Race Driver: GRID
Codemasters , слывшие некогда признанными гениями и одними из ведущих производителей автосимуляторов, в последние годы как-то отошли на второй план. Colin McRae Rally еще периодически напоминает о себе, но уровень новых игр уже не идет ни в какое сравнение с нынешними лидерами. Британское издательство, естественно, жаждет реванша, но шаги для этого предпринимаются какие-то хаотичные. То сделает из новой части Colin McRae Rally ненавязчивые аркадные покатушки, всерьез озадачив этим поклонников серии, то вдруг объявляет, что новая часть гоночной серии Race Driver (в прошлом известной как ToCA ) будет посвящена… стрит-рейсингу.
Анонсированный в конце прошлого года Race Driver: GRID действительно собирается отойти от своих спортивных корней в сторону быстрых и зрелищных гонок по улицам городов всего мира. С одной стороны, решение неочевидное: на консолях GRID обязательно столкнется лбами c Project Gotham Racing 4 (лучшие городские гонки на Xbox 360) и Gran Turismo 5: Prologue (грядущий PS3-эксклюзив). Что англичане Codemasters противопоставят бездонным бюджетам Sony и Microsoft — не очень понятно. Зато для тех, кто играет на компьютере, GRID — это очень хорошие новости. ПК-гейминг традиционно обделен стрит-рейсинговыми симуляторами: ни PGR, ни Gran Turismo мы в ближайшее время точно не увидим. Так что предлагаем посмотреть на будущее Race Driver c оптимизмом.
С миру по гонке
К великому огорчению поклонников автоспорта, придется сообщить, что ни одного сколько-нибудь лицензированного реального чемпионата в игре не предвидится. То есть популярнейшие кузовные серии DTM и V8 Supercars, бывшие ранее главным козырем и лицом серии (в Германии и Австралии предыдущие игры даже продавались как DTM Race Driver и V8 Supercars Race Driver соответственно), теперь оставлены за бортом. Как, впрочем, British GT и «Формула-3» из третьей части. Но совсем избавляться от реальных гоночных трасс и машин, к счастью, не планируется. В этом смысле игра будет больше всего напоминать серию Colin McRae, которая со времен второй части обходится без официальной лицензии раллийного чемпионата, но при этом имеет в активе реальные автомобили с выдуманными раскрасками и более-менее похожие трассы.
Для начала давайте определимся, как устроен игровой мир GRID. Все гоночные этапы четко разделены по трем мировым регионам — Северная Америка, Европа и Япония. Обещается, что каждый из них будет отличаться не только различным набором трасс и чемпионатов, но и гоночной культурой в целом. В США главной ареной проведения соревнований будут городские улицы. Заявлены Детройт, Вашингтон и Сан-Франциско (значит, будут трамплины!). Ездить по огороженным улицам этих городов придется в основном на американской же технике: громких неповоротливых muscle-карах. Городская тема получит логичное развитие и на территории Европы, где точно удастся порычать моторами на улицах и площадях итальянского Милана. О возможности промчаться на «феррари» мимо здания театра «Ла Скала» пока не упоминается, но мы очень надеемся. Как, впрочем, и на появление другой местной достопримечательности — знаменитого автодрома «Монца», более полувека являющегося автоспортивной столицей Италии.
Мы неслучайно говорим тут про автоспорт: несмотря на смещение акцентов в сторону городских гонок, классические кольцевые автодромы в GRID тоже есть. Более того, их общее количество будет не сильно уступать показателям третьей части, где с разнообразием был полный порядок. Главный сюрприз здесь — новость о включении в игру легендарного французского трека «Ле-Сарте» длиною без малого 14 км (!). Даже если это название вам ни о чем не говорит, то уж о гоночном марафоне «24 часа Ле-Мана», каждый год проводящемся на этой трассе, слышали, наверное, все. Полностью лицензированный «Ле-Ман» со всеми машинами и атрибутикой нам никто не обещает, но испытать на себе ощущения от круглосуточного заезда вполне возможно. Сидеть для этого 24 часа за монитором никто не заставляет — вся гонка займет около получаса, но достоверная смена времени суток будет обязательно. Нечто подобное, к слову, было реализовано в играх только однажды, в полузабытой уже Le Mans 24 Hours.
