Prince of Persia
Когда компания Ubisoft , самопровозглашенный светоч духовности и большого искусства, решила зачем-то с нуля переделать Prince of Persia , мы были скорее озадачены, чем вдохновлены. Во-первых, они упразднили механику перемотки времени в пользу AI-напарника, что казалось самой неравноценной заменой в истории человечества. Во-вторых, они задумали превратить брутальную, взрослую историю в иллюстрированный путеводитель по зороастризму. В общем, все это выглядело сомнительно. Кроме скриншотов.
Новый «Принц» — это фантастически красиво. Ближайшим аналогом тут может служить метод ротоскопа, с помощью которого созданы « Помутнение » ( A Scanner Darkly , 2006) и « Пробуждение жизни » ( Waking Life , 2001) Ричарда Линклейтера. Это когда фильм сначала снимается с живыми актерами на обычную цифровую камеру, а затем обрисовывается поверх иллюстраторами. Так вот, Prince of Persia выглядит как обычный экшен от третьего лица, который раскрасили акварелью поверх полигонов. Cel-shading, с которым долгое время мало кто мог совладать, за последние несколько лет стал, наконец, полноценным художественным инструментом — в природе существует мало компьютерных игр, обладающих такой же выразительной силой. Ближайший аналог — специфический шедевр Okami (PS2, Wii, 2006), похожий на ожившую японскую графику средних веков. Только, разумеется, с поправкой на количество полигонов и технологию Assassin’s Creed.
Поначалу кажется, что сама игра, мягко говоря, не соответствует собственному внешнему виду. Prince of Persia — это такой ладный, дорогой экшен от третьего лица в персидских декорациях. Плюс псевдооткрытый мир, минус полноценный паркур. Адекватной замены перемотки времени здесь действительно нет. Зато есть напарница Элика, которая на самом деле — контекстный суперудар. Она не может умереть (как и Принц — каждый раз, когда вас пытаются убить, напарница тут же поспевает с первой медицинской помощью), она самостоятельно следует за вами в любую точку и вообще не требует никакой помощи. За активацию Элики отвечает специальная, контекстно-зависимая кнопка. Если вы падаете в пропасть — она подаст вам руку по нажатию клавиши. Если деретесь — нанесет свой специальный удар. Элика — просто еще одно ваше действие, которое тут исполняет отдельный персонаж. Как и любая уважающая себя спецспособность, она поддается прокачке: по уровням разбросаны какие-то светящиеся зерна, их можно собирать и тратить на улучшение различных качеств вашего ходячего суперудара. Не то чтобы вместе с обретением Элики у экшен-механики Prince of Persia открылась какая-то невиданная глубина, но схватки тут выглядят так, как ни в одной другой игре.
В первую очередь потому, что Ubisoft Montreal полностью устранили драки с многочисленными противниками. Вы всегда деретесь один на один. Зачем это сделано? Чтобы дать вам возможность использовать все возможные контекстные комбинации. В зависимости от того, где вы находитесь, что вас окружает и с кем вы деретесь, Элика исполняет тысячи разновидностей собственных трюков. Принца прижимают к краю пропасти, откуда она вытаскивает его в последний момент. Принц подпрыгивает в воздухе, хватается за протянутую ему руку — и обрушивается монстру на голову. Принц бьет с отскоком от стены или, наоборот, выпускает Элику вперед. Все это мы видели в любом другом Prince of Persia, но благодаря присутствию на экране напарницы игра выглядит и ощущается совершенно по-другому. Здесь нет ни одной по-настоящему новой идеи, но вы никогда не видели ничего похожего на Prince of Persia. Ключевые слова — плавность и гибкость. Принц постоянно взмывает в воздух, бегает по стенам, исполняет какие-то замысловатые акробатические этюды. Все это похоже на какой-то высокохудожественный танец с саблями. При этом на экране вообще нет никаких показателей или датчиков (кроме разве что здоровья врагов), а все, что вам нужно знать, считывается прямо с картинки.
Вместе с перемоткой времени Ubisoft Montreal устранили еще один, гораздо менее популярный геймплей-элемент — акробатические пазлы. Здесь вообще нет ситуаций, когда вы не понимаете, как вам куда-нибудь запрыгнуть. То есть впервые в истории подобных игр вы не мучаетесь, а наслаждаетесь акробатикой. И это мудрейший из поступков, потому что наслаждаться есть чем: принц порхает с одного уступа на другой, плюс ему приладили специальную когтистую перчатку, которой он живописно хватается за отвесные стены и спускается по ним, высекая искры. Вообще, чтобы понять, как выглядит и играется акробатическая часть нового «Принца», достаточно посмотреть новый трейлер, смонтированный специально для E3. Там вся эта плавная, постановочная хореография льется с экрана под исландский пост-рок ( Sigur Ros , главная экспортная статья Исландии после Бьорк), и это идеально отражает динамику Prince of Persia.
Единственное, что несколько осложняет акробатику, — это corruption, черная липкая гадость, которую наслал на Землю бог тьмы Ариман (краткий экскурс в зороастризм см. в «Игромании» №7’2008, где опубликовано наше интервью с креативным директором Ubisoft Montreal). Отвесные стены и некоторые другие поверхности, по которым Принц в другой ситуации прошел бы совершенно спокойно, периодически оказываются покрыты черной булькающей биомассой, которая внешне похожа на агрессивное средство для чистки канализационных труб. Corruption ползает по стенам и при любом телесном контакте пытается засосать Принца в импровизированную черную дыру (откуда его тут же вытаскивает Элика). Обходить эти агрессивно настроенные сгустки скорее интересно, чем сложно.
Еще одно акробатическое нововведение — специальные светящиеся пластины, которые установлены в различных местах. Касание приводит их в действие, и вас невидимым потоком швыряет через пол-уровня. Совершенно мелкая, казалось бы, вещь, но этот вот свободный полет через пропасти и прочие преграды завораживает моментально. Но что завораживает еще больше — это процесс очищения уровней от скверны. Каждая локация завершается фейерверком спецэффектов: Элика избавляет отдельно взятую область от заражения. Весь уровень, от начала и до конца, преображается: скалы покрываются цветами, у вас под ногами вырастает трава, откуда-то неожиданно начинает светить солнце. Это банальный прием, но он работает — оторваться от процесса озеленения совершенно невозможно.
Цель, которую Ubisoft Montreal ставят перед собой, понятна. Они хотят превратить довольно хардкорный экшен/платформер в симулятор приключения, такую семейную интерактивную сказку с рейтингом Teen. Именно по этим причинам пресловутый открытый мир здесь чистая фикция. Сюжет и уровни линейны — иллюзия большого путешествия создается за счет псевдоразвилок: игра периодически предлагает вам выбор, в какую из локаций отправиться сначала, но на этом вольнодумство заканчивается. У всех, кто прошел трилогию Sands of Time , подобное обращение к семейным ценностям вызывает объяснимую агрессию: на отдельных форумах люди пишут, что « это не Принц », раздается характерное « бу-у-у », вопрошается « куда дели кровищу? ». Мы, признаться, придерживались такого же мнения ровно до того момента, пока не увидели игру живьем. Это действительно не тот Принц, к которому мы привыкли за последние три игры. Но после всего увиденного — да и черт с ним.
Будем ждать?
— Бессмертная напарница в качестве контекстного суперудара
— Выглядит как игра, раскрашенная акварелью поверх полигонов
— Экшен строго в формате «один на один»