Battlefield Heroes
Что? Анимационный и к тому же бесплатный Battlefield от третьего лица. С минимальными системными требованиями.
Как? Перевести дух после презентации Mirror’s Edge, несколько раз крепко пожать руку ее создателям — и тут обнаружить, что на экране за спиной начинается вторая презентация. Развернуться и успеть как раз на тот момент, когда продюсер во всеуслышание объявляет о том, что это первый в истории человечества бесплатный многопользовательский шутер. С интересом достать блокнот.
Если вы пролистаете данный номер до раздела рецензий, то там обнаружится, что вторым, после Assassin’s Creed , релизом этого месяца стала Frontlines: Fuel of War. Таким образом, THQ выводят последнего серьезного игрока на поле многопользовательских шутеров. И делают это, признаться, поздновато. Frontlines — крепкая, качественная игра, созданная по формулам прошлого века, — к ней при всем желании нельзя сделать приставку 2.0. Мультиплеер-снаряды, какими мы их знали, явно уходят в прошлое. Первыми это почувствовали Valve — их Team Fortress 2 оказался лучшим многопользовательским развлечением прошлого года. В первую очередь, конечно, благодаря уникальной эстетике — никто не мог представить, что классовые шутеры могут так выглядеть. Но что гораздо интересней, Team Fortress 2 направила жанр в очень правильную сторону — он начал заметно упрощаться.
Web 2.0
И тут появляется Battlefield Heroes. Простая, яркая, бесплатная игра. Первый многопользовательский шутер, построенный по принципам веб 2.0. При всем своем очевидном сходстве с Team Fortress 2, Battlefield Heroes на самом деле совершает с жанром куда более серьезные манипуляции. К тому же, если верить DICE , анимационная версия Battlefield стоит у них в производственных планах с момента выхода первой части. Как бы там ни было, внешний вид Battlefield Heroes — наименьшее из ее достижений.
Во-первых — это, повторимся, бесплатная игра. Летом 2008 года по адресу **_www.battlefield-heroes.com _**появится приложение, которое вы сможете скачать, установить и запустить даже на своем ноутбуке. Предварительная минимальная конфигурация: 1 ГГц, 512 Мб памяти и встроенная видеокарта с поддержкой шейдеров 2.0. Очень не хочется употреблять тут заезженное слово «казуальный», который у нас в стране почему-то является синонимом понятий «примитивный» и «для идиотов», но Battlefield Heroes — это первый в истории компьютерных игр казуальный многопользовательский шутер. Что в данном случае прежде всего означает «доступный».
Вы скачиваете дистрибутив, нажимаете на кнопку и через секунду оказываетесь внутри. А там происходит эдакая анимационная версия Battlefield. Две противоборствующие стороны: Royal Army (явные союзники) и National Army (утрированная версия фашистской Германии). И всего три класса: Commando (аналог шпиона из Team Fortress 2), Soldier (типичная усредненная роль) и Gunner (тяжелый пулеметчик). Тут, конечно, наступает момент, когда любой человек, годами оттачивающий свое мастерство в Battlefield, должен возмущенно покинуть зал. На первый взгляд Battlefield Heroes выглядит как сильно кастрированная версия оригинала. Но на самом деле сами DICE говорят, что это самая глубокая игра серии. В первую очередь благодаря специальным возможностям.
Помимо очевидного разделения по специализациям (Commando, например, умеет становиться невидимым), у каждого класса есть свои спецспособности. Soldier может в любой момент подсветить всех вражеских солдат на карте, Commando — на некоторое время сообщить всем коллегам возможность видеть сквозь стены. Вы также можете, на манер какой-нибудь пошаговой стратегии, наделять спецспособностями не себя, а других членов команды. Например, временно сделать кого-нибудь более устойчивым к попаданиям тяжелой артиллерии.
А это еще один важный момент Battlefield Heroes — здесь вы с легкостью переживете прямой выстрел от танка в лицо. Типичный отталкивающий фактор любого большого многопользовательского шутера заключается в том, что вас очень быстро убивают. Малейшая ошибка практически гарантированно приводит к долгим пятнадцати секундам ожидания. Здесь все по-другому. Во-первых, у участников битвы довольно ощутимый запас здоровья, так что перестрелки перестают напоминать односекундные дуэли — это затяжная, позиционная, если хотите, война. Во-вторых, вы регулярно накладываете друг на друга про- и контрзаклинания.
Основополагающий мессадж Battlefield Heroes звучит так: « Это игра, где вы не будете ежесекундно убиты матерящимся пятнадцатилетним подростком, который играет 8 часов семь дней в неделю ». Чистая правда. DICE, разумеется, встраивают сюда специальную систему анализа ваших достижений, так что оказаться на одном поле с явно более опытными врагами вы сможете только по собственному желанию. Плюс, благодаря составной системе спецвозможностей Battlefield Heroes позволяет довольно долго продержаться на поле боя.
Таким образом, меняется динамика шутера — как ни удивительно слышать это по отношению к упрощенной анимационной версии Battlefield, но игра стала медленней и тактичней. С одной стороны, все стало проще: вы перерождаетесь на поле боя заметно быстрее — буквально через 2-3 секунды. С другой — умирать тут настоятельно не рекомендуется. Смысл любого поединка теперь сводится к следующему: каждой команде выдается лимит из, скажем, пятидесяти жизней (цифра абстрактная). Возрождаясь, вы каждый раз достаете одну жизнь из общей копилки, что, конечно, нехорошо. Мало того, повышение личного опыта может привести к тому, что за одно убийство, совершенное некоторыми членами команды, у врага будет сниматься не один, а сразу два-три фрага.
Штаб-квартира
Некоторых, должно быть, интересует вопрос — за счет чего может существовать бесплатная онлайновая игра? Первый ответ, который приходит в голову, — микротранзакции. Это система, которую активно используют браузерные игры: предоставляя вам бесплатный доступ к игровому миру, они продают особо ценные артефакты за деньги. « Ничего подобного у нас не будет! — тут же отрезают DICE. — Вы ни в коем случае не сможете купить себе победу в игре — мы не продаем за деньги особо меткие автоматы и особо крепкие танки». Но кое-что оплатить все-таки можно. Например, ускоренное развитие вашего персонажа. То есть если очень хочется в высшую лигу, а experience-очков не хватает, то эту ситуацию как раз можно исправить деньгами. Но основной источник дохода Battlefield Heroes — реклама. Причем не внутриигровая — билбордов мобильных операторов на танках вы не обнаружите. Большинство рекламы будет демонстрироваться по адресу **_www.battlefield-heroes.com, _**который после выхода игры станет вашим онлайновым штабом.
Дело в том, что запись в кланы, определение специализации, настройка своего внешнего вида и вообще большинство параметров определяются на вашей персональной странице, а вовсе не в игре. То есть вы даже костюм себе подберете в онлайне. Именно поэтому мы называем Battlefield Heroes игрой, построенной по принципам Web 2.0, — это действительно социальная сеть, выстроенная вокруг понятного желания выстрелить своему боссу/другу/преподавателю в лицо из танка. Несколько раз.
Новая перспектива
Ну и, наконец, еще одно важное изменение — вы смотрите на этот мир под совершенно новым углом. В Battlefield Heroes нет вида от первого лица, она выглядит как типичный экшен с камерой «за спиной». « На самом деле — это по-прежнему шутер: схема управления осталась прежней, никаких перекатов », — сообщают нам DICE. Они выбрали вид от третьего лица по нескольким причинам. Для начала, так действительно проще играть — угол обзора шире, и вы, повернув мышь, можете ознакомиться с диспозицией за углом, не подставляя себя под пули. Плюс, Battlefield Heroes использует систему визуальной коммуникации. Говоря человеческим языком, в игру заложена масса жестов, которыми вы можете передать своим братьям по оружию какую-нибудь ценную информацию. И, конечно, игра содержит богатый редактор внешнего вида, так что вряд ли на уровне встретятся хотя бы два одинаковых персонажа. DICE хотят, чтобы вы видели это на своем собственном примере.
Это же решение со сменой ракурса приводит к еще одному важному трюку: на крыле самолета теперь можно будет прокатиться вполне официально. Недокументированная возможность Battlefield 1942 забраться на крыло летательного аппарата и оттуда пострелять по врагам используется профессиональными игроками повсеместно, но здесь она впервые задумана геймдизайнерами с самого начала.
Кстати к вопросу о самолетах и вообще прочей технике, управляться с которой в Battlefield традиционно было непросто. Полет на самолете тут выглядит не сложнее, чем в каком-нибудь Blazing Angels , — DICE кардинально упростили физику техсредств. Ну и, конечно, управлять ими теперь может представитель любого класса.
Конструктор
Рассказав все это, авторы вдруг буднично замечают: « Ну, вообще говоря, может, мы и добавим режим от первого лица ». В этом заявлении содержится вся суть Battlefield Heroes. DICE задумывают ее не как замкнутую систему, а как полигон для экспериментов. « Бесплатная основа и интернет-дистрибуция развязывают нам руки , — радостно сообщает продюсер проекта. — Обычно процесс разработки выглядит следующим образом: вы несколько лет работаете над проектом, потом записываете его на DVD, запечатываете в коробку, развозите по магазинам и скрещиваете пальцы на удачу. Но тут совсем другое дело! » Благодаря тому, что Battlefield Heroes это фактически интернет-проект и единственным критерием его популярности является посещаемость сайта и количество скачанных дистрибутивов, он открыт для изменений! « Если комьюнити попросит нас сделать вид от первого лица — без проблем, мы добавим его! Если они захотят новую технику или юниты и нам покажется это уместным, — почему нет? ».
DICE создают подвижную, гибкую и чуткую к требованиям своей аудитории игру — такое мало кто сегодня может себе позволить. Это просто, это ярко, это доступно и — главное! — это бесплатно.
* * *
Очень интересно будет посмотреть, как изменится жанровый ландшафт после выхода Battlefield Heroes. Тяжелые, неповоротливые механизмы вроде той же Frontlines выглядят на фоне новой игры DICE динозаврами — в современной картине мира им явно нет места. Мы не гарантируем, что шведское изобретение — это единственно верное направление, в котором надлежит развиваться многопользовательским снарядам. Но им явно нужно куда-то двигаться — и DICE, по крайней мере, указывают направление. Насколько оно окажется правильным, мы узнаем уже этим летом.