Ждем. В сетях астрала: «Аллоды онлайн» на КРИ 2008
После онлайновой вспышки на КРИ-2007 , где под всевозможные MMOG была выделена целая секция, а лекции про онлайн следовали одна за другой, от КРИ-2008 ждали как минимум повторения «мерлезонского балета». На деле же все получилось с точностью до наоборот. Онлайн был равномерно размазан по стендам, да и там запрятан в такие кулуары, что отыскать интересующие проекты было непросто.
Сосланные в резервацию MMOG демонстрировались на самых мелких мониторах и порой на таких машинах, которые откровенно не тянули даже нетребовательные проекты, да и сами разработчики на вопрос: «А что тут у вас интересного показывают?» — старались сразу перейти к играм офлайновым. В итоге, как бы смешно это ни звучало в свете поголовной любви отечественных издателей к MMOG, единственным серьезным проектом, который был продемонстрирован на КРИ-2008 во всей красе, оказались « Аллоды онлайн ». «Вся краса», правда, заключалась в маленьком зальчике, под завязку набитом журналистами, довольно долгом и нудном пересказе предыстории игры (ее до презентации не знали только самые ленивые), в демонстрации тематического арта… Но под конец Nival Online все же расщедрились и показали кусочек геймплея. Весь нижеследующий текст — это, по сути, хроника наших наблюдений и размышления по результатам таинства.
Лига против Империи
Тем, кто не читал наше подробное интервью с разработчиками в февральском и мартовском номере «Игромании», кратко напомним, о чем, собственно, речь. «Аллоды онлайн» — MMORPG во вселенной «Аллодов». Действие игры разворачивается спустя тысячу лет после катаклизма, который расколол мир Сарнаут на множество парящих в бездне космоса (в мире «Аллодов» он называется астрал) островов.
Представьте себе картину: множество осколков суши дрейфуют в пространстве, между некоторыми можно перемещаться при помощи магических порталов, но основная масса аллодов отрезана друг от друга. Население потихоньку ищет способы перебираться с острова на остров, учится строить сначала утлые астральные суденышки, способные преодолевать расстояние между двумя небольшими островами, а потом и более мощные корабли. Постепенно налаживается контакт между обитателями отдельных аллодов. Но длительная изоляция привела ко вполне ожидаемому демографическому расколу: выжившие народности разделились на две фракции — Лигу (эдакая средневековая Русь) и Империю (просматриваются прямые аналогии с тоталитарным строем сталинской эпохи), которые ведут войну на идеологической и территориальной основе.
Главная же особенность «Аллодов онлайн» как самостоятельного проекта, а не как «игры во вселенной «Аллодов», «очередного детища Nival» или «первой серьезной попытки россиян оседлать жанр MMORPG», состоит в том, что геймплей поделен на две практически независимых части. На суше, то есть на аллодах, игра ведет себя как классическая MMORPG со всеми вытекающими. Но в любой момент игрок может зафрахтовать (а может быть, и построить) летучий корабль, собрать команду и отправиться исследовать глубины астрала, где обитает жуткая мутировавшая фауна, но где можно неплохо обогатиться, отыскав заброшенный аллод и набив его сокровищами трюмы своего астрального корвета. Иными словами, в фантике одной игры завернуты и обычная онлайновая RPG, и космическая MMOG по образцу EVE Online (хотя аналогия и не совсем уместная).
На КРИ демонстрировали в основном наземную часть; впрочем, и этого оказалось достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы.
Астральный автобус
Долгую вступительную часть презентации, в которой опять пересчитывались ребрышки предыстории, детально разбиралась экономическая модель и описывались прелести игровой концепции, мы опустим (если вы вдруг пропустили подробности, опять же рекомендуем ознакомиться с интервью в февральском и мартовском номерах) и сразу перейдем к геймплею.
Действие началось на небольшом аллоде: в сени березок, возле потрескивающего костерка, главный герой (дама приятной наружности) собирает партию из нескольких персонажей, и ватага дружной гурьбой отправляется к краю аллода, где находится остановка астрального корабля, курсирующего по маршруту «Аллод — канийская столица Новоград». В листве щебечут птички, на пригорках зеленеет травка, покачиваются на легком ветру ромашки — ощущение, будто дело происходит не на заброшенном в астрале острове, а где-нибудь в смешанном лесу на Рязанщине. Обещанная атмосфера «русскости» и национальный колорит ярко просвечивают сквозь угловатые модельки и бедноватую текстурную палитру (версию игры для презентации, судя по всему, собирали в условиях аврала).
Но вот на горизонте появляется край аллода, и картинка меняется. Небо темнеет, яркими молниями его пронизывают всполохи астрала. К каменному помосту величаво подплывает астральный галеон, партия перебирается по трапу на палубу, и корабль отчаливает — начинается самая настоящая астральная экскурсия. С одного борта ласково щурится пузатое канийское солнце — в мире «Аллодов онлайн» это не огромная звезда, а относительно небольшой объект, выполненный в виде щекастой мужской физиономии (стилизация под лик Ярилы из дохристианской эпохи), с обратной стороны находится женское лицо — это, все правильно, здешняя луна. С другого борта открывается совсем другой вид — там огрызается огнем захваченная бандитами крепость, а перед бушпритом раскинулось бескрайнее фиолетово-малиновое море мерцающего астрала.
Если на минутку отвлечься от красот окружающего мира (привыкшего к стандартному фэнтезийному оформлению игрока все эти национальные мотивы действительно в хорошем смысле слова ошарашивают), выходит, что поездка на общественном транспорте — занятие довольно скучное: порулить-то не дают! Однако на КРИ нас позабавили: захватчики крепости открыли по кораблю-автобусу огонь, и наши астральные туристы — маг, воин и священник — не успев отдохнуть от путешествия, ринулись наводить порядок.
Штурм крепости
Дело было так: громадная крепость о десяти башнях, каждая из которых не переставая плюется голубым магическим огнем. Отважная троица, ловко управляясь с осадными орудиями, одну за другой обстреливает башни. Бух! — булыжник врезается прямо промеж бойниц, обломки летят во все стороны, а оседающая пыль обнажает изуродованную стену. Через некоторое время в цитадели появляется брешь, и из крепости устремляется орава накаченных мужиков в красных плащах и черных кожаных трусах. Вот вам и обещанные культурные референсы: триста спартанцев собственной персоной. Маг щелкает пальцами, и импровизированная гвардия царя Леонида исчезает в облаке магического света. Бой смотрится несколько сумбурно и аляповато, видно, что спецэффекты не дорисованы, а персонажам не хватает анимации некоторых действий, но, в целом, происходящее на экране сильно напоминает сражения в World of Warcraft или Guild Wars , то есть выглядит как минимум неплохо.
А сражение тем временем вступает в завершающую фазу. На арене крепостного Колизея неожиданно появляется жирный слюнявый тролль, хорошо знакомый всем аллодоманам. Интеллектом зверюга не блещет, но партии приходится повозиться. Дело в том, что тролль подпитывается здоровьем противника, после каждого удара по любому герою он в буквальном смысле растет, да еще и сильнее становится. Воин кидается троллю под ноги, монстр, конечно, принимается мутузить его со всей своей монстрячьей дури, а в это время маг с безопасного расстояния расстреливает тролля файерболами. Классическая схема боевки отработана: кровь во все стороны, поверженный монстр падает на землю. Занавес!
* * *
Разумеется, составить из увиденного фрагмента геймплея сколько-нибудь целостное впечатление об «Аллодах онлайн» невозможно. Нам, по сути, дали лишь взглянуть в замочную скважину, а для каких-то серьезных выводов необходимо хотя бы немного приоткрыть дверцу. Но, странное дело, те жалкие фрагменты из собранной на коленке промо-версии (со всеми ее торчащими полигонами, кривыми текстурами и хрипящим звуком, взятым словно бы из стандартных библиотек) оставляют неизмеримо более приятное впечатление, чем многочисленные срежиссированные и тщательно выверенные ролики других отечественных MMOG. «Аллоды онлайн» — первая российская MMORPG, которая даже через замочную скважину (искренне надеемся, что именно «даже», а не «потому что») смотрится более или менее по-взрослому. Игра, которую хочется сравнивать с западными проектами, а не сетовать поминутно на реалии отечественного онлайнового рынка, на отсутствие у наших разработчиков опыта ведения онлайновых проектов, недостаток финансирования и прочие девелоперские катаклизмы.
БУДЕМ ЖДАТЬ? Первая российская MMORPG, про которую хочется говорить без поправок на «отечественный розлив». Да еще и с оригинальными геймплейными находками.
ПРОЦЕНТ ГОТОВНОСТИ: 40%