Вашингтонский Сталкер. Fallout 3
Что? Oblivion, который теперь Fallout, который напоминает S.T.A.L.K.E.R.
Где? В Вашингтоне за несколько лет до событий cамой игры
«Мы очень нервничаем. Сегодня для нас очень важный и знаменательный день. Скоро к Fallout 3 впервые прикоснутся люди, не работающие у нас, в Bethesda », — совершенно искренне и трогательно произносит Тодд Говард, исполнительный продюсер проекта. Тодд делает игры с незапамятных времен. Он работал над лучшими экшенами во вселенной Терминатора ( The Terminator: Future Shock и SkyNet ), он сделал The Elder Scrolls одним из важнейших франчайзов на всех платформах, но сегодня он похож на скромного студента, выступающего перед самой строгой приемной комиссией в мире. 15 журналистов из ведущих изданий мира через несколько минут впервые прикоснутся к его новой игре и вынесут свой вердикт. Люди из России, Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Азии и даже Африки одновременно на протяжении трех часов будут играть в Fallout 3. Они могут полюбить его, они могут растоптать его. И он это знает.«Год назад мы уже показывали вам Fallout 3. Но показывать заранее подготовленное демо и отдать на растерзание огромной толпе журналистов незаконченную игру с открытым миром — совершенно разные вещи. Это очень важный проект для нас, и нам очень интересно, что вы скажете».
Возвращение под землю
Если вспомнить прошлогодние впечатления «Видеомании», то нельзя сказать, что мы были хоть сколько-нибудь рады тому, что показала Bethesda. Нас никогда не смущало, что Fallout стал игрой от первого лица (наоборот, это скорее плюс), однако гнетущая атмосфера, коричневые тона, кривая анимация в стиле Oblivion, странная боевая система… это совсем не та игра, которую мы хотели видеть. Fallout — это любовь детства, воспоминания о нем необычайно сильны и дороги. Я до сих пор помню, как вылез из Vault 13, пробрался через пещеры, добрался до ближайшей деревушки, где сменил знаменитый желто-голубой костюм на потертую одежду и зачем-то помогал местному населению избавиться от рад-скорпионов. Помню знойные пейзажи, гениальную музыку и прекрасные пошаговые бои. И от всего этого мне предстояло в ближайшие часы отказаться.
Сегодня можно сказать, что ото всех этих претензий оказалось довольно легко отказаться. Да, все, о чем мы говорили в прошлом году, правда. Эта игра больше похожа на Oblivion, чем на Fallout. Здесь кривая анимация, коричневая картинка и гнетущая атмосфера. Но совершенно неожиданно во все это просто невероятно интересно играть. И многое из того, за что мы когда-то полюбили Fallout, Bethesda все-таки сохранила.
«Мы не хотим вам мешать. Вы начнете игру почти с самого начала — с момента побега из Vault 101. Мы понимаем, что нужно время, чтобы разобраться в боевой системе, поэтому при побеге вас не будет преследовать охрана. Также у вас есть одно ограничение — нельзя проходить основную сюжетную линию».
Как и 11 лет назад, мы стояли в темном помещении возле огромной массивной двери, больше напоминающей шестеренку. Стоит лишь нажать кнопку — и комнату зальет красный свет, а массивная дверь откатится вбок. Когда-то Interplay показывали это в анимационных роликах. Сегодня мы наблюдаем это от первого лица.
За дверью — привычная пещера. Только очень маленькая. Выход из нее виден сразу, будто проектировщики Vault 101 совсем и не думали прятаться. Вооружившись традиционным пистолетом и посмотрев голографическое послание от Лайама Нисона (напоминаем, что в Fallout 3 игрок отправляется на поиски отца, покинувшего хранилище), мы направились к выходу. Глаза какое-то время привыкают к дневному свету. Хранилище оказалось на холме, с которого видны практически все окрестности. Неподалеку кто-то заботливо водрузил указатель, а на горизонте виднеется небольшой городок — Мегатон. Именно его показывала в прошлом году Bethesda и именно туда мы решили не идти сразу, а как следует пробежаться по окрестностям.
Визуально Fallout 3 заметно похорошел. Картинка по-прежнему ничем удивить не может, однако это уже не так ужасно, как раньше. В Bethesda говорят, что очень сильно старались улучшить детализацию окружения по сравнению с Oblivion. Теперь все скалы и дороги, переливающиеся оттенками коричневого и бампом, действительно почти не раздражают, и даже со временем обретают какой-то собственный шарм. Хотя анимация по-прежнему в худших традициях Oblivion. Но главного Bethesda добилась — картинка не отбивает желание играть, несмотря на то, что эта игра существует в эпоху «после Mass Effect ».
О тяжелой судьбе нацменьшинств
Действие игры происходит в Вашингтоне. Кто хоть раз был в этом городке или хотя бы смотрел на него через Google Maps , знает, насколько крохотное это место. Неудивительно, что авторы смогли запихнуть большую часть DC (District of Columbia, округ Колумбия) и его окрестностей в Fallout 3. Размеры игрового мира сильно убавили в размерах по сравнению с Oblivion, однако вместе с тем многократно повысилась и плотность происходящих в нем событий.«Нам настолько понравилось работать над Fallout 3, что за время разработки игра выросла раза в три», — признаются хором разработчики.
К счастью, авторы отказались от системы мгновенного перемещения по карте, как это было в Oblivion. Перемещаться можно будет только в исследованные области.«Мы просто не могли себе этого позволить — мы все играли в Fallout и знаем, насколько важно для игрока ощущать себя первопроходцем», — объясняет Тодд. И передать это чувство авторам действительно удалось. Неизвестно, насколько долго продержится эффект новизны, но после трех часов игры Fallout 3 не переставал удивлять.
Посреди пустоши высится гигантская башня, территория вокруг нее огорожена. У ворот стоит гул (разновидность людей, сильно пострадавших от радиации). Гул истощен, он просит пустить его внутрь, трясет большим кошельком, доказывая, что он не какой-то бездомный бродяга. За дверью его хладнокровно посылают подальше. Башня — это на самом деле целый город, вроде хранилища. Его построил сумасшедший миллионер, он ненавидит гулов, бедных и прочих «недостойных» представителей человечества. Из своего пентхауса он любит высматривать их в прицел снайперской винтовки.
Гулы в мире Fallout 3 стали своеобразными нацменьшинствами. К ним относятся как к эмигрантам из неблагополучных стран. Их не считают за людей, им платят копейки и всячески унижают. Нужно сказать, что выглядят гулы на этот раз действительно отвратительно и проникнуться состраданием к ним сложно. Сами гулы называют обычных людей «гладкокожими», тихо радуются тому, что живут дольше них, и даже сколотили собственную общину в вашингтонском метро.
Вообще, узнавать информацию о мире игры можно только из собственного опыта и общения с персонажами. Например, совершенно случайно моему коллеге из Финляндии при выходе из хранилища повстречался торговец с караваном. На вопрос, куда он направляется, тот назвал совершенно неизвестный город и отметил его на карте. Ни у кого из 15 других журналистов такой ситуации не наблюдалось. Если вам удастся подружиться с гулом в баре Мегатона, то он покажет, где находится их подземный город, и даже подскажет, с кем там пообщаться, чтобы местные не сильно на вас косились. И таких примеров масса.
Путешествуя по пустоши, можно наткнуться на разные постройки: заброшенные дома, фабрики, заводы. Какие-то из них являются аналогами подземелий Oblivion, какие-то — строго сюжетными локациями. Последние немного расстраивают. Может получиться так, что вы исследуете огромную фабрику, доберетесь до второго этажа, а там окажется наглухо закрытая дверь — просто потому, что у вас нет соответствующего квеста. Впрочем, для RPG это довольно обыденная ситуация.
Так называемые «случайные встречи» тоже подчас удивляют. Однажды мы наткнулись на заброшенный дом. Осмотрев окна, мы решили, что он пуст, однако, открыв дверь, услышали щелчок и получили порцию дроби — хозяин очень удачно организовал ловушку с шотганом.
Вообще, исследовать мир интересно. Радио то ловит сигнал, то теряет его, потрескивает и периодически оставляет игрока наедине со звуками пустоши. В мире Fallout 3 всего две радиостанции: на одной крутят обращения президента Анклава, на другой — разоблачительные речи и играют потрясающие джазовые и блюзовые композиции. С андерграундной радиостанцией будут даже связаны сюжетные события.
Тут и там встречаются автоматически боты, вещающие пропаганду Анклава. Устройства, больше похожие на первый советский спутник, очень нервно реагируют на летящие в них камни и пули и вызывают подмогу. Да, Анклав все еще самая авторитетная сила в пустыне. При этом многие никогда не видели его солдат. Значительная часть жителей пустоши считает, что пропаганда была записана еще до войны. Но мы-то знаем — Анклав существует. Первый знак того, что вы зашли туда, куда не следовало, — звук знакомого десантного вертолета.
Встречи с мутировавшей фауной запоминаются и переживаются намного сильнее, чем раньше. Ведь в первых двух Fallout это были простые случайные встречи, где всякая агрессивная растительность и супермутанты были разбросаны на игровом поле случайным образом. Теперь у нас есть возможность пережить радость первой встречи. Однажды, нырнув в реку, мы увидели на дне нечто, похожее на гигантскую ракушку. Подплыв ближе, стали наблюдать — у ракушки неожиданно открылся здоровенный глаз. В панике мы выбрались на сушу. Нечто последовало за нами. С полминуты мы наблюдали за его действиями. В итоге оно выбралось на сушу, медленно вытащило из панциря ноги и руки, представ перед нами в человеческий рост, и, не спеша, пошло в атаку. Пожалуй, именно в этот момент мы окончательно убедились, что вид от первого лица — серьезное достоинство новой игры.
Единственное, что не понравилось в пустоши, это слишком большое количество автомобильных остовов. Как-то это не в духе Fallout, хотя авторы объясняют все местом действия — мол, в Вашингтоне автомобили были до последнего. Нам же кажется, что разработчикам просто хотелось видеть на экране больше взрывов — именно к ним приводит пальба по машинам.
V.A.T.S. наносит ответный удар
Одним из самых тревожных моментов, касающихся Fallout 3, была боевая система. Если кто не знаком с темой, подсказываем: бой в Fallout 3 напоминает обычный экшен со всеми знакомыми прицеливаниями, приседаниями и хедшотами, однако к нему добавлена так называемая система V.A.T.S., во время боя вы в любой момент можете нажать «V» и поставить игру на паузу, после чего распределить очки действия (AP) на выстрелы по различным частям тела противников. При первом знакомстве год назад система показалась нам притянутой за уши — как будто авторам очень хотелось сделать нечто похожее на оригинальный Fallout с его точечными ударами, только от первого лица. Однако год спустя при личном знакомстве V.A.T.S. произвела на нас совсем другое впечатление. По признанию разработчиков, за прошедшее время они очень многое кардинально переделали.
V.A.T.S. больше совсем не похожа на RPG-вариацию на тему рапида, нисколько не портит динамику и действительно важна для геймплея. Ее польза ощущается в первой же стычке с рейдерами. Столкнувшись с тремя противниками, мы легко убили двоих, однако третий уже подобрался слишком близко, достал нож и побежал навстречу. Включив режим прицеливания, мы сделали первый выстрел ему в ногу, второй — в руку, третий — в голову. Следующие несколько секунд оставалось следить за сценой расправы над рейдером. Первый выстрел замедлил его движение, второй прошел мимо, третий разнес голову врагу, подбежавшему практически в упор. Камеру заметно улучшили — она не так надоедает и действительно выбирает яркие ракурсы. Жаль, всему происходящему не хватает живости — явно не помешали бы технологии вроде Euphoria и качественная анимация (в который раз о ней!). Впрочем, Fallout 3 — единственная игра, где, вооружившись механическими перчатками, врагам можно буквально сносить головы, а это искупает все недостатки.
Боевая система хороша не только V.A.T.S., она оказалась на удивление четкой, продуманной и совсем не «попсовой», чего так боялись многие. Практически каждый измененный параметр моментально отражается на том, что может делать игрок и чего не может.«Можно раскачать стелс-навыки так, что получится подкрасться к противнику и засунуть ему в штаны гранату. Очень смешно наблюдать за тем, как он, нащупав инородный предмет, делает удивленное лицо… и в этот момент граната взорвется», — рассказывает Тодд.
Скрытный режим включается, когда игрок приседает: на экране появляется соответствующий индикатор. Применение всевозможных препаратов, алкоголя и наркотиков тоже мгновенно отражается на геймплее. Причем все измененные характеристики указываются в PIPBoy (карманный компьютер игрока). Например, алкоголь немало увеличивает силу. Так что если у вас временный перевес, а ношу очень хочется донести до торговца, то непременно стоит откупорить бутылку водки. Пьяному, как известно, море по колено. Впрочем, злоупотребление традиционно ведет к алкоголизму и другим тяжелым последствиям. Стимпаки можно применять локально, то есть лечить конкретно голову, руки или ноги. Соответственно, в бою можно повредить различные части тела. Ранение в ногу приведет к падению скорости, а в голову — к проблемам со зрением и слухом.
Врагам в Fallout 3 свойственно эмоциональное поведение — они могут испугаться и убежать с поля боя или, наоборот, почувствовав преимущество, гнаться за игроком, пока не надоест. Особенно трусливы рейдеры — вот это натуральная шпана. Есть своя экосистема: различные группировки нередко сталкиваются между собой. Но это было в Fallout и раньше.
Система развития персонажа была максимально бережно перенесена в новую игру. Честно говоря, даже удивительно, что при переезде в реальное время и в шутерный формат Bethesda умудрилась сохранить столько из оригинала. Главное изменение — особенности персонажа (traits), выбираемые в начале игры, теперь стали обычными способностями (perks), которые можно получить в ходе прокачки. Перки отныне выдаются каждый уровень, а всего их стало около ста. Максимальным является 20-й уровень, и, чтобы опробовать все способности, придется пройти игру не раз. Более того, далеко не все перки будут появляться в списке доступных просто так. Многие будут зависеть от развития у вас определенной характеристики. Генерацию персонажа нам не показали, однако можно будет выбрать расу, пол и создать лицо персонажа — в общем, как обычно.
Мегатонны диалогов
Вдоволь набродившись по пустоши, мы направились в Мегатон — единственный известный нам город. Он очень напоминает Junk Town из самого первого Fallout. На входе встречает шериф с ковбойской шляпой, сапогах и основательно модифицированным АК-47.
«Это не АК-47. Это китайский автомат, очень на него похожий. В нашей игре война была с Китаем!» — политкорректно комментирует Тодд. Шериф просит нас вести себя порядочно и сообщать о нарушениях, после чего удаляется со сцены. В Мегатоне мы, наконец, вспомнили, за что всегда так любили Fallout. Именно здесь мы впервые столкнулись с интересными персонажами, почувствовали свободу выбора и убедились в тщательной проработке вселенной.
Этот город основали сумасшедшие — они посчитали, что очень оригинально будет возвести поселение вокруг невзорвавшейся ядерной бомбы. Местные разделились на три лагеря: одни считают, что если бомба могла бы взорваться, то это давно бы произошло, другие с ужасом ждут, когда это произойдет, а третьи молятся на нее. Последние — адепты церкви Атома, они считают бомбу источником высшей материи, которая создает новую жизнь взамен старой.
Все жители города управляются по уже знакомой Oblivion системой Radiant AI. Мы не могли не напомнить разработчикам, что в финальной версии Oblivion пресловутая система была далека от сладких обещаний. « На самом деле, все, о чем мы рассказывали, в игре было. Просто решения, принимавшиеся NPC, никак не были анимированы. На этот раз мы уделили этому огромное внимание. Персонажи Fallout 3 будут вести себя более живо », — оправдывается Тодд.
Так или иначе, но в Мегатоне мы увидели немало интересных сцен. В одном из домов живут брат и сестра. Только не родные. Билли нашел маленькую девочку после того, как ее родителей убили рейдеры, и теперь заботится о ней. Сын мэра очень любит с ними играть и общаться, поэтому время от времени заходит к ним в гости.
На улицах города бродит Иерихон — бывший бандит, осевший в Мегатоне, ведущий честную жизнь. Мы предложили ему присоединиться к нам и вспомнить былое, но тот отказался, ссылаясь на высокую карму нашего персонажа. Дескать, он всю жизнь водился с подонками и не достоин нашей компании. Вскрыв позже его дом, мы увидели немало бутылок виски — видимо, честная жизнь дается ему нелегко. Вообще, в напарники можно взять лишь одного NPC, а пойдет он с вами или нет, напрямую зависит от параметров. Партнерам можно отдавать приказы типа «стой/атакуй» и давать снаряжение и медикаменты.
Есть в Мегатоне и доктор. Правда, он оказался хамоватым, поэтому мы решили утянуть у него аптечку. Бедолага заметил это и разбушевался. Больше в Мегатоне доктора нет.«Поздравляю, вы убили единственного в округе дока и теперь не сможете выполнить ряд квестов. Вам придется найти нового. Их всего четверо или шестеро в DC. — злорадствует Тодд. — Вообще, первая реакция окружающих на кражу не такая — они просят по-хорошему вернуть вещь, и вы можете это сделать. Док начал атаковать, наверное, потому, что уже был зол на вас».
Ну и, наконец, главное: в Fallout 3 сохранилась возможность поступать при выполнении квестов как вздумается. Вас попросили взорвать бомбу? Можете настучать на злоумышленника шерифу и наблюдать за их разборками. А можете просто тихо ее разминировать. Можете отправиться в башню к пресловутому миллионеру и устроить ядерный взрыв в постъядерном мире. После этого миллионер предоставит вам в своей башне шикарные апартаменты, которые вы сможете обставить по собственному вкусу.
Мария Браун, торгующая оружием в Мегатоне, пишет книгу о выживании в пустоши и предлагает стать ее соавтором. Она просит исследовать различные области и проверить, насколько там опасно, какие враги обитают в округе и как с ними бороться. Самое интересное, что книга получится именно такой, какой вы ее напишете. Можно даже соврать и выдать описание из головы. Мария является по совместительству техником — у нее есть мастерская, где по чертежам можно собирать оружие из запчастей. Практически сразу она заявляет, что может продать нам схемы ракетной установки, но насколько долго ее собирать, мы выяснить не успели.
Главный криминальный авторитет в Мегатоне — Мориарти. Он владеет местным борделем, многие жители должны ему денег. В его компьютере хранится важнейшая информация, касающаяся основного квеста. Мы насчитали как минимум четыре способа достать ее. Мориарти просит кругленькую сумму за данные. Можно заплатить. Но лучше подружиться с барменом-гулом — он скажет, где находится компьютер, и закроет глаза на то, что вы к нему полезли. Или можно пообщаться с местной проституткой. В зависимости от того, насколько хорошо вы общаетесь, можно узнать местонахождение компьютера, а возможно, и пароль от него. Особенное влияние на женщин оказывает перк Lady Killer (он действителен только для мужчин, у женщин имеется противоположный). Кстати, влиять на персонажей будут не только параметры игрока, но и его одежда. Скажем, костюм купца может способствовать выгодной торговле.
Ну а еще можно вскрыть дверь черного входа и покопаться в компьютере, пока никто не видит. Взлом дверей и компьютеров — отдельные мини-игры. В первой нужно обоими стиками геймпада ковыряться в замке отверткой и отмычкой, во второй — выискивать в тексте наиболее близкие к паролю слова по количеству совпадающих букв (довольно бредовая затея). Кстати, взламывать компьютеры предстоит часто — с помощью них можно перепрограммировать автоматические турели, роботов и прочий электронный хлам. Компьютер Мориарти содержал не только важную информацию, но и всевозможные заметки о жителях города — кто с кем спит, кто кому должен и прочую бытовую грязь.
В целом все увиденное в Мегатоне дает надежду на то, что уж хотя бы основной квест в игре будет проработан как следует. По заверениям Тодда Говарда, количество текста в игре просто зашкаливает. Если в первых играх было несколько тысяч линий диалогов, то в Fallout 3 их более сорока тысяч.
What a wonderful world
« Ты поклонник Fallout. Что думаешь? » — интересуется у меня Тодд по итогам плей-теста. « Я удивлен. Честно. Когда истекли три часа, я буквально взвыл — мне хотелось играть еще и еще. Но мне по-прежнему не нравится экшен-часть. Она недостаточно технологичная для игры, которая пытается походить на шутер. Я хочу сказать, не чувствуется, что ты стреляешь по врагам, они не реагируют должным образом на попадания ». — « Но у нас есть еще полгода — думаю, мы что-то улучшим ».
Даже если не улучшат, Fallout 3 от этого сильно не пострадает. Слишком многое в нем цепляет. Конечно, когда дело касается ролевых игр, даже десяти часов мало, чтобы оценить глубину их проработки. Три часа игры в таком случае — почти издевательство. Однако все эти три часа я был увлечен настолько же сильно, как и 11 лет назад. Да, это была совсем другая игра. Fallout 3 местами даже больше напоминает украинский «Сталкер». Особенно когда в руках ржавое ружье, а на тебя несется нечто, похожее на кабана. Только, конечно, с поправкой на то, что это серьезная RPG, а не экшен с диалогами. Важно здесь другое — каждый из 15 журналистов вечером за ужином рассказывал о своих приключениях в пустоши. И ни одна история не повторилась.
Мирный атом Четыре постапокалиптических фильма для культурной подготовки
Fido (2006)
Комедия про зомби, идеально имитирующая атмосферу Fallout. Стартует с черно-белого школьного научного фильма о появлении зомби на Земле. Благодаря неизвестному космическому излучению мертвые ожили, весь мир охватила война, пока корпорация «ЗонКон» не научилась подавлять жажду плоти у зомби. Так появились города-убежища, огороженные от остального мира, где мертвые с ошейниками служат на благо обществу. Также в комплекте: 1960-е, солнечная музыка, отличный юмор.
Doomsday (2008)
Самый свежий фильм британца Нила Маршала (« Спуск », « Псы-воины »), который практически незаметно прошел в российском прокате. Меж тем посмотреть есть на что. В результате смертельной эпидемии Шотландия отсечена от остальной Британии гигантской стеной. Прошли годы, и инфекция неожиданно вспыхнула в центре Лондона. Выясняется, что в Шотландии, в зоне карантина, все еще живут люди, а значит, есть шанс создать вакцину. Специальная команда направляется вглубь территории, чтобы найти доктора, занимавшегося ее разработкой.
Jericho (2006-2008)
Малоизвестный у нас постапокалиптический сериал CBS. Главный герой возвращается с войны в родной город Иерихон, и как раз в этот момент в воздухе появляются шлейфы от ракет, после чего небо заполоняют яркие вспышки. Маленькому городу в глуши предстоит пережить самый что ни есть fallout (выпадение радиоактивных осадков). Обстоятельно демонстрируется постепенная деградация общества, появление первых рейдеров и даже организованных военных банд. Сейчас сериал пытаются закрыть во второй раз, но фанаты у него такие же стойкие, как и у Fallout.
Jeremiah (2002-2004)
Максимально близкий по духу сериал от создателя « Вавилона-5 » Майкла Стражински. Практически экранизация Fallout. Неизвестная эпидемия уничтожает всех взрослых на Земле. Мир пал в руины, выросшие дети книжек не читали, поэтому цивилизация превратилась в то, что мы обычно видим в Fallout. Главный герой Иеремия ищет своего отца, которого, по его детским воспоминаниям, увезли в некий сектор Вальгалла — последнее безопасное место на Земле. Присутствуют аналоги Vault 13 и Братства стали.