимативный ответ на любой аргумент противника. Громогласная Hell March Фрэнка Клепаки (имя композитора я, конечно, узнал лет через пять).
Удивительно, но Red Alert, созданный в качестве довеска ко вселенной Command & Conquer, для некоторых стал гораздо большим культом, чем, собственно, С&C. Именно поэтому, когда мы, выключив фотоаппараты и убрав видеокамеру, поднялись на третий этаж EA LA и, зайдя в секретную комнату, увидели гигантский серп и молот, у автора этих строк впервые за всю историю работы в журнале, подкосились от восторга ноги.
Эйнштейн против СССР
В EA прекрасно понимают груз ответственности — в свое Red Alert был даже занесен в книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая RTS в мире (3 млн копий, по нынешним меркам это, конечно, уже не тянет на рекорд). Даже с Tiberium Wars, казалось, было меньше церемоний. Триквел пытались запустить дважды: в 2004 году на официальном форуме один из продюсеров сообщил, что команда работает над новой игрой, затем в интернет просочился какой-то набросок, случайно попавший на фотографию, сделанную в студии. И потом наступила тишина. Ни анонсов, ни комментариев — ни-че-го.
Как выяснилось, Red Alert 3 официально находится в разработке вот уже более двух лет, и сегодня чувствует себя прекрасно. Готовы миссии, готова графика, весной начнутся полномасштабные съемки видео, а релиз запланирован на Рождество. Одним словом, все хорошо.
Самые волнительные составляющие новой игры — ее эстетика и сюжет. За прошедшие двенадцать лет мир радикально изменился. Electronic Arts теперь огромная транснациональная корпорация, а понятие «политкорректность» стало ключевым при оценке любого массового продукта. Но Red Alert — это кристальный, звенящий колоколами китч в самом лучшем понимании этого слова. Это провода, торчащие из головы Юрия, это знаменитое «БРЭД Ж***» , это тренированные кальмары, это дельфины с лазерами на голове, но главное — это самое смешное представление русских в компьютерных играх. Это лапотный трэш, солдаты, глушащие водку на морозе, заводы с золотыми куполами, Сталин и черт знает что еще.
Так вот, Red Alert 3 в этом смысле держится молодцом. Тут сразу хочется сделать отступление для всех правозащитников, которые непременно разведут на нашем форуме рассуждения на тему «антироссийского посыла». Формально Red Alert 3 действительно игра про «плохих русских». Но главное — это намеренно смешная игра. Если над Call of Duty 4: Modern Warfare и, скажем, Frontlines: Fuel of War смеемся только мы, в то время, как остальной мир хмурит брови и видит в этом мрачные прогнозы на завтра, то Red Alert 3 — не более чем искрящийся солнечный идиотизм. Все это очень важно держать в голове, читая следующий абзац.
Итак, согласно событиям Red Alert 2 , СССР повержен. Союзники громят Красную площадь, высшее руководство заперлось в Кремле и с ужасом ожидает, когда НАТО ворвется внутрь. И тут им приходит в голову гениальная идея: спустившись в секретный подвал, они запускают машину времени и отправляются в прошлое, чтобы убить… Эйнштейна (для чего — см. нашу историческую справку). Таким образом, СССР надеется развернуть всю ситуацию в свою пользу. План срабатывает, Эйнштейна действительно убивают, руководство Советов возвращается обратно и, на первый взгляд, все получилось. По крайней мере, чужих танков на Красной площади не наблюдается. Генералы снимают фуражки, утирают пот со лба, и в этот самый момент включается сигнал тревоги. Выясняется, что вмешательство в пространственно-временные связи все-таки не прошло безнаказанно: война между СССР и союзниками все еще продолжается, но к конфликту неожиданно подключилась третья сторона — Японская империя!
