05 ноября 2008
Обновлено 17.05.2023

Saints Row 2

Saints Row 2 - изображение обложка

Затяжной гонке преследования между GTA-клонами сезона-2008 дан старт. Соревнующиеся: Mercenaries 2: World in Flames , Saints Row 2 , Just Cause 2. На РС у всех участников забега одна главная задача — успеть до GTA 4. THQ опережают Rockstar с релизом буквально на месяц, но это вряд ли спасет их от лобового столкновения.

Тихий омут

И дело тут не в том, что GTA 4 лучше (хотя это так). Эти игры соревнуются в совершенно разных весовых категориях, точнее — даже в разных видах спорта. Первый Saints Row был таким степенным GTA-клоном, прилежно скопировавшим все идеи из оригинала. К сиквелу разработчики переосмыслили концепцию и заострили внимание на собственных находках. Получилась анархическая автоаркада в открытом мире — как если бы Крутого Сэма посадили в одну машину с чуваком из Postal и под гангста-рэп отправили кататься по городу. Игра берет от GTA и от первой части все самое лучшее, но идеи сгружены без чувства меры. Saints Row 2 очень напоминает MTV-рэпперов, проседающих под весом килограммовых бриллиантов, — если ракеты, то бесконечные, если фекалии для полива прохожих, то целая цистерна!

В релизе все, что мы знали до этого о Saints Row 2, по большей части подтвердилось. Сиквел продолжает историю первой части с неуместным рвением. Даже те, кто играл в Saints Row на консолях, наверняка уже забыли его многочисленных персонажей: из игры в игру мы под разными предлогами развозим проституток, потом сходимся с кем-то из верхушки банды, потом нас предают — за именами не так просто уследить. Volition относятся к своим отморозкам чрезвычайно трепетно и тщательно продолжают все сюжетные линии первой части. Поэтому небольшой экскурс в историю.

В городке Stillwater некогда бушевала ожесточенная война бандитских группировок. Победили парни из района Third Street Saints (их штаб находился в заброшенной церкви). Когда интересы «святых», в лучших традициях Саши Белого, вышли за пределы наркотиков и проституции и стали включать в себя политику, ее лидера в срочном порядке взорвали на яхте.

Несколько лет спустя взорванный герой просыпается после долгого пребывания в коме и узнает, что ему полностью изменили внешность, а также поменяли пол (но об этом позже). За время его отсутствия дело всей жизни пустили коту под хвост: банда распалась, штаб снесли, а в родном захолустном городке выросли небоскребы корпорации Ultor (Volition остроумно передают привет самим себе: в Red Faction именно эта фирма угнетала марсианских шахтеров). Чтобы вернуть былую силу, он ищет старых знакомых: прежнего главаря банды, своего главного помощника и других друзей детства. Одного из них мы вытащим прямо из зала суда, где его приговорили к смертной казни за убийство более чем 300 человек. В ключевой момент на помощь охране прибежит сама судья с дробовиком.

Все это, конечно, напоминает раннее творчество братьев Уайнс (« Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале »), но Volition и THQ отрабатывают тему с похвальным тщанием. Список телевизионных актеров на озвучке тут венчает порнозвезда Тера Патрик, ролики явно ставил приглашенный режиссер.

Saints Row Creature Creator

Изящно обосновав генерацию персонажа пластической операцией, Volition ввели сюда редактор внешности. Широта его возможностей уже давно воспета во всевозможных пресс-релизах, но мы все же оказались не готовы к такому разнообразию. Saints Row 2 никак не RPG, к тому же мало кто захочет ассоциировать себя с бандитом, поливающим прохожих канализационными отходами. Тем не менее процесс создания персонажа реализован в мельчайших деталях. Кроме шуток, Mass Effect остался далеко позади, а если уж подбирать аналогии редактору Saints Row 2, то придется вспомнить Spore Creature Creator. Вес, возраст, цвет кожи, цвет глаз, цвет «основных» волос на голове, цвет челки (к третьей части, должно быть, позволят выбрать заливку волос под мышками) — это так, для разогрева.

Настоящее веселье начинается при изменении черт лица. Автор этой статьи долго не мог понять, почему у персонажа никак не меняется нос, пока не стало ясно, что все это время я занимался тончайшей кастомизацией переносицы, а расстояние между ноздрями, их диаметр, удаленность ото рта и другие параметры задаются отдельно.

Saints Row 2 — первая в мире игра, где можно создать персонажа-трансвестита. Тонкая грань между мужчиной и женщиной пролегает на уровне груди. По мере увеличения параметра «атлетичность» она растет все сильнее и при превышении «критической массы» внезапно облачается в бюстгальтер, а герой становится похожим на чемпионку мира по бодибилдингу.

Кроме внешности, тут также поддается настройке тонкий внутренний мир вашего героя. В Saints Row 2 можно выбрать различные способы, кхм, невербальной коммуникации. В нашем «первом взгляде» мы гадали, войдет ли в этот список самый главный способ коммуникации, выраженный средним пальцем руки. И что же вы думаете? Идет первым номером! Кроме него, есть еще великое множество абсолютно похабных жестов — всем школьникам на заметку. Затем можно выбрать выражение лица вашего героя (представлен широчайший спектр эмоций, от « ты че? » до просто « че? »), походку и стиль боя.

Все движения и жесты превосходно анимированы и озвучены, модели выдерживают самые сумасшедшие комбинации свойств и всегда выглядят естественно. Не очень понятно, зачем нужно было так тщательно отрабатывать ролевой элемент — в экшене ему явно тесно. Выбранный жест надоедает после первого же оскорбления, глупое выражение застывает на лице героя, пока он ни с кем не говорит, и быстро начинает раздражать. Но тем не менее работа была проделана колоссальная.

Мама-анархия

Создав уникального героя, вы выпускаете его в жизнь. К геймплею игрока подводят классическим способом: чтобы получить доступ к сюжетной миссии, обязательно нужно проходить дополнительные задания, зарабатывать респект. Сами по себе эти задания — одна из самых оригинальных особенностей игры. Например, нарядившись полицейским, придется всячески позорить форму правоохранительных органов (ваши действия запишут на камеру); мчаться сквозь поток машин на горящем квадроцикле; принимать участие в боях без правил. Главная звезда побочных миссий — цистерна для перевозки канализационных отходов, извергающая мощный поток фекалий из брандспойта. Ей мы будем портить муниципальную собственность, попутно поливая прохожих и полицейские машины.

Но необходимость раз за разом выполнять дополнительные задания серьезно портит идею. Процесс прохождения входит в монотонный ритм: одна сюжетная миссия, две сторонних; одна сюжетная, две сторонних. Такая прямолинейность sandbox-игре не к лицу.

Stillwater по размерам примерно такой же, как Либерти-Сити из последней GTA: не слишком большой, но густонаселенный. В смысле детализации он проигрывает городу GTA 4, уровень архитектуры здесь почти не изменился со времен первой части. Зато отличными получились вода и небо. В рассекающей районы реке плещутся очень правдоподобные, объемные волны, по небу живо бегут заслоняющие друг друга облака. Превосходно оформлен дождь — летящие с неба капли нисколько не отличаются от своих аналогов из других игр, зато из-под шин во время езды по мокрой дороге энергично летят брызги, это усиливает чувство скорости.

Stillwater — вполне достоверная песочница: люди заняты своими делами (общаются друг с другом, разговаривают по мобильным телефонам), а не просто слоняются по улицам, достают зонтики во время дождя и в ужасе разбегаются при виде беспорядков.

Но аккуратная модель общества неизбежно рассыпается, как только в дело вступает сам игрок. Хаос, который так или иначе возникает во время прохождения, напрочь убивает социальный элемент: сложно разглядеть, как полигональные человечки взаимодействуют друг с другом, если они ежесекундно разлетаются в череде взрывов.

Также губительно действует на достоверность происходящего управление автомобилем. По сравнению с первой частью прогресс очевиден: там физическая модель не сильно отличалась от монохромных «гоночек» в постсоветской « Электронике » — ваш железный лось уверенно шел вперед, изредка врезаясь в фонарные столбы. Теперь чувство веса прибавилось, но до GTA 4 все же далеко. Любая легковушка по-прежнему может нестись сквозь город, сметая все на своем пути, словно это Hellbender из Unreal Tournament.

В общем, целостность и правдоподобность игрового мира удовлетворительные. Глупо было бы утверждать, что в такой игре они не слишком важны, даже несмотря на то, что акцент явно сделан на непрерывный экшен.

Перестрелки остались на примитивном уровне, игрок может разве что прикрываться живыми щитами. В игровых ситуациях, которые мы давно привыкли решать спрятавшись за укрытием, оставляется только дико носиться по помещениям, паля во все стороны.

Зато отличными вышли драки. Система не такая комплексная, как в GTA 4, но это, пожалуй, только пошло игре на пользу. Ближний бой прост в освоении и зрелищен: стоит три раза повторить один удар — и герой завершает комбинацию эффектным «фаталити» (например, с прыжка бьет кулаком в челюсть). Камера выбирает драматические ракурсы, можно колотить врагов разными «подручными» предметами (светофорами, водяными колонками), ситуации часто располагают к тому, чтобы устроить потасовку, предусмотрены различные стили боя. Определенно, драки — одна из самых удачных находок Saints Row 2.

Чтобы подтолкнуть игрока к запланированным бесчинствам, разработчики используют простую, но действенную систему бонусов вроде той, что была в The Club. Чем больше «полезных действий» совершает игрок, тем скорее растет шкала уважения (в зачет идут самые разные происшествия: трюки, порча имущества, убийства членов вражеских группировок и так далее). Дополнительные бонусы зачисляются, если в гардеробе героя много фиолетовых вещей (национальный цвет банды) и за стильное оформление жилища (главный инструмент декорирования — шест для стриптизерш).

Разложив перед игроком подарки, Volition мягко подталкивают его к самой сути геймплея — беспределу. Любая миссия, сторонняя или сюжетная, обязательно подразумевает что-то глупое и гиперболизированное. По сути, здесь есть все то же самое, что и в любом GTA-клоне, только доведенное до абсурда. Первая стычка с вражеской бандой — в вас уже летят ракеты; погоня — все вокруг обязательно взрывается; миссия в здании — не протолкнуться от толп врагов.

С одной стороны, все это несколько навязчиво — каждой своей миссией Volition как будто говорят: « И вот только попробуйте упрекнуть, что так уже было в GTA! » С другой — все это тянет на цельную художественную позицию. Четко расставлены акценты: из-под машин в жарких погонях летят искры, автомобили взрываются после нескольких попаданий из пистолета, разработчики регулярно дают «бесплатно» попользоваться самым крутым обмундированием, отключая счетчик патронов.

Взрывы машин и вправду впечатляющие. Всякий раз из них вылетают тела врагов — представьте, что будет, когда на воздух взлетит полный четырехместный седан. А теперь добавьте сюда тот факт, что аналогичный взрыв в Saints Row 2 случается в среднем раз в секунду.

* * *

При этом здесь, точно как и в первом Saints Row, нашлось место нескольким превосходным геймдизайнерским находкам. Знакомую систему GPS-навигации (когда на мини-карте прокладывается точный путь до цели) логично дополнили нюансом — система запоминает места, где можно срезать путь. Стоит однажды найти такой ход, и он окажется навсегда занесен в систему. Другая замечательная идея — круиз-контроль. Включив его, вы будете ехать с постоянной скоростью, не нажимая кнопку «вперед». По правде говоря, Saints Row 2 такая опция абсолютно не нужна, а вот играм, где за превышение скорости штрафуют, она необходима ( 2K Czech , это мы вам!).

Volition — хорошая, талантливая студия, но, к сожалению, она ограничена форматом. Volition явно способна на большее (см. грядущий Red Faction: Guerilla ), чем на сложноустроенный симулятор американского гопника. Язык не поворачивается назвать Saints Row 2 еще одним клоном — это яркая, изобретательная и разнообразная игра, которой недостает всего того, что мы с вами получим буквально через месяц. Рассматривайте ее как аперитив — основное блюдо подадут Rockstar в ноябре.

P.S. К сожалению, данный текст написан по результатам общения со специальной защищенной версией игры, не предусматривавшей возможности снимать скриншоты. Поэтому кадры, которые вы видите вокруг, предоставлены нам западным издателем, THQ. В жизни Saints Row 2 выглядит точно так же, за минусом драматических ракурсов.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 7

Графика: 7

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 7

Дождались : Идиотизм в большом городе. Вместо копошащегося муравейника GTA 4 — цистерна фекалий и возможность ударить голого мужчину в пах ногой.

Рейтинг «Мании»: 7,0 «Хорошо»

Группировки

3rd Street Saints

Типичная районная группировка — сборище гопников. На вопрос, почему цвет банды — фиолетовый, арт-директор Volition дал безапелляционный ответ: « Потому что так было в первой части » (сам он взял на себя руководство дизайном лишь при работе над сиквелом). Можно предположить, что просто потому, что зеленый уже был занят в GTA: San Andreas.

Ронины

Местные якудза. На вид — нечто среднее между японцами-стритрейсерами из первого « Форсажа » и Умой Турман из « Убить Билла ». Обожают быстрые машины (в игре нет лицензированных моделей, но здесь явный намек на старый Mitsubishi Lancer Evo), гоняют на мотоциклах в кожаных куртках, с катаной за спиной. Знают кун-фу. Ронинами зовутся за преданность своему главарю.

Сыновья Самеди

Самеди — вудуистский дух смерти и покровитель мира мертвых, персонаж гаитянской мифологии. Оттуда же, с Гаити, приехали замечательные ребята, прозвавшие себя детьми этого демона. Постоянно одурманенные, они носят растаманские шапки, торгуют наркотиками и не гнушаются никакими грязными методами. Местный диджей — большой поклонник этой банды.

Братство

Отборные отбросы общества. Ведомые свирепым амбалом Маеро, члены братства отрицают всякий закон, любят пирсинг, татуировки и большие машины; обитают в пещерах. Поскольку вникать в тонкости отмывания денег и шантажа для них слишком утомительно, на жизнь зарабатывают исключительно дерзкими налетами. Их символ — голова пумы; красный цвет — знак ярости.

Пачку на прокачку

Как говорят в Volition, к игре можно отнестись серьезно и создать персонажа, с которым приятно себя ассоциировать, а можно вылепить абсурдного клоуна. Ниже — примеры реализации обоих подходов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь