Аналитика. Каражан, самый популярный инстанс World of Warcraft
Одно из главных мерил успеха любого проекта — популярность. Если на сайт каждый день заходит сто тысяч посетителей — значит, он популярен. Если почти все геймеры заняты каким-то одним делом, значит, виват разработчикам, они сумели сделать то, что по душе всем игрокам, от чистых хардкорщиков до распоследних лентяев.
Каражан (Karazhan) — самый посещаемый рейдовый инстанс World of Warcraft. Причины? Их несколько. Именно Каражан стал в The Burning Crusade первым инстансом на десять человек — соответственно, для него достаточно быстро можно собрать игроков. Недоброжелатели тут же скажут, что это и самый казуальный рейд-инстанс игры — что ж, и в этом есть своя правда. Но относительно легким он стал лишь после серии обновлений. Blizzard все очень точно рассчитали: даже сильные гильдии проходили Каражан и все его ивенты в достаточно жестких условиях, после чего времени на убийство стали давать куда больше, да и условия стали мягче, а монстры и боссы — покладистее. Одним словом, инстанс открыл свои двери для тех, кто не просиживает за игрой сутки напролет.
Разработчики, конечно, могли сделать рейдовый инстанс начального уровня прямым, как рельса, и геймеры остались бы довольны. Но с Каражаном все произошло с точностью до наоборот. В нем есть несколько настолько интересных ивентов, что они запросто могли бы украсить и более сложные подземелья. Даже вышедший позднее инстанс Зул’Аман, также рассчитанный на десять человек, не вызывает такого восхищения, как Каражан.
Эксперименты, но не Лейн
Для начала немного истории. Каражан — башня знаменитого Медива, величайшего мага Азерота, в которой он, будучи под контролем духа Саргераса, проводил опыты. Впоследствии Медива убили, а точнее — освободили от власти Саргераса, и хотя его тело при этом развоплотилось, дух, похоже, остался жив. В Каражане этот дух встретится нам дважды: на террасе, где нам придется призывать дракона, и в самой башне — он предложит нам сыграть партию в шахматы.
Каражан — огромный дворец, там есть все, что должно быть в роскошном замке: от хорошей конюшни и величественной обеденной залы до великолепной библиотеки, звездной обсерватории с телескопом и даже комнаты для шахмат. Находясь в башне, Медив экспериментировал с энергией мира: видимо, как побочный эффект всех его экспериментов, башня и заполнилась бессмертными духами. Дворецкий в столовой, конюх в стойле, страж в коридоре — все они стали привидениями, силой и проклятием Каражана. Ну а в понимании игроков — обычными боссами, копилками фиолетовых вещей, кусков тира 4 и репутации с Violet Eye.
Еще этот инстанс — абсолютный лидер по количеству боссов. Основная часть подземелий Burning Crusade, в том числе и рейдовых, ограничивается 2-6 боссами, здесь же их порядка дюжины. Сам инстанс разделен на две части: тот вход, перед который вы брали квест на получение ключа, считается главным, а через речку есть еще «черный ход» — но он будет открыт, только когда рейд благополучно пройдет ивент «Опера» и убьет дворецкого. В Каражане есть боссы, которых надо убивать обязательно — чтобы попасть к другим (дворецкий Морос, «Опера», Куратор), всех прочих можно убивать в любой последовательности. Удобства ради игроки обычно начинают с конюха — рядом с ним находится кузнец, который чинит поломанную броню. Из тех же соображений предпочитают побыстрее убрать Арана и освободить библиотеку — тогда в случае вайпа (гибели рейда) в нее можно будет быстро телепортироваться. Это важно, поскольку Каражан — достаточно большой и длинный инстанс, и в беготне по нему можно потерять очень много времени.
Подобные тонкости зачистки интересны лишь рейдам, состоящим из новичков. Гильдии, давно освоившие Каражан, обычно проходят его за 3-4 часа, убивая всех боссов подряд. Каражан «обнуляется» раз в неделю, в день стандартных техработ (на европейских серверах — среда). При прохождении инстанса даже за убийство самых обычных монстров (так называемый «трэш» ) вы будете повышать репутацию с фракцией Violet Eye. В дополнение к неплохим наградам (вендоры есть как внутри, так и снаружи инстанса) верхняя (exalted) репутация даст вам отличное фиолетовое кольцо. Репутация с этой фракцией набирается очень быстро, особенно если вы не будете проходить мимо подвала (от главного входа сразу направо), где полно слабеньких монстров и находится случайный босс (случайный в том смысле, что в роли босса может выступать собака, мышь или паук). С точки зрения лута и сложности это даже не босс, а так, чуть прокачанный рядовой монстр. Научившись проходить Каражан быстро и повысив репутацию до максимума, игроки эту часть инстанса обычно пропускают — ну зачем нужен какой-то темный погреб, если наверху ждут настоящие приключения!
The Master’s Key
Каражан относится к группе инстансов, для прохода в которые нужен ключ. Цепочка квестов на The Master’s Key не очень сложная, но достаточно длинная. Начало может выполнить в одиночку любой персонаж 68-70-го уровня. Затем надо будет собрать группу, чтобы пройти четыре инстанса. Вот порядок получения ключа:
1. Возле Каражана (Deadwind Pass, 47.75) стоит NPC по имени Alturus. Берем у него два квеста: Arcane Disturbances и Restless Activity. По первому вам надо найти два источника, по второму — собрать десяток квестовых предметов. Оба делаются в одном месте (48.78) — в подвалах в двух шагах от квестодателя.
2. Сдаем выполненные квесты. Обрадованный нашим рвением Alturus рассказывает, что он — представитель организации The Violet Eye, и они тут присутствуют, чтобы следить за порядком в Каражане и приглядывать за известным смутьяном, магом Медивом. Но Медив внезапно исчез, дела явно идут наперекосяк, о чем Alturus и просит доложить руководству. Летим к Даларану (Alterac Mountains, 16.54), в северной части купола (снаружи, разумеется) стоит нужный нам NPC — Archmage Cedric.
3. Архимаг рассказывает нам, что в Каражане всегда были его агенты, но сейчас от них ни слуху, ни духу. И что надо бы открыть ворота замка и посмотреть, что там такое творится внутри, да вот незадача: всего двое могут сделать это, и оба считаются пропавшими без вести — Медив и его ученик Кадгар. Впрочем, последнего можно найти в Шаттрате, куда мы сейчас и отправимся.
4. Кадгар действительно находится в Шаттрате, но сообщает неутешительную новость: оказывается, он разделил ключ на три части. И спрятал так, что любой Кощей со своей иголкой обзавидовался бы. Первая часть находится в Темном Лабиринте (Shadow Labyrinth).
5. Собираем группу и идем в Лабиринт. Плохая новость: ключ находится в контейнере, который спрятан в самом конце инстанса. Хорошая новость: последнего босса можно не убивать — прижмитесь к стенке слева и проползите по ней прямо до урны. Учтите, при открытии каждого контейнера с ключом оттуда выбирается защитник. Не то чтобы очень сильный, но лучше не трогать ящик, если группа еле жива после предыдущего боя.
6. Гордо тащим первый фрагмент ключа Кадгару. Тот рассказывает, что вторую часть ключа упрятал в озере, а третью — и вовсе забросил так высоко, что добраться можно только на крыльях. На этом этапе придется забросить квест всем, у кого нет летающего маунта, — кроме счастливчиков друидов, которые с 68-го уровня могут перекинуться в птицу.
7. Собираем группу — нам надо посетить два инстанса: The Steamvault и Arcatraz. На сей раз ключи запрятаны достаточно близко, целиком инстансы проходить не придется. Если ваш персонаж разбойник или друид (может стать невидимым), вы можете добыть второй фрагмент соло, а третий — вдвоем с таким же «невидимым» другом.
8. Сдаем добытые фрагменты Кадгару, тот соединяет их и мрачно заявляет, что получившийся ключ, безусловно, от Каражана, но без медивовской магии толку в нем ни на грош. Но Медив убит! Единственный способ встретиться с ним — посетить Пещеры Времени (Caverns of Time), где он вновь и вновь открывает свой знаменитый портал.
9. Идем в Пещеры Времени. Здесь нас ждет очередная засада: если вы еще ни разу не принимали участия в спасении гордого повелителя орков Тралла, то к Медиву вас просто не пустят. Для начала придется посетить Old Hillsbrad Foothills. Хотя если вы действительно там не были, рекомендую немедленно наверстать упущенное: вам откроется одна из интереснейших страниц истории Азерота.
10. Последняя часть квеста — помощь Медиву в инстансе The Black Morass. Почувствуйте себя причастным к великому событию — открытию Темного портала. А потом поговорите с Медивом, и он отдаст вам свой собственный ключ от Каражана. Осталось только показать его Кадгару в Шаттрате — и можно отправляться в лучший рейдовый инстанс The Burning Crusade.
Далее цепочка квестов продолжается уже в Каражане. За их выполнение вы будете получать репутацию с фракцией Violet Eye и золото, а как заключительный штрих — будете вознаграждены серьгой с +45 защиты от магии аркана.
Посмотрите налево
Поскольку наша основная цель — разобраться, что же такого особенного есть в Каражане, а вовсе не составить гайд по убийству боссов, часть из них — не самых интересных — мы упомянем, не вдаваясь в детали.
Итак, мы зашли в главный вход Каражана. Тут обычно убиваются три босса: конюх (налево от входа), дворецкий Морос (налево от входа этажом выше) и леди Мейден (направо от входа двумя этажами выше). Самое же интересное, что есть в этом крыле дворца, — ивент под общим названием «Опера». И это не художественное преувеличение: вам действительно предстоит поучаствовать в спектакле, который с удовольствием посмотрят духи-зрители. Театр расположен на третьем этаже. Пробираясь на сцену, не убивайте зрителей — они сами исчезнут после того, как вы покажете спектакль.
Забравшись в кулуары сцены (зрительный зал лучше обойти справа), найдите распорядителя и поговорите с ним. Он откроет дверь, и рейд радостно вывалится на настоящую сцену с бордовыми бархатными портьерами, которые в данный момент закрыты. Самый замечательный момент — вы никогда заранее не знаете, какую пьесу надо будет сыграть в этот раз. По выбору медивовской башни у вас может начаться один из трех сценариев: «Красная Шапочка», «Ромео и Джульетта» или «Волшебник из страны Оз». Внимательно слушайте распорядителя — у вас будет несколько секунд на подготовку, пока он распинается на тему «несчастной любви» , «маленькой девочки, она должна найти дорогу домой» или «сказки про бабушку и внучку». Толкнув речь, распорядитель уходит, портьеры открываются, и вас ждет…
«Красная Шапочка» — единственный из ивентов, который дает вам столько времени на подготовку, сколько нужно. На сцене вы видите тихую мирную бабульку, она до поры не делает ничего плохого. « А почему у тебя такие большие зубы?! — испуганно спрашивает высланный вперед рейдовый «танк». — А чтобы удобнее было сожрать тебя!» — возмущенно рычит бабушка, перевоплощаясь в Серого Волка. Сценарий запущен: теперь каждые несколько секунд кто-то в рейде будет действительно превращаться в маленькую Красную Шапочку (в реалиях WoW это маленький красный гном), которая тут же должна пуститься вскачь от Серого Волка, пока ее не съели. Этот сценарий — самый веселый: совершенно нереально удержаться от смеха, наблюдая как огромный, закованный в тяжелую броню таурен вдруг уменьшается до размеров красной горошины, убиваемой в два удара, и в ужасе мечется по сцене, пытаясь по сложной траектории уйти от настигающего его зверя.
Ивент «Ромео и Джульетта» в свое время был настолько сложен, что если гильдия встречалась с ним, то частенько ждала неделю, до перезагрузки Каражана. После ряда обновлений возлюбленные стали на порядок покладистее. Главное правило трагедии соблюдено: Ромео и Джульетта должны умереть почти одновременно, иначе один из них воскресит другого.
«Волшебник из страны Оз» — самый путаный ивент. Каждый в рейде должен четко знать свою роль и еще, желательно, помнить сюжет оригинальной сказки. Трусливый Лев — боится (его пугают), Страшила — соломенный (маги плюются в него огненными заклятьями, которые его дезориентируют), Железный Дровосек ржавеет (обязательно использовать магию воды), Тотошку лучше не убивать сразу, иначе озверевшая от горя Дороти покажет рейду, куда фургоны не падали. После того как вся волшебная братия поляжет, прилетит ведьма — правда, не Гингема и не Бастинда, но тоже малоприятная особа. Но обычно, если уж рейд справился с кучей героев, волшебница им не страшна.
Чтобы получить пропуск в «черный ход» Каражана, обязательно убить также дворецкого Мороса этажом ниже (впрочем, его все равно придется убить для запуска «Оперы»). Комната, в которой происходит схватка с боссом, — большой обеденный зал, так что в процессе боя игроки топчутся прямо на столе, посреди всяких молочных поросят, блюд с фруктами, бутылок с вином и прочих изысков. С Мороса, кстати, падает обожаемый мили-классами рецепт энчанта Mongoose, а с леди Мейден — отличная булава для лечения (лучше только молоток с Принца).
Посмотрите направо
Все, что случилось до того, как вы вошли в «черный ход» Каражана, было детским лепетом по сравнению с тем, что ждет вас впереди. Первый же босс — куратор — станет испытанием для любого рейда без эпических доспехов. Отсюда и до верха башни при отсутствии отличной экипировки вас спасет только химия — и прав тот рейд-лидер, который кикнет вас за то, что вы пожалели денег на броню.
Куратор — один из двух боссов, с которого падает заготовка комплекта брони Tier 4 (в данном случае — перчатки). Поэтому даже если бы куратор не гулял по коридору, который никак не миновать на пути наверх, к нему ходили бы всегда. Сложностей этот босс особо не доставляет, главное — научиться быстро убивать свиту и усиленно атаковать во время фазы evocation, когда удары для босса особенно болезненны.
Миновав робота, рейд обычно идет в библиотеку, где находится Аран (отец Медива). Этот маг — сущая энциклопедия всех известных в игре школ магии. Бой с Араном — один из самых беспокойных в Каражане. За несколько минут по вам врежут заклинаниями огня, холода и аркана; превратят в овцу, посадят в цепи, польют дождиком, нашлют элементалей, да еще и подожгут — так, что двинься вы, и весь рейд взлетит на воздух. В бою с этим боссом раньше рассчитывали, сколько у него осталось жизни и сколько маны: в зависимости от этих показателей рейд-лидер обозначал тактику боя так, чтобы рейд не попадал под действие нескольких способностей Арана сразу. Но опять же после последних патчей хитроумные вычисления стали не так важны, сейчас даже не самый сильный рейд может прибить мага примитивным способом «навалились и запинали». Главное — не двигайтесь во время Flame Wrath и убегайте от снежной бури (Blizzard).
После Арана можно отправиться прибить демона Илхуфа (его в шутку называют Козлом — за бороду и рога). Он находится неподалеку, проход к нему закрыт шкафом, который надо сдвинуть в сторону. Самое неприятное свойство Илхуфа — он умеет заковывать одного из игроков в «цепи». Если рейд об этом знает и цепи быстро сбиваются, никаких проблем не возникнет.
Дальше начинается самое интересное, ведь что может быть интересней халявы? Нас ждут два халявных эпика в ивенте «Шахматы»! Если вы смотрели первую серию «Гарри Поттера», то вполне представляете себе, как проходит этот ивент. Разница лишь в том, что игроки не забираются верхом на фигуры, а вселяются в них. Шахматное поле занимает целую комнату, фигуры — огромные и красивые, и наблюдать этот бой со стороны, пожалуй, удовольствие не меньшее, чем участвовать самому.
Задание то же, что и в обычных шахматах, — объявить королю противоположной фракции мат. У нас есть пешки (сначала лучше вселяться в них, чтобы расчистить путь более крупным фигурам), есть король (в отличие от настоящих шахмат — самая мощная фигура, причиняет невероятный урон), и есть прочие фигуры — эквиваленты ферзя, слонов, ладей и коней. В реальной партии король обычно тихо сидит в своем углу, здесь же он, как правило, прет напролом. Надо только, чтобы хилеры не спали, а хилером здесь может быть абсолютно любой класс, достаточно вселиться в слона.
За выигранную партию дух Медива разрешит заглянуть в свой сундук, откуда вы достанете две фиолетовых одежки. Проиграть этот ивент фактически невозможно: даже если вы умудрились его завалить, никто не запрещает попробовать еще раз. «Шахматы» — единственный на сегодняшний день «развлекательный» ивент в WoW, и очень здорово, что разработчики поместили его не в каком-нибудь Черном Замке, куда простой смертный в жизни не доберется, а в самом популярном и доступном рейдовом подземелье игры.
Посмотрите вверх
Если рейд шел так, как мы сейчас описали, к этому моменту в Каражане остались всего три босса: Принц и два дракона. Если следовать логике, главным боссом этого инстанса можно считать Принца: путь к нему самый долгий, именно с него падает вторая заготовка Tier 4 — шлем. Да и вообще лут с этого босса гораздо лучше того, что может выпасть с драконов. Парадокс лишь в том, что бой с Принцем — один из самых простых в Каражане. Самое неприятное в нем — это элементали, которые падают случайным образом и бьют огнем вокруг себя: если рейд окажется в зоне действия двух элементалей сразу, смерти не миновать. Поэтому обычно рейд стоит, тесно прижавшись к дверям, здесь вероятность попасть под перекрестный обстрел минимальна. Хилеры должны помнить, что лечить персонажа, у которого вдруг осталась 1 единица жизни, не стоит — это всего лишь способность босса, здоровье участника рейда восстановится само через несколько секунд.
Самым сложным боссом инстанса по праву считается дракон Незерспрайт. Именно на нем рейд проходит последнюю и самую сложную проверку на сыгранность и общий уровень: вам придется научиться следить за разноцветными лучами, перекрывать их строго в порядке ротации, на определенное количество секунд и при этом постоянно атаковать. Если не убить босса за 12 минут, он входит в фазу «что-то вы, ребята, меня разозлили» , и рейду не жить.
Не менее (а для некоторых рейдов — даже более) сложным боссом может считаться дракон Найтбейн. Иногда его оставляют напоследок, а иногда убивают перед куратором. Он летает над террасой у самого «черного хода», и чтобы призвать его, хотя бы один из бойцов должен пройти серию квестов на вызов и иметь с собой специальный предмет. По делению на фазы бой очень напоминает поединок с Ониксией; длинный, очень напряженный и интересный. Во время схватки внимательно смотрите не только на босса, но и вниз — если земля под вами начинает гореть, значит, пора делать ноги.
Убив драконов первый раз, не подпускайте к ним «кожедеров». Уж сколько раз твердили миру — сначала фотография на фоне трупа, а уж потом все остальное. Но нет же, кое у кого вечно руки чешутся снять с трупа кожу, после чего дракон, разумеется, растворяется в воздухе. Вместе с вашими мечтами о красивом скриншоте.
* * *
Несмотря на то, что Каражан, в общем-то, инстанс для начинающих, серьезные гильдии при его прохождении всегда пользуются всей PvE-атрибутикой: предварительная запись, наличие химии, обязательно голосовая связь (не хотите говорить — хотя бы слушайте команды рейд-лидера). Blizzard ругают за то, что они постоянно упрощают Каражан — но попробуйте пройти его в случайно набранной команде, и вы тут же поймете, что это крайне сложно.
Разработчики в одном из интервью сказали, что очень воодушевлены успехом Каражана у игроков, и все последующие инстансы будут делать с оглядкой на него. Зул’Аман, правда, получился серединка на половинку — вроде и задумка интересная, и боссы неплохие, но такого шедевра, как Каражан, не вышло. Так что ждем второго большого аддона и надеемся увидеть достойную альтернативу «десятке» уже в Нортренде.