Новейшая история
Red Alert (1996)
1946 год. Пока Альберт Эйнштейн заканчивает приготовления, его помощник прилаживает камеру перед первой в мире машиной времени. Эйнштейн садится в кресло, нажимает на кнопку и телепортируется в 1924 год, где молодой Гитлер с котомкой за плечами только что вышел из годового заключения в тюрьме Ландсберг. Пользуясь случаем, Эйнштейн убивает будущего фюрера и возвращается назад, надеясь таким образом предотвратить Вторую Мировую. Вместо этого случается вот что: в отсутствие Третьего Рейха его функцию берет на себя возмужавший СССР. Вторая Мировая все-таки начинается.
Command & Conquer: Red Alert, задуманная живой еще Westwood Studios как приквел Command & Conquer делалась с более-менее серьезной миной. Несмотря на Сталина и шефа НКВД с милым именем Надя, Westwood на самом деле всерьез развивали мифологию C&C. Кейн появлялся в качестве советника Сталина, а в конце брал ситуацию под свой контроль и предлагал всем выжившим скрыться в подполье на 50 лет. О связи Red Alert и C&C до сих пор ведутся жаркие дебаты: фанаты поминают изображения советских танков в Command & Conquer: Renegadeи пытаются свести сюжетные линии. Получается плохо.
В 1997 году случилось сразу два дополнения: Counterstrike и Aftermath , одно из которых содержит секретную миссию с гигантскими красными муравьями.
Red Alert 2 (2000)
Westwood (вернее, та ее часть, которая еще осталась в составе студии) разумно рассудили, что аккуратно вписать Red Alert во вселенную C&C не выйдет. Поэтому Red Alert 2 провел четкую линию между двумя играми.
После падения CCCР в первой части, союзники усадили в Кремль лояльного НАТО премьера Александра Романова. Но у последнего оказывается тайный советник Юрий, внешне напоминающий помесь Ленина с Распутиным. Утыканный проводами Юрий тренирует специальную пси-армию, гипнотизирует американских солдат по телефону и имеет свои планы относительно стран НАТО.
Red Alert 2 — кристально чистый, дистиллированный треш. Юрия изображает неизвестно как попавший сюда Удо Кир, любимый актер Ларса фон Триера, снимавшийся у Энди Уорхолла и Фасбиндера. Премьер Романов отчего-то носит царскую военную форму. На вооружении у СССР содержатся дрессированные кальмары, пироманьяк Crazy Ivan и дирижабль «Киров». Во вступительном ролике баллистическая ракета сносит голову Статуе Свободы. В аддоне Yuri’s Revenge появляются динозавры.
Red Alert 2 — это очень, очень смешно и все так же задорно с точки зрения механики. Сейчас, спустя восемь лет, историки что-то там такое говорят про баланс и тактическую глубину, но Red Alert 2 в первую очередь разудалый раш и взрывы на пол-экрана. Мы, в общем, были не против.
Кирзовые суши
Совершенно верно, в Red Alert 3 будет три противоборствующие фракции: СССР, союзники и Япония. По 8-10 сюжетных миссий за каждую державу.
В свое время Джо Кукан в одном из наших интервью честно признался, что вся эстетика и декорации для Red Alert придумывалась буквально из головы. Никакого исследования никто толком не проводил, « мы просто свалили в игру все самые смешные нелепости, какие только смогли вспомнить », — признался Кейн, и в это несложно поверить. В третьей части все по-другому. Арт-директор Red Alert 3 сорок минут водил нас от одного стенда к другому, рассказывая, какую колоссальную работу они проделали. Мы охотно верим: на стенах висят распечатанные эскизы из Московского музея архитектуры, неизвестно как оказавшиеся в Лос-Анджелесе одесские чертежи, плакаты Родченко и прочих конструктивистов, а также гигантский постер, в котором средневековый японский самурай на фоне свастики замахивается мечом на флаг США. И если с визуальным дизайном СССР все более менее-понятно, это такой исторически обоснованный китч, то вот японцы стали настоящим сюрпризом.
EA LA смешали в одну кучу аниме, вселенную Robotech и классический японский костюм. Вышла такая несусветная дичь, что медведи с парашютами на ее фоне даже несколько меркнут. Например, традиционный японский крестьянин в широченной шляпе, шагающий с гигантским бластером. Или какой-то киберниндзя, поливающий все живое лазером из глаз. Пагоды, снабженные тесла-пушками. Наблюдать за тем, с каким неподдельным, почти детским восторгом арт-директор прыгает от одного стенда к другому — особое удовольствие. Пока он объясняет нам про историческую подоплеку каждого конкретного юнита, мы с Антоном Логвиновым лежим друг у друга на плечах и рыдаем со смеху. Ниндзя! Одесса! Крестьяне с бластерами! Тренированные медведи! Мы уже любим эту игру. И в этот момент нас ведут смотреть рабочую версию.
Borsch
Примерно за пять дней до отлета в Лос-Анджелес Electronic Arts прислали нам так называемый арт-пак. То есть скетчи, рендеры, графические материалы для обложки и, собственно, скриншоты. Последние, будучи просмотрены редакторами вчетвером в темной комнате, повергли в уныние. На скриншотах Red Alert 3 выглядит как тоскливый мод к Command & Conquer 3: Tiberium Wars (технология, разумеется, та же, с поправкой на DirectX 10). Какие-то невнятные здания, совершенно обычная техника и ни одного осьминога в кадре.
В жизни все совершенно по-другому. В отличие Tiberium Wars, Red Alert — очень светлая игра. Она искрится, переливается, пуляет молниями, слепит и развлекает всеми доступными способами. Но главное, конечно, архитектура, о которой мы говорили выше. Гигантский спортивный стадион неожиданно разъезжается в стороны и оказывается стартовой площадкой для военного дирижабля «Киров». У соседнего спортивного комплекса аналогичным образом трансформируется огромный футбольный мяч на входе. Медведи действительно падают на парашютах. И еще здесь очень правильная, узнаваемая пиротехника. Любой взрыв, любой выстрел сопровождается вот ТАКЕННЫМИ всполохами огня, осколки разлетаются через пол-карты, все бабахает так, что уши закладывает. Красиво взрывать сегодня умеют практически все, но так выглядит только Red Alert и ни одна другая RTS на Земле.
Пока мы радостно гогочем, глядя, как истребители крушат очередной «Киров», продюсер проект, Амир Аджами, неожиданно сообщает: « Мы очень стараемся отойти от тактики раша ». В воздухе повисает идеальная, звенящая тишина. Мы смотрим на Амира. Он смотрит на нас. Слышно, как где-то на побережье кричит чайка. На экране в этот момент происходит локальный атомный взрыв.
Чтобы лучше всего понять причины нашего культурного шока, необходимо снова совершить экскурс в 1996 год, когда автор этих строк стал свидетелем натуральной драки в компьютерном зале. Негласным правилом партии считалось следующее: « харвестеры не мочить ». Это дикое, казалось бы, условие имело под собой довольно благородную основу: имея на руках командный центр и хотя бы один харвестер, игрок имел возможность отстроиться заново и взять реванш.
Главная и, чего уж там, единственная тактика выглядела так: быстро развернуть базу, проскакать все необходимое для постройки «Мамонта» развитие, налепить этих самых мамонтов два экрана, обвести зеленой рамкой и отправить на чужую базу. Тридцать «Мамонтов» обладали такой силой воздействия, в том числе и психологической, что некоторые, завидев их приближение, вставали со стула и уходили из зала — если у вас не было аналогичной армии, все прочие контраргументы не принимались.
И вот, значит, идет второй час напряженной битвы. База одного из наших друзей очень некстати находится в руинах, в то время как его одинокий харвестер грустно пасется на полях с рудой. И тут очень некстати мимо проезжает процессия танков, двигаясь в атаку на совсем другого противника. Их хозяин не то чтобы желал несчастному харвестеру зла — он просто не заметил, как его Мамонты автоматически повернулись в сторону несчастного грузовика и так, для профилактики, дали залп по харвестеру. А заодно и по всей базе. В этот самый момент мгновенно выбывший из игры хозяин харвестера встал со стула, очень серьезно подошел к командиру мамонтов и не менее серьезно дал ему в морду.
Rush (то есть резкий бросок, рывок) в разном виде присутствовал в обеих частях. Red Alert буксовал на старте, но в финальной схватке стенка на стенку сходились огромные армии «Мамонтов». Быстрый раш — основа всего баланса Red Alert. Налепить самых сильных юнитов как можно скорее и отправить их на вражескую базу раньше противника — в этом и состояла вся прелесть игры. Это не утонченная, почти шахматная тактика, а свирепая, грязная драка с участием бейсбольных бит и обрезков трубы. И когда продюсер третьей части сообщает нам, что они « очень стараются отойти от тактики раша» , это звучит так, как если бы Тимур Бекмамбетов вдруг сообщил, что он не планирует использовать в своем следующем фильме рапид.
Это интересно
Поразительно все это говорить, но Red Alert 3, похоже, станет второй после BioShock игрой, которая очень серьезно относится к собственному внешнему виду. Речь идет не о графике, а об эстетике — такого глубокого подхода к визуальному дизайну в компьютерных играх мы не видели со времен путешествия в Rapture.
Эстетически Red Alert 3 основан прежде всего на конструктивизме — советском авангардном течении в архитектуре, дизайне, фотографии и литературе. Конструктивизм сформировался в 20-30-е годы XX века, и, как и полагалось в СССР, отрицал любое визуальное искусство ради искусства. Все было поставлено на службу функциональности и рациональности. В основе — научный анализ функциональных особенностей каждого конкретного здания, его утилитарных функций. В итоге строгий, геометрически выверенный стиль стал объектом копирования и подражания — сегодня открытки с плакатами знаменитого фотографа и дизайнера Родченко не видел, наверное, только ленивый.
Кроме того, на стенах EA LA неожиданно были обнаружены распечатки потрясшей мир выставки «Москва невоплощенная». Московский музей архитектуры в свое время устроил экспозицию архитектурных чертежей и проектов, которые были одобрены, но не реализованы в период с 30-х по 50-е годы прошлого века. Сейчас экспозиция доступна по адресу **_www.muar.ru/ve/2003/moscow/index.htm, _**а арт-директор Red Alert 3 восторженно сообщает, что ничего более потрясающего и вдохновляющего он в своей жизни не видел. Зато, по всей видимости, увидим мы — некоторые здания перекочевали в игру практически без изменений.
И, наконец, единственный современный источник вдохновения — иллюстратор Эйдон Хьюз, больше известный как Brute! ( www.bruteprop.com ). Хьюз настолько преуспел в творческом переосмыслении советских агитационных плакатов, что сегодня его уже рассматривают как самостоятельное явление. В этом статусе он оформляет журналы, книги и, среди прочего, все альбомы важной немецкой индастриал-группы KMFDM.
Визуально (то есть меню, кнопки и т.п.) Red Alert 3 выглядит определенно лучшей игрой серии. Мы, к сожалению, не можем тут привести скриншоты меню, но это, поверьте, чуть ли не самое красивое, что мы видели в играх за последний год. Для того чтобы примерно представить себе стиль, достаточно взглянуть на обложку этого номера и на дизайн окрестных страниц — все выглядит примерно так.
При этом Red Alert 3, конечно, не отказывается от живого видео — его будет в общей сложности 60 минут, съемки еще не начались, но мы уже видели рабочие материалы. Там все довольно ожидаемо: краснолицый генерал в погонах гогочет в кадре и приказывает отправить «Киров» в атаку.
Балансировка
Удивительно это говорить, но Red Alert 3 в своем нынешнем виде выглядит как быстрая, точеная и сбалансированная стратегия. Смысл в следующем: EA LA разумно рассудили, что многофункциональные юниты никому не нужны, в 9 из 10 случаев вы просто не добираетесь до заложенных в них возможностей. Так что каждый танк, каждый подчиненный имеет ровно два режима: основной и вспомогательный. Вот, скажем, собака (которая к третьей части переметнулась на сторону НАТО) по умолчанию умеет моментально загрызать любой пеший юнит. Но она также наделена способностью лаять, отчего все солдаты в определенном радиусе замирают на несколько секунд. Однако есть загвоздка: в ступор впадают все юниты, включая дружественные. Так что вам необходимо пускать одну собаку вперед, а вторую — следом, через некоторое время.
« Мы хотим добиться двоичного баланса , — говорит Амир, — То есть на каждое действие в игре есть свое противодействие ». Это очень простой, если не сказать примитивный способ сбалансировать игру, но он действует! В итоге Red Alert 3 несколько сбавляет в темпе по сравнению с первыми двумя играми, но теперь это не просто китч-парад имени водки и балалайки, а настоящая, полновесная RTS.
На этом чудеса не заканчиваются: в Red Alert 3 наконец нормально используется военно-морской флот. Сомнительное, на первый взгляд, достижение: морские битвы сегодня есть практически везде. Но не в таких масштабах. В Red Alert 3 можно строить на воде, здесь присутствуют ресурсы, которые добываются только на воде и уровни спроектированы так, что вы не сможете игнорировать собственный и чужой флот. « В большинстве RTS , — продолжает Амир, — Морские юниты выглядят как необязательно дополнение, бонус. У нас все по-другому, вы просто не сможете победить, если не начнете использовать ваш ВМФ ».
Ну и еще пара нюансов в жанре «удивительное рядом». У СССР имеется юнит Bullfrog, который перевозит не только солдат, но и любую технику. Тонкость в том, что он не выгружает ее, а натурально выстреливает в указанном направлении. При этом выстреливает не просто так, а согласно законам физики: юниты отталкиваются от зданий, ломают заборы. Это EA LA открывают для себя законы Ньютона. Или вот еще: впервые со времен Emperor: Battle for Dune возвращается строительство «на сетке». То есть вы очень четко будете видеть, какое пространство требуется для постройки ваших зданий и, таким образом, сможете лучше спроектировать свою базу. Плюс глобальная карта, которая у EA LA присутствует в разном виде в каждой RTS, к счастью, упразднена. То есть Red Alert 3 последовательно скармливает вам сюжетные миссии и — еще одно важное отличие от первых двух частей — идет по пути классического C&C. Сценарий, таким образом, один на всех и, как бы вы не старались, победитель в этой истории будет один.
На брудершафт
Ну а теперь — самое главное. Red Alert 3 — игра, рассчитанная на совместное прохождение. То есть перед нами первая в мире RTS, поддерживающая кооператив! И это на самом деле похоже на маленькую революцию. Каждая миссия тут спроектирована с расчетом на то, что вы играете не один, а вдвоем с приятелем. Для этого в EA LA придумали целую систему навигации и внутреннего общения: на любой объект на карте можно повесить специальный маяк с комментарием вроде « мочи вот этого! », для этих же целей разработана целая система горячих клавиш и быстрых фраз. Нечто подобное было у шведов Massive в их World in Conflict , но здесь аналогичная система впервые работает в сюжетной кампании.
Если вас подобные новшества не вдохновляют, и вы решите играть в одиночку, то перед каждой миссией Red Alert 3 предложит вам в напарники одного из трех AI-генералов, на выбор. Каждый — со своими спец-способностями. Например, напарник, которого продемонстрировали нам, умеет насылать рой истребителей по указанному адресу.
* * *
Все это напоминает какой-то эротический сон любого игрока, для которого слова «Red Alert» — не пустой звук. EA LA как будто взялись за ум и вместо того, чтобы выпустить ожидаемый, в общем-то, клон Tiberium Wars с куполами и лаптями, заняты благородным делом — перебирают не то чтобы самый быстроразвивающийся жанр. Red Alert 3 содержит все ключевые ценности: юмор, сюжет, технологии и баланс. Плюс японских крестьян с бластерами и медведей с серпом и молотом на лбу. А без них все эти жанровые свершения нам даром не нужны.
P.S. Открытый бета-тест Red Alert 3 намечен на лето. Electronic Arts обещают, что в каждой коробке с легальной копией Command & Conquer 3: Kane’s Wrathбудет приложено приглашение и ключ.