09 июня 2008
Обновлено 17.05.2023

Mafia: The City of Lost Heaven

Mafia: The City of Lost Heaven - изображение обложка

Среди самых ожидаемых игр 2008 года по нашей версии сиквел к «Мафии» идет в первых рядах, вместе с Fallout 3 и вторым StarCraft. Шесть лет назад дорогая редакция вынуждена была выбирать между двумя представителями одного не совсем понятного жанра, причем оба были несомненными претендентами на игру года: Grand Theft Auto 3 и Mafia: The City of Lost Heaven. В итоге золотая медаль была поделена пополам, после чего GTA еще долго не давала покоя своими сан-андреасами, а Mafia благополучно вышла в тираж за отсутствием у разработчиков желания делать сиквел. Угомонившись с Вьетнамом ( Vietcong 1-2 ) и Второй мировой ( Hidden & Dangerous 2), Illusion Softworks принялись-таки за продолжение, а мы ретроспективным методом поясним (здесь и в рубрике «Из первых рук» выше по течению журнала), почему его стоит ждать.

« До нас никто не работал с этой темой. Так что мы взяли все самое крутое из жизни гангстеров, вроде крутых тачек и перестрелок, подвели под это дело сюжет про умных парней и соответствующую обстановку…» — в таком разрезе рисовал нам «Мафию» ведущий дизайнер Illusion Softworks Даниэль Вавра (Daniel Vavra) в одном из интервью. Вспомнить еще, по принципу какой игры складывается геймплей Mafia, и можно вообще больше ничего не говорить, но постоянное сравнение с третьей GTA — все же не наш удел.

В городе Lost Heaven я прожил всего неделю — она включала в себя прохождение одиночной игры, Free Ride и открывающийся после сингла Free Ride Extreme. Жду камней в огород, но Lost Heaven никогда не казался настоящим — это натуральное нагромождение домов-коробок, между которыми ездят милые сердцу автомобили с блестящими на солнце кузовами и разгуливают прохожие. В известном фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином» пара ангелов занимается тем, что наблюдает за обычными людьми, пытаясь отыскать в них настоящую жизнь. Выполняя очередное задание, нет ничего лучше, чем мимоходом принять на себя роль такого ангела и начать искать жизнь в Lost Heaven. Справляющий нужду в переулке таксист; потерявшие друг друга на улицах города парень и девушка; решивший покончить с собой прыжком с моста бедолага; еще один несчастный, страдающий от морской болезни на корабельной вечеринке. На том же корабле можно было крепко напиться, несмотря на отказы бармена, и только потом уже идти на задание. Порой жизни катастрофически не хватало, особенно скучно было ездить в трамвае среди неподвижных фигур стариков. В конце концов, проводив однажды домой дочь бармена и отбившись от хулиганов, я получил в подарок… нет, не только то, о чем вы подумали, но еще и прогулку с ней по бульвару, навстречу закатному солнцу.

Город в Mafia всего один — как сказал Вавра, «если бы мы начали делать еще один такой, то точно сошли бы с ума». Сюжетная линия регулярно напоминает, что солнечные бульвары и любовные парочки — не главное, но здесь все время отвлекаешься. Например, на автомобили. Ради раздела автопарка под названием Prototype стоит пройти всю игру с обязательными и необязательными квестами — самому приятно потом ворваться во Free Ride на черном Manta, на котором ездил бы Бэтмен, окажись он в 30-х годах. Радоваться машинам в Mafia надо по-детски просто, не вникая: кроме внешнего вида, они отличаются лишь скоростными качествами. Сплошная эстетика.

Игроизация любого сюжета порой может стать более сложной проблемой, чем экранизация, — нужно подогнать всю свистопляску под интерактивность действия, не переборщив с ингредиентами. История про превращение таксиста в гангстера с обостряющимся чувством вины — сюжетец для сотни-другой фильмов про Аль Капоне или Дона Корлеоне, но на игре сидит как влитой. Шаг вправо, шаг влево расцениваются как разумные действия, попытки улететь кончаются неудачей — но и шут с ними.

Вот что интересно: классические эпизоды вроде заказного убийства с дальнейшим забегом по крышам или забрасывание машин коктейлями Молотова заставляют почувствовать себя не столько гангстером, сколько рядовым американским парнем, переживающим вместе со своей страной великую депрессию.«Я тут читал книгу, написанную двумя агентами ФБР, которые занимались делом Пола Кастельяно, — рассказывал тот же Вавра в другой раз. — В конце этой книги они написали, что на самом деле Пол был хорошим парнем, прожившим свою жизнь так, как положено настоящему человеку. В этом и есть вся суть». А вы говорите — гангстеризм.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь