Sledgehammer
Если хорошо присмотреться, можно обнаружить, что старомодный поджанр автогонок, проходящий под лозунгом «раcстреляй-их-всех-чтобы-приехать-первым», постепенно отмирает. После Crashday и двух частей Full Auto (выходили только на консолях) ничего достойного в этой области так и не появилось, да и на будущее надежды весьма туманные. Есть версия, что в эпоху Grand Theft Auto 4 и его аналогов, дающих игрокам гораздо больше возможностей проявить свои деструктивные наклонности, чем любой Carmageddon , кататься по трассам под стрекот пулеметов уже никому неинтересно.
Россия, которая с недавних пор является, должно быть, любимой страной журнала Retro Gamer, выступает исключением из правил. У наших разработчиков интерес к подобным играм только начал просыпаться. Во всяком случае, по количеству новинок мы точно на шаг впереди остального мира. После относительно неплохого «Death Track: Возрождение» у нас теперь есть Sledgehammer , который совершенно свободно обходится без таких обидных прилагательных. Екатеринбургская студия Targem Games медленно, но последовательно учится на собственных ошибках (см. их постапокалиптические заезды на бронированных мехосах в Ex Machina и Ex Machina: Arcade ). На сегодняшний день Sledgehammer видится лучшей их работой, и это, неожиданно, одна из лучших отечественных автогонок с оружием и без. И что особенно важно — это заслуженный представитель совсем уже казалось бы забытого жанра.
У кого грузовик, тот и главный
Концептуально новая игра выглядит гораздо проще упомянутой Ex Machina: здесь нет свободы передвижения, множества миссий и богатого выбора транспортных средств. Но чтобы получать простое человеческое деструктивное удовольствие, все этого, как оказалось, и не требуется. Достаточно было соединить классические «рельсовые» гонки с убедительной физикой и разрушаемым окружением, как в любимом нами FlatOut 2. А заодно прибавить к этому нестыдный выбор орудий разрушения. В качестве гоночных снарядов (а заодно и средств уничтожения всего живого) здесь выступают многотонные капотные грузовики, которые вдобавок к своей внушительной внешности еще и умеют менять обличие прямо на ходу. В этом и заключается одна из самых главных особенностей здешней механики: по нажатию одной кнопки за спиной у грузовика вырастают две авиационных турбины, за счет энергии которых можно серьезно ускориться. После следующего нажатия волшебной кнопки многотонный трансформер ощетинивается металлическими шипами по периметру, а из всех возможных ниш выезжают пулеметы и ракетницы. В итоге вы постоянно находитесь перед бинарным выбором между скоростью и огневой мощью. К счастью, переключение между режимами происходит практически мгновенно.
Разработчики не стали усложнять игрокам жизнь: по большому счету, каждый уровень заточен под использование одного из режимов. Хотя с оружием, конечно же, веселее: в игре нет досаждающего перекрестья прицела, отвлекаться просто не на что — знай себе дави на гашетку пулемета. У грузовика два вида оружия: основное и дополнительное, первое используется практически постоянно, а второе позволяет выстрелить только предварительно накопив запас «ярости». Как? Разумеется, неся хаос и разрушение всему вокруг. А делать это в Sledgehammer — сплошное удовольствие. Под колесами соревнующихся грузовиков постоянно ерзают гражданские легковушки и полиция (в некоторых миссиях вместо нее выступают бандиты), всех их можно и нужно давить, не сворачивая с курса, — за это дают совсем не лишние очки. К тому же гражданские автомобили радостно мнутся и отскакивают от шипастого бампера.
Чуть сложнее бывает с дальнобойными тягачами, против которых таран по понятным причинам не работает. Но очередь из пулемета (желательно прямо в цистерну с топливом) и здесь решает все проблемы. Жаль, что устроить локальный беспредел с участием сразу нескольких соперников получается крайне редко, и в этом — одна из главных проблем игры. Несмотря на чаемую разрушаемость всего и вся — а сносить можно даже бетонные колонны, — Sledgehammer явно не дотягивает до того уровня сумасшествия, когда у тебя закладываем за ушами, заставляющего случайных зрителей сгрудиться вокруг монитора, бурно комментируя происходящее на трассе. Тягачи в исполнении Targem Games как будто сделаны опрятными хорошистами в накрахмаленных и заправленных за пояс рубашках. Все вроде бы на месте, но там, где метафорическую педаль газа надо бы утопить в пол, Targem так, слегка подгазовывают. Что всегда поражало и продолжает поражать — ведь есть у кого поучиться. Есть FlatOut 2, где на трассу валятся телевизоры, колонны, бензозаправки, где вы с воем пролетаете на машине через какие-то парники и ботанические сады, поднимая в воздух тысячи мелких деталей. Есть, в конце концов, консольный Burnout , где автомобильное сумасшествие доведено до абсолюта — все эти стоп-кадры во время особо диких аварий, подъемы с переворотом, фантастическое ощущение скорости… Всего этого в Sledgehammer, к сожалению, сильно недостает.
Молоток
Но зевать, в общем, тоже не приходится. Сюжетная кампания, состоящая из шести глав и встречающая нас несложными заданиями на тему «проехать по точкам» и «разбить больше машин», уже к середине дает понять, что легкой прогулки не получится. По мере прохождения будут открываться все новые виды гонок: дерби на арене и боулинг, где в роли шара выступает наш грузовик, а кеглями служат обездвиженные легковушки. Время от времени попадаются и совсем экзотические задания вроде диверсии на блокпосте, в которых нужно взять под контроль начиненную взрывчаткой радиоуправляемую машинку. Ближе к середине сложность увеличивается в разы, а гонки становятся гораздо разнообразней: тут бы и во время уложиться, и цели уничтожить. Все главы связаны общим сюжетом, который, в худших традициях отечественных игрозаводчиков, выделяется разве что обилием клише и дурной озвучкой. Но в безумной аркаде про грузовики с пулеметами все это смотрится органично и непреднамеренно смешно.
Нашим воззваниям по поводу графики Targem Games, к сожалению, так и не вняли. Все локации выглядят слишком пусто и невзрачно вне зависимости от того, что на экране: промышленные окраины, загородные шоссе или горные серпантины. При этом общий уровень картинки совершенно не вызывает отторжения, скорее наоборот: аккуратные модели техники и неплохие спецэффекты компенсируют общую бедность. Но — опять не отделаться от ощущения, что игру делали те самые хорошисты в рубашках. Хочется разнообразия, каких-то необязательных деталей, дизайнерской выдумки. Но ее нет. Зато нет также тормозов и неприятных багов.
Боевые грузовики ведут себя в игре ровно так, как от них и ожидаешь: очень аркадно, хотя и с соблюдением основных законов физики. Управлять ими можно и при помощи геймпада, что несравнимо удобнее, чем с клавиатуры. В любом случае ощущения от управления тяжеловесной, неповоротливой, но при этом очень быстрой махиной ретранслируются практически идеально.
* * *
Sledgehammer — тот тип игр, которых пока очень не хватает российскому игропрому. Это добротный, качественный и вылизанный проект без завышенных амбиций, на него совершенно не жалко потратить несколько часов. Это все еще не мировой уровень, и мы с трудом можем себе представить западный успех Sledghammer — конкурентоспособность не та. Но Targem Games явно развиваются, причем в правильном направлении. За это, авансом, наши семь баллов.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 7
Графика: 7
Звук и музыка: 5
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Targem Games из троечников выбились со своим Sledgehammer в крепкие хорошисты. Но в нынешнем состоянии их играм не хватает размаха и выдумки.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»