Одного только «Ле-Мана» вполне хватит, чтобы обратить на игру внимание фанатов автоспорта, но мы на всякий случай назовем и остальные европейские треки. Будут британский Донингтон, испанская Харама, турецкий Стамбул, немецкий Нюрбургринг и бельгийский Спа-Франкошамп — практически весь календарь мировой серии Le Mans Endurance. Такое совпадение не выглядит случайным, если изучить предварительный список автомобилей, в котором доминируют мощные суперкары класса «Гран-Туризмо», выступающие в этом чемпионате. А уж названия вроде Aston Martin DBR9, Porsche 911 GT3-RSR, Ferrari F430 GT или роторный прототип Mazda 787B, выигравший «24 часа Ле-Мана» в 1991 году, должны вызывать у любого поклонника автоспорта как минимум мурашки. Если же вы себя к таким не относите, то спешим вас заверить — состав более чем звездный и в рамках одной игры встречается крайне редко.
Для тех, кто остался равнодушен к автомобильному цвету Европы, существует третий игровой регион — Япония. Здесь она, как и в реальности, является столицей дрифт-рейсинга. Антураж достаточно затертый, но по-прежнему популярный и узнаваемый: неоновые огни, ночные трассы и расточенные до тысячи «лошадей» азиатские легковушки. Ожидается, что в GRID все это будет выглядеть несколько серьезнее, чем у конкурентов, — с официальными лицензиями и некоторым реализмом. Нам «японская» часть игры пока что кажется притянутой за уши и противоречащей духу серии. Об этом косвенно говорит и то, что из всех составляющих ей явно уделено меньше всего внимания.
Проще и быстрее
Вообще, в глобальном несоответствии амбиций и возможностей видится главная проблема свежих автогонок Codemasters. Реализовать кучу различающихся между собой классов автомобилей с детально проработанными интерьерами (это тоже обещают сделать), сотню трасс и избежать при этом самокопирования под силу только гигантам уровня Polyphony Digital , которые недавно отодвинули релиз Gran Turismo 5 на 2009 год.
Race Driver: GRID официально находится в разработке меньше года и запланирован к выходу уже этим летом. Такой сжатый производственный цикл отчасти объясняется готовой технологией (движок Neon , который использовался в Colin McRae DiRT ). Графика, судя по скриншотам, осталась на том же — прошлогоднем — уровне, который этим летом будет смотреться в лучшем случае неплохо. Тем более что поддержку погодных эффектов (в отличие от смены времени суток) к технологии так и не прикрутили. Дело может поправить только традиционный конек Codemasters — модель повреждения, которую обещают всячески улучшить. Про физику, ставшей одним из главных недочетов последнего «Колина», тоже упоминают, но как-то вскользь. Ждать от нее каких-либо симуляторных свершений точно не стоит: авторы честно сообщают о снижении сложности игры с целью охвата большей аудитории. Которой, надо думать, вполне хватает и тех аркадных гонок, что в изобилии имеются на рынке.
* * *
Что бы ни получилось в итоге, следить за Race Driver: GRID нужно в любом случае. Несмотря на достаточно спорную идею совмещения в рамках одного проекта несовместимых, казалось бы, дисциплин, игра выглядит куда логичнее предшественниц. В конце концов, гонки Codemasters всегда страдали избыточностью — и один раз это сыграло им на руку (речь об эталонной Colin McRae Rally 2 ). Поэтому вполне возможно, что, лишившись весьма среднего симулятора, мы получим взамен отличную аркаду, отказываться от которой было бы непростительным расточительством.
Будем ждать? Codemasters со своим GRID явно целит в тех, кто любит машины и интересуется автоспортом, но принципиально не играет в серьезные симуляторы. Тоже, в общем, вариант.
Процент готовности: 70%