08 мая 2008
Обновлено 17.05.2023

Игровое редактирование

Игровое редактирование - изображение обложка

Технологии на грани

ИНСТРУМЕНТ: CrazyBump beta 7.6

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: CrazyBump — утилита, с помощью которой можно создавать карты смещения, рельефа, нормалей, зеркальных бликов и многие другие. Если выражаться проще, то программа позволяет сделать абсолютно плоскую фигуру объемной за счет цветовых масок.

Для тех, кто не очень разбирается в упомянутых выше технологиях, проведем небольшой ликбез. Карты нормалей ( Normals ) используются для имитации высокополигональности, то есть моделька из, допустим, 5000 полигонов начинает выглядеть как будто в ней все 100 000. Подавляющее большинство современных 3D-движков поддерживает карты нормалей.

Карты смещения ( Displacement ) позволяют придать объем обычному двумерному изображению, скрыть угловатость форм, снизить грубость каркаса. Ну и, наконец, маски Specular и Occlusion применяются для придания материалу блеска и отражающих характеристик.

Вернемся к CrazyBump. Программа часто применяется при разработке высокотехнологичных компьютерных игр (например, Crysis ), моделировании персонажей, в ландшафтном и архитектурном дизайне. Ее используют ведущие дизайнеры, художники и моделлеры.

Безусловно, есть и другие похожие утилиты, но у CrazyBump очень удобный интерфейс, ее легко освоить, а главное — настройке поддается огромное число параметров цветовых масок, то есть, к примеру, карты рельефа можно настроить очень точно, да еще и смешать несколько карт друг с другом (микшер прилагается).

В настоящий момент CrazyBump находится на стадии бета-тестирования и распространяется бесплатно: самое время для модостроителей взять ее на вооружение, а то не ровен час разработчики переведут утилиту на платную основу.

Впрочем, недостатки тоже имеются. Примерно один-два раза в месяц вам придется скачивать увесистые обновления (где-то по 30 Мб каждое). В противном случае по истечении определенного срока, установленного разработчиком, программа перестанет запускаться на вашей машине. Кроме того, CrazyBump поддерживает только графическую библиотеку Direct3D ( DirectX 9 ).

ПРАКТИКА : Давайте поучимся создавать бампы, нормали и другие текстурные карты в CrazyBump. Запустите программу и щелкните сначала по кнопке Open , а затем — Open Texture from file. В появившемся окне укажите полный путь к подопытному изображению (подойдет даже обычная цифровая фотография) и нажмите Открыть. Подождите несколько секунд, пока CrazyBump сгенерирует карты нормалей, смещения и другие цветовые маски. В зависимости от размера выбранного арта и быстродействия вашего компьютера эта операция может занять от нескольких секунд до нескольких минут.

Когда генерация текстур закончится, окно ожидания исчезнет и появится главная рабочая форма с кнопками для открытия и сохранения, поля параметров, а также текстурные вкладки. На переднем же плане окажется окно предпросмотра ( CrazyPreview ) с простенькой 3D-моделью, на которую нанесен выбранный вами арт и все текстурные карты.

Масштабирование картинки выполняется колесиком мышки. Поворот геометрии — при помощи мыши с зажатой правой кнопкой. Чтобы включить режим отображения основной текстуры (базовой картинки), а также карт окклюзии, щелкните левой клавишей мышки по кнопке Options в левом нижнем углу просмотрщика и в выпадающем меню поставьте галочки напротив пунктов Diffuse Texture и Ambient Occlusion. При необходимости вы можете заменить модельку, используемую по умолчанию (куб), на цилиндр или подгрузить в программу 3D-каркас собственного производства (утилита поддерживает пять популярных форматов — OBJ , DAE , ASE , ASK , X ). Для этого кликните по кнопке Cube в правом нижнем углу окна CrazyPreview и в контекстном меню выберите пункт Cylinder (цилиндр) или Custom Mesh (сторонний объект).

С навигацией разобрались, теперь давайте посмотрим, как менять параметры масок. Закройте окно предварительного просмотра, перейдите на одну из закладок в правой области приложения — например, Normals (для правки параметров карты нормалей). Рассмотрим предназначение основных атрибутов из блока Normal Map в левой части программы CrazyBump. Характеристика Intensity отвечает за детализацию текстуры. Чем выше значение, тем объемнее будет казаться форма, на которую натянута текстура. Атрибут может принимать как положительные, так и отрицательные значения (от -99 до 99 ). Настройки Fine Detail , Medium Detail , Large Detail и Very Large Detail задают уровень детализации обычных, средних, больших и очень больших элементов (трещин, выбоин, вмятин, выпуклостей, неровностей) на поверхности изображения. Параметры из четырех оставшихся секций (вкладки Displacement, Occlusion, Specularity и Diffuse) редактируются точно так же.

Чтобы сохранить полученные текстурные карты на жестком диске, проделайте следующие нехитрые действия. Щелкните по кнопке Save на панели в нижней части программы, после чего в выпадающем меню выберите пункт Save All Textures для экспорта всех цветовых масок или Save_[Название_заданной_карты ], дабы сохранить выбранную текстурную карту.

ВЕРДИКТ: В последнее время даже профессиональные разработчики подавляющее большинство масок создают в специализированных программах (исключение составляют маски ключевых персонажей). То, что в Adobe Photoshop придется рисовать вручную несколько часов, в CrazyBump можно сделать за несколько минут.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 8/10

«Игровое редактирование» на DVD

На нашем DVD (в разделе «Игрострой») вы можете не только взять все утилиты, упомянутые в статье «Игровое редактирование», но и ознакомиться с более детальными описаниями программ, а также прочитать небольшие уроки по работе в самых важных для игростроевца редакторах.

Технические материалы, посвященные 3D-моделированию, конвертации объектов и прочим прикладным вопросам, публикуются именно на диске, а не в журнале.

Тропа войны

ИНСТРУМЕНТ: Visitor 3 Personal Edition

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Совсем недавно у всех поклонников Armed Assault появилась возможность создавать новые уровни и модели для игры. В прошлом выпуске «Игрового редактирования» мы заострили ваше внимание на компактном моделлере от Bohemia InteractiveOxygen 2 Personal Edition. Сегодня же разберем еще одну утилиту из состава официального модостроительского набора — редактор островов Visitor 3 Personal Edition. С его помощью можно создавать новые и редактировать оригинальные игровые локации Armed Assault : потратив пару месяцев, перенести действие игры в далекое будущее или смоделировать историческое сражение. Единственное ограничение — ваша фантазия.

К сожалению, новичков программа наверняка отпугнет несколько неудобным интерфейсом, высокой сложностью освоения и отсутствием генератора ландшафтов. Профессиональные же модмейкеры вряд ли будут оценивать Visitor 3 лишь по этим качествам, ведь главное — функциональность и стабильная работа, а с этим у редактора полный порядок.

ПРАКТИКА : Внешне программа практически не отличается от редактора карт Operation Flashpoint. Основное рабочее поле представлено окном 2D-вида, где отображается карта местности. В верхней части поселились панели инструментов и многочисленные каскадные меню. В нижней области Visitor 3 располагается строка состояния. Перемещение камеры в окне 2D-вида осуществляется при помощи мышки с зажатой правой кнопкой. Масштабируется картинка колесиком мыши.

Создание новых островов в Visitor 3 в чем-то напоминает работу в редакторе для Titan Quest и Crysis. Первым делом необходимо сформировать ландшафт местности, после этого затекстурировать этот самый ландшафт и в завершение — проложить дороги и добавить различные статические конструкции (мосты, вышки, водонапорные сооружения, укрепления и некоторые другие элементы). На создание небольшого уровня уйдет 5-6 часов.

ВЕРДИКТ: Единственный на сегодняшний день редактор уровней для Armed Assault. Жаль только, что освоиться в нем новичкам совсем непросто.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 7/10

Операция «Интеграция»

ИНСТРУМЕНТ: ZAppLink 3

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ZAppLink 3 — первый официальный плагин для ZBrush 3 , он позволяет интегрировать 3D-моделлер с большинством двумерных графических редакторов, например с Adobe Photoshop CS 3 или CorelDraw.

При помощи ZAppLink 3 можно создавать в двумерных редакторах ZBrush-слои, делать новые и менять уже существующие текстурные развертки для 3D-каркасов, выделять определенные фрагменты моделей, используя слои в «Фотошопе», вживую наблюдать за всеми изменениями.

Ко всему прочему, ZAppLink 3 еще и абсолютно бесплатен. Подробное руководство по установке и эксплуатации плагина проживает по адресу www.zbrush.info/docs/index.php/ZApp_Link.

ВЕРДИКТ: Наконец-то налажена дружба между ZBrush 3 и редакторами двумерных изображений. А то, знаете ли, очень надоело пользоваться многоступенчатыми конвертерами.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 9/10

Ответный удар

ИНСТРУМЕНТ: World in Conflict Mod Kit v2

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Поработав несколько месяцев в редакторе WicEd , модмейкеры пришли к выводу, что таких же сбалансированных и продуманных уровней, как в World in Conflict , им не сделать. Причина банальна — WicEd не позволяет создавать новые модельки, править скрипты, перерисовывать графику и добавлять новые звуки и музыкальные композиции. Но и только. Знай себе делай шаблонную заготовку и набивай ее под завязку объектами.

Создатели игры пошли навстречу фанатам и выпустили куда более полный набор инструментов для изменения игры. В руки модостроителей попали практически все утилиты, которые использовались в процессе разработки. Речь идет о всевозможных игровых исходниках, просмотрщиках, компиляторах, экспортерах моделей и анимации. К тому же все это великолепие снабдили неплохими мануалами.

Хотите переделать физику? Не проблема. Нужно изменить поведение юнитов на поле боя? И это можно. Требуется добавить в игру 3D-модельки собственного производства? Это и вовсе просто. При должном старании у вас даже получится сделать на базе World in Conflict абсолютно новую игру. А если изучите исходные коды и примеры, то запросто сможете написать свои собственные моддинговые инструменты, которые по функциональности и удобству работы, возможно, заткнут за пояс официальный редактор.

Только будьте внимательны, вторая версия WicEd ставится исключительно на 1.1 -версию игры и с предыдущими итерациями несовместима.

ВЕРДИКТ: Когда выходят такие инструменты, начинаешь остро сожалеть, что созданную с их помощью игру нельзя продавать за деньги. А то как было бы здорово: сделать в WicEd какой-нибудь World in Conflict: Crysis Revenge и под шумок заработать на этом пару миллионов.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 9/10

Обновления

Мы продолжаем выкладывать на нашем DVD обновления самых значимых утилит, редакторов и SDK.

Разработчики редко выпускают патчи для редакторов, чаще всего они просто выкладывают в Сети обновленные версии, которые весят даже больше, чем оригиналы. Скачивать каждый раз такой объем могут далеко не все. Теперь этого делать и не нужно, все обновления вы сможете взять с нашего диска.

ZModeler 2.1.0

Очень популярный среди отечественных модмейкеров редактор ZModeler обновился до версии 2.1.0. Коротко об основных изменениях. Во-первых, ликвидированы ошибки, возникающие при импорте/экспорте трехмерных каркасов, а также баги, проявляющиеся при работе с некоторыми модификаторами. Во-вторых, программа перестала выпадать на рабочий стол с ошибками и даже подружилась с Windows Vista. В-третьих, был отшлифован программный код ядра и некоторых модулей — новый ZModeler работает значительно быстрее, чем предыдущие билды (по самым скромным подсчетам производительность выросла в 1,5-2 раза).

Corsix’s Mod Studio

В Сети появилась обновленная версия многофункционального программного комплекса Corsix’s Mod Studio. Для тех, кто не в теме: это настоящая кузница модов для Warhammer 40 000: Dawn of War (а также его аддонов) и Company of Heroes. Corsix’s Mod Studio позволяет править скрипты, работать с игровыми архивами, перерисовывать текстуры, редактировать схемы поведения NPC, подключать новые модели и звуковые файлы.

В свежем билде исправлены ошибки, возникающие при загрузке/сохранении LUA -скриптов, устранены баги, закравшиеся в конвертер RGT -файлов, добавлена опция предпросмотра игровых текстур непосредственно из редактора, полностью переписаны алгоритмы компиляции проектов, обновлены файлы локализации.

Также разработчики сделали легкий редизайн программы, ускорили ее и избавились от тяжелого недуга — вылетов в Windows при каждом удобном и неудобном случае. Во время тестирования нам не удалось обнаружить вообще ни одного бага. Отличная работа!

Работа над ошибками

ИНСТРУМЕНТ: Autodesk 3DS Max 2008 Hotfix

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Компания Autodesk выпустила первую по счету заплатку для 3DS Max образца 2008 года. Сервис-пак исправляет ровно две ошибки — повреждение FIG -файлов (вот уж действительно говорящее название), в которых хранится информация о скелете модели, и коварный баг в функции Outline , не позволяющий создавать и редактировать сплайны из двух и более вершин. На нашем диске вы найдете две версии патча — под 32- и 64-битные версии 3DS Max 2008.

Кстати, судя по количеству мелких недочетов, которые удалось выявить пользователям, в скором времени Autodesk разродится полноценным патчем для 3DS Max 2008, устраняющим все недочеты, как это было в случае с девятой редакцией.

ВЕРДИКТ: Странно, что Autodesk исправила две самых крупных ошибки в «Максе» только сейчас. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 7/10

Call of Duty по-русски

ИНСТРУМЕНТ: Call of Duty 4: Modern Warfare Mod Tools

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: Прошли Call of Duty 4 вдоль и поперек? Приелись местные декорации и действующие лица, даже трехметровые надписи на стенах больше не радуют? Хочется хоть какого-то разнообразия? Не беда! Infinity Ward оперативно выпустили полноценный инструментарий для моддинга игры. Наборчик получился увесистый (почти 600 Мб), но и возможности у него о-го-го какие. В состав Call of Duty 4: Modern Warfare Mod Tools вошло множество экспортеров моделей и анимаций, конвертеры, мощный редактор уровней CoD4Radiant , утилиты для работы с базами данных игры и множество других полезных инструментов.

С помощью CoD 4 Mod Tools вы сможете переписать модели поведения персонажей на поле боя, создать новое вооружение (правда, только на базе уже существующего), заменить звуки и музыку, модифицировать уровни игры. Впрочем, ограничиваться редактированием оригинала вовсе не обязательно. Инструментарий позволяет создать совершенно новую игру на основе Call of Duty 4 — c новыми локациями, моделями, транспортными средствами и, конечно, с новым сюжетом. Разумеется, на создание глобального мода даже у слаженной команды игростроевцев уйдет не один месяц, зато простенькое дополнение можно слепить буквально за неделю.

Чтобы игрокам было проще разобраться со всеми утилитами из набора, разработчики сработали на своем сайте раздел поддержки модостроителей — www.infinityward.com/wiki. Здесь вы найдете массу полезной информации по созданию модов и дополнений для CoD 4. При желании можно внести свою посильную лепту в развитие онлайн-проекта — добавить уроки по работе в определенном редакторе или же изменить в лучшую сторону уже существующие статьи участников.

Энциклопедия уже сейчас очень большая, но, увы, довольно слабо структурирована. Даже для того, чтобы понять, какая утилита из Mod Tools за что отвечает, придется потратить много времени. Мы уже проделали эту работу за вас, поэтому основы читайте ниже по тексту, а за подробностями отправляйтесь на сайт.

ПРАКТИКА: Все утилиты для редактирования CoD 4 проживают в каталоге \ bin с установленной игрой. Рассмотрим основные инструменты, входящие в набор.

Effects Editor. Компактная утилита для создания новых и редактирования уже существующих спецэффектов (взрывы, огонь, свечение, тряска камеры, затемнение экрана). Анатомия программы не похожа на строение других игровых редакторов. В левой части приложения располагаются окно 3D-вида, где осуществляется просмотр эффектов, и поле сегментов (содержит список составляющих заданного эффекта). Правая область редактора отведена под многочисленные вкладки и поля параметров. Перемещение камеры в окне перспективы производится при помощи мышки с зажатой правой клавишей. Для изменения угла наклона камеры достаточно передвинуть мышь с зажатой левой кнопкой. На освоение утилиты у вас уйдет не более 10-15 минут.

Maya plugins. Набор плагинов для Maya. Позволяет экспортировать созданные в редакторе 3D-контента модели и закрепленные за ними анимации (морфинг, вращение, движение по заданной траектории) в формат игрового движка. Моделируете в Maya и импортируете в CoD4Radiant. Если неплохо ладите с Maya, то запросто сможете наполнить мир игры новыми персонажами, архитектурными сооружениями, транспортными средствами и оружием.

CoD4Radiant. Редактор карт. Утилита применяется для создания новых и редактирования оригинальных уровней CoD 4, импорта персонажей и техники, созданных в Maya, а также для моделирования несложных форм (зданий, мостов, укреплений, техники, растений). Основа мощного программного комплекса — старый добрый Q3Radiant. Отсюда — все вытекающие плюсы и минусы. Из достоинств — простота освоения, многофункциональность, удобство работы, отсутствие критических ошибок, приводящих к вылетам в Windows. Недостаток же у редактора только один, но серьезный — медленная компиляция уровней. Так что не удивляйтесь, если карта длиной в пару километров будет обрабатываться несколько часов.

При первом запуске редактор попросит вас указать путь к специальному файлу проекта cod4.prj. Данный документ проживает в директории /bin с установленной игрой. Дизайн, скажем так, классический. Несколько проекционных окон, отображающих уровень в разных плоскостях, удобная панель инструментов, библиотека текстур, линейка (используется для изменения высоты выбранного объекта), лог действий и строка состояния.

Буквально несколько слов о клавишах навигации в окне 3D-вида. Перемещение камеры по сцене осуществляется при помощи курсорных клавиш. Масштабирование картинки выполняется колесиком мышки. Для изменения высоты положения камеры используются клавиши D и C. Чтобы повернуть камеру на заданный угол, нужно переместить мышь с зажатой правой кнопкой.

Разработка новых уровней в редакторе тоже в меру стандартна. Создаете так называемый браш, преобразовываете заготовку в игровую комнату (команда Selection\CSG\Hollow ), текстурируете полученный каркас, добавляете на уровень стартовую позицию игрока, а также всевозможные статические и динамические конструкции (бочки, столы, стулья, монстров, автомобили). Если нужно, можно сделать в одной из стен проход и присоединить к нему еще несколько залов.

CoD4 Compile Tools. Утилита предназначена для компиляции уровней, созданных в CoD4Radiant, в формат игры и их последующего подключения к Call of Duty 4. Также программу можно использовать для вызова основных игровых редакторов. Делается это так: щелкаете по кнопке Applications и нажимаете на кнопку с названием нужной утилиты.

Asset Manager. Редактор баз данных игры. Позволяет просматривать и редактировать записи, в которых содержатся данные о транспортных средствах (масса, скорость, сила трения, габариты), оружии (сила, радиус поражения, вес, скорострельность) и различных персонажей. Перед началом работы нужно подгрузить в редактор любой файл с расширением GDT из каталога /source_data с установленной игрой, иначе ничего не заработает.

ВЕРДИКТ: Ну что тут скажешь, прекрасный набор для модифицирования CoD 4. Жаль только, что в качестве редактора выступает несколько устаревший Radiant, но тут уж никуда не денешься, он определяется движком игры.

РЕЙТИНГ «МАНИИ»: 9/10

Интересности

Сам себе режиссер

Компания Craft Animations представила на строгий суд общественности обновленную версию инструментария Craft Director Tools. Это набор программ для скоростной анимации различных транспортных средств и создания небольших анимационных фильмов и интерактивных презентаций в 3DS Max.

В качестве физического движка в Craft Director Tools используются модуль Reactor , встроенный в «Макс», а также небезызвестный физический ускоритель AGEIA PhysX. Управление транспортными средствами проходит в режиме реального времени при помощи горячих клавиш и мышки.

На официальном сайте ( www.craftanimations.com ) вы можете скачать триал-версию инструментов (включает в себя все 24 плагина и работает ровно 24 часа с момента активации демки). Здесь же вы найдете несколько мини-роликов, наглядно демонстрирующих возможности набора.

Я тебя слепила из того, что было

Состоялся релиз очередной итерации редактора 3D-контента MakeHuman. Данный графический пакет используется для скоростного моделирования и анимации персонажей (людей, монстров, инопланетных субстанций и других органических форм). В программу были вживлены уникальные модули Tetra-parametric GUI components и The Natural Pose System для реалистичного моделирования мускулов, инструменты для быстрой окраски 3D-каркасов, мощный рендер-движок, а также удобный экспортер моделей в форматы OBJ и COLLADA , понятные большинству современных пакетов 3D-графики.

Из разряда мелких нововведений — обновленный интерфейс, возможность редактирования волосяного покрова, расширенная линейка модификаторов, встроенные модули для изменения уровня детализации объектов. Скачать последнюю версию MakeHuman можно по адресу www.dedalo-3d.com/download.php.

2D-игры своими руками

Важная новость для начинающих игростроевцев. Компания GarageGames выпустила очередную версию Torque Game Builder. Если не в курсе, то это самый настоящий конструктор для создания двумерных игр (аркад, квестов, пазлов).

Изменилась физика, добавлены новые спрайты и спецэффекты, вживлен шустрый рендер-движок и мощный инструментарий для создания пользовательских интерфейсов. 30-дневную триал-версию чудо-движка можно скачать с сайта www.garagegames.com/products/torque/tgb.

Настоятельно рекомендуем не проходить мимо: именно с таких программ для многих известных разработчиков когда-то начинался путь в большой геймдев.

Голливуд отдыхает

Праздник для всех пользователей Maya. Совсем недавно состоялся релиз уникального плагина Blast Code 1.6 для создания полностью разрушаемого окружения и реалистичных взрывов. Кстати, именно Blast Code использовался для просчета взрывов в Half-Life 2: Episode Two и фильме « Трансформеры », так что можете оценить его возможности. Все подробности на официальном сайте компании — www.blastcode.com.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь