09 июня 2008
Обновлено 17.05.2023

Играем. Dofus/Dofus Arena

Играем. Dofus/Dofus Arena - изображение обложка

Программный пакет Macromedia Flash изначально создавался как специализированная визуально-программная среда, предполагалось, что на нем будут работать профессиональные аниматоры. Но интерфейс оказался настолько удобным, а процесс создания роликов — столь простым, что осваивать флэш ринулась чуть ли не вся интернет-братия. С этого момента программа начала развиваться исключительно в направлении «как сделать прикольный мультфильм или мини-игру, даже если ты ничего не смыслишь в анимации и программировании».

Дошло до того, что большинство маститых мультипликаторов и разработчиков игр стали избегать флэша как чего-то несерьезного, чуть ли не позорного. А ведь суть программы нисколько не изменилась — на флэше по-прежнему можно делать очень серьезные проекты. И MMORPG Dofus , целиком сделанная на Flash, — наглядное тому доказательство.

Яйца дракона

Предыстория игры крайне необычна и очень тесно переплетена с геймплеем, поэтому имеет смысл уделить ей немного внимания. Главной целью любого игрока в Dofus является поиск шести яиц дракона по имени Белгрот. Собственно, dofus — это название яиц. Давным-давно дракон посетил с крайне недружественным визитом провинцию Амакна, усмирять разбушевавшуюся рептилию тогда отправился герой Рикке Эррил. Смельчаку удалось припугнуть дракошу и, как ни странно, подружиться с ним. Очень скоро Рикке встретил юную волшебницу и влюбился без памяти. На радостях он решил познакомить избранницу со своим другом-драконом. Но когда он представил свою возлюбленную Белгроту, тот ни с того ни с сего разбушевался, растерзал несчастную девушку и улетел.

Рикке отправился в погоню, догнал дракона, убил его, но и сам был сражен ударом когтистой лапы чудовища. Старцы провинции Амакна решили разобраться в причинах безумия Белгрота и провели самое настоящее патологоанатомическое исследование рептилии. И тут выяснилось, что Белгрот, несмотря на свое мужское имя, на самом деле самка. И, судя по всему, избранницу Рикке она растерзала из-за обычной ревности.

Внутри драконихи старцы обнаружили шесть разноцветных яиц (dofus). Яйца оказались волшебными, а будучи соединенными вместе, они превращались в невероятной силы артефакт. В один прекрасный день все яйца разом были украдены. Правители Амакны не на шутку перепугались, созвали героев со всех концов страны и наказали им во что бы то ни стало (и, разумеется, за солидное вознаграждение) отыскать все 6 яиц.

Удивительное рядом

Начав с предыстории, разработчики и дальше стараются придерживаться нестандартного курса. Из 12 классов, представленных в игре, нет ни одного привычного: никаких воинов, рейнджеров, друидов и некромантов. Вместо них — какие-то невообразимые названия вроде Eniripsa’s Hands, Cra’s Range, Sacrier’s Blood. Ориентируясь по характеристикам, можно проводить аналогии, но далеко не всегда они будут точны. Комбинации способностей (по 20 штук на брата) зачастую не укладываются ни в какие стандарты, но при этом они всегда логически обоснованы и подходят конкретному персонажу.

Несмотря на явные скандинавские ноты в сюжете, герои выполнены в аниме-стилистике. Крупные головы, большие глаза, характерная одежда и совершенно сумасшедшие прически. Впрочем, сквозь японизированную графику знакомые мотивы все же проглядывают: кто-то из героев носит волынку, у кого-то все тело покрыто татуировками, некоторые виды оружия украшены характерной символикой (руны, солнцеворот).

В целом стилистика выверена до миллиметра, но если рассматривать каждого персонажа в отдельности, то диву даешься, как эта разношерстная компания умудряется уживаться в одной игре. Маленький демон, старая перечница, скелет в униформе ниндзя, панда, никогда не расстающийся с бокалом пива, чудище с волосатым лицом, мальчишка, до боли напоминающий Гарри Поттера, человек-кот…

За прекрасную стилизацию героев приходится расплачиваться невозможностью изменять их внешний вид. Единственное, что поддается редактированию, — цвет одежды, оттенок кожи и прическа.

С неба на землю

Разработчики сделали практически невозможное — создали на флэше полноценную MMORPG, но избавиться от всех ограничений этой технологии им, конечно же, не удалось. Мир полностью двухмерен и разбит на экраны (к счастью, они довольно большие и скроллируемые). Казалось бы, изометрическая проекция должна резать глаз давно привыкшим к полному 3D геймерам, но в Dofus этого не происходит. Напротив, создается впечатление, что оказался внутри сочного, яркого мультфильма. Единственное, что напрягает, — размер монстров и персонажей. Камера парит где-то на высоте птичьего полета, поэтому разглядеть, в какой части экрана находится ваш герой, не так уж просто. Можно в любой момент увеличить изображение, но тогда сильно сократится видимость и пострадает отрисовка пейзажей.

Почти все квесты в Dofus выстроены по двум стандартным схемам: «пойти из пункта А в пункт Б, поговорить с дядей В» и «убей сто пятьдесят различных зверушек и получи в награду дорогую вещичку». Банальность идеи отчасти компенсируется тонким юмором в описании каждого задания. Простейший пример: недалеко от стартовой локации вы встретите дедулю, который прожужжит вам все уши, рассказывая веселые байки, а потом попросит сбегать к его тетке с небольшим поручением.«Только будь осторожнее, сынок, тетка у меня болтливая, зараза. Я таких разговорчивых, как она, в жизни не видел », — предупреждает старичок, хотя представить кого-либо более говорливого, чем он сам, практически невозможно.

Dofus Arena

Отлично понимая, что PvP в Dofus далек от идеала, Ankama Games выпустила урезанную версию игры под названием Dofus Arena. Усекновению подверглись все элементы, кроме тактических пошаговых боев, которые были доведены практически до совершенства. Сражения представляют своеобразную смесь между боями Heroes of Might and Magic и Magic: The Gathering. Помимо правильной расстановки воинов и правильного исполнения маневров, от вас потребуется внимательно следить за выпадающими из колоды картами (одни усиливают ваших бойцов, другие ослабляют противника, третьи и вовсе непонятно как сработают) и с умом их использовать.

Барашки с клыками

Флэш-технология, заточенная под создание плоской анимации, не очень-то подходит для масштабных боев в реальном времени. Так что разработчики не стали мудрить — все сражения в Dofus проходят в пошаговом режиме. Существа, начиная с самого дохлого саблезубого кролика и заканчивая «трехэтажным» драконом, не нападают сами. Можно бегать вокруг них кругами и строить рожи — зверье будет продолжать пастись, как паслось. Инициировать сражения придется самостоятельно: подбежать вплотную к противнику и клацнуть по нему мышкой. Сразу после этого вы перенесетесь в специальную локацию, адаптированную под тактические маневры. Схватки чем-то напоминают бои в Heroes of Might and Magic. Сперва каждая сторона выбирает наиболее удобную для себя позицию, и только после этого начинается собственно схватка.

У каждого героя есть два вида очков — действия и движения. В начале игры и тех, и других кот наплакал, ходить можно на три клеточки, использовать за ход только одно умение. С ростом уровня персонажа число очков увеличивается, появляется возможность совершать за один ход сразу несколько действий.

К сожалению, сама механика боев излишне упрощена и слегка несбалансированна. Сближаетесь с целью, используете на ней всевозможные удары, пока не закончатся очки действия, ждете ответных оплеух — и так до тех пор, пока кто-то не упадет замертво. Если вы напали на зверушку в составе группы, то каждый раз придется ждать, пока соратники сделают свой ход. Это было бы довольно утомительно, но положение спасает комичная анимация монстров и их, скажем так, непредсказуемость. Нападение на какого-нибудь с виду совершенно безобидного барашка может обернуться настоящей резней, причем резать будут вас. Милый златорунный пушистик на деле часто оказывается зверским камикадзе-убийцей, способным за несколько ходов разорвать в клочья даже слаженную партию.

Место, где проходит битва, отмечается в локации специальным значком, и любой желающий может присоединиться к увеселительной экзекуции. А так как атаковать можно не только монстров, но и других игроков, драмы разворачиваются чуть ли не на каждом шагу. Стоит кому-то заковырять мечом огромного монстра, как тут же в зону боевых действий врывается полный сил персонаж и размазывает победителя по локации. PvP проводится по тому же сценарию. Причем новички не защищены от нападения маньяков на 100 уровней выше, им даже не дают сбежать с поля боя. Чтобы подхлестнуть PvP-активность, в определенный момент вам предложат выполнить эпический квест и стать демоном или ангелом (при этом у персонажа вырастут крылья). Стороны люто ненавидят друг друга, и их встреча практически всегда заканчивается кровавой бойней.

Начали за здравие…

Но, как это бывает даже с очень качественными играми, запал рано или поздно заканчивается. Одышка начинает мучить Dofus уровня с 30-40-го. Вроде бы ничто не предвещает беды: локации разнообразны, квесты по-прежнему веселые, поток новых монстров не иссякает — но начинаешь ловить себя на мысли, что цель потеряна. Механика боев не меняется со временем, новые способности оживляют ее крайне слабо, а сбор яиц Берглота — основной стимул в начале игры — превращается в обыденную рутину.

Даже поиск эпических вещей не способен оживить геймплей. Уникальное оружие, броня и артефакты выпадают из монстров во много раз реже, чем, скажем, в World of Warcraft. Опытному персонажу значительно проще заработать на мелких квестах и купить необходимый инвентарь у одного из торговцев. Окончательно шарик сдувается где-то через полтора месяца постоянной игры. Геймплей вырождается в постоянную гонку за топовым оружием (точнее, за деньгами для его покупки) и в редкие PvP-баталии с наиболее интересными соперниками.

Именно по этой причине в Dofus нечасто можно встретить старожилов. Получив свою дозу адреналина, геймеры перебираются на постоянное место жительства в более долгоиграющие MMORPG, где все нормально с постановкой задач и нет проблем со стимулами для продолжения игры.

* * *

Сложно удержаться от соблазна и не поставить Dofus сразу две оценки: за первый месяц геймплея и за все, что позже. Необычайно яркие, запоминающиеся ощущения в начале игры вдруг сменяются унылым прокачиванием персонажа. Такое чувство, будто Dofus слишком хорош, чтобы длиться долго. Это, безусловно, умаляет его достоинства как MMORPG (все-таки жанр подразумевает затяжное погружение), но нисколько не мешает получать удовольствие от первого месяца игры.


Геймплей: 7,0

Графика: 7,0

Звук и музыка: 7,0

Интерфейс и управление: 8,0

Дождались: Dofus — бенгальский огонь в мире MMORPG, горит ярко, но очень недолго. Чтобы не разочароваться, нужно всего лишь вовремя прекратить играть.

Рейтинг «Игромании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь