Zeno Clash
Zeno Clash , самый недорогой и независимый из грядущих Source-шутеров (в обойме также The Crossing и Left 4 Dead ), как-то незаслуженно обделен вниманием общественности. В «Игромании» №11’2007 фактически состоялся российский анонс игры: мы первыми связались с чилийской студией и узнали базовые подробности.
Напоминаем: Zeno Clash — это юмористический панк-шутер с серьезной ставкой на контактный бой. То есть тут придется не столько стрелять, сколько бить подручными средствами промеж глаз. У нас с ACE Team завязалась крепкая дружба, так что «Игромания» оказалась первой, кому чилийцы прислали свежие подробности, скриншоты, рендеры и чуть ли не в онлайновом режиме обсудили с нами все детали грядущего проекта.
Дурное воспитание
Для тех, кто пропустил наше первое включение, — развернутое содержание предыдущих серий. Действие разворачивается в мире под названием Зенозоик. Здесь не существует культуры или грамотности, большая часть населения не умеет ни читать, ни писать (некоторые и говорить не могут). Многие даже не знают, что таится за пределами их района, поскольку карты местности до сих пор никто не составил. Власть в этом хаосе принадлежит бандам. Самая могущественная из них правит в центральном городе Хальстдом. Крестный отец местной криминальной семьи (он же — отец семейства в прямом смысле слова, он же — его мать), существо с говорящим именем Папомама (Father-Mother). Это прекрасное создание может без посторонней помощи нарожать целую кучу подонков, причем они получаются самых разных видов: одни отпрыски рождаются людьми, другие… напоминают человека лишь отдаленно. Братья и сестры беспрекословно подчиняются прародителю, и вместе они держат Хальстдом под контролем.
Так все и шло до того момента, пока в славном роду не появился Гэт, главный герой игры. Он всегда отличался любознательностью, был самым дерзким и непокорным ребенком в семье. Его интересует, что находится за пределами Хальстдома, и однажды любопытство пересиливает все запреты — Гэт попадает в лес.
Там обитает племя, называющее себя Корвидом Свободы. Если в городах Зенозоика творится хаос, то в лесу — настоящий беспредел. Члены Корвида провозгласили себя «свободными от реальности», поэтому все свободное время они посвящают соревнованиям в абсурде и расправе над здравым смыслом, что не мешает им оставаться опасными противниками в бою. Молодого Гэта привлекают их идеи, и, наперекор желанию Папомамы, он остается жить в лесу.
Некоторое время спустя герой возвращается домой. Подозрительность, с которой члены семьи всегда относились к Гэту, к этому моменту перерастает в открытую неприязнь. Сильнее всего его девиантное поведение волнует Папомаму. Главный вопрос, терзающий главу семейства, — как долго можно пробыть в обществе оторванных от реальности, полусумасшедших дикарей, чтобы самому не стать корвидом?
Итогом этого конфликта станет предательство Гэта и последующий побег от воинственных сородичей. Разработчики говорят, что истинная причина его бунта как раз и составляет главную интригу игры, но мы узнаем о ней, только пройдя большую часть Zeno Clash. О том, как нарастало напряжение по линии отцы (матери) и дети, нам расскажут при помощи обратной композиции — серии флэшбеков, которые покажут юность Гэта и времена, когда он жил в Корвиде.
Страшная сказка
Общая структура геймплея Zeno Clash взята у современных линейных шутеров. Сюжет преподносится через скриптовые сцены, диалоги и разнообразные ролики. Уровни в основном замкнутые, заточенные под яростный ближний бой, но будут также и этапы, где придется взяться за огнестрельное оружие. Его выгоднее всего использовать на больших дистанциях против монстров, поскольку они не в состоянии выбивать предметы из рук героя, а враги поумнее запросто сделают это.
На данный момент есть информация о двух представителях зверинца Zeno Clash. В дальних пустынях Зенозоика обитает огромное, тучное, спокойное животное Мукалозавр (напоминает раздобревшего жирафа с мордой тапира). Это совершенно незлой и, по словам разработчиков, довольно тупой зверь. Животное даже не будет нападать на героя. Но если его потревожить, Мукалозавр встанет на дыбы и топнет копытами, вызвав локальное землетрясение. Это может стать большой проблемой для игрока, если он пытается убежать от проворных мелких хищников — споткнувшись, Гэт станет для них легкой добычей. Мукалозавр настолько огромен, что его нельзя убить — в Зенозоике не найдется для этого подходящего оружия.
Под «мелкими хищниками» имеются в виду Bugbirds, то есть Жукоптицы. Это очень шустрые и яростные твари, атакующие свою цель группами, прыгая вокруг нее и кусая своими огромными пастями. В клане Папомамы этих тварей приручили и сейчас используют для охоты на Гэта. Избавиться от них герой может двумя способами: расстреляв издалека или дав хорошего пинка.
Городские уровни тоже устроены довольно занятным образом, и для примера в ACE Team подробно описали нам типичную ситуацию в Zeno Clash. В Хальстдоме есть бар, куда позволено входить только избранным горожанам. Гэт, разумеется, хочет туда попасть, но не знает как. И тут на помощь приходит таинственная женщина (ее легко отличить от всех прочих — она без клюва, хобота или чешуйчатых лап). Незнакомка обещает раскрыть секретный код, если герой поможет ей разобраться с местными бандитами — классический квест.
Кто в Зенозоике живет?
Семейство Папомамы
Глава клана — в центре. Справа — Римат, любимая дочка и правая рука прародителя. Вспыльчивая и жестокая, она всегда недолюбливала Гэта, а когда он пошел против семьи, объединила всех собратьев против него. Слева присел на корточки Гасторнис. Он намного слабее своих братьев и не может говорить, хотя понимает людскую речь.
Кроме того, важная фигура в клане — здоровяк Дейновер. Самый сильный в роду, он считается личным телохранителем Папомамы.
Гэт и Деадра
Гэт — отступник и предатель семьи, ее члены не успокоятся, пока не выгонят его за край света. Его спутница — Деадра. Эта женщина помогает герою в странствиях, хотя ей не всегда понятны его поступки и он не открывает ей тайны своего прошлого. Несколько раз Деадра будет участвовать в игровом процессе, но ее роль не столь важна, как, скажем, у Аликс в Half-Life 2.
Корвид Свободы
Разработчики сразу оговорились, что слово «корвид» никак не переводится. Это группа анархистов сыграла важную роль в прошлом Гэта. Самопровозгласив себя первыми существами, снявшими оковы реальности (чтобы это ни значило), они сходят с ума в меру доступных возможностей. Окзаметр, например, хочет всю жизнь идти по прямой линии, а Талонко любит биться головой о предметы (или людей).
Действие по ситуации
И вот здесь, в драке, Zeno Clash продемонстрирует свою главную геймплейную достопримечательность. А именно — боевую систему.
Zeno Clash, как и все разумные шутеры 21 века, ставит на контекстный экшен. Одна и та же клавиша в зависимости от ситуации отвечает за пинок какому-нибудь пресмыкающемуся под зад или удар в челюсть. Во время битвы с боссами эта же самая кнопка снова изменит свое предназначение, исходя из конкретной ситуации.
У контекста две стороны. С одной — он влияет на поведение противников, с другой — на движения самого героя. Форма атаки зависит от состояния врага (он оглушен, ранен или пытается увернуться) и действий игрока (стоит ли он на месте, движется ли, много ли у него сил).
Любую драку с другим гуманоидом можно условно разделить на несколько фаз. Пока враг стоит далеко от Гэта, герой может только выстрелить в него из подходящего оружия. Но как только противник подойдет достаточно близко, включается режим ближнего боя — камера «замыкается» на оппоненте, игрок теперь будет двигаться только вокруг него. Кнопок атаки всего две. Первая — удар рукой (если держать ее зажатой, Гэт будет последовательно наносить серию выпадов), вторая — тоже удар, и тоже рукой, только с большей силой.
На практике это выглядит следующим образом. Допустим, враг нападает, игрок уворачивается, нажимает клавишу атаки, и если момент выбран верно, то Гэт проводит прием — ловит противника на контратаке, удар становится сокрушительным. Удачно проделанный контрвыпад сбивает врага с ног. Пока противник приходит в себя, вы можете нокаутировать или подойти поближе — тогда Гэт автоматически схватит его рукой за затылок, чтобы потом выполнить излюбленный прием разработчиков — удар коленом в лицо (а также в морду, клюв, пятачок — опять же зависит от ситуации).
На каждую схватку всегда влияют два фактора. Первый — запас сил. Активнее всего он расходуется на блоки (когда герой принимает удар на себя). Растратили энергию попусту — удары Гэта будут уже не те, что раньше, и блок он поставить не сможет. Поэтому, даже если сил еще достаточно, нужно не стоять, закрывшись, а уворачиваться — на откаты энергия почти не тратится. Противник при этом может спровоцировать игрока отпрыгнуть влево, сделав ложный замах правой рукой, а сам нанести удар с другого бока! Чтобы восстановить энергию, потребуется всего лишь постоять и отдышаться. Что довольно проблематично, если в этот момент тебя избивают.
Второй фактор, влияющий на ход поединка, — эмоциональное состояние противника. Враги в принципе не бывают в приятном расположении духа. Они могут быть напуганы (в самом начале драки), раздражены (получив пару раз в челюсть, но не растратив запас здоровья) и подавлены (под конец поединка). В последнем случае соперник держит дистанцию, полагается в основном на блоки и почти не атакует сам. И наконец, самое занимательное, на наш взгляд, эмоциональное состояние — это, так сказать, «разошедшийся» враг. Таким он становится, когда ему удается как следует потрепать игрока и увернуться от его атак. В такие минуты враг совершенно уверен в своих силах, он постоянно издевается, совершает кучу ложных замахов и явно чувствует свое превосходство. Тут как раз можно вспомнить про движок Source, который отлично работает с мимикой персонажей.
В итоге у ACE Team вырисовывается очень интересная, многофакторная, динамичная боевая система. Добавьте сюда реакции врагов на оружие, обоюдную возможность выбивать его из рук, и получится довольно серьезная жанровая заявка.
* * *
Ну и пара слов о визуальной составляющей. То, что Zeno Clash выглядит, скажем так, экстравагантно, следует из окрестных скриншотов. Но мы хотим пояснить, каким образом игра получается именно такой. Чтобы локации не отставали от персонажей в визуальном смысле, ACE Team применяют особый метод моделирования. Сначала создается черно-белый эскиз местности — чтобы не отвлекаться на детали и работать только над архитектурой зданий. Когда очертания устраивают художников, сцену переносят в 3D. Чтобы как можно оперативнее ее доработать, дизайнеры часто снимают скриншоты, ретушируют их в Photoshop, а уже по их рисункам 3D-моделлеры изменяют вид локации. Инди-разработчикам на заметку, что называется.
Чилийцы явно не боятся экспериментов. Для дебютного независимого шутера Zeno Clash выглядит крайне смелым поступком. А учитывая, что в индустрии снова ценится талант и дерзость, мы очень надеемся в ближайшее время написать на этих страницах о том, кто же, наконец, даст ACE Team денег, чтобы закончить проект. Заранее жмем этим самоотверженным людям руку.
Будем ждать? Панк-кикбоксинг на движке Source. При участии парада самых идиотских и удивительных существ.
Процент готовности: 70%