Положительные мутации. Prototype
[[BREAK]]
Что? Игра, аккумулирующая все sandbox-тенденции сразу: паркур с зубами, GTA с шипами, мутации, танки и вертолеты на улицах Нью-Йорка.
Где? Испания, остров Майорка, где, забыв про Средиземное море и бассейн, автор этих строк заперся с Radical Entertainment в душном зале, чтобы увидеть самый амбициозный паркур-экшен.
Давайте для начала определимся с грустными новостями. Практически сразу после окончания Sierra Spring Break , крупномасштабной демонстрации главных игр этого издательства, стало известно, что релиз Prototype перенесен на 2009 год. Таким образом, мы автоматически лишаемся важнейшего пункта в нашем списке самых ожидаемых проектов 2008 года.
Но это очень хорошие новости для самой игры. Prototype — проект совершенно несусветных пропорций и амбиций. Тут заложено столько всего, что мы даже не знаем, с какой стороны к нему подступиться. Это sandbox? О да! Это интересный и глубокий экшен? Абсолютно! Это сложная сюжетная история? Похоже, что да. Radical аккумулируют огромное количество индустриальных достижений в рамках одной игры, и им явно требуется для ее полировки очень много времени.
Есть и другая, куда более прозаическая причина. В этом году любой sandbox-проект от третьего лица действует на одном поле с GTA 4 , и тут бесполезно даже пытаться что-то там сообщить в защиту творчества Radical Entertainment — такого противопоставления на сегодня не выдерживает никто. Даже несмотря на то, что Prototype — совсем другая игра.
Крылья, ноги и шипы
Prototype условно можно разделить на две составляющие: главного героя и мир вокруг него. Чтобы усваивать все возможности игры равными порциями, давайте для начала разберемся с героем, а потом — с тем, что его окружает.
Итак, Алекс Мерсер, амнезийный мужчина, который в один прекрасный момент обнаруживает в себе массу удивительных способностей в диапазоне от отращивания гигантской клешни до бега по отвесным стенам.
Radical поступательно наделяют Алекса всем, о чем вы когда-либо мечтали. Во-первых, выдающимися паркур-возможностями. Prototype никак не ограничивает ваше перемещение в пространстве. Алекс взлетает на небоскребы, носится по отвесным поверхностям, сигает с крыши на крышу что твой Спайдермен — и вообще, кажется, не испытывает никаких проблем с попаданием куда угодно. Это довольно необычное ощущение даже для sandbox-игры. Поначалу возникает ощущение, будто Мерсер настолько превосходит всех своих врагов, что ему просто нет равных. С людьми все действительно просто: пока их количество не превышает нескольких десятков, Алекс натурально рвет их в клочья без видимого напряжения. Тут, наверное, надо сделать лирическое отступление и пояснить, как выглядит обычная уличная потасовка в Prototype.
Главгероя окружают милые, заботливые люди, плотно сжимая кольцо. Это или зараженные вирусом гражданские, или вооруженные военнослужащие (подробнее о двух противоборствующих силах см. ниже по курсу). И те, и другие норовят откусить от Алекса кусок покрупнее. И тут начинается: обычный мужчина с глубоко натянутым капюшоном вдруг размахивается и первым же ударом пробивает грудь ближайшего врага насквозь, высвобождает руку, которая тут же оказывается огромной шипастой клешней, хватает за голову другого противника и обстоятельно, с хрустом, заталкивает ее поглубже. Следующий попавший под раздачу мужчина получает, на первый взгляд, легкую смерть: его мощным ударом подбрасывает в воздух, Алекс взмывает вместе с ним и на манер Devil May Cry проводит комбо в воздухе. Дальше, правда, происходит следующее: бездыханное тело падает на асфальт, Мерсер приземляется прямо на него, отталкивается ногой и проезжает на трупе по, как выражаются в городе Петербурге, поребрику, оставляя лицо несчастного на тротуаре. Спрыгнув с импровизированного скейта, он набрасывается на последнего врага и начинает методично, с видимым удовольствием бить того по лицу, пока глухие удары не переходят в мокрое чавканье.
Все вышеописанное — настолько обыденная ситуация, что на несусветные зверства в какой-то момент перестаешь обращать внимание. Потому что появляются настоящие противники — танки и вертолеты. И те, и другие действительно в состоянии навредить вашему здоровью, так что Алекс постепенно начинает показывать, на что он способен. А способен он на многое. Его возможности условно классифицируются по трем направлениям: атакующие, защитные и специальные. В рамках, так сказать, классов имеются различные приемы, каждый из которых подвержен многоступенчатым апгрейдам. Вот, например, обычный удар со временем превращается в удар той самой клешней. Затем клешню заменяет рука-хлыст, которой Алекс размахивает на полквартала. А хлыст, в свою очередь, превращается в ground spike — самый грандиозный суперудар, когда-либо виденный в играх. Алекс заносит руку над собой, с размаху запускает ее в асфальт, после чего всех окружающих живописно насаживает на вылезшие из-под земли черные пики. Никто, что называется, не ждал испанской инквизиции. Ну и в качестве завершающего аккорда — дивный спецприем под кодовым названием «умри все живое». Мерсер, сгруппировавшись, выпускает из себя не то струи, не то черные тонкие щупальца, которые в буквальном смысле рвут в клочья всех, кто имел несчастье оказаться вокруг.
Это что касается атакующих способностей. А есть еще защитные, когда Алекс с ног до головы покрывается шипами или отращивает десятисантиметровую броню, отражающую пули и ракеты. Обернувшись таким броневиком, можно в буквальном смысле прорубить себе дорогу сквозь автомобильную пробку.
И, наконец, специальные возможности, из которых пока известно разве что умение видеть в клубах пыли и в дыму. А это на самом деле ценное свойство. Периодически экран полностью покрывается густой, непроглядной пылью — так тут рушатся здания. По степени разрушаемости Prototype ближе всего к Mercenaries 2: World in Flames. То есть прогрызть себе персональный лаз в любом здании не получится, а вот обрушить какой-нибудь небоскреб — это пожалуйста.
Театральное перевоплощение
Такое раздолье — это, в принципе, расширенный набор любого уважающего себя научно-фантастического боевика «про мужчину со способностями». Разумеется, ездить на незнакомых людях, как на доске для серфинга, пока еще экстравагантная выходка, но самое интересное начинается только сейчас. Во-первых, Алекс может брать под свое управление военную технику. А это танки и вертолеты. « Мы, конечно, можем дать вам возможность сесть в любой автомобиль на улице, но это, по правде говоря, будет смешно, — говорит Макс Беланжер, продюсер игры. — Полезете ли вы в «Форд Фиесту», когда ваш герой бежит быстрее любой спортивной машины? Нет! Вы скорее захотите запустить ей в кого-нибудь. А это у нас как раз можно сделать ». И действительно, Алекс с легкостью швыряется легковыми машинами, совсем как Халк в лучшей игре Radical — The Incredible Hulk: Ultimate Destruction.
Зато когда Мерсер забирается в вертолет, у Prototype как будто открывается второе дно. То, что Radical делают с обычным военным вертолетом, слабо похоже на другие sandbox-игры. Являясь машиной смерти, которой мало кто может что-то противопоставить в этом мире, Алекс вдруг начинает настоящую войну: снизу по вам палят противовоздушные установки, с крыш пускают ракеты солдаты, зараженные прыгают на машину и буквально перемалываются в труху лопастями, главный герой проносится на вертолете по улицам, сея смерть и разрушения. А затем ловко спрыгивает, наблюдая, как потерявшая управление машина врезается в какое-нибудь здание и превращает полрайона в локальный крематорий.
И тут, когда кажется, что для полного человеческого счастья этого уже достаточно, Prototype открывает третье дно. Выясняется, что среди всего этого sci-fi-парада имени плоти и крови есть место для… стелса. Алекс умеет принимать форму абсолютно любого прямоходящего белкового соединения, которое встречается ему на пути. Обставлено это самым жутким из всех возможных способов: Мерсер подходит сзади, хватает человека за шею — и вдруг его грудь превращается в комок черных щупалец, которые опутывают несчастного и буквально поглощают его. После чего происходит чудо перевоплощения: Алекс обретает внешний вид, форму, голос и оружие поглощенного. Огнестрельное оружие, кстати, тоже есть. « Нас часто спрашивают — почему вы ввели в игру все эти автоматы, пулеметы и пистолеты, когда Алекс в состоянии вырвать любому сердце собственными руками? — спрашивает Макс и сам же отвечает, — ну, популярный ответ такой: а почему бы и нет? » Действительно, почему? Отрастив клешню, вы автоматически раскроете себя, а с камуфляжем можно устраивать настоящие диверсии, стравливая противоборствующие стороны между собой (подробнее, опять же, см. ниже). Алекс, конечно, брезгует поднимать с пола патроны, поэтому, как только у вас кончится боезапас, автомат можно спокойно выбросить или найти себе новое оружие.
Так вот, про стелс. Перевоплотившись, Мерсер способен проникать на закрытые военные базы и выполнять особо важные сюжетные миссии. Например, съев без соли какого-нибудь высокопоставленного генерала, можно от его имени отдать приказ и нанести ракетно-бомбовый удар по нужной вам части города. Кроме того, ключевые персонажи содержат воспоминания, важные для понимания истории. И это еще один неожиданный поворот — сюжет тут раскрывается через флэшбеки, которые переживает не Алекс, а переваренные им люди. Таким образом, главгерой восстанавливает свою потерянную память — собирая ее из остатков чужой. Для работы с воспоминаниями предусмотрено отдельное меню, в котором можно заново прокрутить все, что вы уже высосали из встреченных по пути людей, а также проследить логические связи между разрозненными флэшбеками. Для Prototype придумана сложная история, эксплуатирующая самые популярные на сегодня темы: генетические мутации, теорию заговора, тайные проекты правительства и армии и т.п.
Но самое интересное случается, когда Алекса, наконец, узнают в гриме. Тут объявляется настоящая охота, и выйти из этой ситуации можно несколькими способами. Во-первых, отменить маскарад, выпустить клешни и попробовать искромсать все живое. Во-вторых, можно попробовать укрыться в каком-нибудь переулке, съесть там еще кого-нибудь и так, прыгая из одного камуфляжа в другой, сбежать с места преступления. Но есть совершенно чудесный прием, который должны тут же взять себе на вооружение все стелс-экшены мира. Алекс бросается в толпу одинаковых солдат, хватает первого попавшегося, кружит его в импровизированном вальсе, а затем тыкает в него пальцем, давая всем окружающим понять, что настоящий Алекс Мерсер — вовсе не вы. Солдаты радостно ведутся — и расстреливают своего коллегу в упор. Чудесная, чудесная игра.
Теория заговора
Вся эта чавкающая генетическая мясорубка на самом деле имеет под собой внушительную сюжетную основу. Настолько серьезную, что вселенная, похоже, вообще не умещается в игру. Sierra и Radical запустили сразу два проекта, которые будут раскрывать мифологию Prototype за пределами той истории, что вы увидите на своих мониторах.
Во-первых, уже анонсирован одноименный комикс, издает и рисует который ни много ни мало DC Comics — издательство, в чьем портфолио имеются Бэтмен и Супермен. Первый выпуск дебютирует уже в августе, и это действительно очень правильное решение. Генетический мутант Алекс Мерсер — идеальный герой для серьезной графической новеллы.
Но гораздо интереснее то, что Radical устраивают посредством своего официального сайта **www.prototypegame.com.**А там происходит натуральная alternative reality game: половину экрана занимает гигантская цепочка ДНК, которую можно крутить и перестраивать как угодно и в которую можно вводить специальные коды. Как выяснилось, различные комбинации в ближайшее время будут распространены через интернет, упомянутые уже комиксы, видеоинтервью, подкасты и ролики. Те, кто обнаружат и введут шифр в цепочку ДНК, обнаружат там много интересного: какие-то секретные документы, выдержи из чужих протоколов, видеоролики и прочие составляющие теории заговора.
Сферы влияния
На этом заканчиваются возможности главгероя, но не мира вокруг него. Нью-Йорк в Prototype охвачен войной: зараженные страшным вирусом против армии. Алекс вроде бы должен сражаться на стороне прокаженных — он сам не то чтобы человек. Но на самом деле, как говорят Radical, его в итоге не примут ни те, ни другие. Пока вы ведете персональную войну, мир вокруг занят своими делами. В основном идет война за территории, которая выглядит следующим образом. Зараженные и военные бьются за ключевые точки в городе. Первые, захватив такую, устраивают там улей — здание оплетает черная пульсирующая масса, а само оно начинает работать как генератор врагов соответствующего типа. Военные разворачивают в ключевых точках военные базы, которые функционируют схожим образом, но там можно разжиться боевой техникой и оружием. И те, и другие не любят Мерсера, но в первую очередь они воюют между собой, и этим можно воспользоваться, облегчив себе жизнь.
Prototype, в отличие от большинства sandbox-игр, не распадается на две слабо связанных между собой части — «сюжетная линия» и «побочные миссии». Тут придуман изящный способ увязать эти части между собой. Как только игра поймет, что вы в свое удовольствие скачете по Нью-Йорку и не заняты выполнением критически важного для продвижения по истории задания, она тут же обратится к вам лично. Где бы вы ни находились, обе фракции пошлют к вам своих делегатов — поговорить о деле. Зараженные предложат устранить ключевую персону военных, армия, в свою очередь, предложит отбить улей. Не очень понятно, чем они там будут расплачиваться, но, помимо очевидной выгоды, нужно видеть и стратегическую. Как правило, эти якобы случайные задания косвенно связаны с предстоящей вам сюжетной миссией. И здесь нужно смотреть по обстановке. Если ваша задача предполагает столкновение с военными, логично будет поддержать зараженных: отбить базу в нужном районе, сдвинуть общий баланс в их сторону.
« Теоретически вы можете обойтись и без этих заданий, — рассуждает Макс. — Но это интересно сразу с двух позиций ». Во-первых, интересно понаблюдать за местной экосистемой. В Prototype имеется карта, которая динамически показывает вам, как сейчас распределены сферы влияния в городе. Вы, в свою очередь, выбираете район, на который вам прямо сейчас хотелось бы повлиять, и отправляетесь туда. Во-вторых, интересно помочь самому себе с прохождением.
Бинарное разделение власти в городе на самом деле очень помогает этой игре. Практически в любом аналогичном проекте сюжет рано или поздно перевешивает песочницу — вы так или иначе вынуждены портить отношения то с одними, то с другими фракциями. В результате к середине вас гарантированно ненавидят все, а пройти спокойно по городу становится практически невозможным. В Prototype аналогичная ситуация, с той лишь разницей, что противоборствующих сторон всего две и вы понятными средствами можете менять баланс так, как вам нужно.
* * *
Если внимательно просуммировать в голове все, что нам известно о Prototype, то причины переноса окажутся очевидными. Это огромный, larger than life, как говорят американцы, проект. Мы еще ничего не сказали про боссов и миссии внутри зданий, которые пока существуют только на словах. Radical, как и их герой, пытаются переварить и ассимилировать такое количество идей, что не подавиться было бы удивительно. А Prototype явно требует полировки. Продемонстрированная нам альфа-версия явно говорила о том, что игра не готова к релизу в этом году. Паркур пока выглядит очень ненатурально: Алекс не скачет, а скорее летает, перебирая ногами в воздухе. Физика периодически сбоит, многие вещи не готовы. Все это — вполне понятные вещи, на которые мы привыкли не обращать внимания. Но только не в том случае, когда тебе говорят, что релиз состоится буквально через полгода.
Prototype выглядит как потенциальная игра мечты — большой, комплексный, открытый, современный. Его дизайн и внутреннее устройство полностью соответствуют современным 2.0-стандартам. Но Radical явно нужен этот дополнительный год. Чтобы собрать все воедино, чтобы сделать свой мир более цельным, более достоверным. И мы им этот год с радостью готовы предоставить. Главное, чтобы они там ничего больше не придумали. А то кто их знает.
[[BREAK]] Весеннее обострение
Благословенная компания Sierra сделала избранным журналистам земшара, наверное, лучший подарок этой весной. Показ своей линейки на этот и будущий год они, во-первых, не стали обзывать Gamer’s Day, за что им отдельное спасибо, а во-вторых — провели его не в каком-нибудь пыльном городе, а на острове Майорка, в Испании. Триста с лишним профильных журналистов свезли в пятизвездочный спа-курорт, расположенный в глухой деревне, и попытались им что-то рассказать про игры, пока те мучительным взором смотрели за окно, где загорелый персонал отеля неспешно прогуливался среди пальм.
А послушать на самом деле было про что. Несмотря на то, что на Sierra Spring Break не привезли заочно любимый нами Brutal Legend , мы своими глазами увидели две очень важных игры — Prototype и Ghostbusters. Кроме них обнаружился еще The Legend of Spyro: Dawn of the Dragon — рестарт консольной детской серии, выполненной по законам God of War. Там, значит, маленький фиолетовый дракон, говорящий голосом Элайджи Вуда, летает среди совершенно недетских пещер, где его регулярно пытается съесть гигантский каменный голем, вылезающий из лавы. Выглядит все это так красиво, что, стыдно сказать, хочется поиграть. Massive Entertainment привезли консольную версию World in Conflict: Soviet Assault , по поводу которой мы, к сожалению, не можем сказать ничего внятного. Удивленным западным журналистам показывали те же самые уровни, которые мы с вами прошли почти год назад на PC. Про советскую кампанию — ни слова. Онлайновое отделение Sierra, оказывается, уже закончило разработку Assault Heroes 2 — сиквела отличного top-down-шутера, который в свое время наполучал призов на Xbox Live Arcade. Вторая часть пока что выходит исключительно для онлайн-сервиса Xbox 360, но попозже может заглянуть и к нам.
Ну и, наконец, чудесная компьютерная игра 50 Cent: Blood on the Sand , про которую сложно что-то сказать, не давясь со смеху. Это уже вторая история про поэта-песенника Фифти Сента, который, поминутно матерясь и цитируя собственные песни, убивает сотни людей в неидентифицируемой арабской стране. По ощущениям больше всего похоже на The Club , но по количеству нелепостей на квадратный сантиметр с боевиком про платинового рэпера мало кто может поспорить. К концу презентации идиотизм на экране достиг таких художественных высот, что по ее окончании никто из присутствующих не смог выдавить из себя ни единого вопроса.
По итогам самыми популярными играми оказались как раз Ghostbusters и Prototype, о которых мы и рассказываем на окрестных страницах. А автор этих строк написал в редакцию письмо, что не вернется, взял с собой одно только полотенце — и только его и видели.