08 октября 2008
Обновлено 17.05.2023

Эпоха застоя. Нужна ли квестам перестройка?

Эпоха застоя. Нужна ли квестам перестройка? - изображение обложка

Парадокс: квесты, бывшие когда-то повивальными бабками игровой индустрии, сегодня стали чуть ли не балластом, который если не тормозит развитие всего медиаформата, то уж точно не двигает его вперед. « Квесты — очень консервативный жанр, и это то, с чем мы вынуждены иметь дело, работая над своими играми », — признался «Игромании » Мишель Бэмс, продюсер White Birds Productions. Квесты сегодня — это замкнутая экосистема, которая живет в себе, мало на что претендует, хочет, чтобы ее оставили в покое и, честно говоря, уже немного попахивает…

А ведь когда-то все было наоборот: именно квесты развивали индустрию и приносили рекордные прибыли, именно здесь кипела жизнь, совершались революции и ставились эксперименты. И именно квесты вдохновляли людей на такие глупости, как создание крупнейших игровых компаний. Так, под впечатлением от игры в первый текстовый квест Colossal Cave Adventure (1976) семейная пара в составе Кена и Роберты Уильямс в начале 80-х основала компанию Sierra On-Line. Последняя вместе с Lucasfilm Games (будущей LucasArts ) ответственна за золотой век квестового жанра, который случился в 80-90-х годах прошлого века. В играх тех лет было все, о чем мы сейчас мечтаем, глядя на унылый пиксель-хантинг, потуги на юмор и набор однояйцовых пазлов в большинстве современных квестов. В Maniac Mansion: Day of the Tentacle , Sam & Max: Hit the Road, сериях Space Quest и Monkey Island было до колик смешно, в Full Throttle и Grim Fandango светили яркие оригинальные образы, в трилогии Gabriel Knight был потрясающий, глубокий сюжет, задолго до Дэна Брауна закрывший тему тамплиеров и Священного Грааля. В Quest for Glory мы впервые увидели грамотно реализованное смешение жанров, в Little Big Adventure была настоящая нелинейность, а в The Last Express — реальное время, одна попытка на все и десятки вариантов прохождения. Действующие рок-группы и симфонические оркестры записывали для квестов музыку, для них снимали полноценное живое видео с актерами ( Phantasmagoria вышла на семи дисках!), а сами игры занимали первые строчки чартов продаж (первый Myst долгое время оставался самой продаваемой игрой на PC).

А потом все кончилось. Квесты оказались слишком сложными, слишком громоздкими, слишком неспешными развлечениями, которым нет места в современной картине мира. Были, конечно, The Longest Journey , была Syberia. Но в двухтысячных эра квестов как локомотивного жанра закончилась. Новые технологии (в первую очередь, полное 3D) применялись неохотно и без особого успеха. Большие авторы, за некоторым исключением, ушли из индустрии. Творческий задор и жажда нового сменились обыкновенным ремеслом: получив на руки готовые схемы, большинство занялось прилежным копированием. Нашествие клонов Myst самым губительным образом сказалось на состоянии жанра.

Конечно, мы далеки от поверхностных обобщений и слепого стариковского брюзжания: не все так плохо, еще случались и случаются французские откровения типа Fahrenheit , In Memoriam , The Experiment. Периодически радует Бенуа Сокаль. Но по большей части все это исключения, а общая температура по палате оставляет желать. Сегодня балом правит толпа одинаковых немецких квестов, прилежные, но далеко не гениальные украинцы из Frogwares. И, конечно, замечательная французская компания Kheops Studio , которая возникла на обломках Cryo , но опять наступает на те же грабли: единожды придумав нечто интересное, они упорно отказываются идти дальше.

Триумфальное возвращение Сэма и Макса несколько взбодрило это болото, но, как пела видная советская певица София Ротару, только этого мало. Жанру остро нужны новые идеи, мысли и формы. А кто к этому стремится, автоматом попадает в зону нашего пристального внимания.

Мы отобрали несколько многообещающих представителей жанра, на которых в XXI веке возлагается некоторая надежда. Это чешская Alternativa , авторы которой делают упор на свободу выбора и нелинейное общение, Aquarica Бенуа Сокаля, предлагающая уникальные водные процедуры и махинации со сменой климата, а также Mozart: The Last Secret от французской Game Consulting , которая доказывает, что даже в классическом формате point & click можно делать оригинальные игры.

Alternativa

Жанр: квест

Издатель: Cinemax

Разработчик: Centauri Production

Издатель в России/локализатор: Акелла

Дата выхода: осень 2008 года

Киберпанк — одна из наиболее популярных декораций для квестов. Навскидку вспоминаются культовые Blade Runner , Syberia , недавний возмутитель спокойствия из Турции ( Culpa Innata ) и прочувственный The Moment of Silence. Но эта тема обладает какой-то иррациональной притягательностью — многие готовы снова и снова перечитывать Уильяма Гибсона и Филиппа К. Дика, бродить по залитым неоном улицам и кутаться под виртуальным дождем в метафорический плащ.

Авторы Alternativa из чешской студии First Reality — как раз из таких безнадежных кибер-романтиков. « Киберпанк — мой любимый жанр. Здесь всегда делается упор на сильную сюжетную линию, которая позволяет мечтать, представлять и задумываться. С этой точки зрения наиболее интересной для меня была бесплатная игра Dead Town , простая по механике, но действительно сильная вещь, я к ней периодически возвращаюсь », — объясняет нам Ян Пилний, лидер First Reality. Сам он долгое время занимался небольшими инди-проектами, пока, наконец, не нашел поддержку в лице флагманов чешского игростроения, Centauri Production и Cinemax. Его любимая книга — культовый роман « Нейромант» Уильяма Гибсона, но на «Альтернативу» больше повлияли «1984» Джорджа Оруэлла и некоторые произведения Айзека Азимова. Впрочем, Ян уверяет, что никаких прямых аналогий в игре нет.

Сюжет обыгрывает одну из ключевых для киберпанка тем: противостояние огромных корпораций, которые подмяли под себя мир будущего. Endora — гигант горнодобывающей промышленности, THEOLEX — лидер в сфере высоких технологий, и State — самая влиятельная из корпораций, у которой на службе находятся полиция и огромная шпионская сеть. Все они взаимозависимы, но каждая тем не менее хочет уничтожить соперника. В итоге одна из корпораций начинает некие секретные разработки, которые приводят нас в Прагу. Там для отвода глаз запущено строительство огромного здания, которому никогда не суждено быть достроенным.

Все эти корпоративные игры мы наблюдаем глазами маленького человека, Ричарда Рочека, попавшего в жернова большой игры. Он работает на фиктивной стройке, а когда ее закрывают, пытается силой ворваться на территорию объекта, лишается персональной Карты и становится изгоем. В итоге Ричард, естественно, присоединяется к оппозиции, ведущей войну против корпораций.

Классическая, казалось бы, история, но вот тут начинаются сюрпризы: кроме собственно Рочека, нам доступны еще несколько ключевых и второстепенных персонажей — их истории то идут параллельно, то пересекаются. Причем в некоторых ситуациях мы можем сами выбирать, за кого играть и кого спасать (будет и такой выбор). Таким образом «Альтернатива» выходит за рамки классического приключения. Тут есть привычные задачи, связанные со вскрытием замков или поиском информации в компьютере. Но основной упор сделан именно на отношения между персонажами, выбор, определяющий развитие сюжета и варианты решения тех или иных проблем. Выбор этот связан еще и с тем, что героям приходится действовать скрытно, поэтому мы сами определяем, кому доверять, а кому нет. Не приняли от кого-то помощь или поссорились — значит, ищем выход сами, что отражается на последующем развитии истории.

