Assassin’s Creed: Director`s Cut Edition
Анонсируя Assassin’s Creed французы из Ubisoft обещали в первую очередь продолжение Prince of Persia, выведенное на новый уровень. Уровень этот в итоге оказался слишком высоким – игра получилась максимально далекой от принципов «доступного развлечения», исповедуемых Ubisoft. Творение, нехарактерное для современной западной игровой индустрии вообще. В кинематографе подобные произведения принято называть «артхаусом». Авторский проект. Штучная работа.
Однажды на диком Востоке
Еще до выхода Assassin`s Creed было известно, что события в ней происходят в эпоху крестоносцев, а главным героем является убийца Альтаир. Но авторы приготовили игрокам большой сюрприз, о котором никто и не подозревал. Не стоит пугаться: асассины, старинные города и мудрый старец-наставник никуда не делись, только… впрочем, как раз эта подробность – не для рецензии. Сделайте удивительное открытие сами.
Тем не менее завязка довольно обычная – главный герой при выполнении задания ринулся в одиночку добывать себе славу и нарушил «кодекс асассина», отчего пострадали его братья по ордену. С Альтаира тут же срывают погоны, но дают шанс восстановить доброе имя. Для этого нужно совершить девять заказных убийств, параллельно распутывая клубок таинственного заговора.
В своих странствиях Альтаир посетит три города. Казалось бы, ничего необычного, но тем не менее с таким игровым миром мы еще не сталкивались. Когда главный герой впервые подъезжает к городским воротам на лошади, невозможно сдержать восторг и удивление. Никаких «обманок» с возникающими из-за спины персонажами. Никакого тумана, ограничивающего видимость. Никаких закрытых областей. До горизонта, насколько хватает взгляда, простирается целый живой город с бедными районами и шикарными кварталами, с ветхими лачугами и великолепными дворцами, с уличными попрошайками и богатыми людьми. Здесь каждый дом не похож ни на один другой.
Ориентироваться помогает карта. На ней отмечены области, которые уже посетил герой. Всюду расставлены обзорные башни – можно забраться на них и с высоты окинуть взглядом близлежащие земли. При этом на карте открывается местоположение всех важных окрестных объектов. Например, так можно обнаружить миссии, которые надо выполнить перед убийством. Три из них обязательные, остальные позволяют лучше подготовиться к заданию, собрать информацию о жертве, чтобы потом нанести смертельный удар и скрыться. Получается что-то вроде пешей версии GTA, но с одним очень важным отличием. Assassin’s Creed совершил невероятный прорыв в области игрового дизайна, предложив нам в качестве способа перемещения паркур. Подобно героям фильма «Тринадцатый район» Альтаир карабкается по стенам, прыгает с балкона на балкон, с крыши на крышу – причем единственно верного пути нет. Стоит проявить немного сноровки – и можно вообще появляться на негостеприимных улицах только для получения нового задания, проводя остальное время на уютных крышах. Передвигаться по ним совсем несложно – нужно лишь выбирать направление и поменьше попадаться на глаза мирным жителям. Последние, глядя на акробатические этюды Альтаира, могут поднять тревогу.
Враг моего врага
При первой встрече с нейтральными персонажами снова предстоит удивиться. Если в других играх «гражданские» выступают в роли статистов, то в Assassin’s Creed толпа взаимодействует с героем и реагирует на него. Никакой беготни с саблей наголо по городу – стоит счетчику «подозрительности» зашкалить, как бдительные NPC вызывают стражу. Правила поведения следуют из элементарной логики – залезать на крышу лучше по приставной лестнице, а не по стене. Грабить и убивать у всех на виду, разумеется, тоже не стоит, равно как и расталкивать прохожих локтями. Но от «мирных» есть и польза: если защищать население от издевательств стражи, в будущем можно рассчитывать на помощь при отступлении – народ помнит своих героев! Парочка здоровых местных жителей способна задержать преследователей и помочь Альтаиру сбежать.
Боевая система в Assassin’s Creed тоже нестандартна. В том же Prince of Persia достаточно было выучить самое длинное комбо, чтобы без проблем пройти с ним всю игру, ни разу не воспользовавшись «удушением», хитрыми бросками или контрударами, – вся боевка оказывалась попросту бесполезной. В Assassin’s Creed же все основано на реакции. Чтобы успешно провести атакующую серию, нужно нажать кнопку точно в тот момент, когда предыдущий удар достиг цели. Такое простое на словах нововведение превращает бой из закидывания шапками-комбо в настоящий поединок, где каждый игрок использует свою тактику. Либо подобно Люку Скайуокеру в «Возвращении джедая» ломовым напором сокрушать оборону противника, либо уйти в защиту и уповать на контратаки.
Особенно зрелищно смотрятся битвы в окружении. Дюжина солдат обступает Альтаира и выжидает. Наконец, один из вояк бросается на асассина. Молниеносный прием и жестокое добивание нейтрализуют смельчака, заставляя остальных вести себя осторожнее. Постепенно переходим в наступление – лязг стали и звуки рассекаемой плоти раздаются все чаще, и вот уже последние уцелевшие пускаются наутек, а Альтаир с достоинством удаляется. Если же силы неравны, лучше не лезть на рожон, а попытаться сбежать. Стражники не сильно уступают Альтаиру в физической подготовке, зато значительно превосходят его в ориентировании на местности. Чтобы спастись от организованной травли, нужно скрыться из виду: например, спрятаться в стоге сена или беседке на крыше.
Терпи, асассин, халифом станешь
По мере прохождения «градус восторга» постепенно начинает опускаться. Все сильные стороны игра раскрывает сразу, а недостатки со временем становятся все заметнее. Понимаешь, что в погоне за новаторством авторы банально забыли довести проект до ума. Касается это в первую очередь сложности. Еще при просмотре первых рекламных роликов сильно бросалась в глаза легкость, с которой Альтаир крошил солдат. Было совершенно непонятно, как Assassin’s Creed собирается бросить вызов геймеру. К сожалению, в финальной версии ситуация не изменилась – стражникам просто нечего противопоставить ловкости главного героя. Вдобавок автоматическая регенерация здоровья делает поражение в драках практически невозможным. Не очень приятно – особенно при такой интересной боевой системе.
Искусственно повышает сложность неудобное управление. Триггерная система требует от нас зажимать клавиши в нужном порядке для определенных действий. Небольшая ошибка – и вот Альтаир неуклюже утыкается в спину стражнику, вместо того чтобы мгновенно нейтрализовать его ударом клинка из рукава. Свобода также часто оказывается пуще неволи. Огромные города хороши ровно до того момента, пока не столкнешься с проблемой «куда идти дальше», а встает она куда острее, чем в GTA.
И главный недостаток – однообразие. По сути, игра состоит из девяти абсолютно одинаковых уровней. На каждом из них нужно получить задание, добраться до города, найти информатора, узнать, где обитает будущая жертва, вскарабкаться на башню, чтобы открыть миссии, устранить цель и отступить. Разработчики, видимо, настолько увлеклись идеей создания мира без невидимых стен и привычных уровней, что забыли наполнить игру достойным содержанием. В такой продвинутой «песочнице», как три огромных города, мы сами должны искать себе развлечение. Но каждый ли согласится с таким бесцеремонным обращением?
Полюби меня такой, какая я есть
Иногда складывается впечатление, что Assassin’s Creed вообще не пытается понравиться игроку. Словно капризная девушка, уверенная в собственной красоте и непогрешимости, при этом не лишенная недостатков. Игра требует терпения и упорства. Она не старается развлечь на всю катушку, подарить пять часов гарантированного, оплаченного удовольствия и отправиться на полку. Но те, кто ухватят суть игры, смогут «копать» ее очень и очень долго: думать над смыслом диалогов, размышлять о вопросах генов, памяти, наследия, истории, поднимаемых в сюжете. В этом отношении проект намного «взрослее», чем любой современный западный блокбастер.
В результате два человека могут оценить Assassin’s Creed совершенно по-разному. Первому игра покажется однообразной рутиной, другой же восхитится необычной историей с открытым финалом и по-настоящему свободным миром. И каждый будет по-своему прав. Стоит ли играть в Assassins Creed? Однозначно стоит. Команда разработчиков действительно вложила в нее душу. Согласитесь, подобное отношение нечасто встретишь в наше время. Проект есть за что любить. За перышко с кровью жертвы в качестве доказательства совершенного убийства. За возможность забраться на самую высокую башню и совершить головокружительный «прыжок веры». Наконец, за отсутствие заботливо проложенных дизайнерами дорожек. Возможно, Assassin
s Creed станет основой для видеоигр будущего. Это первый за долгое время проект, который при всем желании не получится назвать «новой обложкой при старом содержании».
Рейтинг «Игромании.ру» : 4,5/5