Руководство и прохождение по "Pro Evolution Soccer 2008"
В дуэлях есть особое очарование, не свойственное большим войнам. Противостояние может быть скромным или глобальным, но двое друг против друга — это интрига, драма! Афины и Спарта, Давид и Голиаф, Монтекки и Капулетти, тори и виги, империя и повстанцы, Карпов и Каспаров, «Барселона» и «Реал» (Мадрид), FIFA и Pro Evolution Soccer…
Когда игры играют
Соревнование футбольных симуляторов началось вместе с приходом нового тысячелетия. Постепенно, шаг за шагом творение японских разработчиков со странным названием Pro Evolution Soccer подвинуло с пьедестала «главный» симулятор от Electronic Arts. Геймдизайнеры из Konami не стеснялись экспериментировать, увеличивать сложность, рисковать и со временем сформировали целую армию поклонников по настоящему миру.
Среди современных компьютерных игр нет другой похожей дуэли, в которой ежегодно фактически появляются новые версии одной и той же игры. Здесь соперники внимательно следят друг за другом, как бы невзначай подхватывая удачные находки, не гнушаются вставить шпильку. Как знать, возможно, мы обязаны развитием жанра именно этой конкуренции?
FIFA и Pro Evolution Soccer похожи друг на друга — в том смысле, что значительно отличаются от всех других симуляторов. Главное в них — футбольный матч, бег по футбольным газонам, финты, атаки, удары… С другой стороны, близнецами их назвать нельзя — каждый год любители футбола анализируют отличия новых версий.
Тенденции в соперничестве нескольких последних лет несложно выявить. EA постепенно двигалась к аркаде по мотивам футбола, а Konami неизменно поддерживала имидж реалистичного симулятора. FIFA гордится полными лицензиями и внешним сходством с реальным футболом, а PES вынужден объяснять первичность геймплея. FIFA доступна и новичку, а сложность PES готова войти в пословицы.
В современной «Формуле 1» обгоны часто происходят во время пит-стопов: точно так же появление новых консолей создало почву для другой расстановки сил. Ожидания не оправдались — 2006 год принципиально ничего не изменил, и все надежды были перенесены на осень 2007. Вопросы сыпались потоком… Что будет нового? Будет ли что-то новое? Новое будет настоящим или рекламой?
Еще в середине года было известно: версия FIFA для персоналок будет, как прежде, перенесена с устаревающей PlayStation 2. Еще за год до того произведение Electronic Arts критиковали за скромное число изменений, и излишний консерватизм вызывал заметное раздражение. Konami получила отличный шанс: противник оставил «персоналки» без боя. Чудесный шанс нанести решающий удар, время для coup de grвce!
Наиболее заметным событием анонса стала смена нумерации: PES «догнал» FIFA, заменив простой порядковый номер на год, следующий за выпуском. Вместо PES 6 нас ждал сразу PES 2008! Может быть, простой рекламный ход? Проницательные читатели увидели в этом знак глобальных изменений — и не ошиблись.
Слишком круглый мяч
PES всегда был по-настоящему сложной игрой. Многие удивленно спрашивали: почему мяч раз за разом отскакивает от Рональдиньо, словно от стенки? Почему для простейших действий необходимо сплетать из пальцев противоестественные фигуры? Ответ был прост: это, брат, не просто так, это симулятор! Слово «симулятор» при этом произносилось с такой интонацией, будто символизировало принадлежность к тайному ордену.
Все это в прошлом. Пять уровней сложности необходимо срочно переименовать: они непременно должны стать пятью уровнями простоты. Нет, конечно же, PES не стал игрой для детского сада, но отличия от прошлой версии разительны!
Теперь игроки сами выбирают цель для паса и легко находят товарищей на поле, не пытаются пнуть мяч в случайную сторону и в целом стараются помочь человеку. Удивительный контраст по сравнению с прошлыми частями! Если не видеть название игры, то впору предположить: перед нами улучшенная FIFA 07!
Речь не идет о легких улучшениях при перепасовке — нет, упрощены многие элементы игры. Стало легче контролировать мяч, полностью переделано взаимодействие футболиста и кожаной сферы. Проще стало бить со штрафных, а угловые и вовсе превратились в мощнейшее оружие (защищаться при розыгрыше стандартных положений, соответственно, стало сложнее).
Хорошо это или плохо? Конечно же, однозначного ответа нет. Матчи однозначно стали зрелищнее — но и в дворовом футболе часто забивают больше, чем в матчах мастеров. Внешне происходящее стало больше походить на настоящие поединки топ-команд, но доля участия человека снизилась. Наконец, PES стала менее удобна для киберспортсменов — но к игре получили доступ широкие массы игроков.
Футбольная инфраструктура
Главный удар по конкуренту — новая графика. Наконец-то перед нами не мутная картинка родом из устаревших консолей, а вполне приличное изображение. Ничего сверхъестественного нам, правда, не предложили: ждать что-то вроде Crysis не стоит, равно как и пальм посреди футбольного поля.
Удивительно, какое впечатление способен произвести всего лишь движок приличного уровня, давно достигнутого среди обычных action! Графика для нас, разумеется, далеко не на первом месте, но завязшая в прошлом FIFA порядком надоела. Попытка загрузить новое творение Electronic Arts заканчивается явным дискомфортом — и желанием поскорее вернуться в мир Pro Evolution.
В Konami славно потрудились не только над картинкой: значительно улучшен комментарий, вполне связно привязанный к действию. Ничего нового нам не сообщают, но исправно фиксируют все происходящее, словно мы слышим радиоэфир, лишенный телевизионного сопровождения. Улучшились и звуки, вполне передающие накал борьбы.
Хорошую традицию не продолжила музыка: главная информация о ней — то, что она есть. Возможно, это и к лучшему: зубодробительные записи из FIFA порой заставляют нервно передернуться.
Серьезный пробел Konami допустили в другом ките современных игр — сетевых режимах. Игра через интернет (не через локальную сеть) присутствует, но Electronic Arts предлагает значительно больше возможностей. Разницу в подходах видно даже по старту игры: PES первым делом предлагает сыграть, FIFA — настроить соединение с далекими странами. Символично!
Большие ожидания
Что игрокам предложено нового в деталях? На фоне переворота в серии нововведения смотрятся бледно, но и они заслуживают внимания. На первом месте, без сомнения, новая система искусственного интеллекта Teamvision , которая должна подстраиваться под действия живого игрока. Потенциально это одно из значительных изобретений жанра!
Если не знать о новинке, ее можно и не заметить. Значительного влияния на геймплей она не оказывает, и было бы странно увидеть что-либо другое. Предположим, искусственный разум бросал бы все силы на противодействие человеку. Тогда компьютер можно было бы легко обмануть: первую четверть игры пробиваться через центр, а затем разорвать противника проходами по освободившимся флангам. Разумеется, интереса в такой победе нет, поэтому компьютерный интеллект меняет действия мягко и малозаметно. Надеюсь, эта часть игры еще будет развиваться!
Другая важная новинка — возможность симулировать нарушения (клавиши Q + E + Z ). Эту область реального футбола разработчики симуляторов предпочитали до сих пор обходить: тема скользкая и не всегда нужная. Не сломает ли новая возможность баланс? Не превратится ли игра в сплошные падения?
Не превратилась. Механизм прост: в абсолютном большинстве случаев симуляция наказывается желтой карточкой. Местному судье повезло: реальные коллеги вынуждены всегда сомневаться, а он всегда уверен — симуляция возможна лишь после нажатия сложного сочетания клавиш. Нечестно заработать штрафной или пенальти все-таки возможно, но дело это крайне невыгодное: неизбежные желтые карточки и удаления значительно перекрывают возможную пользу. Баланс был соблюден едва ли не грубейшим методом: новинка не влияет на геймплей.
Появилась возможность вызывать отдельных игроков на розыгрыш стандартных положений, управлять числом игроков в стенке. Все это очень хорошо, но это лишь первый шаг к важным изменениям: значительно интереснее были бы наигранные комбинации, планирование действий при розыгрыше штрафных… Словом, и эти нововведения скорее обещают светлое будущее, чем предлагают нечто полезное сейчас.
Остальные новшества скорее служат красивым оформлением, чем добавляют нечто полезное в игру. Это не упрек — такие улучшения тоже нужны, но разрекламированное «появление на футболках игроков следов от пота» никак не могу отнести к судьбоносным переменам. Тем более, что разглядеть их очень тяжело.
Кривые пути вперед
Обидно раз в год покупать одну и ту игру. Японцы почувствовали это первыми — и изменили концепцию. На персональных компьютерах дуэль завершилась в пользу PES с подавляющим счетом (в связи с явкой противника в невменяемом виде).
Многочисленные лицензии на реальные соревнования не способны вечно приносить успех. В японской игре есть полноценные соревнования сборных и главные лиги: итальянская Серия А и испанская Примера в полном объеме, а английская Премьер-лига за полупрозрачной вуалью других названий. В конце концов, многим ли нужен бельгийский чемпионат?!
С другой стороны, Konami предложила интересные нововведения, расширила целевую группу, увеличила сходство с реальным футболом… Этот успех не случаен, он готовился долго.
Свершилось: повстанцы победили империю. Когда уходят эмоции, остается вопрос: какую цену пришлось заплатить? Как говорят легенды, главная опасность при борьбе с драконом — вовсе не пламя или лапы, и проявляется эта опасность лишь после боя… Чтобы одолеть FIFA, японской игре пришлось стать FIFA!
Если не брать в расчет графику, отличия между PES 2008 и FIFA 07 слабо заметны. Появилась опасность, что осенью 2008 года мы увидим два близнеца-симулятора, немного отличающихся управлением.
Поводы для оптимизма, впрочем, тоже есть. Дело в том, что PES вовсе не идеальна, все ее достоинства выглядят деликатесом лишь на фоне протухшего продукта Electronic Arts. Зрители активны и радостны лишь на фоне картонных декораций FIFA — до обещанной трехмерности им далеко. Реализм очевидно улучшен, но виртуальный футбол все-таки далек от реального. Красивая графика недолго будет скрывать усечение тренировочных режимов и других полезных мелочей…
Любой недостаток — причина совершенствоваться, любая проблема — фундамент победной войны. Проблем у жанра хватает, и на них наша надежда.
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8 изменены принципы игровой серии разочарованы любители игры в стиле hardcore
Графика
9 неоспоримый прорыв в жанре ошибки и проблемы с деталями
Звук
9 значительное улучшение звуков, хороший комментарий музыка
Игровой мир
7 постепенное улучшение лиц и характеристик футболистов небольшое число лиг, потеряно несколько лицензий
Удобство
9 во многом доработано управление неудобство игры на клавиатуре
Новизна да Интерес повторной игры да Награда
Вердикт: PES явно обогнала конкурентов на персоналках, но поступилась при этом многими принципами. Рейтинг 80%
Ноги в руки
Словарь для пальцев
Во многом PES 2008 ориентирована на игроков, не знакомых с этой серией игр. Именно поэтому в статью включено руководство по управлению футболистами — опыт других жанров может и не помочь в хитросплетениях интерфейса.
Первая трудность, с которой придется столкнуться, — именование клавиш. Игра предназначена для разнообразных консолей, и похожие кнопки в разных советах и руководствах называются по-разному. Таблица соответствий поможет «перевести» сочетания клавиш с одного стандарта на другой, а я буду пользоваться вариантом для клавиатуры.
Можно ли играть в Pro Evolution Soccer на клавиатуре? Вообще говоря, PES не предназначена для этого, желателен геймпад. С другой стороны, при помощи клавиатуры вы лишь не сможете выполнять пасы в свободные зоны и некоторые финты, а в остальном будете вполне полноценным игроком. К тому же привыкшие к клавиатуре руки с трудом справляются с приставочным устройством.
На заметку: для знакомства с игрой достаточно клавиатуры, но кандидату в мастера необходим геймпад.
Стандартная раскладка клавиш неудобна: над ней явно долго не раздумывали. К счастью, ее можно легко упростить: кнопку L2 лучше переназначить с Z на левый Shift, а X заменить на S (все это можно сделать при помощи файла settings.exe в папке программы). Таким образом мы приблизимся к привычному стандарту WASD.
К сожалению, игра запрещает назначать действия на нажатие пробела. В сети есть несколько вариантов, предлагающих обойти защиту при помощи специальных программ, но гарантированного алгоритма среди них пока не найдено.
Общие принципы управления схожи с FIFA: клавиши W , A , X , D отвечают за действия, а E , Q , Z , C — за их модификацию. При этом важна длительность нажатия клавиш и то, последовательно или параллельно они нажаты. Кроме того, есть комбинации из нескольких нажатий одной и той же клавиши.
Клавиша E , как и в FIFA, чаще всего отвечает за ускорение. Разумеется, футболисты при ее нажатии быстрее устают.
Таблица 1 Клавиши
PlayStation Xbox PC
Y W
X A
A X
B D
LB Q
LT Z
RB E
RT C
Защита
Основная клавиша при отборе мяча — X. Именно она позволяет активно прессинговать противника и отбирать мяч в рамках правил. Не забывайте ускоряться ( E ) во время преследования!
Действие A примерно то же, но в отборе участвуют уже несколько игроков. На противника, владеющего мечом, стягиваются все ближайшие игроки и стараются забрать мяч числом. Применять эту тактику следует с осторожностью: другие зоны при этом ослабляются, и быстрый пас с большой вероятностью приведет к опасному моменту.
Групповой прессинг полезен, если техничный противник пытается прорваться для прямого удара по воротам (по центру) или если в защите достаточно игроков. С другой стороны, если соперник перешел в контратаку, то клавиша A будет даже вредна: стоит нашим защитникам скопиться в одной зоне, как в других местах противник получит полный контроль.
Клавиша D просто заставляет футболиста выполнить подкат. Единственная возможность для удачного подката — случай, когда мяч находится между нашим футболистом и соперником. Наоборот, подкат сзади гарантированно ведет к карточке.
Наконец, опаснейшая клавиша при защите — W. Она заставляет вратаря выйти в поле: если вы ненароком зажмете эту клавишу в неподходящее время, рискуете обнаружить голкипера где-нибудь в центре поля, а мяч — в сетке.
Выбрать другого футболиста для контроля поможет клавиша Q (при ее нажатии учитываются и стрелки, но обычно это не нужно).
Действия в атаке
Главное средство атаки — перепасовка. Передачи низом выполняются клавишей X , при этом учитываются нажатые стрелки: именно они задают направление паса. Кроме того, важна длительность нажатия на X , позволяющая выбрать ближайшего или дальнего партнера.
Проникающий пас (клавиша W ) полезен в случае, если поблизости нет футболистов соперника, — то есть крайне редко. Другое название этого действия, передача на ход, объясняет принцип действия приема. Следует учитывать, что пасы на ход в PES менее эффективны, чем в FIFA.
Сочетание клавиш Q + W позволяет послать пас на ход верхом, если прямая траектория перекрыта соперником. Как правило, такое действие приносит пользу исключительно во время контратак.
Пасы верхом выполняются при помощи клавиши D. Они необходимы для передачи мяча на большие дистанции, при которых приходится смириться с высокой опасностью перехвата. Особую важность играет длительность нажатия, определяющая дальность передачи.
На заметку: те же клавиши, нажатые за мгновения до приема мяча, приведут к пасам в касание, что позволяет не задерживать быструю контратаку.
Удары соответствуют клавише A , а направление определяется стрелками. Обычные удары зависят от особенностей момента, а особо сильные попадания получаются по подпрыгнувшему мячу. В PES 2008 особое внимание уделяется «рабочей» ноге футболиста: если персонаж правша, то удар левой ногой обречен на неудачу.
Если до ворот недалеко, помогут удары на точность (комбинация клавиш С + A ). В этом случае мяч летит слабее, но вероятность поразить угол ворот выше: полезная способность при ударе с близких дистанций. Если вратарь вышел из ворот, его можно перекинуть (комбинация клавиш Q + A ) — но следует бить быстро, лишнее мгновение при нажатии — и мяч перелетит ворота.
Бег с мячом
Простой бег с мячом редко встречается в футболе. При скоростных атаках, например, полезно ускорение (клавиша E ). При быстром беге можно дополнительно пробрасывать себе мяч — для этого нужно не держать кнопку E , а периодически нажимать на нее. Конечно же, следует учитывать: чем быстрее бежит футболист, тем дальше от него мяч и тем легче отобрать у него орудие труда.
С другой стороны, нажатие при беге клавиши C позволяет за счет малой скорости укрыть мяч от защитника. Эта же клавиша помогает совершать один из простейших и в тоже время наиболее эффективных финтов: если во время бега нажать ее и изменить направление, футболист резко развернется и, возможно, на время избавится от опеки. Особенно такое поведение полезно при фланговой атаке. Различные варианты смены направления — на 90 градусов, на 180 градусов — позволяют продемонстрировать различные варианты этого финта.
Во многом важен и прием мяча после паса. Та же клавиша C одновременно со стрелками означает, что футболист развернется сразу после приема мяча.
Другой вариант действий — сразу же прокинуть мяч вперед и побежать за ним. Для этого необходимо перед приемом зажать клавишу E и в момент приближения мяча бежать в ту же сторону, куда тот катится. Все это позволяет сэкономить время на продолжение атаки, но одновременно дает сопернику шанс отобрать мяч.
Наконец, можно попросту пропустить передачу (клавиша E без стрелок) — если атаку поддерживает еще один футболист, этот редкий прием позволяет полностью дезориентировать защитников.
Начать быстрый бег с места поможет одновременное нажатие Q и E (если мяч не двигается). В этом случае футболист попросту пнет кожаную сферу вперед — и сразу же побежит за ней.
Во время подач с флангов необходимо различать одиночные, двойные и тройные нажатия клавиш. При этом мяч может быть направлен по разным траекториям и в различные участки поля.
На заметку: помощь можно вызвать из меню во время игры при помощи пункта Command List.
Нажатие клавиши C три раза подряд заставит игрока выполнить простой, но достаточно полезный финт, обманывающий противника. На результат этого финта влияют и нажимаемые в это же время стрелки. С клавишей Z связан ряд других финтов, основанных на обмане противника: если начать выполнение какого-либо действия, а затем нажать Z , то действие закончено не будет, а соперник будет одурачен. Близкий прием основан на одновременном нажатии Q и стрелок. Большинство финтов трудно выполнить на клавиатуре: для них необходим аналоговый «джойстик», присутствующий на большинстве геймпадов в виде небольшого рычажка внизу.
Одним из наиболее полезных приемов остается всем известная «стеночка». Если во время передачи зажать Q , то отдавший пас футболист быстро побежит вперед. Не отпуская Q , снова нажмите клавишу передачи — и мяч вернется к тому же футболисту, уже вырвавшемуся на оперативный простор.
Стандартные положения
Штрафные и угловые удары таят в себе немало опасностей. Обычно штрафной удар выгоднее разыграть, но, если ситуация этому не благоприятствует, есть несколько способов пробить.
Первый из них наиболее прост — нажать на клавишу A. Удар получается бесхитростным, но иногда и такие залетают… Другой вариант — одновременно с ударом держать клавиши стрелок: «вверх» означает крайне сильный удар, «вниз» символизирует слабый.
Кроме того, уже после нажатия A можно подкорректировать действие: пока игрок разбегается, можно нажать W — получится сильный прямой удар. Если же вместо этого нажать Q или E , исполнитель попытается обмануть вратаря: мяч отклонится влево или вправо. Эксперименты, разумеется, лучше проводить в режиме тренировки.
Одновременное нажатие Q и E перед ударом изменит предварительную расстановку: теперь к удару будут готовиться сразу два футболиста.
На заметку: даже сильные удары в PES визуально не ощущаются — часто о «реальной» скорости мяча приходится догадываться по дальности отскока.
Ситуация с угловыми предусматривает меньше специальных ударов, ведь в этом случае футболист может просто отдать пас или направить мяч назад. Принципы подачи в целом те же: нажимаем D (быстро — на ближнюю штангу, долго — на дальнюю) и пытаемся забить. Одновременно с подачей можно нажать «вверх» или «вниз» — мяч будет послан по низкой траектории или вовсе по земле.
Управлять обороняющимися футболистами во время стандартных положений также можно. Если во время штрафного удара нажать A , стенка подпрыгнет, если нажать X , будет твердо стоять, а если выбрать D , часть игроков подпрыгнет, а часть кинется под мяч. Впрочем, если ничего не делать в этой ситуации, футболисты будут действовать самостоятельно.
Кроме того, в новой версии PES нам позволено изменять число игроков в стенке ( Z вместе с «вверх» или «вниз»). Нажимайте, пока противник готовится к удару.
На заметку: не переусердствуйте с числом игроков в стенке — если там будет слишком много защитников, противник разыграет мяч и легко забьет.
Как и при обычной защите, клавиша W при обороне во время стандартных положений позволяет управлять вратарем — в зависимости от ситуации менять позицию или выходить вперед.
Если вам посчастливилось или не повезло наблюдать пенальти, то не ждите сложностей: здесь важна лишь сила удара (длительность нажатия) и стрелки, задающие направление. Вратарю остается угадывать направление при помощи тех же стрелок.
Тактика
В PES есть возможность «на лету» менять стратегию игры. В отличие от FIFA, нам не предлагают четыре стандартных «направления» тактики: в настройках (даже во время игры) можно сопоставить тактики и клавиши. Всего настраиваются четыре клавиши, а переключать их можно, нажимая одновременно Z и одну из четырех клавиш: A , W , D , X. Интерфейс там прост и очевиден, так что вы легко с ним разберетесь.
Кроме того, есть возможность отдельно устанавливать для футболистов степень участия в атаке. Для этого необходимо нажать Q + E (усилить стремление к атаке) или Q + С (уделять внимание обороне).
Напоследок
Особенность Pro Evolution Soccer — обилие сравнительных оценок. «Игра излишне проста» означает, что она проще своих предшественников. Одновременно можно услышать «игра сложна» — да, за пять минут и даже за пять часов ее не изучить. «Великолепная графика» — сравнение с FIFA 08, а «угловатые лица» заметны любителям сверхсовременных боевиков. О «сложном интерфейсе» говорят те, кто привык к стандартизированному WSAD…
Есть только один способ составить собственное мнение. Не стоит сомневаться: PES заслуживает личного знакомства.
Таблица 2 Виртуальные и реальные клубы в английской лиге
Название в игре Настоящее
Berkshire Blues Reading
Derbyshire Derby County
East London West Ham United
Lancashire Blackburn Rovers
Lancashire Athletic Wigan Athletic
London FC Chelsea
Man Blue Manchester City
Man Red Manchester United
Merseyside Blue Everton
Merseyside Red Liverpool
Middlebrook Bolton Wanderers
Newcastle United Newcastle United
North London Arsenal
Pompy Portsmouth
Teesside Middlesbrough
Tottenham Hotspur Tottenham Hotspur
Wearside Sunderland
West London White Fulham
West Midlands City Birmingham City
West Midlands Village Aston Villa