Практически каждая задача здесь может быть решена несколькими путями. « Одни варианты определены игровыми событиями, другие могут быть закрыты, если вы с кем-то не так выстроили общение. При этом некоторые из сюжетных тропинок могут закончиться смертью главного героя. То есть игрок у нас должен постоянно думать и просчитывать события, а не только кликать мышью », — предупреждает Ян.

Таким образом, Alternativa из малобюджетного чешского киберпанк-упражнения превращается в многообещающий и свежий проект, а в ее сомнительном названии видится настоящая авторская позиция. Это одновременно альтернатива всем однообразным киберпанк-квестам и свежий взгляд на главную жанровую проблему — линейность. Результат стараниями компании «Акелла» можно будет увидеть уже этой осенью.

Aquarica

Жанр: нечто от Сокаля и его соратников

Издатель: не объявлен

Разработчик: White Birds Productions

Дата выхода: 2010 год

Два года назад Бенуа Сокаль сказал своим коллегам по White Birds : « Готовьтесь! Через три года мы едем на Каннский фестиваль! » Это было похоже на шутку, но на самом деле Сокаль был вполне серьезен: свой очередной проект, Aquarica , White Birds задумали как пересечение различных медиа. Это прежде всего не игра, а полнометражный анимационный фильм, где в главной роли Сокаль мечтал бы увидеть Скарлетт Йоханссон. Ход неожиданный, но, если разобраться, вполне логичный — как признался «Игромании» продюсер White Birds Мишель Бэмс, они изначально собирались быть мультимедийной компанией полного цикла.

Идея и сюжет, положенные в основу Aquarica, не единоличная задумка Сокаля, а плод совместной работы с Франсуа Шуитьеном, известнейшим бельгийским художником. Aquarica — чуть ли не первый проект, где Сокаль выступает в качестве не лидера, а соавтора. Необходимость такого тандема объясняется еще и тем, что Франсуа оформлял не только книги, комиксы, станции метро и музыкальные альбомы, но и имеет опыт работы в киноиндустрии.

Сюжет Aquarica и правда просится на большой экран. Однажды в Рудхэйвене, портовом городе на восточном побережье США, причаливает судно, собранное из обломков пропавших китобойных кораблей. На его борту обнаруживается девушка Мэри, которая называет себя внучкой капитана, ходившего когда-то на легендарном корабле «Акварика». На странном языке она рассказывает, что живет со своим племенем на таинственных островах, которые, кажется, постепенно смещаются к северу. Тут все вспоминают легенду о гигантских мамонтовых китах, дремлющих в океане: чтобы скрыться от китобоев, они маскируются под куски суши, покрываясь песком и обрастая пальмами, но раз в сто лет пробуждаются и плывут в Северный Ледовитый океан, чтобы дать потомство и умереть. Услышанное, конечно, вызывает волнение среди местных китобоев.

Получается такой французский вариант Хаяо Миядзаки (« Принцесса Мононоке », « Унесенные призраками »). А вот что там с игрой, пока не очень понятно. Но даже раздобытой нами информации хватает, чтобы понять: и для приключенческого жанра в целом, и для самих White Birds это будет важный проект.

Во-первых, французы собираются делать игру не только для PC, но и для понятно каких консолей. Во-вторых, это будет не чистый квест, а action/adventure — по словам Мишеля, история предполагает активные действия. Возьмем ли мы в руки шотган или гарпун, чтобы отогнать китобоев от живого острова, не сообщается. В-третьих, в Aquarica, как и в Sinking Island , явно будут какие-то махинации с водной стихией и временем, по истечении которого меняются окружающие условия. Мишель: « Хотя и в игре, и в фильме есть сцены на большой земле, в основном у нас везде вода: Aquarica начинается в маленькой гавани, заканчивается — на островах посреди океана, при этом есть и парусный спорт, и морская охота, и дайвинг. Жители островов — люди особенные, они могут, например, долгое время оставаться под водой. Наконец, в игре меняется климат: сначала вокруг тропики, а по мере продвижения «островов» на север становится все холоднее и холоднее ».

Что касается самой истории, то известно, что в основу игры будет положен сценарий фильма, а не наоборот. Разница лишь в том, что в игровой вариации действие, по понятным причинам, больше сосредоточено вокруг подчиненного нам главного героя.

Сокаль c Шуитьеном допишут сценарий в октябре, тогда же появится дебютный двухминутный трейлер по фильму. Весной-летом 2009 года начнутся съемки картины, а ближе к осени закончатся работы над геймдизайном. И только через год после этого планируется одновременный релиз анимационного фильма и игры. Нам с вами пока остается лишь завороженно смотреть на эскизы, которые White Birds прислали в нашу редакцию по большой дружбе.

Mozart: The Last Secret

Жанр: квест

Издатель: Micro Application

Разработчик: Game Consulting

Дата выхода: осень 2008 года

Относясь формально к классическим французским point & click-квестам, Mozart: The Last Secret положительно выделяется на общем фоне. Прежде всего, тематикой. Вместо традиционного поиска мистических артефактов, путешествий во времени, детективных расследований и вольных заигрываний с историей нам предлагают почувствовать себя Моцартом. Но не просто гениальным композитором, а Моцартом-масоном. И что самое главное — за основу Game Consulting взяли не очередные бредовые инсинуации, на которые так богата это скользкая масонская тематика, а реальные исторические факты. Великий композитор действительно был масоном, прошедшим официальное посвящение в возрасте 28 лет. Но уже с 12 лет он находился под покровительством известного масона Доктора Месмера, а в 16 лет писал вещи, основанные на секретных, доступных только членам братства текстах. Многие биографы считают, что три своих великих произведения — « Милосердие Тита », « Волшебную флейту » и « Реквием » — Вольфганг Амадей создал в первую очередь для «вольных каменщиков», оставив в них зашифрованные послания. Композитор посещал множество масонских лож в Европе, в том числе в Праге, где во время одного из таких визитов начинается Mozart: The Last Secret.

В масонской истории Моцарта есть много темных пятен, которые Game Consulting используют для того, чтобы выстроить собственную теорию заговора. Как сообщил нам управляющий директор студии Николя Бонвале, это не столько игра о частной жизни великого композитора, сколько история о большой политике и роли личности в ней. Тут авторы позволили себе некоторые вольности, но, по большому счету, они основаны на реальных исследованиях и предположениях, высказываемых биографами Моцарта.

По ходу прохождения мы встретим несколько реальных исторических фигур, в том числе императора Священной Римской империи Иосифа II и другого великого композитора — Йозефа Гайдна (который тоже был масоном). Местом действия будет исключительно Прага, и тут Моцарта будет бросать по всему городу: он посетит мост Чарльза, знаменитую Пражскую оперу, королевский дворец.

Вторая ключевая особенность Mozart: The Last Secret, естественно, связана с основным занятием Вольфганга Амадея. Это едва ли не первый квест, где такое внимание уделено классической музыке. Здесь будет множество оригинальных музыкальных пазлов: мы будем настраивать инструменты, корректировать ноты и даже дирижировать оркестром. Некоторые задачи связаны с использованием специального артефакта The Book of Celestial Harmonies (Книга божественной гармонии). Он же позволит Моцарту общаться с Гайдном и приоткроет некоторые масонские тайны.

Николя Бонвале уверяет, что для решения музыкальных пазлов игра не потребует каких-то особенных знаний. Но тут надо понимать: если не хотите рыскать по Сети в поисках прохождения, чтобы потом поминутно заглядывать в него, лучше все-таки подтянуть свою музыкальную грамотность и ознакомиться с творчеством едва ли не самого яркого и гениального композитора в истории.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь