Command & Conquer 3: Kane’s Wrath
Год назад, когда я писал рецензию на C &C 3: Tiberium Wars, финальная оценка была предметом долгих раздумий. Действительно, оригинальную игру было сложно оценить. С одной стороны, как продолжение легендарной стратегической саги она была не состоятельна. С другой — это была все-таки хорошая игра. Просто делали ее другие люди, и они явно старались. Новое дополнение Kane’s Wrath стало предметом еще больших раздумий. Как его оценивать — как продолжение С&C 3 или как попытку исправить допущенные ошибки? Или вообще как отдельную игру, которой по современным стандартам ЕА она и является (в Battle for Middle-earth 2 было примерно столько же нововведений)?
За прошедший год ЕА принялись доить C&C с утроенной силой — Kane’s Wrath , Tiberium , Red Alert 3 , три телешоу в поддержку ( Battlecast Primetime , Command School , Aftermath ). Словом, внимание франчайзу уделяется более чем достойное. Однако чем дальше, тем больше приходит понимание того, что эти «другие люди» просто не имеют хорошего вкуса. И если постебушка вроде Red Alert 3 от этого только выиграет и завоюет наши искренние аплодисменты, то серьезные проекты все больше оставляют какое-то пресное ощущение, схожее с ощущением от последних частей Need for Speed.
Стратегия! Наконец-то!
Итак, новый аддон предлагает 13 новых миссий за NOD, разделенных на три акта, действие которых разворачивается в различные годы — как до событий Tiberium Wars, так и после. Главный положительный момент в Kane’s Wrath — это сам стратегический геймплей. Если в C&C 3 противник лишь местами удивлял, то в аддоне на высокой сложности он бросает вам настоящий вызов — давно уже забытое ощущение. Строительство базы отныне сложный, полный адреналина процесс. Играющий должен буквально превратиться в начинающего киберспортсмена и отстукивать минимум 200 кликов в минуту, чтобы устоять на ногах. AI отлично находит любую брешь в обороне и использует ее по максимуму. Не успели прикрыть ПВО часть базы? Именно с этой стороны массово ворвется авиация. Причем это будет не простое нападение, а самая настоящая диверсия — «Орки» выпустят по одной ракете и отступят, как только вы выкатите что-нибудь серьезное против них.
Интереса добавляет еще и то, что в Kane’s Wrath у сторон есть разные субфракции со своими уникальными постройками и юнитами. Что это означает для игрока? В первую очередь то, что на разных миссиях у него будут разные возможности. Еще на предыдущей миссии у вас были стелс-танки, а на следующей их уже отняли. То же самое с противником: у него постоянно меняются сильные и слабые стороны. В сумме все это, по-моему, самое главное достижение для «одиночного» геймплея RTS.
Но, к сожалению, не все гладко. Стоит отстроиться, как враг сразу же бросает инициативу и превращается в обычного RTS-болвана, который ждет, когда по нему проедется куча танков. Небольшой всплеск активности наблюдается, только когда дело доходит до обороны его собственной базы. Далее: авторы проделали отличную работу по созданию различных стратегических условий на миссиях, но совершенно забыли сделать эти миссии интересными. Большинство из них сводится к строительству базы и уничтожению противника. Мягко говоря, для стратегии, у которой в selling points (то, ради чего люди покупают игру) значатся сюжет и харизматичные персонажи, это недопустимо. Если бы мне захотелось несколько вариантов битвы, я запустил бы скирмиш и задал бы удобные мне параметры.
Интервью с вождем
До того как Кейн пришел в ярость, мы вытащили его на чашечку кофе и задали несколько простых вопросов.
[Игромания]: Спустя столько лет вы вернулись на мировую арену и вновь стали иконой для многих тысяч людей. Каково сегодня вождю? Не повлияло ли это на вашу самооценку?
[Кейн]: Тысяч? ТЫСЯЧ? Вы, что, не слышали последние продажи? Я признан миллионами, МИЛЛИОНАМИ верных фанатов! Том Круз не спит по ночам, расплываясь в эротических фантазиях обо мне; Джони Депп, словно бедный щенок, наматывает круги возле меня, пытаясь выведать мои секреты; агент Брэда Питта был вынужден связать его и вколоть успокоительное, кода тот пытался побрить голову налысо! Женщины задыхаются от одного моего взгляда, взрослые мужчины готовы расстаться с простатой ради возможности облизать мои ботинки! ООН объявила 23 марта Всемирным днем обожания Джо Кукана! Вполне возможно, я самый великий человек, когда-либо живший на Земле.
Что до вашего вопроса: нет, я не думаю, что это хоть как-то повлияло на мою самооценку.
[Игромания]: Вы известны как самый преданный поклонник тибериума на Земле. О чем вы думаете, глядя на тибериум?
[Кейн]: Думаю, тибериум напоминает мне нижнее белье моей подруги. Ну, вы знаете — сначала одна пара колготок появляется в ванной, на следующий день — вторая, а через неделю вся ванна и раковина забиты ими. И сколько их ни собирай — они все возвращаются и возвращаются!
[Игромания]: Ладно, отставим шутки. Вопрос Джо Кукану, а не Кейну. О вас действительно давно не было слышно — вы уже говорили нам, что все это время работали в театре. Теперь вы вернулись. Что изменилось в индустрии в сравнении с 90-ми?
[Джо Кукан]: Ну, лично мне платить стали намного больше. Приятно видеть, что многие отличные актеры наконец поняли потенциал игр как жанра. Еще недавно актеры высшей категории считали, что сниматься для игры — это шаг назад в их карьере. Теперь это не так. Игры эволюционировали, установили стандарты качества и теперь знают себе цену. И то, что продажи превосходят сборы кино, имеет не последнее значение. Что до игроков, то они стали куда более разборчивыми, нежели в 90-х. Теперь они требуют все большего и большего качества за свои деньги.
[Игромания]: В C&C 3 вы только исполняете роль Кейна, но мы помним — когда-то все было иначе…
[Джо Кукан]: Да, когда-то я не только участвовал, но и режиссировал все C&C-игры Westwood , включая сериал Red Alert. Поскольку мой образ слишком ассоциировался с Кейном, я не смог сниматься для других игр, но тут и там всплывал на озвучке. Еще помню, как одевался в костюм ниндзя и убивал Фрэнка Клепаки в первом Red Alert, хотя… возможно, это был просто чудесный сон.
Вообще же, я работал практически над каждым проектом Westwood, где требовалась хоть какая-то режиссура. От motion capture и озвучки до написания диалогов. Я совал свой нос практически во все! Кроме С &С: Sole Survivor Online( самая провальная игра в серии. — Прим. ред. ). Я хочу это особенно подчеркнуть: Я НЕ ИМЕЮ АБСОЛЮТНО НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К SOLE SURVIVOR!
[Игромания]: Кстати, а как вы стали Кейном?
[Джо Кукан]: Я уже столько времени играю Кейна, что мне кажется, люди стали забывать, как все было на самом деле. Меня НИКОГДА не просили играть Кейна. Я, образно говоря, просто завалился на вечеринку к друзьям. А теперь у ЕА просто нет выбора. Они, может, и рады что-то изменить, но не могут. Примерно как с Джорджем Бушем…
[Игромания]: За эти годы вы поработали с огромным числом актеров — кто запомнился вам больше всего?
[Джо Кукан]: Рэй Вайс — он играл президента США во втором Red Alert. Я всегда восхищался тем, как он находил юмор в каждой сцене — какой бы бред мы ему ни давали. Он фантастический актер… И еще Николас Ворф (премьер Романов в Red Alert 2 , советчик дома Атрейдесов в «Дюне» и генерал NOD в Tiberian Sun). Как раз недавно я бродил по YouTube — смотрел подборки роликов из старых игр, которые выложили фанаты, и невольно вспомнил, насколько сильно он отдавался работе и сколько энтузиазма вкладывал в каждый проект, на который мы его звали. От Emperor: Battle for Dune до Red Alert 2 Ник дарил персонажам свой глубокий, неповторимый голос и по-настоящему отдавался процессу. Он был одним из самых прекрасных людей, которых я когда-либо знал, и его смерть в прошлом году стала для меня настоящим ударом. Я невероятно скучаю по нему.
После разговора с Джо нам стала понятна главная ошибка EA Los Angeles — они не позвали его режиссировать новые игры. Мы уже не раз разговаривали с Куканом, и каждый раз он производил на нас самое яркое впечатление. Лишь спустя годы становится понятна его действительно огромная роль в успехе C&C. Это не последний наш разговор — ближе к выходу Red Alert 3 «Видеомания» вспомнит всю историю серии и подробнее поговорит с Джо о том, как она создавалась.
Напрасная ярость
Тут мы подбираемся к главной проблеме Kane’s Wrath — сюжету. Степень разочарования аддоном напрямую зависит от того, ждали ли вы просветления в этом плане по сравнению C&C 3 или нет. Когда ЕА анонсировали дополнение, действие которого развернется в трех разных временных периодах, я искренне обрадовался — это была прекрасная возможность залепить дыры в совершенно идиотском сценарии Tiberium Wars. Разработчики обещали рассказать о том, что делал Кейн после событий Tiberian Sun и Firestorm, почему в третьей игре он появляется живым и здоровым, ну и объяснить другие подвисшие моменты. Ну да, объяснили… Все это время Кейн боролся с предателями в братстве! Глубокомысленный, оригинальный сценарный ход. Не говоря уже о том, что именно так начинается Tiberian Sun и там это лишь одна ветка в куда более комплексном сценарии. Уже к третьей миссии всю эту мыльную оперу воспринимать просто невозможно. Второй акт предлагает еще более интригующий поворот — игрок сможет узнать, какие еще диверсионные операции предстояло провести войскам NOD, чтобы уничтожить «Филадельфию» (космическую станцию GDI). Я уверен, миллионы из вас мечтали об этом всю жизнь… По сути, хоть как-то спасает картину лишь третий акт, но до него еще добраться нужно, а делать этого ой как не хочется.
Ролики поубавили в бюджете (аддон все-таки), а следовательно, и в количестве задействованных актеров. Из знаменитостей засветилась только Наташа Хэнстридж, главной ролью которой до сих пор остается голая инопланетянка в бассейне. Естественно, за годы безработицы в актерском мастерстве она не прибавила. С актерами и в Tiberium Wars особо никто не работал, но в Kane’s Wrath все совсем уж печально. Только великолепный Джо Кукан не дает нажимать Esc, хотя рука так и тянется.
В целом, шапито из харизматичных актеров больше не отвлекает от идейной пустоты видео, и, именно просматривая его, понимаешь глубину проблем EA Los Angeles. Они просто не знают, как сделать хорошо. Поверьте, вся команда искренне вкладывалась в проект — общаясь с ними, я ни секунды в этом не сомневался. Просто все, кто когда-то знал толк в режиссуре и сценарной работе, сейчас работают в Petroglyph Games. Невозможно ожидать от работников «Макдоналдса» шедевров кулинарной кухни.
В обзоре Tiberium Wars я также упомянул про отсутствие четкого визуального стиля у игры — дескать, частично это напоминает Red Alert 2 , частично — Generals , частично — оригинальный C&C. Опять же, я искренне надеялся, что хотя бы в первом акте аддона, который происходит сразу после Tiberian Sun, с дизайном будет все в порядке. К сожалению, все «наследие эпохи» свелось к появлению на экране «Титанов», «Росомах» и бетонного забора. То же с музыкой. Начинаясь с классических проигрышей из композиций Фрэнка Клепаки, она быстро скатывается в безликую оркестровую тоску в стиле Tiberium Wars.
Ярость владельца русской версии
Когда ЕА приходила в Россию, все обрадовались обещанию компании уделять повышенное внимание локализации своих игр. Никто не подозревал, чем это обернется в итоге. В Kane’s Wrath практически невозможно играть на русском языке. Не касаясь традиционной для российских локализаций проблемы плохого подбора актеров (поверьте, вы не захотите услышать, во что они превратили Джо Кукана), здесь есть откровенные фактические ляпы и неправильно переведенные задания в миссиях. Мой любимый момент связан с яростным выступлением актера Карла Ламбли на трибуне Black Hand. Дело в том, что ЕА перевели название этого клана NOD не иначе как «Черное братство». И в тот момент, когда его харизматичный лидер-афроамериканец зачитывает речь, Кейн говорит игроку: «Это брат Марсиа, лидер черного братства!» Остается только гадать — переводчики из «Логрус» (эта же компания отвечает, кстати, за непонятные фразы в вашем Windows) сотворили сей шедевр, руководствуясь своим чувством юмора, или они просто так работают. В любом случае советуем ЕА отдать локализацию Red Alert 3 тем же людям — может получиться смешнее, чем в оригинале.
А если серьезно, то Kane’s Wrath на русском отвратителен и неприятен — некоторые роли озвучены и переведены так, что после просмотра создается ощущение, будто на тебя вылили ведро помоев. Спасает ситуацию лишь то, что английский вариант игры тоже есть на диске. Если бы его не было, у нас в итогах красовался бы только один рейтинг. И он был бы на пару баллов ниже.
* * *
В общем, диагноз простой — C&C, каким мы его знали, больше нет. Причем давно. Просто сейчас это стало окончательно понятно. Для тех, кто очень скучает по играм Westwood, советую обратить пристальное внимание на Universe at War — несмотря на куда более низкий бюджет, там вы сразу узнаете фирменный почерк, прочувствуете атмосферу, увидите, что значит работать с сюжетом, и услышите музыку Фрэнка Клепаки.
Если же сравнивать Kane’s Wrath с Tiberium Wars, то все равно наблюдается снижение качества. Одиночная кампания слаба дизайном миссий, не уже говоря о сюжете. Новый режим Global Conquest превращает C&C в эдакий пошаговый варгейм, но совершенно не обладает аддиктивностью и глубиной, присущей играм этого жанра. Тут можете вспомнить, в каких играх EA LA вы раньше встречали подобное и мое предположение о появлении в скором времени у компании универсального конструктора RTS (см. рецензию на Tiberium Wars). Global Contest уже лучше, чем в Battle for Middle-earth 2, — глядишь, с годами в какой-нибудь игре докрутят идею до играбельного состояния.
Фактически единственными светлыми пятнами во всем этом безобразии являются субфракции и новые карты для мультиплеера. Готовы ли вы за них платить — исключительно ваше дело. Особенно учитывая отвратительную локализацию.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей: 6
Графика: 7
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Kane’s Wrath — хорошая игра, но это совсем не тот C&C, каким мы его знали. Видно, что EA LA очень стараются, но они просто не понимают, как нужно делать правильный C&C.
Рейтинг «Мании»: 7,0
Локализация: 1/3
«Хорошо»