Nikopol: Secrets of the Immortals
Европейский комикс Nikopol Trilogy за авторством француза сербского происхождения Энки Билала легко можно принять за последствие чрезмерного увлечения чистым, натуральным абсентом. В классический киберпанк (Париж будущего, футуристические такси парят между увитыми неоном небоскребами, тирания сект, жесткое разделение на верхи и низы общества) тут добавлена натуральная египетская пирамида с командой древних божеств на борту. Анубис с головой шакала, женщина-кошка Баст, богиня радости и плодородия на фоне неона смотрятся радостно, но слегка сюрреалистично. Пирамида зависает над Елисейскими полями, египетские боги играют в «Монополию» и молча наблюдают за мельтешением фашиствующего диктатора-пророка Шубланка. А в это время другой представитель древнеегипетского пантеона, Гор (тот, что с головой орла), рыщет по городу в поисках подходящего тела, чтобы, вселившись в него, победить на выборах мэра Парижа. Таковым становится тело диссидента Альсида Никопола, у которого при падении из криогенной камеры (там он провел последние 30 лет) отвалилась нога.
Все это подано с абсолютно серьезным лицом и с серьезными дискуссиями на тему политики, философии и судеб человечества. К тому же тут есть свой, очень специфический стиль, тягучая атмосфера и то специфическое, почти иррациональное очарование, которое вы последний раз испытывали, когда Рутгер Хауэр плакал под дождем в « Бегущем по лезвию ». Есть, кстати, версия, что Ридли Скотт вдохновлялся работой Билала, выпустившего первую часть Nikopol Trilogy еще в 1980-м. Как бы то ни было, здесь, как и в Blade Runner, вся эта большая политика служит лишь фоном для рассказа о человеческих взаимоотношениях, о самых простых вещах — о праве на счастье, на любовь или хотя бы на собственное уютное одиночество в обнимку со старыми фото.
В 2004 году Билал самостоятельно экранизировал свой комикс — так появился Immortel ( ad vitam ) (« Бессмертные: Война миров » в российском прокате). Действие там зачем-то перенесли в Нью-Йорк, а на первый план вышли отношения между Альсидом Никополем и синевласой девушкой Джил, которая, как и Рэчел в Blade Runner, скажем так, не совсем человек. Мистика, мелодии Горана Вейводы, древние боги, робкие поцелуи, цитаты из « Цветов зла » Шарля Бодлера — едва ли не лучший французский нео-декаданс за долгое время.
Последние романтики
В итоге декадентскими настроениями Билала заинтересовался Бенуа Сокаль. Заинтересовался настолько, что подшефная ему White Birds взяла и выпустила Nikopol: Secrets of Immortals. Игра Сокаля сосредоточена не на богах и их политических амбициях, а прежде всего на образе последнего романтика, который посреди тирании, летающих пирамид и неоновых вывесок кутается в плащ с высоким воротником и рисует портреты печальных дам. Здесь же — антиквариат, благородный беспорядок в мастерской художника, древний кинопроектор, черно-белый балет на экранах футуристических телевизоров и финальное чтение Шарля Бодлера.
Сокаль снова демонстрирует идеальное чувство стиля, и сам сюжет у него сосредоточен на чем-то хрупком, интимном. Первостепенное значение здесь имеют не политические интриги, а отношения отца и сына. Никопол-младший, который у Сокаля стал именно художником, а не репортером, как это было у Билала, всю игру просто пытается увидеть папу, добраться до него. Но обстоятельства вовлекают его в разборки между Шубланком, Гором и Анубисом. Впрочем, и они в итоге служат лишь массовкой для финального поэтического дуэта отца и сына: « Я вырою себе глубокий, черный ров, Чтоб в недра тучные и полные улиток / Упасть, на дне стихий найти последний кров / И кости простереть, изнывшие от пыток ».
Но не пугайтесь — при всем этом декадансе Сокаль рассказывает быструю, динамичную историю. Никопол-младший, забросив мольберт, совершает насыщенную пробежку из второго, «ущербного», округа Парижа прямиком в Елисейский дворец. Естественно, его пытаются остановить. Поэтому Альсид постоянно прячется или убегает от кого-то, с одинаковым рвением лезет под землю и в морозильник для трупов, водит за нос патрули, прорывается на оружейный склад, а в двух сценах даже берет в руки снайперскую винтовку.
В жертву такой динамике были принесены встречи с различными персонажами, которые помогли бы нам лучше понять этот странный мир, глубже проникнуться его атмосферой. Сюжет крепко держит за воротник, главный герой выписан отлично, вся сложносочиненная конструкция оригинала аккуратно и грамотно раскрывается с помощью роликов и каких-то записей — для крепкой увлекательной игры этого вполне достаточно.
Думай быстрее!
Главная новость состоит в том, что все это Nikopol: Secrets of Immortals подает посредством стандартной Myst -образной механики, с видом от первого лица. Более того, в том, что громоздкий киберпанк и Париж будущего предстают перед нами в виде архаичного квеста, чувствуется некий вызов, осознанная художественная позиция. Сокаль словно ставит над собой и над жанром эксперимент: а что будет, если совместить классический Myst и почти стелс-экшен в футуристическом антураже?
А будет такой пиксель-хантинг на амфетаминах. Чтобы эксперимент прошел удачно и все остались довольны, не пришлось изобретать велосипед: достаточным оказалось запереть игрока на какое-то время в замкнутом пространстве и включить секундомер. Не успели что-то вовремя сделать — вас нагнали, заметили или убили. Предвидя естественное возмущение, спешим заверить: игра не предлагает беспорядочно перебирать все варианты и тыкать в каждый миллиметр экрана. В подавляющем большинстве случаев она прекрасно ладит с логикой и представляет собой тренажер для головного мозга: вы просто должны за отведенное время правильно оценить обстановку, успокоиться и найти единственно верное решение.
Единственная проблема во всем этом — не всегда четко работающие скрипты. Если вы умудрились взять зажигалку и зажечь ладан раньше времени, то игра изрядно попортит вам нервы, прежде чем снова позволит использовать эти два предмета. «Пиксель-хантинг на амфетаминах» занимает едва ли не половину игры. Все остальное время в равных пропорциях поделено между традиционным сбором предметов, классическими пазлами (дешифровка писем, манипуляции в электрических щитках) и действительно оригинальными, уникальными головоломками. Никопол-младший перепрограммирует персональные карты, самостоятельно выбирая нужный уровень доступа, разводит патрули на удобные ему позиции, использует рацию, чтобы подозвать и обезвредить врага. Фантазия White Birds бьет ключом, но авторы никогда не выходят за рамки нормальной, осязаемой логики. Проблема просто в том, что логика эта не лежит на поверхности, тут нужно реально думать и соображать. Это не современный немецкий жанровый представитель, с его подсказками и подсветками, это классический, жесткий и очень требовательный к ясности вашего мышления квест. При желании, конечно, можно задать авторам пару неуютных вопросов: почему, например, к Елисейскому дворцу доставили пустые ящики, в которых так удобно прятаться?
* * *
Перед Сокалем стояла сложнейшая задача: адаптировать многогранный неоднозначный мир под реалии компьютерного квеста. Казалось, тут не обойтись без каких-то жанровых новаций, однако французы справились и без них. Nikopol — сильный, интересный, но все-таки клон.
ПЕРЕВОД: Русскую версию под названием «Никопол. Бессмертные» готовили заранее, в тесном контакте с разработчиками. Получилось почти идеально: текст переведен грамотно и адекватно языковым нормам русского языка. Актеры действительно играют, а не работают дикторами, читающими текст по бумажке. Голос главного героя так и вовсе как будто записывали в какой-то парижской мастерской художника.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 7
Графика: 7
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Дождались? В декаденствующий киберпанк Энки Билала добавлен концентрированный Бенуа Сокаль. Обошлось без жанровых новаций, зато получилось стильно, сложно и интересно.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»
Локализация: 3/3